Components of national security of the Russian Federation — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Components of national security of the Russian Federation

2022-11-24 27
Components of national security of the Russian Federation 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

In article the main components defining national security of Russia are considered. As the most important of them the author calls military, economic, information and social security. In work the short characteristic of each of the presented components is given, their importance comes to light, the conclusion that the system effectiveness of national security is shown in total these components is drawn.

Keywords: national security, military safety, economic security, information security, social safety.

 

SVISTUNOV Dmitriy Evgenievich – Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

 

 


 

 

УДК  342.55

Понятие и признаки муниципального правового акта

Степанова Анастасия Юрьевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский
государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В статье анализируется понятие термина «муниципальный правовой акт», история его возникновения и развития, раскрываются признаки муниципального правового акта.

Ключевые слова:   муниципальный правовой акт, признаки муниципального правового акта.

 

 


Муниципальная власть по своей природе, в отличие от государственной, наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана [3, с. 9].
Более того, по мнению Д. С. Михеева, главным субъектом местного самоуправления являются граждане, население муниципального образования, а органы местного самоуправления – лишь инструмент самого населения в решении им повседневных проблем, вопросов местного значения [4, с. 29]. Эти обстоятельства получили отражение и в муниципальном правотворчестве, особенностью которого является возможность не только органов местного самоуправления принимать муниципальные правовые акты, но и населения – на местном референдуме (сходе) граждан. Причем исследователями отмечается отчетливая современная тенденция к созданию правовых условий для вовлечения населения в решение местных проблем [5, с. 21]. С этих позиций и следует подойти к рассмотрению вопроса о муниципальных правовых актах.

Термин «правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» впервые был использован в ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10], однако содержания указанного термина закон не раскрывал, несмотря на наличие в нем статьи, посвященной основным понятиям и терминам. В этом законе впервые было дано легальное определение муниципального правового акта [8].

Первоначально муниципальный правовой акт понимался как решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Но с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» [9] в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона были внесены изменения, в том числе в части содержания термина «муниципальный правовой акт».

Почти десять лет под муниципальным правовым актом понимают решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Как видно из формулировок, решения, принятые непосредственно населением, и решения, принятые органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, оказались разграничены по содержанию вопросов, которые регулируют указанные муниципальные правовые акты: население может принимать решения только в части вопросов местного значения, в то время как органы местного самоуправления и (или) должностные лица местного самоуправления могут принимать решения и по иным вопросам, не относящимся к местному самоуправлению непосредственно.

Исходя из текста ч. 1 ст. 2, а также ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которых говорится об определенных признаках муниципального правового акта и его месте в системе правовых актов РФ, можно выделить следующие признаки муниципального правового акта:

1) это письменный юридический документ, имеющий все необходимые реквизиты;

2) принимается по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления;

3) принимается специальным субъектом (населением определенного муниципального образования либо органом или должностным лицом местного самоуправления);

4) действует на территории конкретного муниципального образования;

5) имеет подзаконный характер, поскольку не должен противоречить федеральному и региональному законодательству;

6) является обязательным для исполнения;

7) может быть нормативным и иметь общеобязательный характер либо индивидуальным, персонифицированным.

Также следует добавить, что муниципальные правовые акты образуют иерархическую систему согласно ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и могут регулировать отношения в различных сферах жизни общества, тем самым имея комплексный характер. При этом они так или иначе выражают интересы населения определенного муниципального образования и учитывают культурно-исторические, местные традиции.

Иные, не менее важные признаки выделяют в научной литературе:

1) соблюдение процедуры принятия муниципального правового акта и его надлежащего оформления [7, с. 312];

2) способы принятия муниципального правового акта (непосредственно населением либо органом или должностным лицом местного самоуправления) [1].

Специфическими признаками муниципального правового акта, отличающими его от иных правовых актов, исходящих от государственных органов и должностных лиц, являются:

1) ограниченная территория действия;

2) перечень вопросов, по которым он может быть принят;

3) влияние местных исторических и культурных традиций.

Основываясь на признаках, указанных в тексте ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ученые-правоведы отмечают разделение муниципальных правовых актов на нормативные и индивидуальные, а также по способу принятия: на решения, принятые непосредственно населением, и решения, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления.

Н. В. Вантеева отмечает, что понятие термина «муниципальный правовой акт» требует внесения изменений, поскольку муниципальные нормативные правовые акты могут не только устанавливать или изменять общеобязательные правила, но и отменять предписания норм права, а также содержать толкование норм права. Она предлагает свою формулировку, которая разделяет муниципальные правовые акты на решения нормативного и индивидуального характера: «направленные на установление, изменение или отмену нормативных правовых предписаний, их толкование либо имеющие индивидуальный характер» [2, с. 63]. Данное решение представляется обоснованным и логичным, так как при такой редакции определения термина «муниципальный правовой акт» разделение муниципальных правовых актов на нормативные и индивидуальные будет соответствовать требованиям теории права.

Таким образом, муниципальный правовой акт отличается от других правовых актов, регулирующих муниципальные правоотношения, поскольку обладает собственными признаками: ограниченная территория действия, специальный субъект муниципального правотворчества, круг регулируемых им вопросов, а также влияние местных исторических и культурных традиций.

Определение термина «муниципальный правовой акт» подвергается определенной критике со стороны российских ученых, которые предлагают внести изменения для более точного уяснения смысла данного термина.

Д. С. Михеев справедливо полагает, что важным проявлением муниципальной власти в муниципальном правотворчестве выступает возможность граждан высказать свое мнение по волнующим местным проблемам, а неотъемлемым условием работы органов местного самоуправления – учесть их мнение [6, с. 70].

 

 

Литература

1. Беликов П. П. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л. П. Жуковской [Электронный ресурс]. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Вантеева Н. В. Система муниципальных правовых актов: дефекты законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 60–63.

3. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Формы взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 1 (23).
С. 9–11.

4. Михеев Д. С. О проблемах взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 29–30.

5. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 17–22.

6. Михеев Д. С. Принцип гласности местного самоуправления: теоретический ракурс // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 69–72.

7. Постовой Н. В. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н. В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.

8. Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

9. Федеральный закон от 27 дек. 2009 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6441.

10. Федеральный закон от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506 (утратил силу).


 

CONCEPT AND SIGNS OF THE MUNICIPAL LEGAL ACT

The article analyzes the concept of the term «municipal legal act», the history of its emergence and development, reveals the signs of a municipal legal act.

Key words: municipal legal act, signs of a municipal legal act.

 

STEPANOVA Anastasia Yurievna – Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

 



ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

 

 

УДК 351.74

«Круглой стол»
в редакции журнала «Аргументы»
«Национальный фактор в деятельности органов советской милиции» *


24 ноября 2017 года в редакции журнала «Аргументы» состоялся круглый стол по теме «Национальный фактор в деятельности органов советской милиции». Организаторами мероприятия, призванного обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы, выступили преподаватели кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». В мероприятии приняли участие около 15 человек – члены редколлегии, сотрудники УМВД по г. Йошкар-Оле, ветераны МВД РМЭ, члены Общественного совета при МВД по РМЭ, УМВД по г. Йошкар-Оле, УМВД по г. Чебоксары. [2]

И. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права, доктор юридических наук, профессор В. А. Иванов в докладе «Многонациональность как важнейший фактор, определяющий характер деятельности советской милиции» указал на большое научное и практическое значение темы, заявленной для обсуждения на круглом столе. По мнению докладчика, исследование влияния национального фактора на деятельность советской милиции имеет как научное, так и практическое значение. Его актуальность обнаруживает себя в двух аспектах. Первый состоит в особом месте, которое занимала советская милиция как система государственных органов исполнительной власти в советском государстве. Она создавалась как орган диктатуры пролетариата, – значимый инструмент политической власти, – предназначенный для защиты революции, поддержание общественного порядка и стабильности в стране, области, регионе. Ее строительство и деятельность есть реализация четко определенных и оформленных политических установок, политических решений, политических действий. Важнейшим признаком советской милиции стал ее многонациональный характер, а сферой деятельности – многонациональное, поликонфессиональное общество.

Эту же мысль продолжил в своем выступлении Председатель Общественного совета Управления МВД по г. Йошкар-Оле, полковник в отставке Новоселов А. В. в своем докладе. Он отметил, что советская милиция за годы своего существования накопила немалый опыт работы как положительного, так и негативного характера в самых разных областях, включая сферу реализации национальной политики. Особую актуальность данным вопросам придает необходимость учета этого опыта в строительстве органов полиции. Глубокое и непредвзятое изучение роли и места национального фактора в организации и деятельности советской милиции является необходимой основой исторической науки, на базе которой возможно целостное осмысление ее проблем.

В докладе кандидата исторических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Бояринцевой И. А. «История формирования и деятельности национальных кадров Рабоче-Крестьянской милиции в 1917–1920 годы» был представлен анализ правовой базы деятельности милиции в Марийском крае. Докладчик отметила, что сложный процесс формирования и развития советской милиции начался сразу же после Октября 1917 года, был принят ряд правовых актов, которые составили правовую основу национальной политики в органах милиции. 2 ноября 1917 года СНК РСФСР принял Декларацию прав народов России, которая провозгласила полное раскрепощение народов от национального гнета. В ней были сформулированы основные принципы политики Советской власти в национальном строительстве: а) равноправие и суверенность народов России; б) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; в) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; г) свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России. Эти принципы были закреплены в первой Советской Конституции 1918 года (раздел II, гл. V, ст. 22). С первых дней существования Советской власти большое значение стало придаваться формированию милицейских подразделений национальных республик преимущественно из числа лиц, знающих язык, быт, нравы и обычаи своего народа, пользующихся его доверием. Уже в январе-феврале 1918 года Царевококшайский Совет потребовал пропорционального представления марийцев в органах милиции. В местах компактного проживания марийцев милиционеры из-за незнания их языка нередко стали отстранятся от занимаемой должности, переводиться на другие участки работы. Одновременно принимались меры по привлечению в милицию женщин-мариек, что, кстати, не дало особых результатов. Процесс привлечения национальных кадров во властные структуры, получивший название коренизации, стал развиваться особенно активно после X съезда РКП(б), на котором была принята резолюция «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Принятый документ нацеливал на ликвидацию фактического неравенства отсталых народов, оказание им помощи в развитии и укреплении советской государственности в формах, соответствующих их национально-бытовым особенностям и действующих на родном языке, создание широкой учебной сети для подготовки национальных кадров

В заключении выступил председатель Совета ветеранов УМВД по г. Йошкар-Оле, подполковник в отставке Красиков А. М. Он поделился воспоминаниями о обострении национального фактора со второй половины 1980-х годов. «Именно этот период потребовал более деликатного и продуманного отношения к комплектованию милиции с точки зрения ее национального состава. За годы Советской власти в союзных и автономных республиках доля сотрудников коренной национальности заметно выросла. В Марийской АССР рост составил более 16 % – с 25 % в 1925 г. до 41,7 % в 1988 г. Дифференциация национальностей по относительной численности людей, занимавших влиятельные места в правоохранительных органах, а также ключевые позиции в политике, экономике, культуре, определявшие основные направления развития республики, являлась достаточно значимой. Тем более, что в период подъема этнического самосознания, этнической мобилизации и консолидации, а также осложнения межнациональных отношений в стране в конце 1980-х и 1990-е гг. подобные перекосы становились особо чувствительными. Поэтому сентябрьский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС обязал ЦК компартий республик, обкомы, крайкомы, все партийные организации принять исчерпывающие меры, направленные на гармонизацию межнациональных отношений. После Пленума ЦК оживилось обсуждение этих вопросов, были приняты добротные документы. Однако существенного влияния на комплектование личного состава милиции республики они не оказали. С конца 1980-х годов, по признанию министерства, «заметно возрос интерес сотрудников к проблемам межнациональных отношений». Поэтому в документах МВД республики в 1993 году органам внутренних дел предписывалось проявлять больше осторожности, такта при формировании кадрового состава, не забывать национальную его составляющую. Особое внимание придавалось сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия в регионе».


 

 

Иванов В. А., д-р юрид. наук, профессор МарГУ

Бояринцева И. А., канд. ист. наук, доцент МарГУ

 


[1] Деятельность конгрессов ООН регламентируется резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС, правилами процедуры Конгресса, проводятся каждые 5 лет, начиная с 1955 года. К несомненным заслугам конгрессов следует отнести разработку и принятие решений и рекомендаций, которые хоть и носят рекомендательный характер, но имеют большое значение для укрепления и расширения международного сотрудничества государств в борьбе с транснациональной преступностью, содействуют обмену опытом борьбы с конкретными видами деятельности преступных организаций, способствуют разработке новых международных соглашений и их унификации в этой сфере. Они оказали значительное влияние на предупреждение преступности и уголовное правосудие на международном уровне, а также на политику и профессиональную практику на национальном уровне. Являясь всемирным форумом, Конгресс дает возможность обмена информацией и передовым опытом между государствами и специалистами в этой области. Главная цель Конгрессов – стимулирование эффективной политики в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия по всему миру.

* Публикация выполнена по Гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых № 14.Z56.18.949-МК.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 17-11-12005.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.