Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка

2022-11-24 60
Значение советской системы дошкольного воспитания и ее оценка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Советская система дошкольного воспитания имела несомненные и очень важные достижения. Одно из них — общедоступность образования для всех слоев населения. По широте охвата и по объему предоставляемых услуг данная система не имеет себе равных в мире. Ни одно государство не могло позволить себе столь масштабных вложений в дошкольное воспитание.

По своему интеллектуальному развитию подавляющее большинство советских детей находились на достаточно высоком уровне по сравнению с их ровесниками из многих западных стран. Объем знаний и умений, предусмотренных государственной программой дошкольного воспитания в СССР, значительно превосходил соответствующие требования в других странах. Сложность и объем знаний в советской программе дошкольного воспитания больше соответсововали программам обучения в начальной школе, принятым в странах Западной Европы. К тому же советская программа была построена с учетом возрастных особенностей детей и ориентирована на их всестороннее развитие. Обязательность выполнения программы служила гарантией того, что каждый ребенок получил определенный объем педагогических воздействий, что, несомненно, повышало общий уровень образования и познавательного развития детей и обеспечивало хорошую подготовку к школьному обучению.

В то же время советская система дошкольного воспитания имеет ряд существенных недостатков. Пожалуй, главный из них — это тотальная регламентация деятельности детского сада и игнорирование индивидуальности, как детей, так и воспитателей. Фактически весь воспитательный процесс был ориентирован на формирование у детей заданных государством идеологических установок и определенного набора знаний, умений и навыков. Чрезмерная заорганизованность и регламентированность жизни детей и взрослых наносили существенный ущерб эмоциональному благополучию ребенка, мешали развитию его любознательности, проявлению творческой активности и воображения. Такая система не оставляла свободы и для проявления инициативы воспитателя: задача дошкольного педагога сводилась к соблюдению режима и проведению занятий, предписанных программой. И дети, и взрослые становились как бы элементами государственной программы и должны были работать на ее реализацию. Вся педагогическая система была построена по принципу руководства и подчинения: воспитатели руководствовались требованиями программы и вышестоящих лиц, а сами, в свою очередь, руководили деятельностью детей. Такая авторитарная педагогика мешала развитию свободной личности, не давала проявить творческий подход к процессу воспитания.

Школа рассматривалась как более важная ступень в образовании, а потому задачей детского сада было формирование готовности к школьному обучению. При этом школьный тип обучения постепенно переносился на детей дошкольного возраста, что, по мнению авторов программы, лучше помогало готовить детей к усвоению знаний на уроках в школе. Однако при таком подходе явно не учитывалась специфика дошкольного возраста как очень важного периода для дальнейшего развития личности. А ведь именно в этом возрасте складываются наиболее фундаментальные и общие способности человека (воображение, произвольность, нравственные инстанции, отношение со сверстниками, познавательная активность и др.).

Высокие результаты советской системы дошкольного воспитания объясняются как раз тем, что в нашей стране всегда были и продолжают работать высококвалифицированные и творчески одаренные дошкольные педагоги, несмотря на низкую оплату труда и низкий социальный престиж дошкольного работника, любят свою работу и отдают ей всю жизнь.

Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование»

. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)

 

22вопрос. Нормативно-правовая база, обеспечивающая систему современного дошкольного образования.

Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления – это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения. 

Нормативно-правовую базу ДОУ составляют:

1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации; 

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующих вопросы документационного обеспечения управления на федеральном уровне; 

3. Государственная система документационного обеспечения управления;

4. Правовые акты органов правительственной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующих вопросы ДОУ; 

5. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций; 

6. Государственные стандарты и документацию;

7. Унифицированные системы документации; 

8. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; 

9. Нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ; 

10. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

 

23 вопрос. Комплексные и специализированные образовательные программы для детей дошкольного возраста.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Программа «Здоровье» Автор В. Г. Алямовская.

Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством соб­ственного достоинства.

Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:

1. Обеспечение психологического благополучия («Комфорт»).

2. Охрана и укрепление здоровья детей («Труппы здоровья»).

3. Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).

4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям («Этикет», «Личность»).Программы познавательного развития дошкольников

Программа «Дошкольник и... экономика» Автор А. Д. Шатова.

Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного i возраста и направлена на то, чтобы ребенок мог: •

научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); •

уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабаты­вать деньги;

• осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь по­нятий «труд - продукт — деньги»,

то, что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;

• способствовать формированию таких качеств, как бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.

Программа основана на комплексном подходе к развитию лично­сти дошкольника, предусматривает связь этического, трудового и эко­номического воспитания.

Программа состоит из четырех разделов: труд — продукт; деньги, цена (стоимость); реклама; полезные навыки и при­вычки в быту.

 

Здесь посмотрите те программы, которые отвечали ребята!!!

 

24 вопрос. Структура и содержание образовательной программы.

 Образовательная программа – это некий программный документ, определяющий содержание образования, разработанный и утвержденный самим образовательным учреждением на основе либо примерной образовательной программы либо государственного образовательного стандарта. Государственный образовательный стандарт при этом первичен.

Характеристические признаки понятия «образовательная программа»:

Образовательные программы реализуются (ст.5 и др.).

Бывает обязательный минимум содержания образовательных программ (ст.7) и он устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ст.9).

Образовательные программы могут реализоваться для разных категорий обучающихся, например для обучающихся с отклонениями в развитии (ст.7).

Совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различного уровня и направленности является элементом системы образования (ст.8).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности (ст.9).

Образовательные программы бывают: общеобразовательные (основные и дополнительные)и профессиональные (основные и дополнительные) (ст.9).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (ст.9).

Бывают программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и другие (ст.9).

Образовательные программы осваиваются (ст.9).

Образовательные программы осваиваются в течение определенного срока. Бывают нормативные сроки освоения основных образовательных программ (ст.9).

Образовательные программы осваиваются в разных формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната (ст.10).

Образовательная программа осваивается гражданами (ст.16).

Одно и то же образовательное учреждение может реализовывать несколько разных образовательных программ (ст.12).

Реализовывать образовательную программу – значит осуществлять образовательный процесс (ст.12).

Образовательная программа характеризуется уровнем и направленностью (ст.12).

Образовательные программы бывают разных видов (ст.13, при этом что такое вид – не расшифровывается).

Уровень образовательной программы определяет ступень обучения (ст.14).

Образовательная программа определяет содержание образования в конкретном образовательном учреждении (ст.14).

Образовательная программа разрабатывается, принимается и реализуется самим образовательным учреждением самостоятельно (ст.14).

Бывают примерные образовательные программы, они разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта государственными органами управления образованием (ст.14).

Бывают дополнительные образовательные программы, а бывают и дополнительные образовательные услуги (ст.14).

Образовательная программа определяет статус образовательного учреждения (ст.14).

Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения (ст.15).

Бывают образовательные программы, а бывают и программы курсов, дисциплин (ст.15).

Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников (ст.15).

Образовательные программы разного уровня реализуются в образовательных учреждениях различного типа (ст.17).

Образовательные программы бывают преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей (ст.17).

Бывает программа учебного года и учащиеся ее могут не усвоить (ст.17).

Если обучающийся не освоит образовательную программу предыдущего уровня, то он не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст.17).

Бывают следующие уровни образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст.18).

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Они реализуются либо в соответствующих образовательных учреждениях, либо посредством индивидуальной педагогической деятельности (ст.26).

Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения (ст.32).

Бывает реализация образовательных программ не в полном объеме и не в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. За это образовательное учреждение несет ответственность (ст.32).

Уровень реализуемых образовательных программ подтверждается свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения (ст.33).

Если образовательные учреждения реализуют образовательные программы одного уровня, то учащиеся могут переводиться из одного учреждения в другое при определенных условиях (ст.50).

25 вопрос. Системы дошкольного образования за рубежом.

Это все детские сады, которые ребята рассказывали. У всех это есть в тетради, посмотрите.

26 вопрос. Актуальные проблемы дошкольного образования.

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему — семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятномусоциогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение — то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.