Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания

2022-11-24 42
Педагогические принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, и это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача «раскрепощения женщины» стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной, как в общественном производстве, так и в общественной жизни.

Другой и главной задачей данной системы была задача всестороннего развития и коммунистического воспитания детей с первых лет жизни. Для реализации этих задач в Советском Союзе была создана уникальная сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание).

Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т. д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом воспитания в данной системе являлась «идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания». Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики.

Решающую роль в развитии ребенка советская педагогика придавала целенаправленному обучению и воспитанию. Педагогический опыт и специальные исследования советских педагогов убедительно показали, что развитие ребенка происходит не путем вызревания его врожденных задатков, а зависит в первую очередь от условий воспитания — от его содержания, форм и методов. Создавая определенные условия и организуя обучение и воспитание детей, можно целенаправленно влиять на развитие ребенка и управлять им.

В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания.

Принцип советской дошколь ной педагогики — принцип деятельности. Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.

Следующий принцип — единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов. Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.

Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному, от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.

Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.

 

Содержание типовой программы советской системы дошкольного воспитания в детском саду

Общей целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Предусматривалось пять основных направлений дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Каждое из этих направлений имело свои задачи и методы их решения.

Задачами физического воспитания были охрана и укрепление здоровья детей, а также воспитание интереса к доступным ребенку видам двигательной деятельности. Для реализации этих задач создавались благоприятные санитарно-гигиенические условия (полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры и т. д.) и проводился постоянный медико-педагогический контроль.

Программа умственного воспитания была направлена на развитие познавательных способностей детей (внимания, памяти, мышления, воображения) и на формирование некоторых навыков умственной деятельности — умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи. Основной формой умственного воспитания были обучающие занятия, которые воспитатель проводил со всей группой дошкольников. Программа умственного воспитания содержала три главных направления, которые представляли собой своего рода предметы обучения дошкольников:

1. Знакомство с окружающим.

2. Развитие речи.

3. Развитие элементарных математических представлений.

Каждое из этих направлений состояло из разделов, определявших тематику конкретных занятий.

Все это не только обогащало дошкольников новыми знаниями, но и способствовало их умственному развитию.

Умственное воспитание детей в детских садах осуществлялось на разнообразных обучающих занятиях, содержание которых жестко фиксировалось программой. Четко обозначены также были и результаты обучения — что должен знать и уметь ребенок каждого возраста в каждом квартале. Перечень требований к ребенку тоже был определен программой. Причем все эти требования были обязательными и носили директивный характер.

Нравственное воспитание дошкольников практически не представлено в тексте программы. Главными задачами нравственного воспитания называются формирование любви к Родине, воспитание дружбы между детьми разных национальностей, воспитание уважения к старшим, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей, формирование умений дружно играть, справедливо оценивать свои поступки и поступки других. Отмечается лишь, что самостоятельная игровая деятельность детей способствует воспитанию нравственных качеств (коллективизма, товарищества, доброжелательности и др.).

Большое место в формировании личности ребенка программа отводила трудовому воспитанию, которое предлагалось осуществлять двумя путями: ознакомление детей с трудом взрослых и посильное участие самих детей в трудовой деятельности. Рассказывая о труде взрослых на занятиях по ознакомлению с явлениями общественной жизни, воспитатель должен был подчеркивать общественный характер труда. В качестве самостоятельного труда дети должны были овладеть навыками самообслуживания, навыками хозяйственно-бытового труда (дежурство по столовой, уборка помещений и т. д.), научиться работать в уголке живой природы, на участке и пр.

Эстетическое воспитание детей составляло важную часть программы. Предусматривалось знакомить детей с разными видами искусства, воспитывать любовь к прекрасному, развивать воображение и чувства. Эстетическое воспитание дошкольников осуществлялось преимущественно на занятиях по изобразительному искусству и на музыкальных занятиях.

На занятиях по изобразительному искусству дети знакомились с народным декоративным творчеством и с произведениями живописи, список которых определялся программой для каждой возрастной группы. Однако главное внимание уделялось обучению детей навыкам самостоятельной изобразительной деятельности — рисованию, лепке, аппликации.

Музыкальные занятия дошкольников должны были знакомить детей с разными музыкальными жанрами (марш, танец, песня и др.), учить детей понимать чувства и настроения, выраженные в эмоциональной стихии музыки, а также развивать музыкальный слух детей. Однако главное внимание на музыкальных занятиях уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений. Музыкальный репертуар для слушания, пения и танцев также определялся программой для каждой возрастной группы и каждого квартала года.

Важную часть эстетического воспитания составляли общенародные праздники, количество и содержание которых также жестко фиксировалось: 7 Ноября, 1 Мая, День Победы, 8 Марта, День Советской Армии и Новый год. Для каждого праздника детским садам предлагался единый сценарий, который обязательно включал выступления детей: стихи, песни, инсценировки, танцы.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.