Гипервентиляция и гиповентиляция — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Гипервентиляция и гиповентиляция

2022-10-10 26
Гипервентиляция и гиповентиляция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Помимо практики кумбхаки, существуют и другие техники пранаямы, изменяющие уровни углекислого газа в крови. Для этого могут использоваться два основных подхода. Первый из них — это гипервентиляция, которая представляет собой не­нормально продолжительное, глубокое и быстрое дыхание, не­редко с частотой более 150 вздохов в минуту. Второй подход, гиповентиляцию, описывают как ненормально уменьшенное или медленное дыхание, иногда с частотой менее пяти вдохов в минуту. Это очень широкие определения, однако такие прак­тики, как бхастрика и капалабхати можно считать методами гипервентиляции, тогда какудджайи, шитали.и шиткари мож­но отнести к методам гиповентиляции, хотя все техники пра­наямы изменяют нормальную частоту дыхания.

В широком смысле техники гипервентиляции относятся к категории активирующих форм пранаямы. Быстрое и глубокое дыхание усиливает вентиляцию альвеол и стимулирует кровоток в верхушках легких и в тех областях, где кровообращение может быть вялым или даже застойным, что оказывает стиму­лирующее действие на все тело. Оно обусловлено быстрыми мышечными усилиями и повышенной скоростью обмена ве­ществ во всех частях тела. Кроме того считается, что эти техни­ки оказывают очищающее и согревающее действие на тело и ум.

Техники гиповентиляции относятся к общеуспокаивающим формам пранаямы, и их действие более или менее противопо­ложно гипервентиляции. Уровни углекислого газа могут быть слегка повышены, хотя уровни кислорода остаются нормаль­ными. Эти техники снижают скорость обмена веществ, а также частоту волновой биоэлектрической активности мозга, что ве­дет к расслабленным медитативным состояниям. Физические и умственные состояния, которые вызывают как гипервенти­ляция, так и гиповентиляция, обусловлены не только измене­ниями уровней кислорода и углекислого газа. В общий эффект вносят вклад действие пранаямы на дыхательные центры моз­га, движение диафрагмы, реакция сердца и многие другие фак­торы.

Такова современная физиологическая точка зрения. Однако существует и древний физиологический подход, в котором те­ло и ум рассматриваются по-разному — этот подход более эм­пирический и интуитивный. Он говорит о пране, кошах, чакрах, нади, читте и т. п., что будет объясняться в следующей гла­ве.

 

Пять Кош

 

Космическая прана, или махапрана - это необходимая энергия жизни и всего сущего. Она представляет собой жизненную силу, присутствующую во всех существах, разум­ных или неразумных. Космическая прана наполняет все формы жизни, хотя каждая из них может выглядеть отдельной сущностью или принимать разную форму. Точно так же, как белый свет излучает различные цвета спектра, проходя через материю меняющейся плотности, космическая прана прини­мает разные формы, когда проходит через разные плотности материи и жизни. Проявление праны зависит от частоты виб­раций тела, которое она пронизывает.

Согласно йоге, считается, что человеческие существа имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют пата коша, или пять оболочек: аннамайя коша (тело пищи), пранамайя коша (праническое тело), маномайя коша (ментальное тело), виджнянамайя коша (астральное или психическое тело), и анандамайя коша (тело блаженства).

Подобно тому, как генератор активизирует механизм, так и космическая прана представляет собой генератор, который уп­равляет этими оболочками. Космическая прана позволяет им выполнять свои функции даже когда мы спим, при отсутствии непрерывной сознательной осведомленности. У большинства людей сознательная осведомленность (или осознание) сущест­вует, в основном, на физическом плане. С помощью таких йогических и медитативных практик, как пранаяма и прана видья, можно развивать осознание более тонких состояний бы­тия.

 

Наше совокупное существо

 

Аннамайя коша или физическая оболочка тела называется те­лом пищи, поскольку она зависит от пищи, воды и воздуха, ко­торые представляют собой грубые формы праны. Однако в еще большей степени ее существование зависит от самой праны. В то время как без пищи можно обходиться до шести недель, без воды - около шести дней и без воздуха - шесть минут, в отсут­ствии праны жизнь мгновенно прекращается.

Пранамайя коша — это жизненная оболочка или праническое тело. В совокупности физическое и праническое тела обра­зуют основную структуру человека. Это иногда называют атмапури — градом души (атма означает «душа», а пури — «город»), поскольку через посредство этих тел, содержащих в себе более тонкие ментальное, астральное и каузальное тела, воз­можна самореализация. Поэтому, если человек хочет пробу­дить более глубокое осознание, ему следует как можно больше узнать об анатомии и физиологии физического и пранического тел, семи чакрах и девяти вратах (к которым относятся два гла­за, два уха, две ноздри, рот, задний проход и мочеиспускатель­ный канал).

Праническое тело имеет более тонкую природу, чем физи­ческое тело, которое оно пронизывает и поддерживает. Оно вливает энергию в каждую клетку физического тела. Однако ни праническое тело, ни физическое тело не могут существо­вать в отдельности. Праническое тело имеет примерно те же размер и форму, что и физическое тело. Подобно тому, как пра­ническое тело поддерживает и питает физическое тело, так его само поддерживают еще более тонкие маномайя, виджняна-майя и анандамайя коши.

Маномайя коша — ментальная оболочка — выполняет одно­временно много функций, и удерживает вместе две более гру­бые коши — аннамайя и пранамайя — в качестве единого цело­го. Она действует в качестве связного, передавая ощущения и опыт внешнего мира интуитивному телу, и влияния каузального и интуитивного тел - грубому телу. Ум способен достигать ве­личайшей быстроты. Мысль представляет собой высшее прояв­ление движения. Ум может двигаться вперед и назад во време­ни. Время не может быть преградой для ума, и во время медита­ции можно переживать, что время перестает существовать.

Виджнянамайя коша — астральная оболочка, или тело инту­иции, пронизывает маномайя кошу и обладает более тонкой природой, чем она. Когда эта оболочка пробуждается, человек начинает переживать жизнь на интуитивном уровне, видеть за просто проявлениями основополагающую реальность. Это ве­дет к мудрости.

Последняя и самая тонкая оболочка — это анандамайя ко­ша, или тело блаженства. Это каузальное или трансценден­тальное тело, местопребывание самой тонкой праны. Ананда­майя коша не поддается никакому определению.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.