Прана шакти (микрокосмическая энергия) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Прана шакти (микрокосмическая энергия)

2022-10-10 26
Прана шакти (микрокосмическая энергия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прана шакти также проявляется в виде шести главных цент­ров, или чакр (хранилищ праны), которые располагаются вдоль позвоночника. Самая нижняя чакра в контуре энергии - му­ладхара. Следующая чакра, свадхистхана, располагается на два пальца выше муладхары и соответствует крестцовому сплете­нию. Выше находится манипура, располагающаяся позади пупка и соответствующая солнечному сплетению. В области сердца в позвоночнике находится анахата чакра, которая свя­зана с сердечным сплетением. В середине шеи располагается вишуддхи чакра, соответствующая шейному сплетению. На верхушке спинного мозга, в продолговатом мозге, находится аджна чакра, которая связана с шишковидной железой в физи­ческом теле.

 

Кроме того, для управления функциями тела, прана шакти проявляется в пяти главных прана вайю: пране, апане, самане, удане и вьяне. В Упанишадах прана вайю также называется «дыханием». Вьяна — это «всепроникающее дыхание». Прана — это вдох, апана — выдох, самана — промежуток между ними, а удана - увеличение этого промежутка. Все вайю взаимозависи­мы и взаимосвязаны. В Чандогхъя Упанишаде спрашивается: «Что поддерживает твои тело и чувства и тебя самого (душу)? Прана. Что поддерживает прану? Апана. Что поддерживает апану? Вьяна. Что поддерживает вьяну? Самана». Эти пять главных движений праны порождают пять второстепенных, или упа праны. Они известны как курма, которая стимулирует моргание, крикара, порождающая голод, жажду, чихание и ка­шель, девадатта, вызывающая сон и зевание, нага, которая вызывает икоту и отрыжку, и дхананджайя, которая в течение короткого времени остается после смерти. Совместно эти де­сять пран управляют всеми процессами в человеческом теле.

 

Необходимость праны

 

Из пяти вайю две самые важные — это прана и апана. Прана представляет собой движущую силу, направленную внутрь, ко­торая, как утверждают, создает поле, движущееся вверх от пуп­ка к горлу. Апана — это движущая сила, направленная вовне, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вниз от пупка к анусу. И прана и апана движутся в теле сами по себе, однако ими можно управлять с помощью практик тантры и йо­ги. В Упанишадах говорится, что следует использовать метод, позволяющий обратить вспять противоположно направленные движущие силы праны и апаны, чтобы они объединялись с са-маной в пупочном центре. Результатом соединения этих сил становится пробуждение кундалини.

В тот момент, когда прана полностью покидает тело, созна­ние уходит, поскольку прана и сознание — это два полюса од­ного и того же источника — Я. В тексте Прашнопаншиада гово­рится: «Эта прана рождается от Я. Подобно тому, как человек отбрасывает тень, так и прана зиждется на Я...» (3:3). В момент смерти, когда дыхание прекращается, и прана уходит, сила, ко­торая поддерживала целостность тела, разрушается, а вместе с ней и само тело. Поэтому в тексте Брихадараньяка Упаншиада прана и дыхание сравниваются со связующей нитью: «Поисти­не, воздухом, как нитью, удерживаются целыми этот мир и все существа. Поэтому говорят, что когда человек умирает, его чле­ны ослабевают, поскольку их удерживает целыми дыхание, по­добное связующей нити». Пока сохраняется прана, тело не ум­рет.

От зачатия до четырех месяцев беременности зародыш су­ществует только за счет материнской праны. Он подобен опу­холи в теле матери. После четырех месяцев прана входит в за­родыш и начинается индивидуальная жизнь. Когда начинает двигаться каждая прана, активируются соответствующие теле­сные функции. Однако прана ребенка становится полностью независимой только когда он рождается и начинает дышать.

Без праны мы были бы разлагающимися трупами, не спо­собными видеть, слышать, двигаться и т. д. В тексте Прашнопа-нишада это иллюстрирует такая история: «Божества (тела) — это эфир, воздух, огонь, вода, земля, речь, ум, глаз и ухо. Видя свое величие, они похвалялись: "Мы правители тела, потому что мы - его опора". Но Прана, главная среди них, сказала: "Не заблуждайтесь. Это одна я, деля себя на пять частей, поддержи­ваю тело и сохраняю его целостность". Но другие божества бы­ли недоверчивы. Тогда Прана в припадке гнева вышла из тела, и все другие божества сразу обнаружили, что покидают его вместе с ней, а когда Прана вернулась, божества снова оказа­лись на своих прежних местах. Подобно тому, как пчелы поки­дают улей, когда его оставляет их матка, и возвращаются, когда она возвращается, точно так же ведут себя и божества. Удовле­творенные этим доказательством, божества воздали почести Пране».

 

Многомерная энергия

 

Прана, или ощутимое проявление высшего Я, течет в теле по Различным энергетическим проводящим путям, или матрицам. Три наиболее важных пути пранической энергии называ­ются ида нади, питала нади и сушумна нади. Они располагают­ся вдоль спинного мозга. Ида и пингала нади обвиваются во­круг сушумны в трех измерениях, подобно винтовой лестнице. Полное знание этих нади помогает пониманию свойственной человеку многомерной энергии, которую представляет собой прана.

Ида и пингала - это потоки заряженных ионов, способные оказывать влияние на течение праны. Ида нади представляет собой отрицательно заряженный поток праны, а пингала на­ди — положительно заряженный поток праны. Вследствие это­го происходящие между ними разряды могут влиять на все из­мерения сознания человека, который над ними медитирует. На самом деле некоторые ученые полагают, что психические цент­ры, или чакры, в теле — это ни что иное, как области мощной радиации, вызываемой локальными скоплениями праничес­кой энергии, которые испускают различные субатомные, или «элементарные» частицы.

Прану описывают как разновидность сложной многомер­ной энергии, состоящей из сочетания электрических, магнит­ных, электромагнитных, фотонных, термических, визуальных, и ментальных энергий. Пять главных подразделений праны, которые существуют в разных частях тела, имеют разные плот­ности ионных полей. Их можно визуализировать как кружа­щиеся облака разных цветов и оттенков. Эти облака праны мо­гут свободно увеличиваться или уменьшаться под влиянием или без влияния внешних факторов.

Наименее плотной праной является удана; затем идут пра­на, самана и апана. Вьяна, текущая по всему телу, имеет плот­ность, которая равна среднему значению плотностей всех дру­гих разновидностей праны. Различные цвета пранических или биоплазматических облаков обусловлены испусканием фото­нов при изменении уровней энергии электронов в результате переходя от более высоких к более низким частотам.

Таким образом, согласно некоторым ученым, прана имеет облакоподобную природу и обладает электромагнитной энергией. Это дает начало электромагнитному излучению, в кото­ром волны электрической и магнитной энергий располагаются под прямым углом друг к другу, образуя то, что выглядит как спираль. Эту структуру излучения видели, описывали и изоб­ражали мудрецы и ученые из всех частей света и разных эпох. Около четырех десятилетий назад она была сфотографирована с помощью процесса, который называется фотографией по ме­тоду супругов Кирлиан. Кроме того, психические целители чув­ствуют, что некоторая сила покидает их тело и передается па­циенту.

 

Пранамайя коша

 

Многие тысячелетия тому назад риши и визионеры говорили, что праны находятся не в грубом физическом теле, а в более очищенном и тонком теле, именуемом пранамайя коша или пранической оболочкой. Они описывали это тело как нечто, похожее на облако, постоянно бурлящее внутри. В зависимос­ти от того, что человек ест, что думает, от состояния его созна­ния во время медитации и от внешней среды облако имеет раз­ную окраску.

Согласно йоге, пранамайя коша образует тонкую сеть, по которой течет прана. Ее также называют праническим, эфир­ным, или биоплазменным телом. Считается, что это энергети­ческое тело имеет ту же форму, что и физическое тело. Однако с помощью определенных йогических техник сосредоточения и визуализации, особенно техники прана видья, практикующий может заставлять его расширяться и сокращаться. Если вос­приятие тонко настроено на праническое тело, можно увидеть тело света, в котором имеются тысячи тонких, похожих на про­волочки структур, проводящих шакти, или энергию. Эти струк­туры, похожие на проволочки - нади, или энергетические по­токи. В тексте Шива Самхита говорится, что всего в теле имеет­ся 350000 нади; согласно тексту Прапанчасара Тантра, их на­считывается 300000, а в тексте Горакша Сартака упоминаются 72000 нади. В субструктуре грубого тела имеются многие тыся­чи нади, и они распределяют сознание и прану ко всем атомам.

Праническое поле иногда называют пси-плазмой, посколь­ку его можно сравнить с физической плазмой (ионизирован­ным газом), которую изучает физика. Оно представляет собой облако заряженных частиц, на которое можно воздействовать изнутри - умом, и извне — электрическим, магнитным или электромагнитным полями.

Это представление приемлемо для многих представителей физики, метафизики и парапсихологии. Кроме того, его легко понять, учитывая взаимосвязанность пранической, умствен­ной, эмоциональной, духовной и физической энергий.* Изме­нение одной из этих энергий приводит к соответствующему изменению другой.

Более плотные из этих пранических облаков естественным образом тяготеют к областям меньшей плотности и притягива­ются ими. Таким образом, в праническом теле имеет место по­стоянная активность. Это перемешивание значительно уско­ряется под действием различных практик йоги, таких как пранаяма, мудры, бандхи, шаткармы хатха йоги и прана видья. Эти практики нередко заставляют различные пранические по­ля соединяться, что вызывает жар или холод в теле, а также го­ловокружение, интроверсию, увеличение аппетита, а иногда — тонкое восприятие цветов и звуков при практике сосредоточе­ния и отключения чувств (пратьяхара). Многие из этих видов опыта быстрее случаются в практике пранаямы, которая не редко оказывается чересчур мощной практикой для абсолют­ных новичков в йоге.

 

 

* Теория праны получает дополнительное подтверждение в современных исследованиях биофизики процессов дыхания, согласно которым биологиче­ские молекулы постоянно находятся в энергетически возбужденном состоянии благодаря взаимодействию с активными формами кислорода (АФК), которые представляют собой свободные радикалы. В частности обнаружено, что дыхание некоторых клеток (в частности, нервных клеток животных и человека) на 70% осуществляется за счет свободно-радикальных реакций, сопровождаю­щихся излучением света. Кроме того экспериментально показано, что живые существа не могут существовать в атмосфере, лишенной свободных радика­лов, и погибают от удушья. Один из исследователей биологической роли АФК В. Л. Воейков (Биологический факультет МГУ) считает, что без свободных ра­дикалов невозможны никакие процессы жизнедеятельности. (См. Воейков В. Л., «Благотворная роль активных форм кислорода», «МИС-РТ»-2001 г., сборник № 24-1 -5) (пер.)

 

 

Пранические вихри

 

Согласно тексту Сватмарамы «Хатха Йога Прадипика», «Йог способен удерживать прану, только когда очищены все нади и чакры, которые полны загрязнений» (шл. 5, Гл. 2). В процессе пробуждения великой кундалини шакти, практикующий дол­жен не только очищать энергетические каналы (нади), но так­же повышать количество и качество праны, и запасать ее.

Прана накапливается в шести главных центрах вдоль позво­ночника. Эти центры находятся в тонком теле, но в действи­тельности соответствуют нервным сплетениям в грубом теле. Прана шакти и манас шакти собираются в чакрах и образуют вращающиеся массы энергии. Каждая чакра вибрирует с соб­ственной скоростью и частотой. Чакры, находящиеся в самых нижних точках энергетического контура, работают на более низкой частоте, и считаются более грубыми и создающими бо­лее грубые состояния осознания. Чакры, находящиеся на вер­шине контура работают на более высокой частоте, и ответст­венны за тонкие состояния осознания и более высокий разум.

 

Прана и сознание

 

Согласно Веданте, есть два аспекта человеческого существова­ния — прана и сознание.

Прана — это жизненная или биоплазменная энергия, кото­рая повсеместно присутствует в природе, а сознание представ­ляет собой знание. Прана считается активным, а сознание — дремлющим аспектом нашего существования. Сознание, ду­ховное начало, именуется Пуруша, что буквально означает «спящий в городе». Прана — начало природы, энергии и мате­рии — именуется Пракрити, буквально — «деятельность».

Пуруша всегда должен действовать в сотрудничестве и в единстве с Пракрити. Без праны сознание не способно тво­рить. Должна существовать фундаментальная сила, которая преобразуется в различные объекты и формы. На более высоком уровне опыта прана и сознание едины. Однако на мирском уровне существования они взаимно связаны и взаимодейству­ют друг с другом. По существу они являются взаимозависимы­ми сущностями, которые временами сливаются друг с другом, а временами становятся отдельными. Таким образом, сознание может воздействовать на прану, и наоборот.

Как можно понять природу нашего существования? Прану можно понимать и осознавать посредством систематического изучения измерений нашего сознания. Однако это самый труд­ный путь, поскольку для него необходимо непосредственное восприятие природы сознания, которое для большинства лю­дей невозможно.

 

Пранаяма

 

Более легкий способ понимания и постижения аспектов созна­ния представляет собой изучение и осознание различных ас­пектов праны в теле с помощью таких техник йоги, как прана-яма и прана видья. Поскольку прана представляет собой силу, заключенную в дыхании и в теле, она больше всего поддается изучению.

Слово «прана» образовано из двух слогов — пра и на — и обо­значает постоянство, будучи силой, постоянно пребывающей в движении. В то время как прана - это жизненная сила, прана-яма представляет собой процесс, посредством которого увели­чивается внутренний запас праны. Некоторые люди делят сло­во «пранаяма» на два — прана и яма — и определяют его как «уп­равление дыханием». Однако, в действительности, оно состоит из слов прана и аяма, что означает «праническая емкость или продолжительность».

Пранаяма — это техника, посредством которой количество праны, имеющееся в теле, активируется до более высокой час­тоты. С помощью практики пранаямы во всем теле генерирует­ся определенное количество теплоты или творческой силы, влияющей на существующий запас праны. Затем эта прана поднимается по пингала нади в аджна чакру. Когда в организме генерируется достаточное количество теплоты, аджна чакра передает сообщение обратно к основанию кундалини, и про­исходит действительное пробуждение великой праны. Наука пранаямы основана на удержании праны, или кумбхаки, для достижения этой цели.

 

Задержка дыхания

 

Управление всем организмом достигается путем осознания природы дыхания и его сдерживания. При задержке дыхания прекращается движение нервных импульсов в различных час­тях тела и достигается контроль над волновой активностью моз­га. В практике пранаямы необходимо увеличивать продолжи­тельность задержки дыхания. Чем дольше задержка дыхания, тем больше разрыв между нервными импульсами и реакциями, которые они вызывают в мозгу. Когда дыхание задерживают на длительное время, уменьшается умственное возбуждение.

С технической точки зрения, и согласно Патанджали, пранаяма, по существу, представляет собой только задержку «...пранаяма — это прекращение движения вдоха и выдоха» (Сутра 49). Вдох и выдох — это методы вызывания задержки. Задержка важнее всего, поскольку она обеспечивает более дли­тельный период для усвоения праны, равно как и более дли­тельное время для газообмена в клетках, в результате которого поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Прана и сознание существенным образом связаны через дыхание. Их можно разделять научными способами, начиная с йогической техники обучения задержке дыхания.

 

Сила праны

 

Чтобы проиллюстрировать силу праны и показать, что она представляет собой не просто дыхание, нам бы хотелось приве­сти здесь пример гуру-брата Парамахамсы Сатьянанды — Сва-ми Надабрахмананды Сарасвати. В Фонде Менинджера, в США, проводился эксперимент для проверки его заявления о том, что он может без труда задерживать дыхание в течение ча­са. Его поместили в герметичную стеклянную камеру; в анало­гичную камеру поместили горящую свечу и живую обезьяну.

На его голове, груди и других частях тела закрепили электроды; кроме того, ученые заткнули ему нос и уши, и покрыли его те­ло воском, поскольку думали, что он, возможно, дышит пора­ми кожи. Затем его попросили играть на таблах, в то время как ученые будут наблюдать за ним снаружи.

Спустя три минуты свеча в соседней камере погасла, а через пятнадцать минут обезьяна потеряла сознание, но Свами Надабрахмананда продолжал играть на таблах более сорока ми­нут. Несмотря на отсутствие дыхания, он потел, и монета, ко­торую один из исследователей положил на его выбритую голо­ву, подпрыгивала. Когда к любой части его тела прикладывали микрофон, слышался непрерывный звук, похожий на шум во­допада. Он объяснил, что это — звук движения праны, добавив, что человек будет продолжать жить до тех пор, пока праны ак­тивны, даже если он перестанет дышать.*

 

* Современная биохимия и биофизика могут объяснить и этот феномен, который называется эндогенным дыханием. Во-первых, при таком дыхании, энергоснабжение организма (главным образом, мышц) может частично пере­ключаться на так называемый креатин-фосфатный цикл, который является анаэробным (не требует участия кислорода) - например, именно включением этого цикла, по видимому, обеспечивается феномен «второго дыхания» у бегу­нов на длинные дистанции. Во-вторых, как показывают исследования биофи­зики дыхания, процессы клеточного дыхания могут протекать по свободнорадикальному механизму, используя активные формы кислорода, генерируемые В организме из воды путем физико-химических превращений с использовани­ем механической энергии. Возможно активацией именно таких процессов объясняется звук «похожий на шум водопада», который слышали ученые. См. В. Л. Воейков, «Роль динамических процессов в воде при реализации эффек­тов слабых и сверхслабых воздействий на биологические системы». Доклад. ; Рабочее Совещание «Сверхслабые воздействия на физико-химические и био­логические системы. Связь с солнечной и геомагнитной активностью» 6-8 мая 2002 года, Крымская Астрофизическая обсерватория НАН Украины, (пер).

 

 

Прана видья

 

Передача праны представляет собой естественное явление, ко­торое происходит все время, сознательно или бессознательно. Ученые наблюдали, что энергия человеческого тела течет вовне и внутрь. Любое физическое тело постоянно испускает вибра­ции или энергетические заряды. Некоторые люди обладают длительным и сильным излучением праны, тогда как у других это излучение слабое и кратковременное. Исследования с по­мощью фотографии по методу Кирлиан подтвердили эту гипо­тезу пранической энергии.

Прана обладает очень тонкой природой и может ощущаться только психическим телом. Чувствительные люди способны ее чувствовать; природные целители рождаются с этой способно­стью, поскольку у них преимущественно проявляется прана-майя коша. Такие люди способны исцелять больных, хотя они не учились этой науки у гуру или по книгам. Нередко они сами удивляются своим силам и задумываются о том, откуда они взялись и как они действуют.

Конечно большинство людей не рождаются целителями, однако многие способны до некоторой степени развивать этот потенциал с помощью практики прана видьи. Эта техника не только раскрывает осознание огромных запасов энергии в че­ловеческом теле, но также учит сознательно манипулировать этими запасами для улучшения собственного здоровья и здо­ровья других, хотя это лишь второстепенная часть действи­тельной практики.

Цель прана видьи состоит именно в таком сознательном ма­нипулировании праной. Хотя прана видья упоминается в Упанишадах как одна из медитативных практик (видья), в действи­тельности она восходит к Тантрам. Это одна из практик тантры и кундалини йоги, поскольку она связана с пробуждением энергии. Тантра представляет собой науку или систему, сосре­доточивающуюся на том, что называется аспектом Шакти — энергетическим началом. В тантре считается, что для расшире­ния сознания необходимо сперва пробудить эту энергию, что­бы осветить Шиву (сознание).

С помощью практик прана видьи можно увеличивать коли­чество праны в теле и уме, чтобы поддерживать опыт сознания. Это чрезвычайно важно. Прана видья занимает среди техник йоги совершенно особое место, поскольку она непосредствен­но имеет дело с той энергией, которая может быть тесно связа­на или обручена с более высокими полетами сознания.

В практике прана видьи практикующий извлекает сущность жизненной силы и посылает ее в различные части тела. Прак­тика позволяет сосредоточивать более глубокую силу сознания и последовательно переносить ее в различные части тела. Это отчасти похоже на практику йога нидра, с той лишь разницей, что в йога нидре ум учат перепрыгивать с одной части тела на другую, тогда как цель прана видья состоит в том, чтобы позво­лять осознанию перетекать в различные центры тела по кон­кретным каналам, или нади. Здесь осознание различных час­тей тела сочетается с осознанием психических проводящих пу­тей, ведущих к этим частям.

Прана видья включает в себя расширение, сокращение, локализацию и визуализацию пранического сознания. Со­кращение праны используется для успокоения бурных тен­денций ума. Это сокращение соответствует восходящему по­току праны и служит для сосредоточения ума и прекращения его болтовни. С другой стороны, расширение праны исполь­зуется при вялости ума; в этом случае поток праны направлен вниз. Локализация пранического сознания используется для направления праны в ту или иную область тела посредством усилия воли; это усилие становится гораздо более мощным, если движение праны визуализируется. Эти два фактора — осознание и визуализация — по существу обуздывают мощь пранической энергии. Затем ее направляют чистым усилием воли.

 

Польза практики прана видьи

 

Полезное действие прана видьи ощущается на трех уровнях: физическом, психологическом и духовном. Оно становится за­метно не ранее, чем достигается полное владение течением праны. В ином случае переживаемый опыт будет просто фанта­зией. Первый физиологический благотворный эффект — это полная энергизация тела. Человеку кажется, что он родился заново — таким свежим, уравновешенным и полным жизненных сил он себя ощущает. Происходит улучшение работы внутрен­них органов, пищеварения, эндокринной системы, дыхательной и кровеносной систем, сердца, мозга, мышц, нервов и так далее, и все они реагируют оптимальным образом.

Одна нота на фортепиано звучит хорошо, но две ноты, если они не созвучны друг другу, образуют диссонанс. Можно иг­рать много нот, но если они не согласуются друг с другом, то создают ужасную какофонию. Прана видья развивает внутрен­нюю гармонию, синхронизируя внутренние органы, чтобы они вместе играли прекрасную мелодию жизни.

Прана видья создает расширение сознания с точки зрения достижения ясности ума, развития большего осознания и спо­собности справляться с ситуациями. Она дает более совершен­ный контроль над колебаниями эмоций и большую рацио­нальность. Вещи становятся легко понятными, и за каждыми мыслью, действием и выражением видится определенная цель. Спонтанно достигается состояние дхараны, которое позднее, когда пробуждаются праны, переходит в состояние дхьяны.* Дремлющие центры личности реагируют на волю, и вы учитесь использовать подсознательный и бессознательный ум. Таким образом, прана видья связана с пробуждением всей личности, и ведет к своей конечной цели — самореализации!

 

* Дхарана — отключение потока внешних раздражителей, поступающих через органы чувств. Дхьяна — спонтанное медитативное состояние или со­стояние транса. Искусственное ограничение потока внешних раздражителей (т. н. сенсорная депривация) в экспериментальных условиях нередко приводит к возникновению транса, сходного с медитативным состоянием, (пер.)

 

ПРАНА

 

Прана и Сознание

 

Согласно древней индийской мысли, прана представляет со­бой сложный аспект человеческой жизни. Достичь точного понимания праны очень трудно, так как это не кислород, равно как и не воздух, которым мы дышим. Мы можем на какое-то время переставать дышать и продолжать жить. Если мы развива­ем эту способность с помощью техник йоги, то можем продлять такое прекращение дыхания до нескольких часов, поскольку прана внутренне присуща нам, и будет поддерживать нашу жизнь. Однако без праны мы не можем прожить даже секунды. В течение первых четырех месяцев нашего развития в утро­бе матери создаются пять пран. В первый и второй месяцы мы живем на материнской пране. К третьему месяцу создается наш собственный накопитель праны, а затем и собственный генератор.* Начиная с четвертого месяца, в физическое тело входит атма, или душа. До этого момента мы составляем про­сто часть тела матери, как бы ее вторую самость.

Индивидуальная душа — дживатма — претерпевает много переживаний и живет в трех измерениях. Одно измерение — это бодрствование, второе - сновидение, а третье - глубокий сон. Именно прана поддерживает в нас жизнь во всех трех из­мерениях. Прана продолжает действовать во время сна со сно­видениями и глубокого сна, иначе засыпая, мы бы умирали, поскольку праны переставали бы функционировать.

Прана имеет четыре измерения сознания. В состоянии бодрствования она действует через сознательный ум, во время сновидения - через подсознательный ум, а в глубоком сне через бессознательный ум. Четвертое измерение дживы назы­вается турия, или сверхсознательным состоянием. Таким обра­зом, четыре состояния - это бодрствование (сознательное), сновидение (подсознательное), глубокий сон (бессознатель­ное) и трансцендентальное состояние (сверхсознательное). В санскритской терминологии они, соответственно, именуются джаграт, свата, сушупти и турия. Первые три — это состоя­ния, которые мы переживаем каждый день, но в состоянии ту­рий действие обычных пран приостанавливается. На этой ста­дии муладхара чакра генерирует еще один тип праны — сукшму, или тонкую прану - и она поддерживает жизнь человека. Пра­на, которая поддерживает обычную личность грубого созна­ния, называется шула, или грубой праной.

 

* Здесь тоже можно усмотреть связь праны с активными формами кисло­рода (АФК). До третьего месяца беременности плод живет в условиях относи­тельного кислородного голодания, получая все питательные вещества и (хи­мическую) энергию в готовом виде из амниотической (околоплодной) жидко­сти. К третьему месяцу формируется плацента, и организм плода по пупочной вене начинает поступать кровь, насыщенная кислородом, что, вероятно, слу­жит сигналом к запуску ферментативных реакций, ответственных за синтез и рекомбинацию свободных радикалов. См. ссылки 1, 2 выше, (пер.)

 

Тантрическая теория

 

Изменения нашего состояния сознания вызываются измене­ниями уровня праны. Согласно Йога Сутрам Патанджали, ум и его видоизменения можно контролировать, управляя праной. Если мы сосредоточиваемся на пране, ум быстро становится устойчивым и сосредоточенным. Таким образом мы можем на­чать воспринимать более глубокое состояние подсознательно­го и бессознательного ума.

Согласно тантре, без расширения сознания, вызываемого высвобождением энергии, не может быть никакой сознатель­ной эволюции, даже если заниматься медитацией тысячу лет. Современная психология не может объяснить процесс, по­средством которого сознание освобождается от ограничений личности.* Однако, наука тантры утверждает, что ключ к сверхсознательным состояниям — это пробуждение праны или высвобождение энергии.

Каким образом энергия высвобождается из лона материи? Шакти, скрытая за умом — это фантастическая сила, но как она проявляется? Мы знаем, что ученые высвободили ядерную энергию из грубой материи. Как можно высвобождать шакти из ума? Используя сходный метод — это основной процесс в тантре. Поэтому столь важны такие техники, как пранаяма и прана видья. Они помогают нам постепенно развивать осозна­ние поля праны и контроль над ним, и в конечном счете про­буждать этот великий потенциал, который в более или менее латентной форме заключен в глубинах сознания.

 

* Точнее, современная психология понимает общие характеристики и от­дельные стадии этого процесса, но пока не может полностью объяснить его психофизиологические механизмы. В частности, предполагается, что расши­рение сознания связано с переходом от репрезентативного (или субъектно-объектного) мышления, основанного на представлениях, к обычно присутст­вующему, но играющему вспомогательную роль презентативному (процессуально-образному) восприятию и мышлению, основанному на ощущениях,,однако не вполне ясно, как именно происходит такой переход, и что его вы­зывает. См. Г. Хант, «Природа сознания с когнитивной, феноменологической, И трансперсональной точек зрения», М., «АСТ», 2004. (пер.)

 

 

Принцип полярности

 

Философия Самкхья постулирует две реалии, из которых воз­никает все сущее: это Пуруша — духовное начало, или сознание, и Пракрити — природное начало, представляющее энергию и материю. Слово пуруша буквально означает «спящий в городе». В этом смысле Пуруша представляет собой дремлющее вмести­лище сознания, или все сознание. Это сознание является зна­нием и не содержит ничего, кроме знания. Сознание — это спо­собность осознания в человеческом уме.

Слово пракрити состоит из пра — того же суффикса, кото­рый входит в слово прана, и корня крити, означающего «дейст­вие». Это значение относится к пране, которая представляет собой активное начало проявленной энергии. Сознание пас­сивно, а прана активна. Ни одно не может существовать или действовать без другого. Прана — активная сила, лишенная на­правляющего знания или воли. Сознание - знание, лишенное активной силы воплощения.

Первый абзац текста Ананда Лахари, принадлежащего муд­рецу Ади Шанкарачарье, утверждает: «Разве может Пуруша со­здавать, действовать, проявлять, выражать, разрушать, поддер­живать объект и все творение без помощи Пракрити? Шива без Шакти, материя без энергии, Пуруша без Пракрити неспособ­ны к выражению, проявлению и абсолютному движению». Космическая прана и космическое сознание совместно ответст­венны за проявление вселенной.

Однако с практической точки зрения очень трудно провес­ти различие между праной и сознанием. Эта трудность ясно видна в практике прана видьи. Сознание — это «бытие». Пра­на - не причина существования, а сознание - не результат. В равной степени, сознание — не причина, а прана — не результат бытия. Они представляют собой два аспекта бытия, которые определяют природу всего сущего. Пуруша, как осознание или сознание, обладает потенциалом движения, но сам по себе инертен. Пракрити, как прана, проявляется во всем. Она обла­дает способностью действовать, но не по своей собственной воле. Союз Пуруши и Пракрити, или наделение сознания пра­ной, приводит к действию и движению. В философии Самкхья используется аналогия: Пуруша может видеть, но не способен ходить, тогда как Пракрити может ходить, но не может видеть.

В тантрических текстах прана соотносится с женским нача­лом, а сознание — с мужским началом. Это служит основой для концепции Шивы и Шакти и для понятий богов и богинь в Ве­данте и Пуранах. Шиву всегда сопровождает его супруга Шак­ти. Ее женские качества символизируют многочисленные че­ловеческие воплощения - Кали, Дурга, Парвати, Ума и т.д. Точно так же других богов изображают с их шакти, или супру­гами — например, Брахма и Сарасвати, Вишну и Лакшми.

Эти пары служат для привлечения внимания к тому же фи­лософскому принципу полярности, который лучше всего пред­ставляют сознание и прана. Этот принцип ответственен за все творение. Прана и сознание представляют собой отдельные сущности, существующие в двойственности, но в конечном счете, они являются противоположными полюсами одной и той же силы. Сознание и прана — это положительный и отри­цательный аспекты одной непостижимой силы, ответственной за все, что происходит в индивидуальном и космическом изме­рении. Эти двойственные силы считаются не независимыми, но взаимозависимыми. Когда они соединяются, имеет место творение; когда они разделяются, происходит разрушение.

 

 

Прана и читта шакти

 

Двойственные силы составляют основу макрокосмоса и мик­рокосмоса. Микрокосмос соответствует человеческому изме­рению. Согласно йоге, человеческое тело представляет собой сочетание двух важных элементов. Один из них - это жизнен­ная сила, или прана шакти, а другой — сила ума (ментальная сила), или читта шакти*.

 

* Санскритское слово читта буквально означает «мысль»; поэтому в рус­ском переводе мы будем использовать его (а также слово прана) с падежными окончаниями женского рода, (пер.)

 

 

 Мы образованы сочетанием праны и шакти. Когда эти две силы уравновешены, жизнь протекает аб­солютно гладко. Людей, достигших такого равновесия, назы­вают святыми или освобожденными существами, поскольку они превзошли двойственность жизни. Однако при наличии дисбаланса между праной и сознанием, что типично для боль­шинства людей, проявляются болезни физической, умствен­ной, эмоциональной и психической природы.

В тантре эти два элемента известны как Шива и Шакти. В йоге их называют ида и питала — два великих нади, которые проходят вдоль спинного мозга от его основания в области муладхара чакры до вершины в аджна чакре. Слово нади проис­ходит от санскритского слова над, которое означает «течь». Нади — это не нерв и не кровеносный сосуд, как обычно счита­ют. Эти нади или потоки невозможно увидеть подобно тому, как мы видим жилу в кабеле. Наши физические глаза их не вос­принимают. Однако они безусловно реальны, в том же смысле, в каком реальны потоки мысли, страсти, гнева или любви.

Жизненная сила и ментальная сила пронизывают все тело — не только его видимые части, но каждую клетку и каждый атом. Когда нет праны, наступает мгновенная смерть. При от­сутствии читты нет осознания. Сознание и прана движутся внутри тела, но обычно остаются раздельными. Когда же они соединяются и находятся в совершенном равновесии друг с другом на верхушке спинного мозга, ум претерпевает состоя­ние деления и выделяется энергия. Происходит взрыв знания, момент, когда вам становится понятным все сущее.

 

 

Не верьте, что ум — это всего лишь скопление привычек или собрание самскар. Это не Дьявол и не чисто психологическая сущность. Ум — это сознание, субстанция, содержащая в своих глубинах бесконечный потенциал. Это совокупность осозна­ния, карм, эмоций, мыслей и всех действий и реакций. Коль скоро вы научитесь управлять умом с помощью практик йоги, вы будете способны владеть собой как господин, а не следовать своим желаниям и прихотям как раб. Сейчас именно ваш ум го­ворит вам, что делать. Порой он даже заставляет вас поступать наперекор вашим собственным желаниям. Ум не с


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.