История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-10 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прана шакти также проявляется в виде шести главных центров, или чакр (хранилищ праны), которые располагаются вдоль позвоночника. Самая нижняя чакра в контуре энергии - муладхара. Следующая чакра, свадхистхана, располагается на два пальца выше муладхары и соответствует крестцовому сплетению. Выше находится манипура, располагающаяся позади пупка и соответствующая солнечному сплетению. В области сердца в позвоночнике находится анахата чакра, которая связана с сердечным сплетением. В середине шеи располагается вишуддхи чакра, соответствующая шейному сплетению. На верхушке спинного мозга, в продолговатом мозге, находится аджна чакра, которая связана с шишковидной железой в физическом теле.
Кроме того, для управления функциями тела, прана шакти проявляется в пяти главных прана вайю: пране, апане, самане, удане и вьяне. В Упанишадах прана вайю также называется «дыханием». Вьяна — это «всепроникающее дыхание». Прана — это вдох, апана — выдох, самана — промежуток между ними, а удана - увеличение этого промежутка. Все вайю взаимозависимы и взаимосвязаны. В Чандогхъя Упанишаде спрашивается: «Что поддерживает твои тело и чувства и тебя самого (душу)? Прана. Что поддерживает прану? Апана. Что поддерживает апану? Вьяна. Что поддерживает вьяну? Самана». Эти пять главных движений праны порождают пять второстепенных, или упа праны. Они известны как курма, которая стимулирует моргание, крикара, порождающая голод, жажду, чихание и кашель, девадатта, вызывающая сон и зевание, нага, которая вызывает икоту и отрыжку, и дхананджайя, которая в течение короткого времени остается после смерти. Совместно эти десять пран управляют всеми процессами в человеческом теле.
|
Необходимость праны
Из пяти вайю две самые важные — это прана и апана. Прана представляет собой движущую силу, направленную внутрь, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вверх от пупка к горлу. Апана — это движущая сила, направленная вовне, которая, как утверждают, создает поле, движущееся вниз от пупка к анусу. И прана и апана движутся в теле сами по себе, однако ими можно управлять с помощью практик тантры и йоги. В Упанишадах говорится, что следует использовать метод, позволяющий обратить вспять противоположно направленные движущие силы праны и апаны, чтобы они объединялись с са-маной в пупочном центре. Результатом соединения этих сил становится пробуждение кундалини.
В тот момент, когда прана полностью покидает тело, сознание уходит, поскольку прана и сознание — это два полюса одного и того же источника — Я. В тексте Прашнопаншиада говорится: «Эта прана рождается от Я. Подобно тому, как человек отбрасывает тень, так и прана зиждется на Я...» (3:3). В момент смерти, когда дыхание прекращается, и прана уходит, сила, которая поддерживала целостность тела, разрушается, а вместе с ней и само тело. Поэтому в тексте Брихадараньяка Упаншиада прана и дыхание сравниваются со связующей нитью: «Поистине, воздухом, как нитью, удерживаются целыми этот мир и все существа. Поэтому говорят, что когда человек умирает, его члены ослабевают, поскольку их удерживает целыми дыхание, подобное связующей нити». Пока сохраняется прана, тело не умрет.
От зачатия до четырех месяцев беременности зародыш существует только за счет материнской праны. Он подобен опухоли в теле матери. После четырех месяцев прана входит в зародыш и начинается индивидуальная жизнь. Когда начинает двигаться каждая прана, активируются соответствующие телесные функции. Однако прана ребенка становится полностью независимой только когда он рождается и начинает дышать.
|
Без праны мы были бы разлагающимися трупами, не способными видеть, слышать, двигаться и т. д. В тексте Прашнопа-нишада это иллюстрирует такая история: «Божества (тела) — это эфир, воздух, огонь, вода, земля, речь, ум, глаз и ухо. Видя свое величие, они похвалялись: "Мы правители тела, потому что мы - его опора". Но Прана, главная среди них, сказала: "Не заблуждайтесь. Это одна я, деля себя на пять частей, поддерживаю тело и сохраняю его целостность". Но другие божества были недоверчивы. Тогда Прана в припадке гнева вышла из тела, и все другие божества сразу обнаружили, что покидают его вместе с ней, а когда Прана вернулась, божества снова оказались на своих прежних местах. Подобно тому, как пчелы покидают улей, когда его оставляет их матка, и возвращаются, когда она возвращается, точно так же ведут себя и божества. Удовлетворенные этим доказательством, божества воздали почести Пране».
Многомерная энергия
Прана, или ощутимое проявление высшего Я, течет в теле по Различным энергетическим проводящим путям, или матрицам. Три наиболее важных пути пранической энергии называются ида нади, питала нади и сушумна нади. Они располагаются вдоль спинного мозга. Ида и пингала нади обвиваются вокруг сушумны в трех измерениях, подобно винтовой лестнице. Полное знание этих нади помогает пониманию свойственной человеку многомерной энергии, которую представляет собой прана.
Ида и пингала - это потоки заряженных ионов, способные оказывать влияние на течение праны. Ида нади представляет собой отрицательно заряженный поток праны, а пингала нади — положительно заряженный поток праны. Вследствие этого происходящие между ними разряды могут влиять на все измерения сознания человека, который над ними медитирует. На самом деле некоторые ученые полагают, что психические центры, или чакры, в теле — это ни что иное, как области мощной радиации, вызываемой локальными скоплениями пранической энергии, которые испускают различные субатомные, или «элементарные» частицы.
Прану описывают как разновидность сложной многомерной энергии, состоящей из сочетания электрических, магнитных, электромагнитных, фотонных, термических, визуальных, и ментальных энергий. Пять главных подразделений праны, которые существуют в разных частях тела, имеют разные плотности ионных полей. Их можно визуализировать как кружащиеся облака разных цветов и оттенков. Эти облака праны могут свободно увеличиваться или уменьшаться под влиянием или без влияния внешних факторов.
|
Наименее плотной праной является удана; затем идут прана, самана и апана. Вьяна, текущая по всему телу, имеет плотность, которая равна среднему значению плотностей всех других разновидностей праны. Различные цвета пранических или биоплазматических облаков обусловлены испусканием фотонов при изменении уровней энергии электронов в результате переходя от более высоких к более низким частотам.
Таким образом, согласно некоторым ученым, прана имеет облакоподобную природу и обладает электромагнитной энергией. Это дает начало электромагнитному излучению, в котором волны электрической и магнитной энергий располагаются под прямым углом друг к другу, образуя то, что выглядит как спираль. Эту структуру излучения видели, описывали и изображали мудрецы и ученые из всех частей света и разных эпох. Около четырех десятилетий назад она была сфотографирована с помощью процесса, который называется фотографией по методу супругов Кирлиан. Кроме того, психические целители чувствуют, что некоторая сила покидает их тело и передается пациенту.
Пранамайя коша
Многие тысячелетия тому назад риши и визионеры говорили, что праны находятся не в грубом физическом теле, а в более очищенном и тонком теле, именуемом пранамайя коша или пранической оболочкой. Они описывали это тело как нечто, похожее на облако, постоянно бурлящее внутри. В зависимости от того, что человек ест, что думает, от состояния его сознания во время медитации и от внешней среды облако имеет разную окраску.
Согласно йоге, пранамайя коша образует тонкую сеть, по которой течет прана. Ее также называют праническим, эфирным, или биоплазменным телом. Считается, что это энергетическое тело имеет ту же форму, что и физическое тело. Однако с помощью определенных йогических техник сосредоточения и визуализации, особенно техники прана видья, практикующий может заставлять его расширяться и сокращаться. Если восприятие тонко настроено на праническое тело, можно увидеть тело света, в котором имеются тысячи тонких, похожих на проволочки структур, проводящих шакти, или энергию. Эти структуры, похожие на проволочки - нади, или энергетические потоки. В тексте Шива Самхита говорится, что всего в теле имеется 350000 нади; согласно тексту Прапанчасара Тантра, их насчитывается 300000, а в тексте Горакша Сартака упоминаются 72000 нади. В субструктуре грубого тела имеются многие тысячи нади, и они распределяют сознание и прану ко всем атомам.
|
Праническое поле иногда называют пси-плазмой, поскольку его можно сравнить с физической плазмой (ионизированным газом), которую изучает физика. Оно представляет собой облако заряженных частиц, на которое можно воздействовать изнутри - умом, и извне — электрическим, магнитным или электромагнитным полями.
Это представление приемлемо для многих представителей физики, метафизики и парапсихологии. Кроме того, его легко понять, учитывая взаимосвязанность пранической, умственной, эмоциональной, духовной и физической энергий.* Изменение одной из этих энергий приводит к соответствующему изменению другой.
Более плотные из этих пранических облаков естественным образом тяготеют к областям меньшей плотности и притягиваются ими. Таким образом, в праническом теле имеет место постоянная активность. Это перемешивание значительно ускоряется под действием различных практик йоги, таких как пранаяма, мудры, бандхи, шаткармы хатха йоги и прана видья. Эти практики нередко заставляют различные пранические поля соединяться, что вызывает жар или холод в теле, а также головокружение, интроверсию, увеличение аппетита, а иногда — тонкое восприятие цветов и звуков при практике сосредоточения и отключения чувств (пратьяхара). Многие из этих видов опыта быстрее случаются в практике пранаямы, которая не редко оказывается чересчур мощной практикой для абсолютных новичков в йоге.
* Теория праны получает дополнительное подтверждение в современных исследованиях биофизики процессов дыхания, согласно которым биологические молекулы постоянно находятся в энергетически возбужденном состоянии благодаря взаимодействию с активными формами кислорода (АФК), которые представляют собой свободные радикалы. В частности обнаружено, что дыхание некоторых клеток (в частности, нервных клеток животных и человека) на 70% осуществляется за счет свободно-радикальных реакций, сопровождающихся излучением света. Кроме того экспериментально показано, что живые существа не могут существовать в атмосфере, лишенной свободных радикалов, и погибают от удушья. Один из исследователей биологической роли АФК В. Л. Воейков (Биологический факультет МГУ) считает, что без свободных радикалов невозможны никакие процессы жизнедеятельности. (См. Воейков В. Л., «Благотворная роль активных форм кислорода», «МИС-РТ»-2001 г., сборник № 24-1 -5) (пер.)
|
Пранические вихри
Согласно тексту Сватмарамы «Хатха Йога Прадипика», «Йог способен удерживать прану, только когда очищены все нади и чакры, которые полны загрязнений» (шл. 5, Гл. 2). В процессе пробуждения великой кундалини шакти, практикующий должен не только очищать энергетические каналы (нади), но также повышать количество и качество праны, и запасать ее.
Прана накапливается в шести главных центрах вдоль позвоночника. Эти центры находятся в тонком теле, но в действительности соответствуют нервным сплетениям в грубом теле. Прана шакти и манас шакти собираются в чакрах и образуют вращающиеся массы энергии. Каждая чакра вибрирует с собственной скоростью и частотой. Чакры, находящиеся в самых нижних точках энергетического контура, работают на более низкой частоте, и считаются более грубыми и создающими более грубые состояния осознания. Чакры, находящиеся на вершине контура работают на более высокой частоте, и ответственны за тонкие состояния осознания и более высокий разум.
Прана и сознание
Согласно Веданте, есть два аспекта человеческого существования — прана и сознание.
Прана — это жизненная или биоплазменная энергия, которая повсеместно присутствует в природе, а сознание представляет собой знание. Прана считается активным, а сознание — дремлющим аспектом нашего существования. Сознание, духовное начало, именуется Пуруша, что буквально означает «спящий в городе». Прана — начало природы, энергии и материи — именуется Пракрити, буквально — «деятельность».
Пуруша всегда должен действовать в сотрудничестве и в единстве с Пракрити. Без праны сознание не способно творить. Должна существовать фундаментальная сила, которая преобразуется в различные объекты и формы. На более высоком уровне опыта прана и сознание едины. Однако на мирском уровне существования они взаимно связаны и взаимодействуют друг с другом. По существу они являются взаимозависимыми сущностями, которые временами сливаются друг с другом, а временами становятся отдельными. Таким образом, сознание может воздействовать на прану, и наоборот.
Как можно понять природу нашего существования? Прану можно понимать и осознавать посредством систематического изучения измерений нашего сознания. Однако это самый трудный путь, поскольку для него необходимо непосредственное восприятие природы сознания, которое для большинства людей невозможно.
Пранаяма
Более легкий способ понимания и постижения аспектов сознания представляет собой изучение и осознание различных аспектов праны в теле с помощью таких техник йоги, как прана-яма и прана видья. Поскольку прана представляет собой силу, заключенную в дыхании и в теле, она больше всего поддается изучению.
Слово «прана» образовано из двух слогов — пра и на — и обозначает постоянство, будучи силой, постоянно пребывающей в движении. В то время как прана - это жизненная сила, прана-яма представляет собой процесс, посредством которого увеличивается внутренний запас праны. Некоторые люди делят слово «пранаяма» на два — прана и яма — и определяют его как «управление дыханием». Однако, в действительности, оно состоит из слов прана и аяма, что означает «праническая емкость или продолжительность».
Пранаяма — это техника, посредством которой количество праны, имеющееся в теле, активируется до более высокой частоты. С помощью практики пранаямы во всем теле генерируется определенное количество теплоты или творческой силы, влияющей на существующий запас праны. Затем эта прана поднимается по пингала нади в аджна чакру. Когда в организме генерируется достаточное количество теплоты, аджна чакра передает сообщение обратно к основанию кундалини, и происходит действительное пробуждение великой праны. Наука пранаямы основана на удержании праны, или кумбхаки, для достижения этой цели.
Задержка дыхания
Управление всем организмом достигается путем осознания природы дыхания и его сдерживания. При задержке дыхания прекращается движение нервных импульсов в различных частях тела и достигается контроль над волновой активностью мозга. В практике пранаямы необходимо увеличивать продолжительность задержки дыхания. Чем дольше задержка дыхания, тем больше разрыв между нервными импульсами и реакциями, которые они вызывают в мозгу. Когда дыхание задерживают на длительное время, уменьшается умственное возбуждение.
С технической точки зрения, и согласно Патанджали, пранаяма, по существу, представляет собой только задержку «...пранаяма — это прекращение движения вдоха и выдоха» (Сутра 49). Вдох и выдох — это методы вызывания задержки. Задержка важнее всего, поскольку она обеспечивает более длительный период для усвоения праны, равно как и более длительное время для газообмена в клетках, в результате которого поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Прана и сознание существенным образом связаны через дыхание. Их можно разделять научными способами, начиная с йогической техники обучения задержке дыхания.
Сила праны
Чтобы проиллюстрировать силу праны и показать, что она представляет собой не просто дыхание, нам бы хотелось привести здесь пример гуру-брата Парамахамсы Сатьянанды — Сва-ми Надабрахмананды Сарасвати. В Фонде Менинджера, в США, проводился эксперимент для проверки его заявления о том, что он может без труда задерживать дыхание в течение часа. Его поместили в герметичную стеклянную камеру; в аналогичную камеру поместили горящую свечу и живую обезьяну.
На его голове, груди и других частях тела закрепили электроды; кроме того, ученые заткнули ему нос и уши, и покрыли его тело воском, поскольку думали, что он, возможно, дышит порами кожи. Затем его попросили играть на таблах, в то время как ученые будут наблюдать за ним снаружи.
Спустя три минуты свеча в соседней камере погасла, а через пятнадцать минут обезьяна потеряла сознание, но Свами Надабрахмананда продолжал играть на таблах более сорока минут. Несмотря на отсутствие дыхания, он потел, и монета, которую один из исследователей положил на его выбритую голову, подпрыгивала. Когда к любой части его тела прикладывали микрофон, слышался непрерывный звук, похожий на шум водопада. Он объяснил, что это — звук движения праны, добавив, что человек будет продолжать жить до тех пор, пока праны активны, даже если он перестанет дышать.*
* Современная биохимия и биофизика могут объяснить и этот феномен, который называется эндогенным дыханием. Во-первых, при таком дыхании, энергоснабжение организма (главным образом, мышц) может частично переключаться на так называемый креатин-фосфатный цикл, который является анаэробным (не требует участия кислорода) - например, именно включением этого цикла, по видимому, обеспечивается феномен «второго дыхания» у бегунов на длинные дистанции. Во-вторых, как показывают исследования биофизики дыхания, процессы клеточного дыхания могут протекать по свободнорадикальному механизму, используя активные формы кислорода, генерируемые В организме из воды путем физико-химических превращений с использованием механической энергии. Возможно активацией именно таких процессов объясняется звук «похожий на шум водопада», который слышали ученые. См. В. Л. Воейков, «Роль динамических процессов в воде при реализации эффектов слабых и сверхслабых воздействий на биологические системы». Доклад. ; Рабочее Совещание «Сверхслабые воздействия на физико-химические и биологические системы. Связь с солнечной и геомагнитной активностью» 6-8 мая 2002 года, Крымская Астрофизическая обсерватория НАН Украины, (пер).
Прана видья
Передача праны представляет собой естественное явление, которое происходит все время, сознательно или бессознательно. Ученые наблюдали, что энергия человеческого тела течет вовне и внутрь. Любое физическое тело постоянно испускает вибрации или энергетические заряды. Некоторые люди обладают длительным и сильным излучением праны, тогда как у других это излучение слабое и кратковременное. Исследования с помощью фотографии по методу Кирлиан подтвердили эту гипотезу пранической энергии.
Прана обладает очень тонкой природой и может ощущаться только психическим телом. Чувствительные люди способны ее чувствовать; природные целители рождаются с этой способностью, поскольку у них преимущественно проявляется прана-майя коша. Такие люди способны исцелять больных, хотя они не учились этой науки у гуру или по книгам. Нередко они сами удивляются своим силам и задумываются о том, откуда они взялись и как они действуют.
Конечно большинство людей не рождаются целителями, однако многие способны до некоторой степени развивать этот потенциал с помощью практики прана видьи. Эта техника не только раскрывает осознание огромных запасов энергии в человеческом теле, но также учит сознательно манипулировать этими запасами для улучшения собственного здоровья и здоровья других, хотя это лишь второстепенная часть действительной практики.
Цель прана видьи состоит именно в таком сознательном манипулировании праной. Хотя прана видья упоминается в Упанишадах как одна из медитативных практик (видья), в действительности она восходит к Тантрам. Это одна из практик тантры и кундалини йоги, поскольку она связана с пробуждением энергии. Тантра представляет собой науку или систему, сосредоточивающуюся на том, что называется аспектом Шакти — энергетическим началом. В тантре считается, что для расширения сознания необходимо сперва пробудить эту энергию, чтобы осветить Шиву (сознание).
С помощью практик прана видьи можно увеличивать количество праны в теле и уме, чтобы поддерживать опыт сознания. Это чрезвычайно важно. Прана видья занимает среди техник йоги совершенно особое место, поскольку она непосредственно имеет дело с той энергией, которая может быть тесно связана или обручена с более высокими полетами сознания.
В практике прана видьи практикующий извлекает сущность жизненной силы и посылает ее в различные части тела. Практика позволяет сосредоточивать более глубокую силу сознания и последовательно переносить ее в различные части тела. Это отчасти похоже на практику йога нидра, с той лишь разницей, что в йога нидре ум учат перепрыгивать с одной части тела на другую, тогда как цель прана видья состоит в том, чтобы позволять осознанию перетекать в различные центры тела по конкретным каналам, или нади. Здесь осознание различных частей тела сочетается с осознанием психических проводящих путей, ведущих к этим частям.
Прана видья включает в себя расширение, сокращение, локализацию и визуализацию пранического сознания. Сокращение праны используется для успокоения бурных тенденций ума. Это сокращение соответствует восходящему потоку праны и служит для сосредоточения ума и прекращения его болтовни. С другой стороны, расширение праны используется при вялости ума; в этом случае поток праны направлен вниз. Локализация пранического сознания используется для направления праны в ту или иную область тела посредством усилия воли; это усилие становится гораздо более мощным, если движение праны визуализируется. Эти два фактора — осознание и визуализация — по существу обуздывают мощь пранической энергии. Затем ее направляют чистым усилием воли.
Польза практики прана видьи
Полезное действие прана видьи ощущается на трех уровнях: физическом, психологическом и духовном. Оно становится заметно не ранее, чем достигается полное владение течением праны. В ином случае переживаемый опыт будет просто фантазией. Первый физиологический благотворный эффект — это полная энергизация тела. Человеку кажется, что он родился заново — таким свежим, уравновешенным и полным жизненных сил он себя ощущает. Происходит улучшение работы внутренних органов, пищеварения, эндокринной системы, дыхательной и кровеносной систем, сердца, мозга, мышц, нервов и так далее, и все они реагируют оптимальным образом.
Одна нота на фортепиано звучит хорошо, но две ноты, если они не созвучны друг другу, образуют диссонанс. Можно играть много нот, но если они не согласуются друг с другом, то создают ужасную какофонию. Прана видья развивает внутреннюю гармонию, синхронизируя внутренние органы, чтобы они вместе играли прекрасную мелодию жизни.
Прана видья создает расширение сознания с точки зрения достижения ясности ума, развития большего осознания и способности справляться с ситуациями. Она дает более совершенный контроль над колебаниями эмоций и большую рациональность. Вещи становятся легко понятными, и за каждыми мыслью, действием и выражением видится определенная цель. Спонтанно достигается состояние дхараны, которое позднее, когда пробуждаются праны, переходит в состояние дхьяны.* Дремлющие центры личности реагируют на волю, и вы учитесь использовать подсознательный и бессознательный ум. Таким образом, прана видья связана с пробуждением всей личности, и ведет к своей конечной цели — самореализации!
* Дхарана — отключение потока внешних раздражителей, поступающих через органы чувств. Дхьяна — спонтанное медитативное состояние или состояние транса. Искусственное ограничение потока внешних раздражителей (т. н. сенсорная депривация) в экспериментальных условиях нередко приводит к возникновению транса, сходного с медитативным состоянием, (пер.)
ПРАНА
Прана и Сознание
Согласно древней индийской мысли, прана представляет собой сложный аспект человеческой жизни. Достичь точного понимания праны очень трудно, так как это не кислород, равно как и не воздух, которым мы дышим. Мы можем на какое-то время переставать дышать и продолжать жить. Если мы развиваем эту способность с помощью техник йоги, то можем продлять такое прекращение дыхания до нескольких часов, поскольку прана внутренне присуща нам, и будет поддерживать нашу жизнь. Однако без праны мы не можем прожить даже секунды. В течение первых четырех месяцев нашего развития в утробе матери создаются пять пран. В первый и второй месяцы мы живем на материнской пране. К третьему месяцу создается наш собственный накопитель праны, а затем и собственный генератор.* Начиная с четвертого месяца, в физическое тело входит атма, или душа. До этого момента мы составляем просто часть тела матери, как бы ее вторую самость.
Индивидуальная душа — дживатма — претерпевает много переживаний и живет в трех измерениях. Одно измерение — это бодрствование, второе - сновидение, а третье - глубокий сон. Именно прана поддерживает в нас жизнь во всех трех измерениях. Прана продолжает действовать во время сна со сновидениями и глубокого сна, иначе засыпая, мы бы умирали, поскольку праны переставали бы функционировать.
Прана имеет четыре измерения сознания. В состоянии бодрствования она действует через сознательный ум, во время сновидения - через подсознательный ум, а в глубоком сне через бессознательный ум. Четвертое измерение дживы называется турия, или сверхсознательным состоянием. Таким образом, четыре состояния - это бодрствование (сознательное), сновидение (подсознательное), глубокий сон (бессознательное) и трансцендентальное состояние (сверхсознательное). В санскритской терминологии они, соответственно, именуются джаграт, свата, сушупти и турия. Первые три — это состояния, которые мы переживаем каждый день, но в состоянии турий действие обычных пран приостанавливается. На этой стадии муладхара чакра генерирует еще один тип праны — сукшму, или тонкую прану - и она поддерживает жизнь человека. Прана, которая поддерживает обычную личность грубого сознания, называется шула, или грубой праной.
* Здесь тоже можно усмотреть связь праны с активными формами кислорода (АФК). До третьего месяца беременности плод живет в условиях относительного кислородного голодания, получая все питательные вещества и (химическую) энергию в готовом виде из амниотической (околоплодной) жидкости. К третьему месяцу формируется плацента, и организм плода по пупочной вене начинает поступать кровь, насыщенная кислородом, что, вероятно, служит сигналом к запуску ферментативных реакций, ответственных за синтез и рекомбинацию свободных радикалов. См. ссылки 1, 2 выше, (пер.)
Тантрическая теория
Изменения нашего состояния сознания вызываются изменениями уровня праны. Согласно Йога Сутрам Патанджали, ум и его видоизменения можно контролировать, управляя праной. Если мы сосредоточиваемся на пране, ум быстро становится устойчивым и сосредоточенным. Таким образом мы можем начать воспринимать более глубокое состояние подсознательного и бессознательного ума.
Согласно тантре, без расширения сознания, вызываемого высвобождением энергии, не может быть никакой сознательной эволюции, даже если заниматься медитацией тысячу лет. Современная психология не может объяснить процесс, посредством которого сознание освобождается от ограничений личности.* Однако, наука тантры утверждает, что ключ к сверхсознательным состояниям — это пробуждение праны или высвобождение энергии.
Каким образом энергия высвобождается из лона материи? Шакти, скрытая за умом — это фантастическая сила, но как она проявляется? Мы знаем, что ученые высвободили ядерную энергию из грубой материи. Как можно высвобождать шакти из ума? Используя сходный метод — это основной процесс в тантре. Поэтому столь важны такие техники, как пранаяма и прана видья. Они помогают нам постепенно развивать осознание поля праны и контроль над ним, и в конечном счете пробуждать этот великий потенциал, который в более или менее латентной форме заключен в глубинах сознания.
* Точнее, современная психология понимает общие характеристики и отдельные стадии этого процесса, но пока не может полностью объяснить его психофизиологические механизмы. В частности, предполагается, что расширение сознания связано с переходом от репрезентативного (или субъектно-объектного) мышления, основанного на представлениях, к обычно присутствующему, но играющему вспомогательную роль презентативному (процессуально-образному) восприятию и мышлению, основанному на ощущениях,,однако не вполне ясно, как именно происходит такой переход, и что его вызывает. См. Г. Хант, «Природа сознания с когнитивной, феноменологической, И трансперсональной точек зрения», М., «АСТ», 2004. (пер.)
Принцип полярности
Философия Самкхья постулирует две реалии, из которых возникает все сущее: это Пуруша — духовное начало, или сознание, и Пракрити — природное начало, представляющее энергию и материю. Слово пуруша буквально означает «спящий в городе». В этом смысле Пуруша представляет собой дремлющее вместилище сознания, или все сознание. Это сознание является знанием и не содержит ничего, кроме знания. Сознание — это способность осознания в человеческом уме.
Слово пракрити состоит из пра — того же суффикса, который входит в слово прана, и корня крити, означающего «действие». Это значение относится к пране, которая представляет собой активное начало проявленной энергии. Сознание пассивно, а прана активна. Ни одно не может существовать или действовать без другого. Прана — активная сила, лишенная направляющего знания или воли. Сознание - знание, лишенное активной силы воплощения.
Первый абзац текста Ананда Лахари, принадлежащего мудрецу Ади Шанкарачарье, утверждает: «Разве может Пуруша создавать, действовать, проявлять, выражать, разрушать, поддерживать объект и все творение без помощи Пракрити? Шива без Шакти, материя без энергии, Пуруша без Пракрити неспособны к выражению, проявлению и абсолютному движению». Космическая прана и космическое сознание совместно ответственны за проявление вселенной.
Однако с практической точки зрения очень трудно провести различие между праной и сознанием. Эта трудность ясно видна в практике прана видьи. Сознание — это «бытие». Прана - не причина существования, а сознание - не результат. В равной степени, сознание — не причина, а прана — не результат бытия. Они представляют собой два аспекта бытия, которые определяют природу всего сущего. Пуруша, как осознание или сознание, обладает потенциалом движения, но сам по себе инертен. Пракрити, как прана, проявляется во всем. Она обладает способностью действовать, но не по своей собственной воле. Союз Пуруши и Пракрити, или наделение сознания праной, приводит к действию и движению. В философии Самкхья используется аналогия: Пуруша может видеть, но не способен ходить, тогда как Пракрити может ходить, но не может видеть.
В тантрических текстах прана соотносится с женским началом, а сознание — с мужским началом. Это служит основой для концепции Шивы и Шакти и для понятий богов и богинь в Веданте и Пуранах. Шиву всегда сопровождает его супруга Шакти. Ее женские качества символизируют многочисленные человеческие воплощения - Кали, Дурга, Парвати, Ума и т.д. Точно так же других богов изображают с их шакти, или супругами — например, Брахма и Сарасвати, Вишну и Лакшми.
Эти пары служат для привлечения внимания к тому же философскому принципу полярности, который лучше всего представляют сознание и прана. Этот принцип ответственен за все творение. Прана и сознание представляют собой отдельные сущности, существующие в двойственности, но в конечном счете, они являются противоположными полюсами одной и той же силы. Сознание и прана — это положительный и отрицательный аспекты одной непостижимой силы, ответственной за все, что происходит в индивидуальном и космическом измерении. Эти двойственные силы считаются не независимыми, но взаимозависимыми. Когда они соединяются, имеет место творение; когда они разделяются, происходит разрушение.
Прана и читта шакти
Двойственные силы составляют основу макрокосмоса и микрокосмоса. Микрокосмос соответствует человеческому измерению. Согласно йоге, человеческое тело представляет собой сочетание двух важных элементов. Один из них - это жизненная сила, или прана шакти, а другой — сила ума (ментальная сила), или читта шакти*.
* Санскритское слово читта буквально означает «мысль»; поэтому в русском переводе мы будем использовать его (а также слово прана) с падежными окончаниями женского рода, (пер.)
Мы образованы сочетанием праны и шакти. Когда эти две силы уравновешены, жизнь протекает абсолютно гладко. Людей, достигших такого равновесия, называют святыми или освобожденными существами, поскольку они превзошли двойственность жизни. Однако при наличии дисбаланса между праной и сознанием, что типично для большинства людей, проявляются болезни физической, умственной, эмоциональной и психической природы.
В тантре эти два элемента известны как Шива и Шакти. В йоге их называют ида и питала — два великих нади, которые проходят вдоль спинного мозга от его основания в области муладхара чакры до вершины в аджна чакре. Слово нади происходит от санскритского слова над, которое означает «течь». Нади — это не нерв и не кровеносный сосуд, как обычно считают. Эти нади или потоки невозможно увидеть подобно тому, как мы видим жилу в кабеле. Наши физические глаза их не воспринимают. Однако они безусловно реальны, в том же смысле, в каком реальны потоки мысли, страсти, гнева или любви.
Жизненная сила и ментальная сила пронизывают все тело — не только его видимые части, но каждую клетку и каждый атом. Когда нет праны, наступает мгновенная смерть. При отсутствии читты нет осознания. Сознание и прана движутся внутри тела, но обычно остаются раздельными. Когда же они соединяются и находятся в совершенном равновесии друг с другом на верхушке спинного мозга, ум претерпевает состояние деления и выделяется энергия. Происходит взрыв знания, момент, когда вам становится понятным все сущее.
Не верьте, что ум — это всего лишь скопление привычек или собрание самскар. Это не Дьявол и не чисто психологическая сущность. Ум — это сознание, субстанция, содержащая в своих глубинах бесконечный потенциал. Это совокупность осознания, карм, эмоций, мыслей и всех действий и реакций. Коль скоро вы научитесь управлять умом с помощью практик йоги, вы будете способны владеть собой как господин, а не следовать своим желаниям и прихотям как раб. Сейчас именно ваш ум говорит вам, что делать. Порой он даже заставляет вас поступать наперекор вашим собственным желаниям. Ум не с
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!