Словарь наиболее часто встречающихся терминов при работе с сенсорной интеграцией — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Словарь наиболее часто встречающихся терминов при работе с сенсорной интеграцией

2022-10-10 27
Словарь наиболее часто встречающихся терминов при работе с сенсорной интеграцией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Адаптивный ответ –обоснованное и целенаправленное действие индивида,возникающее в ответ на изменения, происходящие во внешней среде. В целом адаптивные ответы характеризуют способность человека взаимодействовать со средой и эффективно отвечать (реагировать) на какую-либо ее составляющую. Адаптивные ответы требуют хорошей сенсорной интеграции и, в свою очередь, способствуют интеграции сенсорных импульсов.

 

Апраксия –выраженное нарушение способности планировать и,следовательно,выполнять незнакомое действие. В случае апраксии сохраняется способность выполнять компоненты действия по отдельности, но индивид не может наметить нужную последовательность действий и реализовать ее. Менее выраженные нарушения носят название диспраксия.

 

Аутизм (или расстройство аутического спектра) –нарушение развития,проявляющееся в течение первых трех лет жизни. Оно характеризуется нарушением способности к социальному взаимодействию, нарушением коммуникации, включая отставание в речевом развитии, стереотипное или повторяющееся использование языка, ограниченные и повторяющиеся формы поведения. Поведение ребенка с аутизмом характеризуется явными нарушениями способности налаживать социальные отношения, отсутствием естественного желания разделять свои интересы и успехи с окружающими, социальной и эмоциональной отстранённостью, также наблюдается неспособность к разыгрыванию ролей и социальной имитации в игре.

 

Вестибулярная система –сенсорная система,реагирующая на положениеголовы по отношению к вектору действия силы тяжести и на ускорение или замедление движения.

 

Гиперчувствительность (повышенная чувствительность) –нарушениесенсорной модуляции, при котором обычные сенсорные импульсы оказываются для человека слишком сильными, и он реагирует тем,, что защищается или избегает их; при этом нередко возникают негативные эмоции и вегетативные реакции (например, тошнота или головокружение).

 

Гравитационная неуверенность –выраженная тревога и беспокойство,которые вызваны неадекватной модуляцией или подавлением ощущений, возникающих при стимуляции гравитационных рецепторов вследствие перемещения или изменения положения головы.

 

Двигательная интолерантность (непереносимость движения) –один из видов

 

нарушения сенсорной интеграции, связанных с повышенной активностью вестибулярной системы. Нарушение модуляции сигналов, поступающих от рецепторов полукружных каналов, ведет к том, что человек с непереносимостью движения испытывает сильный дискомфорт при быстром перемещении и вращении.

 

Двигательное планирование (планирование движений) –способность мозгапредставлять, организовывать и выполнять незнакомые движения. Одной из основных составляющих планирования движений является интеграция сенсорных импульсов, которая дает мозгу представление об исходном положении, в котором находится тело индивида, цели движения, которое нужно совершить, окружающем пространстве, которое создает условия для выполнения того или иного движения, то есть обо всех тех параметрах, которые могут влиять на стратегию и успешность выполнения движения.

 

Двигательные навыки –образцы движений,которым индивидум учится втечение своей жизни. Каждый двигательный навык представляет собой организованную последовательность целенаправленных движений, которые управляются и корректируются посредством обратной связи. В норме освоенный навык характеризуется тем, что человек может успешно справляться с ним в условиях меняющейся среды. Процесс переноса навыка в новые условия называется генерализацией навыка. Сами же переносимые навыки называются генерализованными. При отсутствии генерализации навыки формируются фрагментарно, в этом случае в любой новой обстановке индивидуум вынужден заново планировать и осваивать навык, не используя предшествующий опыт.

 

Диспраксия –нарушение праксиса или способности планировать действия.Этоменее выраженное, но более распространённое нарушение, чем апраксия.

 

Диспраксия развития –специфическое нарушение развитие ребенка,вызванное нарушение сенсорной интеграции и затрагивающее организацию тактильных, а иногда вестибулярных и проциопцептивных ощущений и препятствующее планированию движений. В некоторых случаях у детей с диспраксией развития наблюдаются трудности с обучение.

 

Защитные реакции –постуральные реакции,возникающие при критическомприближении проекции центра тяжести тела к краю площади опоры или выходе проекции центра тяжести за пределы площади опоры. Включают сокращение мышц туловища и мышц конечностей, приводящие к перераспределению веса тела и увеличению площади опоры в направлении смещения центра тяжести.

 

Например, шаг при угрозе падения в положении стоя или защитная опора на руку (защитное разгибание руки) при падении.

 

Модуляция –регулирование мозгом собственной активности.Под этимтермином понимается содействие передаче определенных нервных сообщений, например, сигналом связанных с перцепцией или адаптивных ответов и подавления других сообщений: в результате избыточная активность ослабевает а ненужная фильтруется.

 

Нарушение (дисфункция) сенсорной интеграции –нестабильность илинарушение функций мозга, затрудняющее интеграцию сенсорных импульсов. Нарушения сенсорной интеграции лежит в основе многих хотя и не всех проблем с обучением.

 

Обратная связь –центростремительная информация,поступающая в мозг помере выполнения или после завершения того или иного действия. Например, по мере потягивания до стакана, стоящего на столе, от зрительной системы в мозг поступает информация о том, как выглядит движение нашей руки, и о том, действительно ли мы тянемся по направлению к стакану; проприоцепция дает нам информацию о суставах руки и фоновых поступательных движениях, а когда цель достигнута, мы получаем тактильную информацию о прикосновении к стакану. Обратная связь является важнейшим компонентом системы контроля за движением, который позволяет нам отслеживать успешность выполнения плана движения. Выделяют обратную связь, возникающую в процессе выполнения действия, и конечную обратную связь, которая сигнализирует о завершении выполнения движения и достижении его цели.

 

Перцепция (восприятие) –осознание воспринимаемых сенсорных импульсов,объединение восприятия различных видов сенсорных сигналов в значимый для индивидуума опыт. В более широком значении перцепция – это процесс, объединяющий конечную обработку сенсорных стимулов и их сознания. Например, перцепция тела – объединение всей сенсорной информации, получаемой мозгом от рецепторов тела, которая дает индивиду представление о положении частей тела, движениях, целостности тела и соотносит это с предшествующим опытом. Результатом перцепции тела является схема тела.

 

Постуральные реакции –реакции,связанные с поддержанием и сохранениемположения тела в пространстве, т.е. позы. Примерами постуральных реакций являются выпрямительные реакции, реакции сохранения равновесия и защитные реакции.

Праксис –способность представлять и планировать новый вид активности ивыстраивать необходимую для него последовательность действий, а также переходить от одного вида активности к другому. Одной из важнейших составляющих праксиса является планирование движений.

 

Проприоцепция (мышечно-суставное чувство) –ощущения,получаемые отмышц и суставов. Проприоцептивные импульсы «говорят» мозгу, где и как сокращаются или растягиваются мышцы, где и как изменяется положение в суставах, и какое растяжение или сдавливание испытывают суставы. Эта информация позволяет мозгу узнать, где находится и как двигается каждое из частей тела.

 

Равновесие –способность человека сохранять принятую позу(статическоеравновесие) или параметры движения тела (динамическое равновесие), несмотря на действия внешних сил. Выделяются следующие реакции равновесия: выпрямительные реакции, реакции сохранения равновесия и защитные реакции.

 

Сенсорная интеграция –организация сенсорных импульсов,делающаявозможным их дальнейшую обработку и осмысление. «Осмысление» может находит выражение в формировании схемы тела или перцепции пространства, адаптивном ответе, обучении или развитии каких-либо нервных функций. Благодаря сенсорной интеграции многие части нервной системы могут работать слаженно, благодаря чему человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от окружающего взаимодействия.

 

Сниженная активность вестибулярной системы –один из видов нарушениясенсорной интеграции, связанных с нарушением обработки вестибулярных сигналов.

 

Повышенная активность вестибулярной системы –один из видов нарушениясенсорной интеграции, связанных с нарушениями обработки вестибулярных сигналов.

 

Сниженная чувствительность –нарушение сенсорной модуляции илидискриминационной чувствительности (способности различать ощущения как в рамках одного вида чувствительности, так и в разных видах, например, запах и вкус), причиной которого может быть плохая обработка сенсорной информации. Это приводит к снижению чувствительности к типичным сенсорным стимулам и неадекватной перцепции.

 

Схема тела –результат восприятия(перцепции)человеком собственного тела.

 

Состоит из сенсорного образа (картин, «карт») тела, хранящегося в мозгу.

Тактильная гиперчувствительность –нарушение сенсорной интеграции,прикотором тактильные ощущения вызывают чрезмерно-сильную эмоциональную реакцию или иные нарушения поведения.

 

Тактильная чувствительность –восприятие и обработка ощущений,получаемых от рецепторов кожи, которые реагируют на прикосновения.

 

Трудности с обучением –проблемы,возникающие у ребенка при обучениичтению, письму, счету, при выполнении домашних заданий, но не связанные с нарушение зрения, слуха или отставанием в умственном развитии.

 

Приложение 2

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.