Общеразвивающая программа «Сенсорная интеграция» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общеразвивающая программа «Сенсорная интеграция»

2022-10-10 51
Общеразвивающая программа «Сенсорная интеграция» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возрастная категория: несовершеннолетние от 3  до 17 лет

Срок реализации программы: 1-3 месяца (39 часов)

 

Автор-составитель программы:

Мищененко В.А., специалист по сенсорной интеграции

 

 

г. Славянск-на-Кубани

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1    Пояснительная записка……………………………………………....2

 

1.2                                                                                                    Цель и задачи программы…………………………………………....4

 

1.3    Содержание программы ……………………………………………. 5

 

1.4. Планируемые результаты…………………………………………...8

 

Раздел 2. «Комплекс организационно-методических условий»

2.1. Условия реализации программы………………………………….8

2.2. Формы аттестации ………………………………………………...9

2.3. Методические материалы ………………………………………...9

2.4. Список литературы ……..………………….........................……..10

Приложение 1

Словарь наиболее часто встречающихся терминов

при работе с сенсорной интеграцией …………………………...11

Приложение 2

Опросные листы для родителей …………………………………15

Приложение 3

Шкала целей …………………………………………………….. 22

Приложение 4

Карта достижений ………………………………………………. 23

Приложение 5

Диагностический лист ………………………………………….. 25

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

Пояснительная записка

 

     Сенсорная интеграция - процесс, в ходе которого центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, равновесие (вестибулярный аппарат), восприятие собственного тела (проприоцепция) и превращает ощущения в восприятие, т.е. организовывает их для совершения движений, нормального поведения и обучения. Вмешательство, основанное на сенсорной стимуляции и интеграции – коррекционная работа, построенная на игре в специальной развивающей (терапевтической) среде. Эта среда обеспечивает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Специалист внимательно наблюдает за ребёнком и предоставляет ему широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы.

 

В ходе этой работы постепенно меняется реакция мозга, и центральная нервная система ребёнка начинает лучше оценивать получаемую информацию и лучше использовать ее в повседневной жизни. В результате улучшаются моторные (двигательные) реакции, связанные с координацией движений, дыханием, речью, поведением, обучением и др. А это в свою очередь ведет за собой изменения, продуктом которых является улучшение мышления и социального функционирования.

 

Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая. Данная программа является коррекционной и развивающейодновременно, она направлена на улучшение мышления и социального функционирования.

Программа «Сенсорная интеграция» разработана на основе методики Э.

Джин Айерс об организации ощущений для практической деятельности.

В основе методики лежит понимание неврологических процессов, организующих ощущения человека, поступающие как изнутри его тела, так и снаружи, из окружающей среды. Опираясь на понимание этих процессов и интеграцию их деятельности, была и разработана методика Э.Джин Айерс, на которой основывается программа.

Самой общей составляющей данной программы является создание определенных игровых условий, направленных на усвоение и переработку мозгом комплекса ощущений, которые ребенок воспринимает посредством органов чувств – осязание, зрение, слух, обоняние и др., которые в дальнейшем будут использованы им в познании собственного тела и окружающего мира.

 

Специфика методики заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Занятия индивидуальные продолжительностью от 30 минут до 1 часа.

 

Уровень программы «начальный»,предполагает коррекцию нарушенийсенсорной интеграции:

                – двигательная неуклюжесть

                – быстрая утомляемость

 

                – отказ от социальных контактов

                – задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

 

                – слабая организация поведения

                – гиперактивность, синдром дефицита внимания или чрезмерное спокойствие, отсутствие какой-либо мотивации или активности и многое другое.

 

Программа основана на игре, которую выбирает и развивает сам ребенок, поэтому занятия по сенсорной интеграции приносят массу удовольствия детям.

 

Адресат программы –3-17лет.Занятия индивидуальные.

Объем и срок освоения программы. Индивидуально.

Формы обучения –очная,индивидуальная.

Организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Важнейшей особенностью данной программы является устранение проблем, связанных с работой центральной нервной системы и мешающих развитию ребенка.

 

Современная жизнь выдвигает высокие требования к ребенку в обучении

и социальном общении. Чтобы их выполнить необходимо правильное развитие всех сенсорных систем организма. Иными словами, чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.

 

Актуальность программы и заключается в том,чтобы помочь детямосвоить сенсорные аспекты активности, которые помогут им в дальнейшем справляться с трудностями и приобретать новые навыки.

 

Создатель теории сенсорной интеграции, американский эрготерапевт и специалист по детскому развитию Э.Джин Айрес (на основе методики которой разработана данная программа), перечисляет основные, наиболее распространенные и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребенка нарушений переработки сенсорной информации. Такие как:

 

      – Гиперактивность и чрезмерная отвлекаемость.

      – Поведенческие проблемы (например, наличие агрессивных тенденций, повышенная ранимость ребенка, уход от реальных контактов).

      –Низкий тонус мышц, слабость, утомляемость, трудности координации движения.

      – Трудности ориентации во внешнем пространстве и в пространстве своего тела.

 

      – Замедленное освоение языка и речевых навыков.

      – Трудности обучения в школе, освоение письма, чтения, математики.

Цели и задачи программы.

 

Занятия, основанные на методике сенсорной интеграции, не сосредоточены на обучении специфическим навыкам, таким как чтение или письмо. Данная программа учит ребенка тому, как организовать мозг, чтобы он лучше работал. Это позволит в дальнейшем освоить ему и чтение, и письмо с наименьшими усилиями.

 

Постулаты теории сенсорной интеграции

 

1. Обучение и развитие зависит от способности воспринимать и ощущать сигналы, исходящие изнутри тела и из окружающего мира, а также от способности использовать эти сигналы для организации своего поведения.

2. Человек с нарушенной способностью интерпретировать сенсорные сигналы может также иметь нарушенную способность отвечать на эти сигналы соответствующим действием. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию и обучению.

3. Улучшенные ощущения и восприятия ведут к улучшенным взаимодействиям с окружающим миром, более эффективным адаптационным реакциям, а значит, к более продуктивному развитию и обучению.

 

   Цель:

Способствовать общему развитию ребенка через занятия на специальном оборудовании и интеграции поступающей сенсорной информации для более успешной жизнедеятельности ребенка. Иными словами, информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира ребенка, должна быть организована его центральной нервной системой и правильно интерпретирована.

В практической деятельности – цель можно считать достигнутой, если:

      - Произошло улучшение внимания ребенка на занятиях в школе, в детском саду

      -   Нормализовался уровень возбуждения, эмоциональная регуляция

      -   Произошло улучшение когнитивных способностей ребенка

      -   Нормализовались моторные и праксисные (практические) умения

      -   Улучшилось общение со сверстниками, получили развитие социальные навыки

      -   Ребенок стал чувствовать себя успешнее

    Задачи программы:

      - личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

      - метапредметные - развитие мотивации к различным видам деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

      -    образовательные (предметные) - развитие мотивации к видам деятельности, приобретение определенных умений, навыков, компетенций.

Имея четкую цель, индивидуально для конкретного ребёнка разрабатывается определенный вид активности, основываясь на теории сенсорной интеграции.

Работа происходит поэтапно.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.