Автономная некоммерческая благотворительная организация инклюзивный центр раннего развития — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автономная некоммерческая благотворительная организация инклюзивный центр раннего развития

2022-10-10 19
Автономная некоммерческая благотворительная организация инклюзивный центр раннего развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автономная некоммерческая благотворительная организация инклюзивный центр раннего развития

                  «Росток надежды»

Дополнительная общеобразовательная

Общеразвивающая программа «Сенсорная интеграция»

 

Возрастная категория: несовершеннолетние от 3  до 17 лет

Срок реализации программы: 1-3 месяца (39 часов)

 

Автор-составитель программы:

Мищененко В.А., специалист по сенсорной интеграции

 

 

г. Славянск-на-Кубани

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1    Пояснительная записка……………………………………………....2

 

1.2                                                                                                    Цель и задачи программы…………………………………………....4

 

1.3    Содержание программы ……………………………………………. 5

 

1.4. Планируемые результаты…………………………………………...8

 

Раздел 2. «Комплекс организационно-методических условий»

2.1. Условия реализации программы………………………………….8

2.2. Формы аттестации ………………………………………………...9

2.3. Методические материалы ………………………………………...9

2.4. Список литературы ……..………………….........................……..10

Приложение 1

Словарь наиболее часто встречающихся терминов

при работе с сенсорной интеграцией …………………………...11

Приложение 2

Опросные листы для родителей …………………………………15

Приложение 3

Шкала целей …………………………………………………….. 22

Приложение 4

Карта достижений ………………………………………………. 23

Приложение 5

Диагностический лист ………………………………………….. 25

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

 

Пояснительная записка

 

     Сенсорная интеграция - процесс, в ходе которого центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, равновесие (вестибулярный аппарат), восприятие собственного тела (проприоцепция) и превращает ощущения в восприятие, т.е. организовывает их для совершения движений, нормального поведения и обучения. Вмешательство, основанное на сенсорной стимуляции и интеграции – коррекционная работа, построенная на игре в специальной развивающей (терапевтической) среде. Эта среда обеспечивает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Специалист внимательно наблюдает за ребёнком и предоставляет ему широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы.

 

В ходе этой работы постепенно меняется реакция мозга, и центральная нервная система ребёнка начинает лучше оценивать получаемую информацию и лучше использовать ее в повседневной жизни. В результате улучшаются моторные (двигательные) реакции, связанные с координацией движений, дыханием, речью, поведением, обучением и др. А это в свою очередь ведет за собой изменения, продуктом которых является улучшение мышления и социального функционирования.

 

Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая. Данная программа является коррекционной и развивающейодновременно, она направлена на улучшение мышления и социального функционирования.

Программа «Сенсорная интеграция» разработана на основе методики Э.

Джин Айерс об организации ощущений для практической деятельности.

В основе методики лежит понимание неврологических процессов, организующих ощущения человека, поступающие как изнутри его тела, так и снаружи, из окружающей среды. Опираясь на понимание этих процессов и интеграцию их деятельности, была и разработана методика Э.Джин Айерс, на которой основывается программа.

Самой общей составляющей данной программы является создание определенных игровых условий, направленных на усвоение и переработку мозгом комплекса ощущений, которые ребенок воспринимает посредством органов чувств – осязание, зрение, слух, обоняние и др., которые в дальнейшем будут использованы им в познании собственного тела и окружающего мира.

 

Специфика методики заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Занятия индивидуальные продолжительностью от 30 минут до 1 часа.

 

Уровень программы «начальный»,предполагает коррекцию нарушенийсенсорной интеграции:

                – двигательная неуклюжесть

                – быстрая утомляемость

 

                – отказ от социальных контактов

                – задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

 

                – слабая организация поведения

                – гиперактивность, синдром дефицита внимания или чрезмерное спокойствие, отсутствие какой-либо мотивации или активности и многое другое.

 

Программа основана на игре, которую выбирает и развивает сам ребенок, поэтому занятия по сенсорной интеграции приносят массу удовольствия детям.

 

Адресат программы –3-17лет.Занятия индивидуальные.

Объем и срок освоения программы. Индивидуально.

Формы обучения –очная,индивидуальная.

Организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами.

Важнейшей особенностью данной программы является устранение проблем, связанных с работой центральной нервной системы и мешающих развитию ребенка.

 

Современная жизнь выдвигает высокие требования к ребенку в обучении

и социальном общении. Чтобы их выполнить необходимо правильное развитие всех сенсорных систем организма. Иными словами, чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.

 

Актуальность программы и заключается в том,чтобы помочь детямосвоить сенсорные аспекты активности, которые помогут им в дальнейшем справляться с трудностями и приобретать новые навыки.

 

Создатель теории сенсорной интеграции, американский эрготерапевт и специалист по детскому развитию Э.Джин Айрес (на основе методики которой разработана данная программа), перечисляет основные, наиболее распространенные и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребенка нарушений переработки сенсорной информации. Такие как:

 

      – Гиперактивность и чрезмерная отвлекаемость.

      – Поведенческие проблемы (например, наличие агрессивных тенденций, повышенная ранимость ребенка, уход от реальных контактов).

      –Низкий тонус мышц, слабость, утомляемость, трудности координации движения.

      – Трудности ориентации во внешнем пространстве и в пространстве своего тела.

 

      – Замедленное освоение языка и речевых навыков.

      – Трудности обучения в школе, освоение письма, чтения, математики.

Цели и задачи программы.

 

Занятия, основанные на методике сенсорной интеграции, не сосредоточены на обучении специфическим навыкам, таким как чтение или письмо. Данная программа учит ребенка тому, как организовать мозг, чтобы он лучше работал. Это позволит в дальнейшем освоить ему и чтение, и письмо с наименьшими усилиями.

 

Постулаты теории сенсорной интеграции

 

1. Обучение и развитие зависит от способности воспринимать и ощущать сигналы, исходящие изнутри тела и из окружающего мира, а также от способности использовать эти сигналы для организации своего поведения.

2. Человек с нарушенной способностью интерпретировать сенсорные сигналы может также иметь нарушенную способность отвечать на эти сигналы соответствующим действием. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию и обучению.

3. Улучшенные ощущения и восприятия ведут к улучшенным взаимодействиям с окружающим миром, более эффективным адаптационным реакциям, а значит, к более продуктивному развитию и обучению.

 

   Цель:

Способствовать общему развитию ребенка через занятия на специальном оборудовании и интеграции поступающей сенсорной информации для более успешной жизнедеятельности ребенка. Иными словами, информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира ребенка, должна быть организована его центральной нервной системой и правильно интерпретирована.

В практической деятельности – цель можно считать достигнутой, если:

      - Произошло улучшение внимания ребенка на занятиях в школе, в детском саду

      -   Нормализовался уровень возбуждения, эмоциональная регуляция

      -   Произошло улучшение когнитивных способностей ребенка

      -   Нормализовались моторные и праксисные (практические) умения

      -   Улучшилось общение со сверстниками, получили развитие социальные навыки

      -   Ребенок стал чувствовать себя успешнее

    Задачи программы:

      - личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;

      - метапредметные - развитие мотивации к различным видам деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

      -    образовательные (предметные) - развитие мотивации к видам деятельности, приобретение определенных умений, навыков, компетенций.

Имея четкую цель, индивидуально для конкретного ребёнка разрабатывается определенный вид активности, основываясь на теории сенсорной интеграции.

Работа происходит поэтапно.

 

Содержание программы

 

Основные принципы:

 

1. Сенсорные аспекты активности важны для развития и обучения.

2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и интеграция ощущений.

3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых навыков весьма существенны для развития сенсорной интеграции нервной системы.

4. Организация сенсорной перцепции и эффективных ответов, как правило, улучшает не только развитие, но и поведение детей.

5. Освоение сложных навыков и типов поведения зависит от совокупности ответов на более простые задачи.

6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо занятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем больше шансов, что он выстоит перед трудностями и в результате будет действовать эффективнее.

7. Программа основана на игре, причем организация и выбор видов активности обусловлены интересами и предпочтениями ребенка.

8. Игровые виды активности предполагают, что задачи, поставленные перед ребенком, ему по силам.

9. Эффективность занятий определяется тем, начинает ли ребенок правильно реагировать на задачи, с которыми он прежде не мог справиться.

 

Общие положения программы:

 

1. Курс занятий расписывается на каждого ребенка индивидуально продолжительностью от одного до трех месяцев.

2. Занятия проводятся поэтапно (см. этапы стр. 5 данной программы).

3. При подборе оборудования и выборе игр учитывается адаптивная реакция ребенка и уровень адаптивного ответа.

 

Основное содержание:

 

 

1. Комплекс игровых мероприятий, нацеленных на уравновешенность в поведении и усидчивость при обучении в школе. Работа на оборудовании Дом Совы, упражнения с гимнастическими мячами, упражнения на креслах с гранулами.

 

2. Двигательные упражнения для улучшения координации движений. Работа на оборудовании Дом Совы, упражнения с гимнастическими мячами.

 

3. Интеграция работы вестибулярной системы, в том числе сниженная или повышенная активность вестибулярной системы. Упражнения на оборудовании Дом Совы.

 

4. Работа над удержанием равновесия, устойчивости при перемещении, координацией движений. Упражнения на оборудовании Дом Совы.

 

5. Устранение внутренних причин укачивания при перемещении. Упражнения на оборудовании Дом Совы.

 

6. Интегрирование движений, планирование и правильная реакция. Взаимодействие с окружающей средой. Упражнения на оборудовании Дом Совы, упражнения с мягкими мячами, упражнения с мягкими игрушками.

 

7. Работа с видами нарушений деятельности (работа над контролем за движением; работа над реакциями, связанными с положением и сохранением тела в пространстве, определенной позы; работа с нарушением специфических двигательных навыков; работа с нарушением

 

двигательного планирования; развитие устойчивых паттернов планирования двигательных навыков). Упражнения на оборудовании Дом Совы. Работа с гимнастическими мячами, упражнения с мягкими мячами. Использование сенсорного уголка, экосенсорного стола и светового стола для рисования с песком.

 

8. Нормализация восприятия и обработки ощущений центральной нервной системой ребенка, получаемых от рецепторов кожи (сниженная чувствительность или, наоборот, тактильная гиперчувствительность). Упражнения на ощущения для мелкой моторики с использованием сенсорного уголка, экосенсорного стола и светового стола для рисования песком.

 

9. Расстройства аутического спектра (работа с регистрацией сенсорных сигналов (импульсов) при нарушении их обработки центральной нервной системой, апраксия; модуляция сенсорных импульсов; работа над

 

регуляцией избыточной активности; развитие двигательного планирования). Упражнения на оборудовании Дом Совы, упражнения с гимнастическими мячами. Игровые упражнения на креслах с гранулами. Игровые упражнения с мягкими игрушками и мячами. Упражнения на ощущения для мелкой моторики с использованием сенсорного уголка, экосенсорного стола и светового стола для рисования песком.

 

Планируемые результаты.

 

       - Улучшение внимания ребенка на занятиях в школе, в детском саду

       - Нормализация уровня возбуждения, эмоциональной регуляции

       - Улучшение когнитивных способностей ребенка

       - Нормализация моторных и праксисных (практических) умений

       - Улучшение общения со сверстниками, развитие социальных навыков

       - Повышение уровня мотивации, проявление интереса к обучению в школе, в детском саду

       - Ребенок стал чувствовать себя успешнее.

 

Педагогические технологии

- технология индивидуализации обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология творческой деятельности.

Алгоритм занятия -беседа,практическая деятельность с демонстрациейпрактических приемов деятельности, активные игры с использованием специального оборудования;

   Дидактические материалы в качестве дидактических материалов служат разных размеров мячи, мягкие игрушки.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующиекомпоненты:

Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности; Применение индивидуальных форм обучения.

 

2.4.        Список литературы

 

1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. –272 с.

2. Банди, Анита. Сенсорная интеграция: теория и практика / Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; перевод с английского Д. В. Ермолаев, Е. М. Мельникова (14-17 главы); научное редактирование Д. В. Ермолаев. - Москва: Теревинф, 2017. – 766 с.

3. Бертынь Г.П. (совместно с Певзнер М.С., Мареевой Р.А.) Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами // Дефектология. 1979. № 4.

4. Большакова Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г.Е. Большакова. Москва, 2010. – 320 с.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Москва, 1988. – 144 с.

6. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития [Ассоциация специалистов сенсорной интеграции] / Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2013. - Режим доступа: https://sensoricinru.wordpress.com.

7. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг [пер. с нем. К.А. Шарр]. Москва: Теревинф, 2014. – 240 с.

8. Крановиц, Кэрол Сток. Разбалансированный ребенок: как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановиц; Пер. с англ. - Изд. испр. и доп. - Санкт-Петербург: Редактор, 2012. – 396 с.

9. Миненкова И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова. Минск, 2007. – 180 с.

10. Мультисенсорная терапия (Снузелен) [Реабилитация в Израиле] / Электрон. текстовые дан. - [б.и.], 2011 - Режим доступа: http://reis.co.il

11. Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации / Электрон. текстовые дан. - Ижевск: [б.и.], 2006. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2006/bzrn_osnovy.php.

12. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 70 с.

13. Як Эллен, Паула Аквилла, Ширли Саттон. Строим мостки с помощью сенсорной интеграции, 3-е изд.; Терапия для детей с аутизмом и другим первазивными расстройствами развития: Пер. с англ. В.Г. Мартиросян, Н.А. Шафинская, Носик М.В. Под ред. О.А. Шлёнской. – Белая Церковь: ПАО «Белоцерковская книжная фарика», 2016. – 240 с.

Приложение 1

Автономная некоммерческая благотворительная организация инклюзивный центр раннего развития

                  «Росток надежды»

Дополнительная общеобразовательная


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.