й половины XIX – начала ХХ вв. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

й половины XIX – начала ХХ вв.

2022-10-10 28
й половины XIX – начала ХХ вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

             
     

 


ф илософия Всеединства р елигиозный экзистенциализм р елигиозно-философская линия космизма л итературно-художественное направление
В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и др. Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов и др. Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и др.   Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др.

 

т аблица 23. материалистическая традиция в русской философии

             
     

 


Революционно-демократическое направление н аправление народничества Марксистское направление
А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др. М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин и др. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и др.

т аблица 24.            ф илософия русского космизма.

 

Основные направления и их представители Ключевые идеи и достижения

 

 

и

д

е

я

 

а

к

т

и

в

н

о

й

 

э

в

о

л

ю

ц

и

и

 

Религиозно-философское направление   Н.Ф.Федоров   В.С.Соловьев   С.Н.Булгаков     П.А.Флоренский     Н.А.Бердяев   стремление к синтезу научного, философского и религиозного знания     проект «регуляции природы»   концепция Всеединства   идея о хозяйственной деятельности человека как факторе глобального развития   идея о пневматосфере как этапе развития планеты и космоса   идея об ответственности человека-микрокосма за происходящие в природе процессы
Естественнонаучное направление     Н.А.Умов   К.Э.Циолковский     А.Л.Чижевский   В.И.Вернадский   научные достижения – основа формирования новой картины мира, нового представления о роли человека в эволюции космоса   идея об антиэнтропийной сущности жизни, о человеческом разуме как факторе космической эволюции   теория освоения человеком комического пространства; «космическая философия» и «космическая этика» разработка основ гелио- и космобиологии, изучающих зависимость всех форм жизни от влияния космоса в целом   учение о биосфере и ноосфере

 

 

Основные понятия темы.

Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – философское и социально-политическое направление, призывающее к отказу от всех форм государственного и правового управления обществом. Теоретиками анархизма в русской общественной мысли второй половины XIX – начала ХХ вв. были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

а нтропоцентризм – характерная черта русской философии, проявляющаяся в том, что тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей.

Всеединство – центральная идея русской религиозной философии, которая стала основанием для формирования философского направления – метафизики всеединства (основоположник – В.С. Соловьев). Понятие «всеединство» имеет ряд аспектов: 1) онтологический – единство всего мира, Космоса; 2) гносеологический – единство религиозного, философского и научного познания, дающее в своей целостности истинное знание о мире; 3) социально-политический, реализующийся в идее совершенного общественного устройства; 4) антропологический, рассматривающий человечество как объективную реальность, как свободное единство всех людей; 5) этический, выражающийся в идее необходимостинравственной оценки всех человеческих дел.

Западники и славянофилы – направления в русской общественной мысли 40 – 50 -х гг. XIX в., ведущие спор по вопросу о путях развития России. Западники (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.) видели возможность для развития россии в повторении пути Европы, идею прогресса связывали с развитием капиталистических отношений. Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали свое внимание на национальном своеобразии русской православной культуры, отстаивали самобытный путь россии во всемирной истории.

Космизм – направление в российской научно-философской мысли, отличительной особенностью которого является идея активной эволюции – необходимости нового, сознательного этапа эволюции мира, когда направленность его развития определяется человеческим разумом. Основные проблемы космизма: единство человека, природы и космоса; место разума во Вселенной, развитие космонавтики, космическая этика и др. идеи космизма получили свое философское обоснование в трудах религиозных философов конца ХIХ - начала ХХ вв. (Н.Ф. Федорова, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.), а логическое завершение – в естественнонаучных взглядах мыслителей ХХ столетия (Н.А. Умова, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского).

Ноосфера (греч. no о s – разум) – «сфера разума» – ключевое понятие в учении В.И. Вернадского. Ноосфера рассматривается В.И. Вернадским как высший, завершающий и закономерный этап в эволюции биосферы, когда все природные и космические процессы контролируются деятельностью человеческого разума.

Панморализм русской философии (греч. pan – все и moralis – нравственный) – одна из ее характерных особенностей, заключающаяся в том, что проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.

Русская идея – комплекс идей и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового целого, особенностей российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Основное содержание русской идеи – признание общечеловеческого значения христианской нравственности, призванной стать духовной основой объединения народов мира, способствовать общечеловеческому прогрессу.

Русская религиозная философия – ведущее направление в философской мысли России, которое как самостоятельное явление духовной жизни сложилось в середине ХIХ века. Ее крупнейшие представители: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др. Основная направленность творчества русских религиозных мыслителей – формирование целостного мировоззрения, представляющего собой синтез религиозных, философских, научных, социально-политических, этических аспектов.

Соборность – одно из ключевых понятий русской религиозной философии. Это понятие было введено А.С. Хомяковым и имело ряд значений: 1) склонность русского народа к общинной организации жизни, основанной на принципах взаимопомощи; 2) свободное объединение людей в Церкви на основе любви к Богу и друг к другу; 3) гармония веры и разума в поиске истины.

 

Персоналии.

Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876 гг.) – философ, публицист, идеолог революционного народничества и анархизма. В центре его философского творчества социально-философская проблематика: вопросы о законах общественного развития, о причинах возникновения государства и его роли в жизни общества и др. Идеалом общественного устройства считал общинное самоуправление. Основные работы: «Государственность и анархия» и др.

Бухарин Николай Иванович (1888 – 1938 гг.) – философ, социолог, экономист, общественный деятель. Видный представитель марксистского направления в русской общественной мысли. В центре его философского творчества вопросы практического отношения человека к миру. Основные работы: «Теория исторического материализма», «Дарвинизм и марксизм» и др.

Бердяев Николай александрович (1874 – 1948 гг.) – видный русский философ, крупнейший представитель религиозного экзистенциализма («философии существования»). В центре его внимания вопросы философии истории. Основные произведения: «Смысл истории», «Философия свободы», «Самосознание» и др.

Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944 гг.) – видный русский мыслитель, прошедший творческий путь от марксизма к религиозной философии. Его основной философский труд «Философия хозяйства» представляет собой синтез марксистской социально-экономической теории и религиозных идей философии всеединства и русского космизма. Другие произведения: «От марксизма к идеализму», «Свет невечерний» и др.

Вернадский Владимир иванович (1863 – 1945 гг.) – ученый-естествоиспытатель и мыслитель, создатель учения о биосфере и ноосфере. Основные сочинения: «Научная мысль как планетное явление», «Биосфера», «О научном мировоззрении» и др.

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870 гг.) – русский философ, писатель, публицист, революционер-демократ. Стремился к синтезу материализма и диалектики, обосновывал необходимость взаимодействия философии и науки. Сторонник западничества, однако разделял идеи славянофилов о самобытности России, их взгляды на общину. Основные философские произведения: «Письма об изучении природы», «Былое и думы».

Иларион (сер. XI в.) – древнерусский мыслитель, писатель, церковный и политический деятель, митрополит киевский. Создатель первой в отечественной мысли историософской концепции. Автор первого философского произведения на Руси – «Слова о законе и благодати».

Ильенков Эвальд Васильевич (1924 – 1979 гг.) – советский мыслитель, специалист в области истории философии, методологии, диалектики, педагогики, эстетики. Разработал логико-диалектическую теорию научного мышления, направленную на выявление всеобщих аспектов развития научного знания. Основные сочинения: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», «Идеальное», «Гуманизм и наука» и др.

Ленин Владимир ильич (1870 – 1924 гг.) – философ-материалист и общественный деятель. развивал марксистское учение применительно к новому этапу научного и общественного развития. Основные философские работы Ленина – «Материализм и эмпириокритицизм»,«Философские тетради» и др. – являются значительным вкладом в разработку материалистической диалектики как науки и как метода познания. Важнейшее место в его работах занимает разработка диалектического материализма как теоретической основы революционной борьбы и построения социалистического общества.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765 гг.) – естествоиспы-татель, мыслитель, историк, лингвист, поэт. Основатель Московского университета (1755 г.). Ученый-энциклопедист, совершивший ряд выдающихся открытий в различных областях научного знания: химии, физике, геологии, астрономии и др. ввел в русский язык ряд научных и философских терминов. Один из крупнейших представителей деизма и механистического материализма в русской общественной мысли. Основные труды: «О слоях земных», «Древняя Российская история» и др.

Лосев Алексей Федорович (1893 – 1988 гг.) – русский философ, автор философско-художественной прозы, педагог. Переводчик и комментатор античной литературы. В философии развивал платоновско-гегелевскую линию диалектического идеализма, традицию русской православной философии. Основные сочинения: «Античный космос и современная наука», «Диалектика мифа», «Философия имени», «история античной эстетики и» и др.

Мечников Лев Ильич (1836 – 1888 гг.) – крупнейший представитель географической школы в русской общественной мысли. Считал, что природные, географические условия представляют собой ведущий фактор общественного развития. Основной труд – «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества».

Моисеев Никита Николаевич (1917 – 2000 гг.) – ученый-математик и мыслитель. В центре внимания философско-методологические проблемы развития науки и техники, вопросы экологии; провозгласил идею зависимости содержания естественнонаучного знания от проблем гуманитарного характера. В процессе разработки математической модели биосферы расширил представления о месте природы в развитии общества и о роли общества в процессах планетарного масштаба. Основные научно-философские труды: «Человек во Вселенной и на Земле», «Человек, среда, общество», «Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление», «Вернадский и современность» и др.

Павлов Иван Петрович (1849 – 1936 гг.) – ученый-естествоиспытатель, занимавшийся изучением высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов, что позволило ему открыть основные законы и механизмы деятельности головного мозга. Учение И.П. Павлова стало важнейшей естественнонаучной основой материалистического понимания проблемы сознания. Основные труды: «Условные рефлексы», «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» и др.

Плеханов Георгий Валентинович (1856 – 1918) – теоретик марксизма, основатель социал-демократического движения в России. Его главной заслугой является последовательное материалистическое понимание истории. Основные работы: «Очерки по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и др.

Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802 гг.) – русский философ, писатель, общественный деятель – борец против абсолютизма и крепостничества. В центре внимания социально-философская и антропологическая проблематика, вопросы гносеологии и этики. Его философские взгляды во многом противоречивы, в них сочетаются материалистические и идеалистические, религиозные и атеистические представления. Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии».

Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905 гг.) – ученый, «отец русской физиологии» и основоположник материалистического подхода к изучению психических явлений. Его исследования положили начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека, явились важный вкладом в естественнонаучное обоснование ряда гносеологических проблем. Основные работы: «Рефлексы головного мозга» и др.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900 гг.) – религиозный философ, поэт, публицист. Основоположник метафизики всеединства – наиболее значительного направления в структуре русской религиозной философии. Основные произведения: «Кризис западной философии. Против позитивистов», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др. и др.

Умов Николай Алексеевич (1846 – 1915) – физик-теоретик, обладатель энциклопедических знаний в области физики, механики, химии, астрономии, метеорологии. Первый русский физик-философ, основная идея научно-философского творчества которого – идея антиэнтропийной сущности жизни. В трудах Н.А. Умова наука приобрела этическое значение. Основные работы: «Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина», «Роль человека в познаваемом им мире», «Вопросы познания в области физических наук» и др.

Федоров Николай Федорович (1829 – 1903 гг.) – религиозный философ, основоположник русского космизма. Его основной труд «Философия общего дела» представляет собой проект «регуляции природы», направленный на преобразование мира и движение к принципиально новому, сознательному этапу развития космоса.

Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937 гг.) – религиозный философ, богослов и ученый-энциклопедист, представитель философии всеединства, автор идеи о пневматосфере. В основе его представлений идея о диалектическом единстве человека-микрокосмоса и природы-макрокосмоса. Основные работы: «Столп и утверждение истины», «Смысл идеализма», «Иконостас», «Макрокосм и микрокосм» и др.

Фролов Иван Тимофеевич (1929 – 1999 гг.) – философ и общественный деятель. Его работы по философским проблемам естествознания (в частности, биологии и генетики) внесли заметный вклад в разработку методологических и мировоззренческих принципов научных исследований. Автор концепции «органического детерминизма». Основные сочинения: «Философские проблемы и будущее человечества», «О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека» и др. Возглавил коллектив авторов учебника «Введение в философию» (М., 1990). Ответственный редактор выдержавшего ряд переизданий «Философского словаря».

Хомяков Алексей Степанович (1804 – 1860 гг.) – религиозный философ, основатель и один из лидеров славянофильства. В центре его внимания вопрос о роли религии в развитии общества. Важнейшая составная часть его философии – учение о соборности как принципе устройства бытия. Основные работы: «Церковь одна», «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» и др.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) – русский философ, создатель первой в истории отечественной мысли системы философского знания. Чаадаев развивал религиозную линию в русской философии. Главные темы его произведений – судьба России и философия истории – наиболее полно выражены в «Философических письмах».

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889 гг.) – писатель, литературный критик, представитель революционно-демократического направления в русской философии. В его произведениях (роман «Что делать?», «Эстетические отношения искусства к действительности», «Антропологический принцип в философии» и др.) с материалистических позиций рассматриваются проблемы антропологии, гносеологии, эстетики, социального прогресса.

Циолковский Константин Эдуардович (1857 – 1935) – русский ученый и мыслитель, основатель космонавтики и один из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Важной составной частью его взглядов являются «космическая философия» и «космическая этика», в основе которых идея о человеческом разуме как важнейшем факторе эволюции, о космосе как потенциальной области биологической и социальной жизни. Основные работы: «грезы о небе и о земле», «Монизм Вселенной», «Общественная организация человечества», «Космическая философия», «Научная этика» и др.

Чижевский Александр Леонидович (1897 – 1964) – ученый, мыслитель, поэт и художник, ученик и последователь К.Э. Циолковского, основатель нового направления в естествознании – гелио- и космобиологии, изучающего зависимость всех форм жизни, всех функций живого от деятельности Солнца и от влияния космоса в целом. Основные работы: «Земное эхо солнечных бурь», «Исследования периодичности всемирно-исторического процесса» и др.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.