Тема 10. западная философия ХХ века. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 10. западная философия ХХ века.

2022-10-10 29
Тема 10. западная философия ХХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

т аблица 20. Условия формирования, характерные особенности и основные направления западной философии ХХ века.

Социально-исторические и духовно-культурные условия формирования Характерные особенности
1. стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества; 2. противоречия научно-техническо-го прогресса; 3. противоречия глобализации; 4. демократизация политической сферы; 5. кризис в духовной сфере. 1. разнообразие течений, проблем и методов их решения; 2. формирование сциентизма и антисциентизма; 3. иррационализм; 4. антропологическая проблематика; 5. тенденция к формированию социально-экологического типа философствования; 6. формирование принципа глобального эволюционизма.

Основные направления и их представители   Ключевые проблемы   Варианты их решения
«Философия жизни»: Ф.Ницше, А.Бергсон и др. «Жизнь» – некая первоначальная реальность, недоступная ни чувственному, ни рациональному познанию и постигаемая только в результате непосредственных переживаний. Все существующее – проявление «жизни». Утвердить свою свободу человек может только в одиноком противостоянии миру (Ф.Ницше). Функция разума – обеспечить телу пребывание в среде; основной метод познания – инстинкт и его высшее проявление – интуиция. (А.Бергсон)
Экзистенциализм: К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, Н.Бердяев. Л.Шестов и др. Человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я», т.е. переживание своего бытия в мире
 

 


«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» (А.Камю).

1) религиозное направление (К.Ясперс, г.Марсель, н.Бердяев и др.): возможность обретения свободы через веру в Бога; 2) атеистическое направление (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.): возможность обретения свободы через погружение в сферу собственного сознания.
Позитивизм (основоположник - О.Конт) и неопозитивизм (аналитическая философия): Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р. Карнап и др.   Постпозитивизм: К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос. Философия неспособна ответить на вопросы, поставленные развитием науки: «наука сама себе философия». Функция философии – анализ научных понятий, которые представляют собой особую реальность. Проблемы истории возникновения, развития и смены научных теорий. - Логический позитивизм: все философские проблемы сводятся к логическим; - лингвистический позитивизм: все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка.     Основной признак научности – «принцип фальсификации» (К.Поппер); концепция научных парадигм (Т.Кун) и др.
Герменевтика: Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Х.Г.Гадамер. Проблемы понимания и постижения смысла феноменов духовной культуры. Проблема языка. Язык – особая реальность, основа и сущность человеческого бытия. познание истины возможно лишь через диалог.
Психоанализ: З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм. Проблема бессознательного. творческая деятельность – выход из конфликта между бессознательным и социальным (З.Фрейд); концепция коллективного бессознательного (К.Юнг); учение о социальном бессознательном (Э.Фромм).
Феноменология: Э. Гуссерль и др. предмет философии – не окружающий мир, а феномены сознания. В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
Религиозная философия. Неотомизм: Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.   Персонализм: Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.   Религиозный эволюционизм: П.Тейяр де Шарден и его последователи. Стремление осмыслить проблемы современного мира с позиций христианской религии.     Человек реализуется в сфере творчества – в этом проявляется его сопричастность Богу.   Сущность человека – свобода выбора, которая проявляется во взаимодействии с миром и обществом. Синтез идей о Божественном творении и природной эволюции; религиозно-философская линия учения о ноосфере.

Основные понятия темы.

Герменевтика (греч. hermeneuo – разъясняю) – направление в западной философии ХХ в., в центре внимания которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка (Ф. Шлейермахер, В.Дильтей, Х.Г.Гадамер).

Иррационализмсм. Тема 2.

Неопозитивизм – одно из ведущих направлений в западной философии ХХ в., которое рассматривает науку как сферу эмпирических исследований, а задачу философии сводит к логическому анализу научных понятий, к объяснению значения языковых выражений (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.).

Неотомизм – одно из направлений западной религиозной философии ХХ в. В основе неотомизма учение Ф. Аквинского (томизм) о структуре мироздания, о соотношении веры и разума, о месте человека в мире. В отличие от томизма, для этого направления характерно внимание к проблемам человеческого творчества и к внутреннему миру человека (Э.Жильсон, Ж.Маритен).

Ноосфера – одно из основных понятий учения Т. де Шардена. В пониманииТ. де Шардена ноосфера – это оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении «точки Омега» - высшего этапа природной эволюции, на котором все происходящие в мире процессы контролируются коллективным человеческим сознанием. (См. также Таблица 24).

Персонализм – одно из направлений западной религиозной философии ХХ в., в центре внимания которого проблема свободы личности (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.).

Позитивизм – направление в западной философии ХХ в., утверждающее, что все истинное (позитивное) знание может быть получено только научным, эмпирическим путем и не нуждается в философии («наука сама себе философия» – лозунг позитивистов).

Постпозитивизм – направление, сложившееся в западной философии в 60 – 70-е гг. ХХ в. как историческая школа в методологии научного познания. В центре внимания постпозитивистов история возникновения, развития и смены научных теорий (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).

Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – «философия действия» – субъективно-идеалистическое направление в западной философии ХХ в., определяющее значимость знания его практической полезностью (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его последователей. В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.

Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление в культуре ХХ в., представители которого ведущее значение в развитии человеческой культуры придают развитию науки и техники. Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.

 

Тейярдизм (религиозный эволюционизм) – одно из направлений западной религиозной философии ХХ в., философия П.Тейяра де Шардена и его последователей. Для этого направления характерен синтез религиозных идей с идеей природной эволюции.

Феноменологияучение о феноменах») – субъективно-идеалистическое направление в западной философии ХХ в. (основоположник – Э.Гуссерль). Философия Гуссерля – это учение о феноменах сознания, которые понимаются как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Центральное понятие феноменологии – «интенциональность» сознания, т.е. его направленность на объект («нет объекта без субъекта»). Феноменология разрабатывает метод дескрипции – описания способов поиска смысла.

Философия жизни – иррационалистическое направление в философии конца ХIХ – начала ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму интуицию и инстинкт. В основе этой философии понятие жизни как активного, многообразного, постоянно изменяющегося начала мира, которое недоступно чувственному и рациональному познанию, а постигается только через интуицию и переживание (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) – «философия существования» – субъективно-идеалистическое направление в западной философии ХХ в. Основная идея экзистенциализма: человек существует в чуждом ему мире; подлинная действительность – это существование «своего Я», т. е. переживание своего бытия в мире. Основные категории экзистенциализма: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть и др.

Экзистенциясуществование») – центральная категория экзистенциализма, означающее внутриличностное бытие человека, мир его переживаний, не сводимый к внешним факторам.

Эмпириокритицизм (досл. - «критика опыта»), или махизм – субъективно-идеалистический вариант позитивизма в западной философии конца ХIХ – начала ХХ вв., который утверждает, что наука не отражает объективной реальности, поэтому она должна носить описательный характер, а объяснительная часть должна быть удалена из науки в целях «экономии мышления» (Э. Мах, Р. Авенариус и др.).

 

Персоналии.

Гадамер Ханс Георг – представитель философской герменевтики, стоящий на позициях объективного идеализма. В центре его внимания проблема языка как особого вида объективной реальности, основы человеческого бытия. Гадамер отвергает научные методы познания мира и предлагает новый метод, основанный на «принципе понимания». Основная работа – «Истина и метод».

Камю Альбер (1913 – 1960 гг.) – французский писатель и философ, один из крупнейших представителей экзистенциализма. Центральная тема философии Камю – проблема смысла человеческого существования («Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»). Основные произведения: «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек».

 

Конт Огюст (1798 – 1857 гг.) – французский философ, основоположник позитивизма. Он выступил с идеей о неспособности философии ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Основной труд – «Курс позитивной философии».

Ницше Фридрих (1844 – 1900 гг.) – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни». Центральные понятия его философии – «воля к власти», означающее стремление к превосходству противостоящего всему миру человека, и «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти. Основные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др.

Тейяр де Шарден Пьер (1881 – 1955 гг.) – французский ученый-естествоиспытатель, философ и теолог, объединивший в своих воззрениях идею творения с идеей эволюции. Т. де Шарден – один из основоположников учения о ноосфере. Основной труд – «Феномен человека».

Фрейд Зигмунд (1896 – 1939 гг.) – австрийский психиатр, основоположник психоанализа как философского и психологического учения. В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного. Основные работы: «Тотем и табу», «Психология бессознательного», «Толкование сновидений» и др.

Фромм Эрих (1900 – 1980 гг.) – немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма. Центральное понятие его учения – «социальное бессознательное»,которое означает совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний. Задача психоанализа, по Фромму, – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма. Основные произведения: «Бегство от свободы», «Человек как он есть», «Кризис психоанализа» и др.

Шопенгауэр Артур (1788 – 1860 гг.) – немецкий философ, основоположник «философии жизни».Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая причины, недоступная познанию сущность мира. Основные положения философии Шопенгауэра: жизнь не имеет смысла и целесообразности; разум человека ограничен целью самосохранения; мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Главное произведение – «Мир как воля и представление».

Юнг Карл Густав (1875 – 1961 гг.) – швейцарский психолог и социолог, представитель психоанализа. В центре учения Юнга – понятие «коллективное бессознательное», которое означает глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Основные произведения: «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы» и др.

 

Тема 11. русская философия.

 

т аблица 21. Основные этапы развития философии в России.

 

Этапы развития   Социально-исторические и духовно-культурные условия Основные направления и представители  
Философия русского средневековья (X – XVII вв.) Христианизация Руси. Влияние византийской духовной культуры. борьба за сохранение национальной независимости. формирование единого централизованного государства.   Религиозно-философская мысль: митрополит Иларион («Слово о законе и благодати»), Вл.Мономах («Поучения»). Формирование светской общественной мысли: А.Курбский.  
Философия русского Просвещения (XVIII – нач.XIХ вв.) Коренные преобразования во всех сферах жизни общества. Активное восприятие западной культуры. «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения» (А.И.Герцен).   Формирование научно-философской мысли: «Ученая дружина» - В.Татищев, Ф.Прокопович, А.Кантемир; М.В.Ломоносов. Формирование онтологических и гносеологических представлений: А.Н. Радищев.  
Классическая русская философия (XIХ – нач.ХX вв.) Кризис феодальных отношений и зарождение капитализма. Ограниченность правительственных реформ. Войны и народные выступления. Подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории XIХ в.: Отечественной войной 1812г., движением декабризма, крестьянской реформой 1861г. Создание первой в России системы философского знания: П.Я.Чаадаев. Споры о путях развития России: западники (А.И.Герцен, Н.П.Ога-рев, Т.Н.Грановский и др.) и славянофилы (П.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков и др.). Религиозно-философское направление: А.С. Хомяков, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров и др. Материалистическое (революционно-демократическое) направление: А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.Добролюбов; П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов и др. Естественнонаучное направление: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Н.И.Пирогов, Л.И.Мечников и др.
Философия ХХ в.   Развитие естественных наук. Индустриализация экономики. Революции и войны. Эмиграция деятелей культуры. Идеологический диктат. «Серебряный век» русской философии и философия русского зарубежья: С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Л. Франк,      П.А. Флоренский и др. Советский период: В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и др.
Философия современной России (посл. четверть ХХ в. – нач. XXI в.) Реформирование всех сфер общественной жизни. Формирование рыночной экономики. Демократизация политической сферы. Расслоение общества. Духовный кризис. А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, И.Т. Фролов, Н.Н. Моисеев и др.

 

 

т аблица 22.            р усская религиозная философия


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.