Превосходя умственную платформу — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Превосходя умственную платформу

2022-10-10 26
Превосходя умственную платформу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если нам удастся забыть о телесных неудобствах, беспокойствах ума и всей бесполезной информации и представлениях, которые не связаны непосредственно со служением, распространение книг может стать довольно легким и простым. Мой опыт показывает, что большая часть усталости, навалившейся после нескольких часов распространения книг, возникает в основном из-за внутренних сражений, нежели от самого процесса распространения книг. Мы не только постоянно боремся с умом, но ещё и беспокоимся и обращаем внимание на всякие несущественные вещи, поэтому неудивительно, что наша энергия быстро утекает. В «Бхагавад-гите» (18.54) Кришна объясняет:

 

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

 

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».

 

Если нам удается успокоить ум и выйти на трансцендентный уровень, то служение в распространении книг становится более легким. Если вычесть возбуждения ума, то, по сути, распространение книг сводится к ходьбе и беседам, а это не так уж утомляет. Такой санкиртаной можно заниматьсяв течение многих часов, не уставая.

 

Сильная усталость обычно возникает, когда приходится играть роль, выдавая себя за того, кем не являешься. В такой ситуации, мы, как правило, становится нервными, напряженными и беспокоимся о том, что о нас подумают, что, несомненно, быстро утомляет. Новые преданные часто проходят через эту фазу — начиная распространять книги, стремятся играть роль, которая для них неестественна: пытаются останавливать людей, общаться с ними, хотя на самом деле не хотят этого, пытаются проявлять сострадание,в то время как в действительности не чувствуют никакого сострадания, и пытаются убедить людей в важности книг, в которой сами ещё не очень уверены. Вначале единственным решением является прикладывать усилия и стараться учиться у других преданных, больше и больше практиковать и очищаться. Как только человек становится настоящим вайшнавом, то уже не нужно тратить столько энергии на то, чтобы играть его роль.

 

В долгосрочной перспективе важно развить стиль, который подходит именно вам. Тогда вы сможете просто использовать свои природные качества и распространять книги, будучи самим собой, не пытаясь быть кем-то ещё. За счет этого санкиртана становится гораздо более приятной и менее утомительной. Любой преданный в молодом и здоровом теле без особых трудностей физически способен распространять книги в течение шести-восьми часов и после этого чувствовать себя счастливым и радостным. Если так не получается, вероятно, это связано с тем, о чем говорилось выше. Нужно учиться этому искусству и практиковаться в нем до тех пор, когда нам удастся преодолеть платформу ума.

Понять азы

В каком-то смысле распространение книг — простая деятельность: мы всего лишь пытаемся представить людям духовное знание. Однако когда дело доходит до практики, оказывается, что есть много тонкостей. Здесь я приведу некоторые из них, основываясь на том, что я слышал от старших, и из своего опыта:

1

Первый важный момент— научиться эффективно использовать время. Так же, как мы понимаем, что лакшми принадлежат Кришне и должны надлежащим образом использоваться в служении Ему, наше время при распространении книг тоже принадлежит Кришне и должно быть использовано эффективным образом. Кому-то нравится общаться личностно и уделять каждому человеку на улице много времени, и, может быть, это его стиль. Но в целом, чтобы распространить книгу, нет необходимости тратить больше двух-трех минут. Для этого нужно общаться в простой и легкой манере, подводя человека к точке «а почему бы и нет?», — это момент зарождения интереса, после которого он узнает, что книга не дорогая, и берет её.

 

Первый шаг — постараться установить с человеком зрительный контакт. Затем идёт приветствие: мы говорим «добрый день» или машем рукой, чтобы привлечь его внимание. Если он хорошо отреагировал (взглядом, словом), то мы задаем вопрос, ведущий к разговору. Представляться и рассказывать нужно после того, как человек остановился.

 

Начать можно с вопроса типа: «Откуда вы?», «Вы из этого города?», «Вы здесь работаете?», «Вы всегда ходите этой дорогой?» Хотя эти вопросы работают, лучше всего формулировать вопрос таким образом, чтобы человек всегда давал положительный ответ. Например, если спросить: «Вы здесь работаете?», то ответ может быть и «да», и «нет», а «нет»— это плохое начало. Попробуйте такие вопросы, как: «Вы путешествуете или живете в этом городе?» «Вы где-то здесь работаете или просто проходили мимо?» Так ответ всегда будет положительным: «Да, я здесь работаю» или «Да, я проходил мимо» — это хорошее начало. Вопросы о том, чем человек занимается, где живет или работает, наиболее часто используются распространителями книг, но можно использовать и другие. Когда я стою на людной улице, и вокруг все куда-то бегут, иногда я спрашиваю: «Почему в наше время люди постоянно куда-то спешат?», «Как вы думаете, у них действительно не хватает времени или они просто не умеют правильно его распределять?», «У вас хорошее настроение, плохое или же вы просто торопитесь?»

 

Многие действительно останавливаются и задумываются, как же ответить, а это хорошая возможность завести беседу и рассказать о книгах. Некоторые вопросы побуждают человека немного поразмыслить, например: «Сколько книг вы прочли в этом году?» Я стараюсь задавать их с улыбкой, в приятной шутливой манере, чтобы помочь человеку расслабиться и открыться.

По тому, как человек реагирует на приветствие, особенно по лицу, можно многое понять. Вкупе с другими признаками, о которых говорит его одежда и поведение, можно определить, как к нему лучше обратиться. Лучше всего, когда наготове есть несколько вопросов, подходящих для разных типов людей. Иногда добрая шутка или простой комплимент («Классная прическа!», «Крутая футболка!» и пр.) могут сработать лучше, чем вопрос. Кроме того, бывают открытые доброжелательные люди, которым можно прямо сказать: «А можно я покажу вам книгу?» или «Вы уже видели наши книги?» Каждый случай индивидуален. В идеале необходимо научиться улавливать настроение человека и находить к каждому свой подход. Это искусство оттачивается годами, однако результат очень благоприятно скажется на вашей санкиртане.

 

Кто-то даже отважится на прямые вопросы: «На ваш взгляд, какова цель жизни?», «Что вы думаете об атеизме?», «Как вы считаете, наше общество развивается в правильном направлении?», «Кто, по-вашему, создал вселенную?», «Что вы думаете о теории эволюции?» Многих людей эти вопросы останавливают, и некоторые из них дают весьма неожиданные ответы. В этот момент совсем не сложно вовлечь их в беседу и предложить книги. Но искусство задавать подобные вопросы основывается наулыбке и легкости тона, ибо конфронтационный дух вызовет в человеке оборонительную реакцию. Впечатление, которое нужно ему передать, — что мы не пытаемся никого обратить, а просто предоставляем им то, что им доселе не встречалось. Как правило, пробуждение у человека интереса вызывает гораздо лучший эффект, нежели попытка убедить его в чем-то. Интерес, скорее всего, приведет к тому, что он купит книгу, а переубеждение, скорее, вызовет защитную реакцию и он уйдет (нередко прежде затянув вас в долгие дебаты).

 

Такие вопросы, к тому же, работают как своего рода фильтр в соответствии с выбранной стратегией на день. Скажем, распространяя книгу «Кришна», можно использовать такую стратегию: спрашивать, верит ли человек в Бога, и того, кто ответит «да», спрашивать, что он может сказать о Боге. Как правило, они ничего не могут сказать, и тогда у нас появляется хорошая возможность представить удивительную книгу, которая описывает, как Бог прекрасен, что духовная жизнь полна деятельности и т. д. Эту идею можно использовать для распространения и других книг. Если человек ответил, что он верит в Бога, следующий вопрос может звучать так: «Если вам кто-то скажет, что есть книга, написанная Богом, будет ли вам интересно?» Если последует положительный ответ, покажите ему «Бхагавад-гиту» и расскажите о ней. Такой отбор ведет к тому, что мы останавливаем меньше людей и общаемся только с самыми благонравными и интересующимися, и поэтому распространять книги становится легче. Таким образом, этот компромисс стоит свеч.

Если, например, человек говорит, что не согласен с теорией эволюции (удивительно, сколько людей, особенно более старшего возраста, с ней не согласны), можно предложить ему «Жизнь происходит из жизни», объяснив, что мы издали эту книгу специально для таких как он, собрав все аргументы, которые помогут победить упрямых эволюционистов и доказать, что Бог — Творец.

Е. М. Навина Нирада Прабху: «С людьми очень важен позитивный настрой. В жизни им часто приходится сталкиваться с негативом, неприятием, тоской, унынием и агрессией. Поэтому, встретив преданного, они ожидают облегчения, другого состояния, духа бесстрашия. Если в нас это есть благодаря позитивному настрою, настроению в сознании Кришны, то люди естественным образом будут привлекаться. Встречая человека, я часто спрашиваю: „Привет. Как жизнь?“ Это открытый вопрос, который располагает к разговору. Так я вовлекаю их в беседу. Я всех спрашиваю: „Вы откуда?“, кто-то отвечает: „Я из Оксфорда“ Тогда я говорю: „Это там, где живут все хорошие люди, да?“ — т. е. что-то приятное, позитивное, и они соглашаются. Если вам удастся дважды вызвать у человека улыбку, то он возьмет книгу. Если меня спрашивают: „Что это?“, я отвечаю: „Мы называем это книгами“ или „Это книги о йоге и медитации, в которых говорится, как справиться со стрессом. А вы слышали о стрессе?“

Часто я говорю: „Я учу тому, как быть счастливым. Вы слышали о счастье? В магазине его не купить. Все о нем говорят, но где его взять? Оно находится в вашем сердце, и в этой книге говорится о том, как восстановить эту связь с счастьем в сердце“. Если человек более оживленно интересуется, то я затрагиваю тему духовной практики, мантра-медитации… Нужно чувствовать, каким временем человек располагает, насколько он открыт, сколько он способен услышать. Иначе [если человек не расположен]просто установите с ним контакт, скажите пару вдохновляющих слов, дайте ему книги Шрилы Прабхупады и попросите пожертвование. Все это может произойти очень быстро, буквально за пару секунд. Это вопрос концентрации, связи с внутренней энергией Кришны. Как на поле битвы Арджуна был в контакте с внутренней энергией Кришны, видел цель и не промахивался благодаря тому, что стал инструментом Кришны. Поэтому, если мы считаем себя инструментом Кришны, то наша цель тоже должна быть никого не упустить, не дать сбежать, каждому дать сознание Кришны» (подкаст для лондонских преданных, марафон 2016 г.).

2

Вопросы нужно задавать вовремя, это крайне важно, и каждый должен отточить это мастерство. Мы не можем задавать абсолютно одинаковые вопросы каждому прохожему, это выглядит нелепо. Вопросы санкиртанщика, как пули, он задаёт их очень метко, не растрачивая вхолостую. Задавайте свои вопросы тем людям, кого вы видите реальными кандидатами на получения книг.

Первым делом посмотрите человеку в глаза и поприветствуйте его, и по его реакции вы сразу сможете определить есть ли реальный шанс, что он остановится и возьмет книгу, или нет. Если он не обращает внимания, можно просто переходить к следующему человеку. Если же человек отреагировал взглядом или даже что-то ответил, можно задать ему вопрос или сделать комплимент, а затем перейти к сути. Преимущество использования приветствий в выборе человека на улице заключается в том, что это позволяет распространять книги в гуне благости — ты просто прогуливаешься и приветствуешь людей, и разговариваешь только с теми, кто открыт и восприимчив, с кем удается установить связь, и эти люди — реальные претенденты на получение книг. По мере практики этот способ может стать очень эффективным и энергоэффективным стилем распространения книг.

 

После приветствия также можно спросить: «Могу я задать вам вопрос?», и продолжить беседу, задавая вопросы только в том случае, если он останавливается, проявляет интерес или готов уделить вам внимание. Этот дополнительный вопрос приведет к тому, что останавливаться будет меньше людей, так как разговор будет более предсказуемым. Однако несмотря на то, что их число снизится, сам процесс будет легче и может использоваться даже новыми распространителями книг.

 

На санкиртане лучше вести себя непринужденно, так проще растопить лед и установить контакт, благодаря чему становится легко распространить книгу. Естественно, нужно учитывать время, место и обстоятельства. В Бразилии, например, люди не любят церемониться, поэтому там лучше всего работает простота и открытость. Мое стандартное обращение включает в себя приветствие, небольшой комплимент и вопрос, и звучит примерно так: «Привет! (пауза) Ты разумный человек, ответь-ка на вопрос (пауза): почему в наше время люди все время суетятся?»

Конечно, не везде можно так неформально общаться с людьми, но бразильцы именно так разговаривают на улице. В России в большинстве случаев, мы обращаемся к людям на «вы», потому что многим не понравится фамильярность. Где-то люди могут быть более закрытыми, и нужно подстраиваться под местные нравы, используя более культурный, вежливый или официальный стиль, или брать что-то из разных стилей общения в зависимости от собеседников. Тем не менее, как правило, веселое и непринужденное поведение гораздо больше способствует распространению книг, нежели строгость и официоз, поэтому нужно искать способы, как помочь человеку раскрыться. Таким образом, общаться с людьми необходимо просто и непринужденно, но в то же время вежливо и почтительно.

Е. М. Навина Нирада Прабху: «С людьми я стараюсь быть радостным, ведь их жизнь очень скучна, они ищут позитив, что-то, что поднимет настроение. Позитивный настрой, желание помочь, молитвенное настроение, юмор — все это поможет людям правильно оценить сознание Кришны. Можно использовать шлоки. Например, я рассказываю про „пандита-сама-даршина“ — что мудрец видит жизнь во всем и ценит её, не только в человеке, но и в животных, в растениях, во всем; людям нравится такое равное, непредвзятоеотношение, это ценится везде в мире. Также ценится склонность к объединению, вместо разделения. Таким образом, когда мы создаем связь с людьми на основе простого общения, то им намного легче понять сознание Кришны» (подкаст для лондонских преданных, марафон 2016 г.).

3

Несвоевременное вручение книги — это ошибка, которую преданные совершают часто (особенно новички), — протягивают книгу на ходу, не остановив человека, не представившись, создавая впечатление, что мы раздаем какие-то листовки. Это самый верный способ выжечь поле санкиртаны. Все видят книгу, видят, что другие отказываются, что создает впечатление чего-то бесполезного, не представляющего ценности. А многие вообще думают, что мы книги раздаем, поэтому хватают их на лету и идут своей дорогой. Распространять книги как листовки — настолько дурная манера, что я даже не стану перечислять негативные последствия, которые это влечет за собой.

 

Правильно сначала остановить человека, задать вопрос или завести разговор. В первую очередь установите контакт и только потом начинайте показывать книги, представляя их в свете удовлетворения потребностей и любознательности человека. Помните высочайшую ценность наших книг и не протягивайте их каждому встречному, создавая впечатление, что это дешевые буклеты. Правильная презентация производит сильное впечатление, помогая людям воспринимать наши книги всерьез, как ценность. Если же человек ведет себя невежливо, оборонительно и т. п., и разговор не складывается, то лучше учтиво его завершить, не показывая книг.

 

Такая манера поведения обратит на себя внимание, люди заметят, что вы показываете книги тем, кто умеет их ценить, и это вызовет их любознательность, посеет интерес, благодаря которому, возможно, однажды они остановятся, чтобы узнать, что же это за книги. При такой тактике те, кто не останавливается, не знают точно, чем вы занимаетесь, посему в один прекрасный день они тоже могут почувствовать интерес, который побудит их остановиться. Кроме всего прочего, распространение книг само по себе проходит более скромно и ненавязчиво, что позволяет избежать лишних проблем.

 

В обычных местах, где в целом люди более или менее открыты, как правило, практичнее носить стопку книг в руках. Это производит на публику контрастный эффект — возбуждает интерес восприимчивых и отталкивает закрытых и равнодушных, и на самом деле это может способствовать продуктивности, поскольку помогает найти и отдать предпочтение тем, кого не отталкивает тот простой факт, что мы несем стопку книг. Далее, если мы вежливо зададим вопрос, чтобы проверить человека, прежде чем показывать книгу, то вероятность хорошего результата возрастает. Хотя иногда приходится быть осторожнее и носить книги в сумке через плечо (например, в «выжженных» местах, где люди слишком негативно настроены из-за того, что преданные чересчур долго распространяли, используя неправильную тактику, или из-за того, что там много попрошаек или уличных продавцов, или в местах, где запрещено распространять). Но суть одна и та же: показывать книгу нужно только после того, как человек остановился, и завязался разговор. Разница лишь в том, что во втором случае люди не видят стопку книг.

 

Не будем впадать в сантименты, воображая, что мы очистим людей, позволяя им просто видеть книги или дотрагиваться до них. Шрила Прабхупада подчёркивал могущество наших книг, говоря, что, просто дотронувшись до них или прочтя всего лишь одно слово, человек получает благо. Однако это не должно стать оправданием того, что вместо распространения, мы ставим целью, чтобы люди просто видели книги или просто дотрагивались до них.

 

Наша цель состоит в том, чтобы люди брали эти книги и читали их, именно в этом настоящее благо. Поэтому мы должны строить стратегию таким образом, чтобы дать людям все шансы получить послание, взяв их. Когда мы делаем глупости из-за своей сентиментальности, это только отталкивает людей, вызывая подозрительность и уничтожая интерес, — это медвежья услуга.

Обычно, если человек не хочет даже взять книгу в руки, чтобы послушать, то это значит, что у него либо какая-то серьезная путаница в голове, либо предвзятое отношение; как у многих православных христиан в России — они думают, что эти книги от дьявола, так им говорят их священники. В этом случае лучше всего поблагодарить человека и вежливо попрощаться. Но если хочется поднажать, то лучше сделать это, шутливо: «Да ладно вам! Такой большой дядя и боитесь маленькой книжки?!» А если нужно, чтобы человек дотронулся до книги, то можно сказать: «Да не бойтесь, они не кусаются. Они безобидны. Вот смотрите», — после чего пару раз дотроньтесь книгой до своей головы, а потом очень нежно до его. «Видите, ничего страшного», — и дальше смотрите на реакцию. Иногда с помощью шутки можно помочь человеку расслабиться и взять книгу в руки, и тогда уже произносить свою мантру. Но если даже не смотря на шутки человек напряжен, то лучше вежливо завершить общение с ним и перейти к следующему.

Как правило, начинающему распространителю лучше всего общаться только с вежливыми, проявляющими интерес людьми. Постепенно он научится, как вести себя в сложных ситуациях, распространять книги и в таких случаях. Но для этого требуется опыт, а значит и время, поэтому необходимо набраться терпения.

4

Ещё один важный момент — не ходить за людьми (особенно с книгами) и не упрашивать их. Часто новые преданные пытаются заставить или уговорить тех, кто не хочет останавливаться, с неистовством преследуют их, тыча книгами. Это очень плохой метод, выглядит ужасно и выжигает людей. Напротив, мы должны сохранять спокойствие и говорить только с теми, кто останавливается, даже если это означает, что придется сделать несколько попыток, прежде чем кто-то остановится. Люди, которые не хотят останавливаться, все равно очень редко берут книги, что бы вы ни делали и ни говорили, поэтому нет смысла тратить энергию.

 

Конечно, редко случается, чтобы человек моментально остановился, как только к нему обратились, поэтому мы делаем два-три шага вслед за ним. Иногда человек проходит мимо и останавливается чуть-чуть впереди, в этом случае тоже нужно сделать пару шагов ему навстречу. Это нормально. Но лучше не преследовать людей, кроме редких, исключительных случаев.

 

Итак, сначала идёт приветствие, затем вопрос или фраза, которые остановят человека. Если он проигнорировал вас, лучше всего отпустить его и перейти к другому. Бывает, человек говорит что-то прямо на ходу, тогда ещё есть шанс остановить его, если быстро отреагировать на его слова. Но книги в любом случае мы должны показывать только после того, как человек остановился и проявил внимание. Тот, кто прошел мимо, может остановиться и взять книги в другой день, а пока нет смысла настаивать.

5

С опытом мы начинаем разбираться в людях и задавать вопросы более личностно, обращаясь к конкретному человеку. Примеры. Обращаясь к интеллигентному юноше: «Простите, вы из семьи ученых? Похоже, вы очень разумный человек!» или «У вас очень мудрый вид. Сколько книг вы прочли в этом году?». Пожилой женщине или бабушке — что-то приятное для её эго: «Вы такая элегантная, вы похожи на Софи Лорен! В чем ваш секрет?» (многие женщины приходят в настоящий восторг, когда слышат эти слова). Радостному человеку: «Вы просто светитесь от счастья! В наши дни это такая редкость. В чем ваш секрет?» или «Вы похожи на духовного человека!»

 

Каждый представляет себя каким-то героем или героиней, и если прославить эти качества, то человек сразу же проникается: «Наконец кто-то понял мое величие!» А если это делать искренне, то разговор с самого начала складывается очень личностно, это лучший подход. Все мы неотъемлемые частички Кришны, поэтому каждая душа обладает всеми хорошими качествами. Как только приходит такое понимание, то уже не сложно в каждом человеке увидеть много хорошего.

 

Е. М. Виджай Прабху: «Чем больше мы понимаем, что мы душа внутри тела и что каждый человек есть душа, неотъемлемая частичка Кришны, что все мы слуги Кришны, тем больше освобождаемся от зловонного яда зависти и становимся дружелюбными ко всем. Санкиртана делается очень приятной, и каждый человек кажется твоим старым другом. Так оно и есть на самом деле: все мы члены семьи Кришны, и, подходя к людям, мы тем самым приглашаем их обратно в духовный мир, где живет семья Кришны. Эти книги — пригласительные билеты, которые даются людям, чтобы вернуться в свой настоящий дом, где они встретятся с Кришной, своим лучшим другом и ближайшим родственником» («Сокровище брихад-мриданги», гл. 5).

 

Такой прямой, индивидуальный подход гораздо сложнее освоить, нежели механические вопросы, которые я приводил выше. Это не вопрос техники, которой можно быстро овладеть. Здесь нужен определенный уровень реализации: способность видеть окружающих теми, кто они есть на самом деле, — душами, неотъемлемыми частичками Кришны, и говорить с каждым очень личностно. Но для этого нужна честная доброжелательность к собеседнику и постепенный отход от имперсонального стиля, который развивается, когда используются только мантры.

 

Кроме того, чтобы делать это правильно, требуется большой опыт, остроумие и проницательность. Но результат великолепный. Распространяя книги в России, я заметил, что общие мантры и размытые вопросы типа «Вы отсюда или путешествуете» там не очень работают; несколько человек могут остановиться, но большинство игнорирует вас. А вот индивидуальный подход работает очень хорошо. Задавая правильные вопросы, улыбаясь и относясь к человеку как к старому другу, удается остановить большинство людей.

Не бойтесь использовать любую зацепку для первого контакта с человеком. Когда люди слышат что-то о себе, они с интересом останавливаются. Сможете угадать его профессию? Где он работает? Женат ли он? Есть ли дети? Относит ли себя к какому-то клубу или религии? У него есть хобби? А каких животных он любит? Кошек? Собак? Китов? Ему нравится какая-то группа или актер? Из какого он города? Он всегда ездит в отпуск в один и тот же город? Любит такое-то ТВ-шоу или фильм? Ему нравится йога? Есть ли у него интерес к какому-то духовному направлению?

Например, вы заметили на шее у девушки подвеску состоящую из треугольника, круга и палочки, — это значит, ей нравится Гарри Поттер. Можно воспользоваться этим: «О, вам нравится Гарри Поттер? А у нас сегодня как раз спец-предложение для студентов Хогвартса!» Или, если у человека на футболке принт с зомби, можно спросить: «Вам нравятся зомби? А как вы думаете, у них есть душа?» Однажды я остановил парня, на котором была майка с изображением футбольной команды. Я стал поздравлять его с победой так, как будто он один из её игроков. Это сработало очень хорошо: хотя он не сильно интересовался книгами, он был так доволен, что в итоге взял небольшой комплект. А потом рассказал, что на самом деле уже второй раз покупает у меня книги. В первый раз он взял их только потому, что я весело подметил, что Бэтмен победил Супермена, и это его очень порадовало, поскольку, как оказалось, он был фанатом Бэтмена. Благодаря этим событиям за два раза совершенно не интересующийся духовностью человек стал обладателем шести книг!

Суть заключается в том, чтобы понять умонастроение человека и исходя из этого пробудить в нем интерес к книгам. Если он вспомнит что-то приятное или интересное благодаря вам, то эта эмоция будет ассоциироваться у него с книгой, которую вы ему покажете. Конечно, для того, чтобы остановить человека, не нужно просматривать все фильмы, сериалы и всякий мусор, который показывают по телевизору. Эта информация сама доходит до нас через общение с людьми и благодаря нашей наблюдательности и, конечно, также используйте все что вы узнали ранее. Как-то Е. С. Махадьюти Свами поделился, что в 70-х годах в библиотечной группе «Би-би-ти» был один брахмачари, которыйраспространял много комплектов профессорам в университетах. До встречи с преданными он был профессиональным футболистом, поэтому свой разговор с преподавателями он начинал с темы об американском футболе. Это помогало им расслабиться и ощутить дружеское расположение, и когда речь заходила о книгах, они уже не могли отказать.

 

Чтобы лучше понять, как это работает, поменяем роли. Представьте, что вы в Маяпуре. Во дворике Гаруды к вам подходит преданный и говорит: «Скажите, вы ученик такого-то Махараджа? О, он удивительный! Знаете, в прошлом году он участвовал в такой-то парикраме — полный экстаз!Кстати, у нас есть книга, в которой все описано. Посмотрите-ка». Нет сомнения, что это застанет вас врасплох, и даже если вы не интересуетесь парикрамой, книгу эту вы наверняка возьмете!

 

Нередко импровизация позволяет дать книгу тому, кто в обычной ситуации не взял бы. Например, однажды на санкиртане я оказался рядом с брахмачари, который приехал распространять из другого города. Он попытался остановить одну даму, но она резко отрезала, что ей это не интересно. Я стоял немного впереди, и, когда она поравнялась со мной, обратился к ней: «Извините! Я его куратор и провожу небольшой опрос: что послужило причиной того, что вы не остановились? Вам не понравился его подход? Одежда?» Захваченная врасплох женщина стала отвечать: «Нет, на самом деле не в этом причина! Просто я очень занята, в жизни много стресса и напряжения». Хорошее окошко, чтобы представить книгу: «О! А у меня есть книга, в которой говорится, как справиться со стрессом! Взгляните!» Закончилось тем, что она купила книгу, и на все про все ушло всего несколько секунд.

6

Относиться ко всем почтительно и личностно, видя, что каждый является частичкой Кришны, — одна из отличительных черт духовного сознания. В материальном сознании мы воспринимаем себя как наслаждающегося, а других — как объекты своего наслаждения. Из-за этого осквернения мы именно так и относимся к людям — как к объектам. С теми, кто, как мы думаем, может принести нам какую-то пользу, поспособствовать нашим удовольствиям, мы обращаемся хорошо, а с остальными не считаемся. И хорошо мы относимся к кому-то только потому, что рассчитываем как-то насладиться с его помощью, мы льстим ему в расчете что-то получить. А если он ведет себя не так, как хочется, то злимся. Часто в таком настроениимы выходим распространять книги, тогда санкиртана сильно оскверняется гунами страсти и невежества — мы просто раздаем книги, думая только о количестве баллов, а не о людях, расстраиваемся, если кто-то не хочет книгу или даёт маленькое пожертвование, ведем себя имперсонально и опрометчиво.

 

Духовное же сознание — это когда я вижу себя слугой, а остальных — принимающими мое служение. В духовном сознании мы действительно заботимся о благе людей, желаем всем добра, и поэтому можем быть благожелательными и личностными с каждым, можем относиться ко всем как к своим старым друзьям, не ожидая ничего взамен. Мы хотим распространять много книг, но самая суть в том, чтобы помочь людям. Мы можем понять это, изучая то, как Шрила Прабхупада очень личностно и внимательно обращался с каждым, с пониманием, смирением и состраданием.

 

Е. М. Виджай Прабху: «Давать людям хорошее впечатление даже важнее, чем книгу. Прабхупада говорил, что преданный — совершенный джентльмен. Это означает, что мы честны, сострадательны, терпимы, дружелюбны. Вот что значит быть орудием в руках Кришны: нимитта-матрам бхава савья-сачин, мы на виду, и мы обладаем прекрасными качествами вайшнава, и когда люди уходят от нас, они должны чувствовать, что им встретился очень хороший человек с замечательными качествами» (видео-интервью, 2014 г.).

 

И все же независимо от того, что мы делаем, говорим и насколько опытны, не каждый остановится, так что лучше не беспокоиться об этом. И это ещё один важный момент на санкиртане: непривязанность. Мы ищем людей, которые открыты для духовного знания, или в ком мы можем пробудить интерес. Многие будут закрыты, поэтому мы вежливо, но очень коротко прощаемся с ними, ориентируясь на самые зрелые плоды.

 

Общее правило таково, что, когда есть несколько человек, выбирать нужно наиболее перспективного. Тем не менее, когда в поле зрения всего лишь один человек, нужно дать ему шанс, даже если кажется, что дело не выгорит. Иногда книги берут такие люди, что трудно поверить. Однажды я распространял книги в центре маленького города. Это было воскресенье, и улицы были полупустыми, но когда вдруг пошел дождь, совсем никого не осталось. Я огляделся и увидел всего одного человека — это был бедный грязный старик, который копался в мусорных баках и собирал жестяные банки. Терять было нечего, я подошел к нему и показал несколько книг — вдруг заинтересуется. Он оказался любознательным человеком. Я произнес стих 5.18 из «Бхагавад-гиты» о том, что мудрец смотрит на всех одинаково. Улыбнувшись, он ответил: «А знаешь, почему, вы, ребята, мне нравитесь? Вы подтверждаете слова делом!» Он собрал свои гроши и отдал все за книгу. По милости Господа случилось невероятное: бродяга взял книгу!

7

Для того чтобы остановить человека на улице, всегда требуется смелость и уверенность. Вот почему преданным-экстравертам, общительным, как правило, легче начать: их обусловленность можно сразу применить в служении Кришне. Но цель для всех остаётся одна — действовать на духовной платформе. Дело не в том, с чего мы начинаем, а в том, куда хотим прийти. Многие выдающиеся распространители вначале были очень застенчивыми и хлипкими, но благодаря их искренним стараниям Кришна помог им подняться на трансцендентный уровень, с которого они стали распространять много книг. Кришна объясняет:

 

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне» (Б.-г., 10.10).

 

Нет ничего невозможного, когда мы полны решимости в духовной жизни и наделены благоволением гуру и Кришны. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Кришна дал каждому что-то экстраординарное, и успех в жизни заключается в том, чтобы использовать свой талант для служения Ему» (письмо от 4 апреля 1973 г.).

 

Вернемся к последовательности распространения книг. После того, как вы остановили человека, следующий шаг — четко и кратко представиться. Когда к тебе подходит незнакомец, первый вопрос, возникающий в уме — с кем я говорю. Можно объяснить, что мы из ведического центра, или странствующие монахи, или что мы из ИСККОН. Не обязательно сообщать подробности, просто нужно дать какую-то пищу для ума. А затем уже можно задавать следующий вопрос или сказать что-то хорошее, чтобы создать дружелюбную атмосферу, и начать разговор.

 

Чтобы снять напряжение, используйте позитивные предложения, как, например: «У нас особая презентация для особенных людей», «Сегодня мы показываем эти книги только хорошим людям», «Мы беседуем с разумными людьми» и т. д. В этих предложениях самое важное — энтузиазм и энергия преданного, это то, что действительно привлекает людей, а слова играют второстепенную роль. Если люди заметят, что вы полны энтузиазма и счастливы, они заинтересуются книгами.

8

Если сразу произвести хорошее впечатление, то человек естественным образом станет восприимчивым. Тогда можно переходить к следующему шагу: предложить книгу и произнести свою мантру. Е. М. Навина Нирада Прабху учит, что в этот момент возникает три вопроса, ответы на которые должны содержаться в мантре:

 

1. Зачем ты показываешь мне эту книгу?

2. О чем она?

3. Что в ней для меня?

 

Наша задача — своей короткой привлекательной презентацией заинтересовать человека: вызвать его любопытство, ощущение, что это улучшит его жизнь, т. е. помочь ему развить желание приобрести книгу.

 

И когда мы видим, что человек уже отчасти убежден, у него появилось какое-то желание иметь эту книгу, переходим к пожертвованию: «Эта книга может стать вашей. Мы их не продаем, мы принимаем пожертвования» (или что-то в этом роде). Тогда, если человек уже заинтересован, в его голове произойдет щелчок: «О, я могу взять её?» — «Да, мы просто просим пожертвования, чтобы покрыть расходы на издание. Фиксированной цены нет». К этому моменту, поскольку вы уже устранили большую часть препятствий, взять книгу для него будет вполне естественно.

9

Несомненно, в большинстве случаев все не так просто. Даже если человек заинтересовался, все равно ум или разум могут помешать. Приходят разные мысли: «У меня с собой сто рублей, но этого недостаточно для такой книги. Наверное, он не примет так мало», или «Это слишком большая книга, я не смогу её прочитать», или «Она тяжелая, неохота тащить её с собой».

 

Нужно понять, в чем проблема, и разоружить этот ментальный блок. Например, люди говорят: «У меня нет денег». Это обычное оправдание, которое можно сравнить с голубым экраном на старых компьютерах Windows — голубой экран мог быть вызван проблемами программного обеспечения, или проблемами с жестким диском, или мог просто появиться без причин, причиной могло быть все что угодно. Таким же образом «У меня нет денег» — это всего лишь отговорка, которая сама по себе ничего не значит. «У меня нет денег


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.