Сумароков искренне считал, что дворян должны украшать не титулы («титлы»), не заслуги предков, а личные достоинства — ум, честь, благородство, собственные деяния во благо отечества: — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сумароков искренне считал, что дворян должны украшать не титулы («титлы»), не заслуги предков, а личные достоинства — ум, честь, благородство, собственные деяния во благо отечества:

2022-10-10 25
Сумароков искренне считал, что дворян должны украшать не титулы («титлы»), не заслуги предков, а личные достоинства — ум, честь, благородство, собственные деяния во благо отечества: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«А во дворянстве всяк, с каким бы ни был чином // Не в титле — в действии быть должен дворянином».

Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»:

● Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»),

● Предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратномусвету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

● Обличительный пафос

Сатира Сумарокова «О благородстве» и по своей тематике, и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом».

 

«Хор ко превратному свету» был написан Сумароковым по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь восшествия на престол Екатерины II, который состоялся в 1763 г. на масленице. Однако «Хор» Сумарокова оказался столь сатирически острым и злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, вернее беспорядках, и неустройствах, которые царят в его стране.

«Хор» по своему стихотворному складу близок русским народным песням. Сумароков, считая крепостное право необходимым, выступал против жестокости помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами. Сатирическая острота «Хора» хорошо чувствовалась современниками. «Хор» был впервые напечатан полностью только в 1787 г. Н. И. Новиковым в посмертном собрании сочинений Сумарокова.

В сатире «О благородстве» (1771) Сумароков выдвигает смелую для своего времени идею равенства дворян и крепостных крестьян, равенства, разумеется, не сословного (дворяне для него по-прежнему оставались цветом нации), а просто человеческого. Заодно Сумароков с истинно просветительских позиций выступает и против злоупотреблений крепостного права, против угнетения человека человеком:

На то ль дворяне мы, чтоб люди работáли,

А мы бы их труды по знатности глотали?

Какое барина различье с мужиком?

И тот и тот — земли одушевленный ком.

А если не ясня́й ум барский мужикóва,

Так я различия не вижу никакого.

 

17.Любовная лирика А.П.Сумарокова

В области любовной лирики, пользовавшейся большим успехом у современников, Сумарокову принадлежат несомненные открытия. Его лирика обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих Сумароков стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью, ей присущи искренность, ясность выражения. После лирики петровского времени лирика Сумарокова и в области содержания, и в области техники стиха сделала большой шаг вперед.

Вот пример одной из тех любовных песенок, которые создали Сумарокову первую известность:

 

Сокрылись те часы, как ты меня искала,

И вся моя тобой утеха отнята.

Я вижу, что ты мне неверна ныне стала,

Против меня совсем ты стала уж не та.

Мой стон и грусти люты,

Вообрази себе

И вспомни те минуты,

Как был я мил тебе.

Взгляни на те места, где ты со мной видалась,

Все нежности они на память приведут.

Где радости мои? Где страсть твоя девалась?

Прошли и ввек ко мне обратно не придут.

Настала жизнь другая;

Но ждал ли я такой?

Пропала жизнь драгая,

Надежда и покой.

 

Сумароков часто использует прием антитезы для раскрытия глубины психологического состояния лирического героя:

Истребляя жар любви,

Больше лишь пылаю...

Но любви моей к себе ты не примечаешь,

И на жаркие слова хладно отвечаешь...

Ты мою свободу применил в неволю.

Ты утехи в горесть обратил.

Признавая правомерность любовной тематики, Сумароков в любовной лирике опоэтизировал жизнь человеческого сердца. В поэзии его чувство побеждает рассудок, а Сумароков здесь далек от нравоучительных сентенций.

«Любовь — источник и основание всякого дыхания: а вдобавок сему источник и основание поэзии», — пишет он в предисловии к «Эклогам».

Одной из лучших по глубине и искренности чувств, тонкому психологизму представляется песня «Тщетно я скрываю...». В этом стихотворении Сумарокову удалось передать тончайшие переживания человеческого сердца, борьбу страсти и рассудка.

 

18.Журнал А.П. Сумарокова “Трудолюбивая пчела”

 

В 1759 году Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием «Трудолюбивая Пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Журнал отличался политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за ним, что в результате привело к прекращению издания.

Первый номер вышел в конце января 1759 года, тиражом 1200 экзепляров, последний – в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся тогда в опале Екатерины. Однако основным в сатирических очерках и фельетонах «Трудолюбивой Пчелы», принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, казнокрадства, процветающих в Российской империи. В журнале сотрудничал Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой книжке «Трудолюбивой пчелы». Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах русской литературы. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Верит в силу слова, обращенную к разуму. Отстаивает ясность мысли, считая, что «великолепие», пышность поэзии Ломоносова лишены естественности.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в «Трудолюбивой Пчеле» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество; письмо «О достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк «О домостроительстве». В нем он клеймит жестокость помещиков по отношению к крепостным.

Неоднократно проводит он в своем журнале мысль, характерную и для его литературных произведений, о том, что богатство и знатность не суть достоинства человека.

 

19.Журнал “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”

 

Первый в России научно-популярный и литературный журнал.

Выпускался Академией наук с января 1755 г. по 1764 г.

Редактор: академик Г. Ф. Миллер

Цель журнала: пропаганда научных и технических знаний в популярной форме, пропаганда художественной литературы.

Идею создания журнала выдвинул М. В. Ломоносов

Ломоносов ставит перед Шуваловым вопрос о создании нового академического журнала, который следует выпускать «повсемесячно, или по всякую четверть или треть года, дабы одна или две материи содержались в книжке, и в меньшем формате».

В «Ежемесячных сочинениях» публиковались видные русские писатели – А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, M. M. Херасков, И. П. Елагин и др. Большое участие в журнале принимали известный краевед и экономист П. И. Рычков, напечатавший ряд научных работ («Переписка между двумя приятелями о коммерции», «История Оренбургская» и др.), а также Ф. И. Соймонов. Свыше двух десятков статей опубликовал Миллер, в том числе такие значительные, как «О торгах сибирских» (шесть номеров в 1755 и
1756 гг.), «История о странах, при реке Амуре лежащих» (июль – октябрь 1757 г.)

Тираж «Ежемесячных сочинений» (по распоряжению президента Академии наук графа К. Г. Разумовского) был установлен в 2000 экземпляров. В 1758г. был уменьшен до 1250 экземпляров, так как тираж не расходился.

Подписка в год стоила 2 рубля.

В 1758г. было изменено и название журнала на «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие». В 1763 г. название вновь подверглось переделке, и до конца своего существования журнал именовался «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах».


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.