Значение теории Ломоносова о «трех штилях» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Значение теории Ломоносова о «трех штилях»

2022-10-10 28
Значение теории Ломоносова о «трех штилях» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

 

  1. Тематика и художественные особенности од М.В.Ломоносова

 

Задачи, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. С 1739 по 1764 написал 20 од.

Ода - это обширное стихотворение, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). В оде соединялись воедино лирика и публицистика, необходимые для выражения общегосударственных идей. Каждая из ломоносовских од была своеобразной поэтической декларацией, идейно насыщенной и политически направленной. Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки, верному служению отчизне. Писались оды устойчивой строфикой - десять стихов четырёхстопного ямба.

Основные темы од: Россия, Петр и его величие, русский народ и русская природа, торжество человеческого разума, наука, духовные оды.

 

Основной период творчества Ломоносова совпал с царствованием Елизаветы Петровны, которой он посвятил много восторженных похвал, но похвалы эти были прежде всего гимном русской петровской государственности в лице ее главы - дочери ПЕТРА.

Ломоносов видел в монархе того, кто способен разумом, облеченным властью, понять подлинные задачи государства, понять, в чем благо народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние. Его оды были своеобразной программой общественно-политической и культурной жизни России.

Будучи убежденным защитником «заветов» Петра, Ломоносов под этим влиянием создавал и образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств, насадительницей просвещения (хотя это было мягко говоря не так).

В глазах Ломоносова Петр - создатель новой России, ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель. Образ Петра, начиная с «оды на взятие Хотина» появляется в каждой новой оде, неизменно обогащая ее содержание.

Теме «Тишины», при которой только и возможно достичь расцвета в науке, культуре, посвящена «ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны»:

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина.

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Картину будущих грандиозных научных открытий начертал Ломоносов в оде «Какую радость ощущаю..». Он обращается к молодым учёным с призывом исследовать то, что еще никем не исследовано и не открыто. В этой и других его одах воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России.

 

Особое место в творчестве Ломоносова занимают «Оды духовные». Псалмы для Ломоносова были первой школой поэтического искусства, они привлекли его не только звучанием мотивов социального протеста, но и эстетической стороной. Он видел в псалмах близость народному сознанию, они ассоциировались у него с народной песенностью. Произведения:

1. Переложения псалма 103-го

2. Ода, выбранная из Иова

3. Утреннее размышление о божием величестве

4. Вечернее размышление...

Основной мотив этих произведений - прославление мироздания. «Ода, выбранная из Иова» является вольным переложением библейских мотивов, «размышления» - оригинальные произведения, в которых выражается вера в науку, способную познать «множество миров». В «одах духовных» больше искреннего чувства, меньше поэтических условностей, проще язык и стих, нежели в торжествующих одах.

 

11. Научная поэзия М.В. Ломоносова (“Размышления”, “Письмо о пользе стекла”)

 

Поэзия и наука органически сливаются в стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе Стекла», написанном в 1752 году Шувалову. Ломоносов объясняет свой интерес к стеклу, не только рассказывает о его пользе, но и доходит до глубокой научной философской и социальной проблематики. Подробно перечислены разнообразные случаи применения стекла, начиная от украшений и заканчивая оптическими приборами. Затем переход к вопросам, касающимся судеб передовой науки и к другим темам: о человеческом разуме, дерзающем познать природу и подчинить ее себе, о борьбе разума и невежества на протяжении всей истории человечества, о религии - «освящении невежества», о науке, объединяющей людей, и о золоте, которое принесло людям несчастье (жажда наживы привела к ужасам колонизации).

Предшественник Ломоносова в этой области - Лукреций («о природе вещей»).

 

«Размышления»: утреннее и вечернее, они относятся кжанру духовной оды, при этом они не о религии.

В «Вечернем размышлении» глубоко поэтично, с необычайной простотой и лаконизмом передано восхищение человека, потрясенного грандиозностью мироздания. Человек, стоящий перед лицом величественной природы, еще не постиг всех ее тайн, всех законов, но поэт не сомневается, что человек должен познать природу, раскрыть «закон натуры».

В «Утреннем размышлении» в поэтически образной форме Ломоносов раскрывает теорию строения солнца, «горящего вечно океана», предвосхищая те научные представления, которые сложились к концу 19 в.

Оба стихотворения написаны в 1743 году.

Одна и та же композиция:

Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.

«Утреннее размышление» - восход солнца, наступление утра, пробуждение природы. Затем разговор о физическом строении солнца.

«Вечернее размышление» - явления, предстающие человеку на небесном своде с наступлением ночи. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает ряд гипотез о физической природе северного сияния.

 

12. Роль М.В. Ломоносова в развитии журналистики. Статья “О должности журналистов”

В «СбП ведомостях» начинают выходить приложения «исторические, генеалогические и географические примечания», которые вскоре приобретают самостоятельный характер и становятся первым русским научно-популярным журналом. В этом журнале в 1741 году по возвращении из-за Границы сотрудничает Ломоносов как переводчик автор (публикуются три его оды).

В 1748 Ломоносову было поручено Академией редактирование «СбП ведомостей», однако он был ограничен в своих возможностях при этой должности.

Благодаря его инициативе и энергии в 1755 году стал издаваться при Академии наук первый крупный научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».

К авторам требовалась ясность и доступность. В журнале публиковались материалы официально-политического характера, статьи о разных отраслях науки, сочинения древних и современных писателей. Велась пропаганда науки и борьба с невежеством, суевериями. В журнал писали Тредиаковский, Сумароков.

Особое место в истории журналистики принадлежит статье Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Поводом к её написанию послужила необходимость ответить немецкому рецензенту, подвергшему необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты. Дело в том, что при Академии наук выходил научный журнал на латинском языке «комментарии», в котором публиковались научные работы, которые часто получали оценку в заграничных журналах. Иностранные рецензенты постоянно подвергали критике научные труды Ломоносова, которые делали его первооткрывателем в ряде областей наук.

Ломоносов взялся им отвечать, видя в их утверждениях беспринципность и недобросовестность, пагубную для выявления научных истин.

Итак, о самой статье. «Силы и добрая воля - вот что от них требуется. Силы - чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план. Воля - для того, чтобы иметь в виду одну только истину, не делать никаких уступок ни предубеждению, ни страсти». Этих качеств у европейских журналистов Ломоносов не находит. Журналист образованный, проницательный, справедливый и скромный стал своего рода фениксом.

Заключение статьи - знаменитые 7 правил.

1. Журналист должен взвесить свои силы, способен ли он увидеть новое и существенное в сочинениях, принадлежащих людям

2. Журналист должен освободить ум от всякого предрассудка, предубеждения, чтобы вынести приговор искренний и справедливый

3. Журналист должен уметь аргументировать свои возражения

4. Журналист не должен торопиться порицать гипотезы

5. Всего бесчестнее для журналиста красть у коллег высказываемые ими мысли и суждения и присваивать их себе

6. Одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение, и он не должен считать, что непонятное ему непонятно и автору

7. Журналист не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, авторитете и о достоинстве своих суждений

 

13-14. Трагедии А.П. Сумарокова, их политическая направленность и воспитательное значение, Трагедия “Дмитрий Самозванец”


Все трагедии Сумарокова носят резко выраженную политическую окраску. Авторы французских трагедий писали пьесы на античные, испанские и «восточные» сюжеты. В основу большей части трагедий Сумарокова положена отечественная тематика. При этом наблюдается интересная закономерность. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного или полулегендарного характера, что позволило свободно варьировать те или иные факты. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Отличие состояло также в том, что во французских трагедиях сравнивался монархический и республиканский образ правления (в «Цинне» Корнеля, в «Бруте» и «Юлии Цезаре» Вольтера), в трагедиях Сумарокова республиканская тема отсутствует. Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только просвещенный абсолютизм.

Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев (пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и ряд других.

Проблема обуздания, преодоления личного «страстного» начала акцентируется в репликах действующих лиц. «Преодолей себя и вознесися паче», — поучает Трувора новгородский боярин Гостомысл, «Бери свою любовь и овладей собой» (Ч. 3. С. 136), — вторит Гостомыслу его дочь Ильмена.

 

Сумароков решительно переделывает одну из лучших трагедий Шекспира «Гамлет», специально подчеркивая свое несогласие с автором. «„Гамлет" мой, — писал Сумароков, — на Шекспирову трагедию едва-едва походит» (Ч. 10. С. 117).

Действительно, в пьесе Сумарокова отца Гамлета убивает не Клавдий, а Полоний. Осуществляя возмездие, Гамлет должен стать убийцей отца любимой им девушки. В связи с этим до неузнаваемости изменяется знаменитый монолог Гамлета, начинающийся у Шекспира словами «Быть или не быть?»:

Что делать мне теперь?

Не знаю, что зачать?

Легко ль Офелию навеки потерять!

Отец! Любовница! О имена драгие...

...Пред кем я преступлю? Вы мне равно любезны (Ч. 3. С. 94 —95).

Ко второму типу относятся персонажи, у которых страсть одерживает победу над государственным долгом. Это прежде всего лица, облеченные верховной властью, — князья, монархи, т. е. те, кто, по мысли Сумарокова, должен особенно ревностно выполнять свои обязанности:

Потребно множество монарху проницанья,

Коль хочет он носить венец без порицанья.

И если хочет он во славе быти тверд,

Быть должен праведен и строг и милосерд (Ч. 3. С. 47).

Но, к сожалению, власть часто ослепляет правителей, и они легче, чем их подданные, оказываются рабами своих чувств, что самым печальным образом отражается на судьбе зависимых от них людей. Так, жертвами подозрительности князя Кия становятся его брат и невеста брата — Оснельда («Хорев»). Ослепленный любовной страстью новгородский князь Синав доводит до самоубийства Трувора и его возлюбленную Ильмену («Синав и Трувор»). Наказанием неразумным правителям чаще всего становятся раскаяние, муки совести, наступающие после запоздалого прозрения.

 

Однако в некоторых случаях Сумароков допускает и более грозные формы возмездия. Самой смелой в этом отношении оказалась трагедия «Дмитрий Самозванец» 1771 — единственная из пьес Сумарокова, основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в России тираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя, убежденного в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию. Свои тиранические наклонности Самозванец декларирует настолько откровенно, что это даже вредит психологической убедительности образа: «Я к ужасу привык, злодейством разъярен, //Наполнен варварством и кровью обагрен» (Ч. 4. С. 74).

Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя: «Когда б не царствовал в России ты злонравно, // Димитрий ты иль нет, сие народу равно» (Ч. 4. С. 76).

Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII в. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти — подозрительности, честолюбию, ревности — и в силу этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть не только печальной, но и счастливой, как в «Дмитрии Самозванце». Это свидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма. Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. обращают на себя внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места, времени и действия.

 

 

15. Комедии А.П. Сумарокова (“Опекун”, “Рогоносец по воображению”)


Сумарокову принадлежат двенадцать комедий. По опыту французской литературы «правильная» классическая комедия должна быть написана стихами и состоять из пяти актов. Но Сумароков в ранних своих опытах опирался на другую традицию — на интермедии и на комедию дель-арте, знакомую русскому зрителю по спектаклям приезжих итальянских артистов. Сюжеты пьес традиционны: сватовство к героине нескольких соперников, что дает автору возможность демонстрировать их смешные стороны. Интрига обычно осложняется благоволением родителей невесты к самому недостойному из претендентов, что не мешает, впрочем, благополучной развязке. Первые три комедии Сумарокова «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», состоявшие из одного действия, появились в 1750 г. Герои их повторяют действующих лиц комедии дельарте: хвастливый воин, ловкий слуга, ученый педант, алчный судья. Комический эффект достигался примитивными фарсовыми приемами: дракой, словесными перепалками, переодеванием.

Так, в комедии «Тресотиниус» к дочери господина Оронта — Кларисе сватаются ученый Тресотиниус и хвастливый офицер Брамарбас, Господин Оронт — на стороне Тресотиниуса. Сама же Клариса любит Доранта. Она притворно соглашается подчиниться воле отца, но втайне от него вписывает в брачный контракт не Тресотиниуса, а Доранта. Оронт вынужден примириться с совершившимся. Комедия «Тресотиниус», как мы видим, еще очень связана с иноземными образцами. героев, заключение брачного контракта — все это взято из итальянских пьес. Русская действительность представлена сатирой на конкретное лицо. В образе Тресотиниусавыведен поэт Тредиаковский. В пьесе много стрел направлено в Тредиаковского, вплоть до пародии на его любовные песенки.

Следующие шесть комедий — «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс» — были написаны в период с 1764 по 1768 г. Это так называемые комедии характеров. Главным герой в них дается крупным планом. Его «порок» — самовлюбленность («Нарцисс»), злоязычие («Ядовитый»), скупость («Лихоимец») —становится объектом сатирического осмеяния. На сюжет некоторых комедий характеров Сумарокова оказала влияние «мещанская» слезная драма; в ней обычно изображались добродетельные герои, находящиеся в материальной зависимости от «порочных» персонажей. Большую роль в развязке слезных драм играл мотив узнавания, появление неожиданных свидетелей, вмешательство представителей закона. Наиболее типична для комедий характеров пьеса «Опекун» (1765). Ее герой — Чужехват — разновидность типа скупца. Но в отличие от комических вариантов этого характера сумароковский скупец страшен и отвратителен. Будучи опекуном нескольких сирот, он присваивает их состояние. Некоторых из них — Нису, Пасквина — он держит на положении слуг. Сострате препятствует выйти замуж за любимого человека Валерия. В конце пьесы козни Чужехвата разоблачаются, и он должен предстать перед судом.

 

К 1772 г. относятся «бытовые» комедии: «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» и «Рогоносец по воображению». Последняя из них испытала влияние пьесы Фонвизина «Бригадир». В «Рогоносце» противопоставлены друг другу два типа дворян: образованные, наделенные тонкими чувствами Флориза и граф Кассандр — и невежественные, грубые, примитивные помещик Викул и его жена Хавронья. Эта чета много ест, много спит, играет от скуки в карты.

Одна из сцен живописно передает черты быта этих помещиков. По случаю приезда графа Кассандра, Хавронья заказывает дворецкому праздничный обед. Делается это увлеченно, вдохновенно, со знанием дела. Обширный перечень блюд колоритно характеризует утробные интересы деревенских гурманов. Здесь — свиные ноги со сметаной и хреном, желудок с начинкой, пирожки с солеными груздями, «фрукасе» из свинины с черносливом и каша «размазня» в «муравленом» горшочке, который, ради знатного гостя, приказано накрыть «веницейской» (венецианской) тарелкой.

Забавен рассказ Хавроньи о посещении ею петербургского театра, где она смотрела трагедию Сумарокова «Хорев». Все увиденное на сцене она приняла за подлинное происшествие и после самоубийства Хорева решила поскорее покинуть театр. «Рогоносец по воображению» — шаг вперед в драматургии Сумарокова. В отличие от предшествующих пьес, писатель избегает здесь слишком прямолинейного осуждения героев. В сущности, Викул и Хавронья — неплохие люди. Они добродушны, гостеприимны, трогательно привязаны друг к другу. Беда их в том, что они не получили должного воспитания и образования.

 

16. Сатиры Сумарокова (“Хор ко превратному свету”, “О благородстве”)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.