Лингвистические и психолингвистические основы с.п. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Лингвистические и психолингвистические основы с.п.

2022-09-12 40
Лингвистические и психолингвистические основы с.п. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познание языка – важнейшее условие развития речи и мышления человека. Развитие языковой способности тесно связано с процессом соц адаптации личности в об-ве и формируется в процессе межличностного общения. Всякое нарушение психич развития отрицательно влияет на формирование речи ребенка, и, как следствие, на процесс социализации человека в об-ве. Лингвистика явл важной частью спец пед и изучает язык, его сущность, структуру, ф-ии и развитие. Анализ развития речевой деят помогает выявить основные закономерности развития языка и впоследствии отследить причины нарушения и разработать способы педагогической коррекции этих нарушений.

Основными вопросами лингвистики и психолингвистики являются:

1) соотношение лингвистических и психолингвистических языковых единиц (лингвистич ед-цы соотносятся с языковыми стандартами, психолингвистич - с реч деят);

2) развитие детской речи. С точки зрения психолингвистики познание языка у ребенка служит способом расширения общения. В процессе познания языка ребенок проходит фонетический, грамматический и семантический периоды развития речи;

3) развитие символической функции в онтогенезе. Согласно Л. С. Выготскому, развитие языка и развитие мышления до определенного возраста происходят независимо друг от друга, только приблизительно в возрасте двух лет перед ребенком открывается символическая функция речи. Для детей с отклонениями в развитии формирование речи не является главной задачей, обучение таких детей направлено на формирование системы образов (символов), а затем формирование системы знаков (языковых или жестовых);

4) анализ своеобразия языка как общественного явления. Для спец пед особо важным явл положение о существовании тесной связи социализации личности и соц аспектов речевого общения.

Одной из самых важных проблем спец пед с точки зрения психолингвистики явл патология развития речи как нарушение РД. Такие нарушения могут возникнуть вследствие сбоя сенсорных систем, психических ф-ий человека, УО, повреждений мозга.

 

История становления и развития нац.систем спец.обр.: 1 период эволюции:

(с 7в. до н.э.-по 12в. н.э.) – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (уход, присмотр, опека).

Др.(античные) времена

1.(Др.Греция, Спарта). Плутарх излагал систему спартанского воспитания в «Сравнительных жизнеописаниях». Слабые дети умерщвлялись, в т.ч. инвалиды, глухонемые. При неблагопр. признаках детей сбрасывались со скалы или кидали в пропасть (гора Тайгет). Геродот: «Дух не м.б. здоров, если тело больное». Заботясь о прочности гос-ва, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем – оставлялись на произвол судьбы.

2. Др.Греция (Афины)- рождение реб-ка – праздник! Судьбу реб-ка определял отец: если он не признавал реб-ка, то его выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору. Богатые афиняне отдавали проблемных детей на воспитание рабам и изолировали их в отдельные помещение в доме.

3. Др.Египет – египтян интересовали не только причины болезни и способы её лечения, но и заботило соц.самочувствие инвалидов. В городе Кармаке жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. Слепые составляли осн. массу придворных поэтов и музыкантов.

4. Др.Индия – существовал обычай топить детей в Ганге или выбрасывать в джунгли, поэтому появлялись легенды о диких детях (Маугли).

5. Др.Рим – отцу не разрешалось принимать от матери новорождённого, если он был хилым или уродливым, и можно было его уничтожить.

6. Др.иудеи – проблемные дети – божье наказание за грехи родителей, но истреблять их нельзя, они должны быть живым укором для грешных родителей.

7.Др.Китай – все дефективные люди должны получать спец.заботу.

8.Др.Византия – участливое и милосердное отношение появилось в виде открытия хосписов и приютов.

9.Др.Русь – Идеалом красоты являлась Девушка, кот д.б. быть крепкой, сильной, даже полной. Это служило показателем того, что она может выносить здоровых детей.

Система монастырской благотворительности (к10в):

- В 996г. князь Владимир приказал призывать инвалидов в церкви

- Киево-Печёрский монастырь оказывал помощь калекам и глухонемым.

Ср.века – законодательство следовало античному бесправию глухих, слепых, слабоумных, калек. Власти городов принимали спец.законы, защищавшие граждан от дефективных. Мадрид – ответственность за поведение аномальных возлагалась на родных.

 

14.История становления и развития нац.систем спец.обр.: 2 период эволюции: (с 12в.-18в). –от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых; от приютов через опыт индивид.обучения к первым спец.уч.зав., развивавшие идеи гуманизма. Культура ренессанса и Реформации Витторино да Фельтре (14в) открывает «Дом радости». Осн.принципы гуманистич.обр-ния. Бережное отношение к личности ученика, гармонич.соединение умств.,нравств.,физ.воспит-я; редко применял наказания, делал упор на одобрение и похвалу, приучал к труду. Я.А.Коменский (16в). – Великая дидактика – «из человеч.обр-ния нельзя исключить никого, кроме нечел-ка». Иван Грозный (16в). – издаёт «Стоглавый судебник»: необходимо попечение нищих и больных… Фёдор Алексеевич (17 в.) – издал закон, лишающий прав упр-ть своим имущ.аномальных, калек и т.д. Пётр 1(нач.18в.) – запретил уничтожать убогих и закрепил обычай призревать их при монастырях, открывает приюты, кунсткамера. Екатерина 2 – 1775г. «Указ об учр.Приказов общ.призрения», кот.узаконил орг-цию благотворит.учр-й. Песталоцци (1777г) – статьи кот.сод-т указания лечебно-пед.хар-ра. Гаюи (1786г) – открывает институт для обучения слепых.

15.история становления и развития нац.систем спец.обр.: 3 период эволюции: (конец 18 – нач.20вв) – осознание возможностей обучения детей с сенсорными наруш.; признание прав аномальных детей на обр-ние; принятие законодат.актов; становление отеч.системы спец.обр-ния; форм-ние социокультурной основы спец.обр. Великая фр.революция (1789-1793) был принят 1-й документ «Декларация прав чел-ка и гражданина». Все люди рождаются и остаются равными в правах. Фр.рев.впервые провозгласила о равенстве прав. Ф.Пинель (1792) – снимает цепи с душевнобольных (в изв.психиатрич.клинике во Франции в гор.Биссетр. Пинель изменяет режим деят-сти (устраняет смерит.опепрации – приковывание). Ж.Итар (1799г.) – по своей осн.первой спец.был атеатром, он впервые, работая с детьми с наруш.слуха, предпринял первый опыт работы по обучению и воспитанию реб-ка с УО. Л.Брайль (1824) – создаёт рельефный алфавит, начин-ся печатание книг и обучение детей с наруш.зрения. Э.Сеген (1841) – первая медико-пед.система обуч.и воспит.детей с наруш.развития. Она вошла в спец.пед-ку. Суть: Сеген разработал 3 принципа – триада Сегена: развитие реб-ка в деят-сти через развитие двигат.сферы (путём разработки индивид-х мероприятий для каждого отдельно взятого реб-ка); развитие интел.способностей реб-ка, кот.соотв-т всестор.разв.реб-ка. Из программы школы нельзя исключать предметы, кот.преподаются в общеобр.школе для норм.детей; развитие нравств.сферы реб-ка способствуют форм-ние волевых качеств и привычек. Т.о.в этом периоде созд-ся система светских учр-1 через открытие частных школ и врачебно-пед.учр. Европа – большинство стран признают право аномальных детей на обр-ние (с 1817 по 1923г. появл-ся законы об обр-нии, а затем законы об обр-нии слепых, глухих и УО). К нач.20в.оформляются нац.системы спец.обр-ния. Россия (до 1917г) – заимствовала западную модель – создание спец.школы. 1806 – уч-воспит.учр.для глухонемых. 1807 – школа для слепых – открыты по инициативе Александра 1. 1896 – приют для УО 9е.К.Грачёва). 1908 – школа-санаторий для дефективных детей В.П.Кащенко. Однако в России: нац.системы обр-ния нет; светская филантропия не принимается нородом; нет потребности в орг-ции обучения детей-инвалидов. Не сложились предпос. осознания возможности и необходимости обучения детей с проблемами. Россия после 1917г: запрещение благотворит-сти; контроль гос-ва; создание сети спец.учр.для глухих, слепых и УО детей (изолированные учр.-интернаты); законодат.оформление системы спец.обр-ния (1926) – положение о деят-сти учр.для слепых, глухих и УО детей и подростков; положение об отборе детей в спец.учр.

 

16.история становления и развития нац.систем спец.обр.: 4 период эволюции: (с нач.20 столетия до 70-80г20в) – формирование спец.обр.для детей с отклонениями в развитии; определение гл.ценностей жизни: жизнь, свобода, достоинство; принятие документов, защищающих права реб-ка; утверждение политики гос-ва в отнош. детей с проблемами в развитии; разработка методологич.и метод.основ спец.обучения; дифференцированность системы спе.обр-ния. Европа: до 50-х г. – снижение активности в орг-ции обр-ния лиц с откл.в развитии (влияние войн). 50-70 г – пристальное внимание к проблемам обр-ния; соверш-ние законодат.базы (декларации); активные процессы интеграции и инклюзии. В период правления Джона Кеннеди – у него была УО сестра. Россия: идеалогич.влияние (гос.стандарт); диф.система спец.обр-ния; появление классиф-ций (Певзнер, Сухарева).

 

17.история становления и развития нац.систем спец.обр.: 5 период эволюции: (нач.80-х годов по наст.время) – становление идеи соц.и пед.интеграции; обзор тенденций и противоречий в развитии системы спец.обр. (поиск новых методов форм, подходов к опред-нию понятий норма и патология); от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции. Началом 5 периода счит-ся время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними нац.антидискриминационных законов об инвалидах и о спец.образовании.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.