Социокультурные основы спец пед — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Социокультурные основы спец пед

2022-09-12 47
Социокультурные основы спец пед 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соц. реабилитация – это совокупность мероприятий, осуществляемых гос., частными, общественными орг-циями, направленных на защиту соц. прав граждан. Концепция соц. реабил. человека с ОВ, распространенная до сер. 20в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце 19-нач.20в. под влиянием философии ценности (Штерн, Мессер, Риккерт). В её основе лежала идея о соц. полезности чел-ка. Согласно ей школа обязана воспитать активного и соц.-но полезного члена общ-ва. Реб-к с ОВ не исключался из этого правила – ему надлежало также вырасти полезным членом общ-ва, чтобы своим трудом обеспечивать собственное сущ-ние. Смыслом нового взгляда на соц. реабилитацию человека с ОВ явл идея достижения его максимальной сам-сти и независимости (концепция независимого образа жизни) в условиях приоритета интересов личности над интересами общ-ва ч/з гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли этот человек приносить пользу общ-ву или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде или нет. Право на независимую жизнь чел-ка с ОВ должно быть законодат-но закреплено и экономически обеспечено. Гл. в этой концепции – ликвидация соц-но-экономич.-го и нравств.-этич-го притеснения, маргинализации чел-ка с ОВ со стороны здорового большинства общ-ва. В соотв. со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей инвалидов (Ген. Ассамбл. ООН) наиболее перспективным способом реш. социокультурных проблем лиц с ОВ явл-ся их интеграция в общество. Спец пед форм-ет необход. баз. навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социолизации, коммуникации и рекреации.

 

Экономич. основы спец пед

Истоком экономики спец. обр-ния явл система церковной благотворительности. Начало было положено в 996г., когда князь Владимир своим указом определил, чтобы церковь взяла на себя призрение (присмотр и уход) убогих и неимущих. Одна 10-я часть казны передавались церкви для монастырей, богаделен, в кот. содержались «убогие». В эпоху Петра1 благотворительность распр-ся и на светскую жизнь. В период царствования Павла1 создаётся знаменитое Ведомство учреждений императрицы Марии Фёдоровны (Мариинское ведомство). В нём были сосредоточены капиталы, составляющиеся из пожертвований частных лиц, из личных средств членов императорского дома. В 1806г. на средства из личных капиталов императрицы была открыта первая в России школа для глухих детей (Павловск). К концу 19в. в России насчитывалось более 200 учр. Мариинского ведомства. К 1915г. существовало более 60 школ-интернатов для неслышащих детей. Сущ сеть приютов для престарелых и одиноких убогих, убежище для глухонемых девиц, где они после окончания школы могли жить и работать в мастерских. Большую помощь оказывала научная интеллигенция в проведении диагностики детей и консультировании их род-лей, оказании мед-й, психиатрич-й, консультативно-пед помощи. До конца 19в.учр. спец. обр-ния как в России, так и за рубежом сущ-ли преимущ.на благотворит. ср-ва. С нач.30-х г.любая благотворит. деят-сть и сбор ср-в д/нуждающихся были категорически запрещены. Гос-во приняло на себя обязанность мат. обеспечения системы соц. помощи и спец обр. Матер. положение в стране к началу 30-х г.улучшилось. Соц. статус учителя спец. школы был в 20-е и 30-е г. крайне низким из-за маленькой зар. платы и несоответствующего тяжести пед. труда. В послевоенный период мат. положение спец. обр-х учр. несколько улучшилось. Уч-ся спец. школ-интернатов нах-сь на полном гос. обеспечении. Из-за экономического кризиса к концу 90-х гг.20 в. финансирование системы спец. обр-ния вновь передаётся в ведение региональных и местных бюджетов. Большое значение в укреплении экономич. позиций учр-й системы спец. обр-ния имело принятие в 1992 г. Закона РФ «Об обр-нии». Ср-ва гос-ва поступают в то ОУ, кот. выбирают ребенок с ОВЗ или его род-ли. Реализация этой идеи в 90-е г.не представлялась возможной из-за отсутствия необх. ср-в. В России появляются желание и готовность род. воспит-ть реб-ка в семье, а не в структуре закрытых интернатных учр-й. Гл.преимущества – более рац. расходование гос. ср-в и возможность не отрывать реб-ка от семьи. Экономически более выгодным явл-ся перенос приоритетов финансирования на систему ранней помощи и дошк.обр-ние детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевременная помощь позволит мн.детям влиться в систему обр-ния общего назначения. Соответственно меньшее число детей будет будет нуждаться в учр. спец. обр-ния.

 

Правовые основы с.п.

Важнейшим благом д/чел-ка явл-ся его права и свободы. Защита этих прав и свобод, соц. защита населения и механизм реализации её баз-ся на конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав чел-ка явл-ся право на обр-ние. Это основополагающее право всех граждан, не исключая лиц с ОВЗ. Это право закреплено в ряде важнейших междунар. документов и законодат актов:

- Всемирная декларация прав чел-ка (1948) – основой явл свобода. Права человека охраняются законом

- Декларация о правах УО лиц (1971) – УО дети меют теже права, что и др. дети (на мед обслуживание, об-ние, продуктивно трудиться в меру своих возможностей, право на защиту от эксплуатацию).

- Декларация о правах инвалидов (1975) – равенство гражданских и политич прав лиц с ОВ. Права предоставления спец услуг, кот позволили бы достичь максимального проявления своих возможностей и ускороли бы процесс их интеграции в об-во.

- Конвенция о правах реб-ка (1990) – индивидуальные права лиц от рожд до 18лет.

- Конвенция о правах инвалидов (2008) – защита и обеспечение равного осуществления прав и свобод всем людям и инвалидам.

В отечественных документах учтены, прописаны все те же права инвалидов, что и людей без ограничений, включая право на обр-ние, воспитание, отдых и досуг, соц. поддержку. Отечеств. док-ты не противоречат осн. междунар. док-там, в отеч. док-тах уточняются и расширяются гарантии инвалидов.

Отечественные док-ты по защите прав лиц с ОВЗ:

- Конституция РФ (1993) – ст7. охрана труда и здоровья людей, оговорены соц гарантии людей-инвалидов. Ст39 гарантия соц обеспечения инвалидов

- Федер закон о соц защите инвалидов в РФ (1995) – определяет гос политику области соц защиты инвалидов в РФ

- Закон Свердл обл о защите прав ребенка (1995) – ст25 защита прав детей, имющие недостатки в физ или псих развитии.

- Закон об обр-нии (2013) – ст 111 – нововведения: инклюзивное обр-ние, дистанционные формы обучения, разнообразные программы обр-ного типа.

Орг-ции по защите прав лиц с ОВЗ:

- ООН – орг-ция объединенных наций (1945) – создана для поддержания и укрепления м/у-ного мира и безопасности

- ЮНЕСКО ООН по вопросам обр-ния, науки и культуры (1945) – содействие и укрепление мира и безопасности за счет сотрудничества госуд-тв; обеспечение справедливости и соблюдение законности прав и свобод чел для всех народов

- ЮНИСЕФ – детский фонд ООН (1946) – защита детей, сокращение смертности детей, дать начально обр-ние 80% детей.

- МОТ – м/у-ная орг-ция труда (1919) – занимается вопросами регулирования труд. отн-ний

- ВОЗ - всемирная орг-ця здравоохранения (1948) – осн ф-я решение проблем здравоохр населения всего мира

Отечеств орг-ции:

- ВОИ – всероссийсикое об-ва инвалидов (1988) – защита прав и интересов инвалидов в РФ, обеспечение инвалидам равных возможностей наряду с остальными гражданами РФ, помощь по интеграции инвалидов в общественные структуры.

- Всероссийское об-во слепых (1923) – защита прав и интересов граждан РФ с частичной или полной потерей зрения, их соц реабилитация и интеграция в современное об-во, обеспечение равных с другими гражданами возможностей.

- ВОГ Всеросс. об-во глухих (1926) – защита прав и интересов граждан РФ с нарушениями слуха, их соц реабилитация и интеграция в современное об-во, обеспечение равных с другими гражданами возможностей.

- городская общественная орг-уия инвалидов «Об-ва Даун Синдром» (2002) – сущ деят на территории г.Новосибирска и Новосиб обл. Цель: содействие в обеспечении инвалидам с с.Дауна равных с др гражданами прав и возможностей, в интеграции в об-во как полноценных людей.

Клинич. основы с.п.

Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс. Знание причин важно: для диагностики, для прогнозирования динамики, для определения направленной комплексной ПМП реабилитации и соц. интеграции. Развитие чел-ка от рождения до конца жизни наз-ют онтогенезом. Если на чел-ка действует фактор среды, нарушающий процесс его развития, возникает дизонтогенез – нарушенное, повреждённое развитие.

Поражение зависит от:

- времени возд-я вредоносного фактора (чем раньше произошло поражение, тем серьёзнее и тяжелее будет нарушение);

- места поражения (глаз – слепота, ГМ – УО);

- силы возд-вия (если повреждённый фактор действовал кратковременно, нарушение будет не столь серьёзным, как при длит.возд.).

Онтогенез условно делят на 3 периода, каждому из кот. соотв-т свои причины отклонений в развитии:

- пренат. период (беременность) - радиоактивное облучение; интоксикации организма (препаратами бытхимии, алкоголем, наркотиками); хронич. забол. матери (забол.крови, ССС и др.); инфекции, присутствующие в организме в скрытом виде (токсоплазмоз, микоплазмоз, герпес простой и половой, уроплазмоз, цитомегаловирус); резус-конфликт матери и плода; генные и хромосомные мутации; острые забол. во время берем.(грипп, ОРВИ, корь, краснуха); физ.травмы; приём лекарств. препаратов; психич. травмы; эмоц. отвержение, нежелат. берем (у детей часто набл-ся тяж.наруш.- РДА); возраст матери и отца.

- нат.период (роды): наруш. норм. течения родовой деят-сти; неправ. ведение родов врачом или акушеркой; неправ. поведение самой роженицы (женщина психологически не готова к родам, не слушает указаний врачей).

- постнат.период (после рождения): ЧМ травмы, нейроинфекции – менингит, энцефалит, менингоэнцефалит; осложнения вирусных забол. – отит, ОРВИ; эмоц. депривация.

МКБ-10:

1) F00-F99- класс V. Психич. расстр.и растр. поведения.

2)H00-H59- класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата.

3) H60-H65- класс VII. Болезни уха и сосцевидного отростка.

4) Q35-Q37- расщелина губы и нёба (заячья губа, волчья пасть).

Виктор Васильевич Лебединский выделил след. типы наруш. психич. развития: недоразвитие (УО); задержанное развитие (ЗПР); поврежд. Развитие (деменция); дефицитарное развитие (наруш. слуха, зрения, речи ОДА); искажённое развитие (РДА); дисгармоническое развитие (психопатия).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.