Объект, субъект, цель, задачи спец педагогики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Объект, субъект, цель, задачи спец педагогики

2022-09-12 40
Объект, субъект, цель, задачи спец педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальная педагогика – теория и практика спец обр-ния лиц с отклонениями в физич и психич развитии, для которых обр-ние в обычных пед условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднено или невозможно.

Объект: спец. обр-ние лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный и педагогич феномен.

Субъектом изучения и пед помощи, оказываемой в системе спец обр-ния явл человек с ОВЗ и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет спец.пед – теория и практика спец обр-ния, включающая изучение особенностей развития и образования человека с ОВЗ, его становления и социализации как личности, а также использование этих знаний для выбора путей, средствв и условий, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию с целью его социализации.

Цель спец пед – достижение чел-ком с ОВЗ максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высоко качества социализации и предпосылки для самореализации.

Задачи:

1)изучить закономерности развития лиц с ОВЗ

2) определить коррекционные и компенсаторные возможности людей с ОВЗ

3) разработка программ проф.-трудовую подготовки

4) разработать и реализовать концепции интеграции (в т.ч.инклюзивное обр-ния).

5) изучить осуществление пед системы обр-ния людей с ОВЗ и разработать принципы, методы и тд.

 Спец пед тесно связана с различными блоками наук: мед. блок (невропат., психопат. и др); пед. блок (общая педагогика, возрастная псих., психолингвистика и др.); др.науки (юриспруденция и право, социология и др.). Спец пед – самостоятельная наука, имеющая свои цели, задачи, объект, субъект, предмет, принципы, методы и средства.

 

Понятийный аппарат спец пед

Спец пед – теория и практика спец обр-ния лиц с отклонениями в физич и психич развитии, для которых обр-ние в обычных пед условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднено или невозможно.

Лицо с ОВЗ – человек, имеющий психич или физич недостаток, который препятствует освоению обр-ных программ без создания cgw условий для получения обр-ния.

Коррекция – система медико-педагогических мероприятий, направленных на исправление или сглаживание недостатков психофизического развития.

Компенсация – это замещение нарушенных или недоразвитых ф-ций, осуществляемое за счет привлечения сохранных ф-ий или включения в работу новых ф-ий их других нервных структур посредством спец методов, приемеов спец технических ср-тв обучения.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведениядетей с откл в развитии в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

Социальная реабилитация – включение ребенка с отклонениями в развитии в соц. среду приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизич возможностей.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека от рождения до смерти.

Дизонтогенез – отклоняющееся развитие.

Индивидуальное обучение – орг-ция учебного процесса, при которой выбор способов, приемов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их развития и способности к обучению.

Интегрированное обучениеобучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзивное образование – обучение в совместной обр-ной среде лиц с ОВЗ вместе с лицами, не имеющими никаких отклонений, посредством обеспечения детям с ОВЗ спец условий обучения и направленное на их обр-ние и соц адаптацию, а также не занижающее уровень обр-ния лиц в норме.

Первичный дефект – это врождённое нарушение (н-р, человек рождается глухим).

Вторичный дефект – приобретённое нарушение (тот же глухой человек в последствии будет немым).

Деклараци я – международный док-т, имеющий рекомендательный характер, страны несут юридич ответственность.

Конвенция – международный док-т, имеющий обязательный хар-р.

 

Предметные области спец пед

Сурдопед-ка – раздел спец пед, занимающийся вопросами воспит., обр-ния и обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопед изучает закономерности физич и психич развития глухих и слабослышаших, в т.ч. поздно оглохших, детей дошк и шк возраста, определяет пути преодоления аномалий их развития и оптимальные условия обучения, воспитания, соц адаптации.

Задача – форм-ние у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи, являющейся основой интел. развития и ср-вом соц.адаптации.

Тифлопед-ка – раздел с.п., заним-ся –«-«-«- зрения.

Задачи:

- псих-пед и клинич изучение лиц с наруш. зрения,

- выявление пути и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых ф-й при слепоте и слабовидении;

- разработка содержания, методов и орг-ции обучения, труд.и проф. подготовки.

Олигофренопед-ка – наука о воспитании и обучении детей с наруш. интелл (УО).

Задачи:

- изучение закономерностей психич развития УО;

- разработка содержания методов, приёмов, ср-в обучения и воспит. людей, страдающих наруш. интеллекта;

- работа с семьёй, имющей ребенка с наруш интелл;

- труд. и проф.подготовка.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения ср-ми спец обучения и воспитания. Изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений реч деят-сти, систему корр. воздействия.

Задачи:

- изучение закономерностей психич развития детей с наруш речи;

- разработка содержания методов, приёмов, ср-в обучения и воспит;

- разработка корр индивид работы, программы сопровождения ребенка;

- работа с семьей;

- труд и проф подготовка.

 

Философские основы спец пед

Одним из источников пед науки является философия, кот. служит своеобразной эффективной и продуктивной силой этого развития и одновременно базовой составляющей пед-ки. Взаимосвязь с.п. и философии в научной лит-ре освещена в работах - Хананий Самсонович Замский, Николай Николаевич Малофеев, Наталья Михайловна Назарова. По их мнению эта взаимосвязь явл длит. и эффект., т.к.философские базовые знания и новаторские мысли способствовали появлению пед.идей и теорий в отнош.детей с ОВЗ, определяли направления пед.иссл-ний и являлись её методологической основой. Так Н.М.Назарова отмечает, что д/построения целостной теории с.п. требуется не механич.объединение сведений о детях с ОВЗ, а содержат-ая систематизация научных данных.

Ещё до периода развития античной ф., в Др.Китае известный философ Конфуций говорил о том, что «нужно кормить и содержать вдов, осиротевших, дефективных». «Книга обрядов» - все деф. люди должны получать спец. заботу.

В развитии истории ф. выдел-ся след периоды: Античная ф.; ф. Средневековья; ф. эпохи Возрождения; ф. Нового времени; современная ф.

Ф Античности (6в до н.э. – 6в н.э.) – представляет собой совокупность учений Др.Греции и Др.Рима. Это период зарождения ф. как таковой. Спецификой греч. ф. явл стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Зарождение этики как философского учения о морали. Однако, взгляды большинства известных этиков на патологию с соврем. т.з. далеки от морально-этических. Так, древнегреч. фил-ф Платон высказывал т.з. о том, что больной чел бесполезен д/себя и д/общества, но допускал возможность дружеств. отнош. с чел-ком, имеющим недостатки. В основе платоновской конц. воспитания лежит идея различения и отбора детей по их способностям, поэтому в этой конц. осущ-но философское осмысление диагностики. Аристотель предлагал принять закон, на основании которого «ни одного калеки-ребенка кормить не следует». Т.о. в античной ф.только затрагивалась проблема патологии. Но эта проблема носила эпизодич хар-р и не выделялась в отдельное напр-ние. Первонач.взгляды на отклонение от N не отделялись от  обще-человеч. воззрений.

Ф.Средневековья (5 в.н.э. – 14в.н.э.) – тесно связана с теологией, в кот. Бог превращ-ся в единств. предмет философского познания. В средневековой ф. аномалии человеч. развития воспринимались сквозь призму религ. воззрений: католицизм – демонологич. отнош., ислам – забота, православие – ореол святости. В ср.века Августин Аврелий связывал отклонение с пороком и наказанием за грехопадение и неповиновение. Врожд. уродство и слабоумие (УО) по его мнению не соотносились с положением о том, что всякое человеч. сущ-во сотворено по образу и подобно Божьему. Историки считают, что влияние мыслей и взглядов Августина господствовало в Зап. Европ. ф. вплоть до 13в. Т.о., в период Средневековья аномальные лица не рассм-сь как равные, как полноц. граждане гос-ва, даже не рассм-сь мысль о необход. обучения аномальных детей.

Ф.эпохи Возрождения (14в.н.э. – нач.17в.) – в эту эпоху набл-ся усиление борьбы прогрессивных сил общ-ва с «религ. невежеством». В поле зрения в этот период попадают лица с ОВЗ. Но как правило те, кот. имеют ярко-выраж. наруш. в развитии: наруш. слуха, зрения и УО. Франческо Петрарке принадлежат призывы к гуманному отнош. к аномальным детям. Эразм Роттердамский в открытую в трактате «Похвала глупости» говорит о том, что многие из власть имущих глупее, чем общепризнанные «дураки». Т.о., в это время лица с ОВЗ начин-т привлекать внимание фил-ф, а только потом врачей (Эскироль), литераторов и педагогов (Я.А. Коменский). Возможно, что фил-фы и пед-ги уже в тот период могли достичь опред. успехов в вопросах обучения, воспит-ния детей с ОВЗ. Однако историч. Сведений о подобных историч. экспериментов на сегодняшний день практически нет.

Ф. Нового времени (18в.-19 в). – период становления и развития науки, идеалом общ-ва становится человек как разумное существо. Рационалисты – Декарт, Спиноза и эмпиристы – Локк, Юм, оперируют в своих суждениях терминами «разум» и «рассудок». Локк говорит о том, что разумная способность форм-ся лишь в процессе жизн. Опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. ДенИ ДидрО в 1749г. пишет «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», в кот. он описал особенности человеч. ощущений, показал, что интеллектуальные идеи и нравств. понятия чел тесно связаны с телом и сост. органов чувств. И.Кант построил классиф. слабостей и болезней души. Обосновал необходимость гос. благотворит. помощи бедным, инвалидам, больным. Он считал, что одна из обязанностей чел по отнош. к «другим» - долг благотворения, сост-й в посильной помощи людям и бескорыстном содействии их счастью. Т.о. в эпоху Нового времени с развитием фил-их взглядов, анализ отклоняющегося развития, становится более последоват-м и перестраивается с умозрит. теории на систематизацию опытных данных. Более того, фил. взгляды привели к тому,что в конце 18-19в.врачи, пед-ги и общ. деятели убежд-ся в необходимости организации спец. учрежд. д./лиц с ОВЗ. Первые спец. учр. появл-ся в конце 18 нач.19в.

Современная Ф. (нач.20в. по наст. время) – большой интерес д/фил-ф представляет?, касающийся различий N и патологии в человеч развитии. С одной стороны, все чаще звучат призывы к формир-нию новой культурной нормы, т.е. уважение к к различиям м/у людьми (толерантное отношение). Именно на современном этапе важным шагом стало внедрение инклюзивного обр-ния (к.90х 20в). Благодаря идеям Мюррея, Маслоу, спец пед отказалась от теории «потолка», согл. кот. не все дети способны к обучению, и в обр-ных системах начинается открытие спец классов для детей с ОВЗ. С др стороны, наст. время далеко от ясности понимания чел-ка. «Человек стал скопищем стыда и позора» (Гваттари), «больным зверем» (Шеллер). На фоне гуманизации общ-ва появл-ся необходимость принятия чел с откл. как равного. Станислоав Петрович Гурин развивает идею маргинальной антропологии, кот. изучает пограничные феномены человеч бытия, пограничные состояния. Возможен др. подход к соотнош. N и патологии. Патология как иная N. Т.о., совр. фил-фы и педагоги всё чаще обращ-ся к переосмыслению, уточнению основополагающих положений, обращ-ся к разработке фил-их проблем гуманистич. пед-ки, идеи кот. вобрала в себя с.п., а общие усилия спец-ов разных обл. д.б. напр-ны на поиск инновац. подходов в технологии обучения и воспит. детей с ОВЗ д/более успешной их социолизации и интеграции.

 

Кл-ция нарушений развития

Нарушение может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, н-р, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окр. среды, вследствие длительно текущего хронического забол. Наруш. может устраняться (полностью или частично) мед и(или) пед. ср-ми или уменьшаться в своём проявлении. Сущ-ют разные классиф. Наиболее распр. явл пед кл-ция (М. Варнок, 1979). В ее основ лежит хар-тер нарушения. Соответственно различают след категории лиц с ОВЗ: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, лица с наруш. ОДА, лица с наруш. ЭВС, лица с наруш. интел., дети с ЗПР, лица с ТНР, лица со сложными недостатками развития.

Обобщ. классиф. в соотв. с локализацией наруш. в той или иной системе организма: телесные (сомат.) наруш. (ОДА, хронич.забол.); сенсорные наруш. (слух, зрение); наруш. деят-сти мозга (УО, наруш. движ-й, психич. и реч. наруш).

МКБ-10 значима в мед. сфере: 1) F00-F99 - класс V. Психич. расстр. и растр. поведения. 2) H00-H59- класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата. 3) H60-H65 - класс VII. Болезни уха и сосцевидного отростка. 4) Q35-Q37- расщелина губы и нёба (заячья губа, волчья пасть).

В сфере соц. защиты значимой явл классиф. по причинам возникновения нарушения: врожд. нарушенное развитие, несчастный случай, стихийное бедствие, производственная травма, дорожно-транспортное происшествие, участие в боевых действиях, экологич. преступления, болезнь, прочие причины.

Статистика спец пед

М/у-ные обществ. орг-ции (ЮНЕСКО орг-ция объединенных Наций по обр-нию, науке и культуре, ВОЗ всемирная орг-ция здравоохранения) ведут систематич. работу по сбору статистич. данных о частоте и видах нарушений развития. Тем не менее абсолютно точных данных нет, т.к. множ-тво страны имеют свои, отличающиеся от др. критерии выделения лиц с ОВЗ. Хар-р статистич. данных той или иной страны опред-ся также уровнем её цивилизованности, качеством мед, соц и пед помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития 1 место по частоте заним-т грубые органич. наруш., наруш. слуха и зрения. В странах, где обр-ный уровень нах-ся на выс. уровне, одно из 1-х мест по частоте заним-т специф. обр-ные затруднения – наруш. речи, затруднения при чтении, письме. Состояние на 2000 год: по степени распр-сти в пределах детской возр. гр. 1 место по численности занимают дети с обр. затрудн. - 40%, 2 место –с наруш. интеллекта – 20%, 3 – с наруш. речи – около 20%, ост. наруш. в совокуп. сост-т менее 20%. Статистич. данные министерства обр-ния РФ: 1,7 млн. детей (4,5% всех детей) относятся к кат. детей с ОВЗ и нужд-ся в спец. обр. В 15% случаев наруш. интеллекта – это тяж. формы УО, осложн. Др недостатками развития - наруш. слуха, зрения, ОДА и др. Более 500тыс. детей и подростков шк. возраста обуч-ся в системе спец.обр. Среди детей с ОВЗ и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола 55%. Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеет офиц. статус инвалида. Насчитывается ещё неск. млн. чел, не имеющих такого статуса, хотя возм. их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн. чел населения России имеет ОВЗ и жизнедеят-сти., а значит, и трудоспособности. С каждым годом число лиц с ОВЗ возрастает, дефекты усложняются.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.