Что такое рационализм? Расскажите о теории врождённых идей. Как понимали рационалисты мышление? Как они понимали отношения мышления и опыта? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Что такое рационализм? Расскажите о теории врождённых идей. Как понимали рационалисты мышление? Как они понимали отношения мышления и опыта?

2022-09-12 25
Что такое рационализм? Расскажите о теории врождённых идей. Как понимали рационалисты мышление? Как они понимали отношения мышления и опыта? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рационализм — учение о том, что в основе психики человека лежат понятия, которые не могут быть получены путем обобщения чувственных впечатлений. С точки зрения Р. эти понятия могут быть либо врожденными (теория врожденных идей Р. Декарта), либо они могут развиваться из задатков, предрасположений, также уже имеющихся в сознании человека при рождении (концепции Платона, Г. Лейбница, Г. Гегеля). Р. выступал против положения сенсуализма о том, что психика ребенка является "чистой доской", утверждая, что на основе индивидуального чувственного опыта не могут быть выведены основные понятия и законы, объясняющие окружающую действительность. Р. не отвергал значение ощущений при понимании единичных объектов и явлений, соглашаясь с тем, что эти знания свойств и качеств отдельных предметов и явлений основываются главным образом на чувственном опыте. Однако общие понятия постигаются только на основе разума, подчеркивали рационалисты, так как никакое логическое обобщение данных, полученных при ощущении и восприятии, не может проникнуть в суть вещей. Для объяснения процесса появления общего понятия в Р. вводился термин "рациональная интуиция", т. е. мгновенное и не имеющее логического, сознательного объяснения озарение, которое открывает сознанию самую суть вещи, ее основные свойства. Такая интуиция не основывается на чувственном опыте или эксперименте, но является результатом размышления человека, концентрации внимания на данных собственного сознания. Т. о., если для сенсуализма понятие являлось результатом логического обобщения данных органов чувств, то для Р. оно является результатом рефлексии, на основании которой и осуществляется рациональная интуиция.

Мышление – первая, несомненная и достоверная реальность, с которой мы имеем дело. Оно независимо, самодостаточно и потому имеет собственную жизнь. Может ли оно тогда быть ничем или являться пустым? Не может. Оно наполнено врожденными идеями, то есть знанием, которое изначально (с самого момента рождения) присутствует в нашем уме и не зависит, следовательно, ни от внешнего мира, ни от жизненного опыта. Вспомним, что первым в истории философии говорил о врожденном знании Платон. Теория Декарта отчасти похожа на учение Платона, однако у последнего изначальные представления в человеческом уме обусловлены высшим, но забытым знанием идеальной души, которая до рождения тела пребывала в совершенном мире истинного Бытия. Врожденные идеи в системе Декарта – это основная характеристика нашего мышления. Откуда они в нем? Заложены Богом. Они являются наиболее общими (широкими) и предельно простыми положениями, которые настолько ясно и отчетливо представляются нашему уму, что мы не можем в них усомниться. Например, знаменитые аксиомы Евклидовой геометрии – это, по Декарту, врожденные идеи ума. Их не надо доказывать, потому что они самоочевидны, то есть настолько просты, ясны и несомненны, что в них и доказывать нечего. Например, есть такая аксиома: «Если три точки лежат на одной прямой, то одна из них лежит между двумя другими». Это положение предельно общее (так как относится к любым трем точкам, лежащим на одной прямой) и в такой же степени простое и ясное, несомненное и очевидное, в силу чего и является аксиомой. Но почему оно столь ясно и отчетливо представляется нашему уму, почему оно самодостоверно и несомненно? Потому что представляет собой врожденную идею, заложенную в наш ум самим Богом, который, говорит Декарт, не может нас обманывать. И как в геометрии из нескольких простых аксиом с достоверностью строится все грандиозное здание этой дисциплины, так и в других отраслях человеческого знания необходимо отталкиваться от аксиоматичных врожденных идей и возводить на их основе здание любой науки.

Врожденные идеи являются неотъемлемыми сущностями сознания, его необходимыми качествами. Из них и следует вывести все возможное знание об окружающем мире. Таким образом, информацию не следует собирать по крупицам в процессе жизненной практики, надо всего лишь раскрыть, проявить или реализовать уже имеющиеся доопытные представления. Они являются теми общими положениями, из которых возможно делать выводы в каждом конкретном случае. Поэтому неудивительно, что основным методом познания, по Декарту, должна быть дедукция, когда из неких общих утверждений делаются разные частные выводы. В основе такой дедукции и должны лежать врожденные идеи, не могущие быть ложными, – ведь они являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Важно только правильно применить дедуктивный метод, суметь добыть из изначального знания всевозможные и разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть или развернуть его. Таким образом, по мнению Декарта, верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм (от лат. ratio – «ум, рассудок») и явился противоположностью бэконовскому эмпиризму.

С точки зрения эмпиризма мышление прежде всего имеет дело с сравнением, расчленением (анализом) и соединением (синтезом) того, что дано в опыте (ощущения, восприятия). Мышление может выражаться также в комбинировании представлений, которые являются не чем иным, как следами прошлых восприятий. С этой точки зрения понятия возникают на основе выделения общих признаков данных в опыте единичных предметов (абстракция) и фиксации их с помощью языка. Эмпирические обобщения возникают на основе индукции. Дедуктивное рассуждение в логике и математике рассматривается либо как производное от опыта, либо как экспликация некоторых особенностей языка. Т. о., при подобном понимании содержание мышления полностью определяется тем, что непосредственно дано в опыте. Однако попытки последовательного осуществления концепции эмпиризма потерпели крах: выяснилось, что сам опыт и деятельность по его переработке (в частности, индукция) предполагают внеопытные компоненты.

Рационализм противопоставляет опыт и мышление. С этой точки зрения опыт либо вообще не дает знания о реальности (Платон), либо дает знание «смутное», нуждающееся в прояснении с помощью мышления (рационалисты 17— 18 вв.). Опыт при таком понимании может лишь дать толчок мышлению, которое развертывает содержание доопытных «врожденных» идей, данных субъекту в акте интеллектуальной интуиции. Продуктами такого независимого от опыта мышления являются метафизика, математика, теоретическая наука.

Мышление, по Г. Гегелю, не противостоит опыту, опирается на него (поэтому чисто априорная метафизика невозможна), но только для того, чтобы выйти за его пределы и сделать его производным от самого себя. Для Гегеля то, что неадекватно дается в опыте, разворачивается в истинном виде посредством мышления, которое в процессе саморазвития освобождается от всякой связанности с чувственностью, «снимает» опыт (и одновременно содержит его в себе в «снятом» виде) и выступает как спекулятивное мышление. Согласно Гегелю, мыслимое всеобщее содержит в себе многообразие в виде особенного и единичного. Во многом линию Гегеля в понимании мышления продолжили в 20 в. неокантианцы, понимавшие мышление как категориальный синтез, порождающий из себя многообразие. Согласно неокантианцам, чувственная данность как самостоятельная не существует, исходно имеется лишь заданность, проблема, решаемая посредством мышления. Опыт возникает как результат развития мышления, которое разворачивает свои априорные структуры. Свою концепцию «чистого мышления» неокантианцы пытались применить к исследованию эмпирического материала истории науки.

И. Кант занимает в этом вопросе особую позицию, которую нельзя считать ни эмпиристской, ни рационалистической. Он различает восприятие и опыт. Первое, с его точки зрения, не предполагает мышления, а лишь организацию ощущений с помощью априорных форм пространства и времени. Однако опыт возможен лишь на основе применения априорных категорий рассудка к чувственному восприятию, т. е. является результатом конструктивной деятельности мышления. Порождающее знание мышление предполагает категориальный синтез чувственного многообразия. Такой синтез возможен в случае чистого естествознания (имеющего дело с внешним опытом) и чистой математики (имеющей дело с априорными формами чувственного созерцания). Он невозможен в случае метафизики. Мышление существует как априорное в чистой математике и исходных теоретических частях чистого естествознания (постулаты чистого естествознания). Мышление осуществляется как своеобразный сплав априорного и эмпирического в обыденной жизни и многих разделах естествознания. Что же касается предметов метафизики, то о них можно мыслить, но это мышление не будет плодотворным, так как не может породить знания.

Своеобразную позицию занимает по этому вопросу феноменология. Согласно Гуссерлю, продукты мышления могут считаться истинными лишь в том случае, если их содержание совпадает с тем, что дано субъекту как феномены в акте переживания очевидности. Для феноменологии мышление не конструирует опыт, а зависимо от опытно данных феноменов. Но последние конституируются априорными структурами трансцендентального сознания. Категориальные структуры мышления при таком понимании тоже могут непосредственно созерцаться («категориальное восприятие сущности»). Развитие современной философии, когнитивной психологии и когнитивной науки приводит к ряду выводов относительно связи мышления и опыта.

Во-первых, невозможно выделить чисто опытное содержание знания, независимое от определенных схем, эталонов, категорий (некоторые из них могут быть врожденными). Использование последних с полным основанием может рассматриваться в качестве актов мышления. Поэтому уже восприятие может быть понято как процесс решения интеллектуальных задач, связанный с использованием перцептивных гипотез. Восприятие рассматривается как извлечение информации из внешнего мира, что предполагает воздействие внешних предметов на субъекта. Однако, согласно современным исследованиям, извлечение перцептивной информации возможно лишь на основе активной деятельности субъекта, выражающейся как во внешних действиях, так и в использовании схем сбора информации. Поэтому восприятие, объединяющее пассивность и активность субъекта в некоторую целостность, выступает как особая форма мышления. Во-вторых, мышление и опыт взаимодействуют. С одной стороны, результаты мыслительной деятельности так или иначе используются на опыте и в этом процессе подвергаются испытанию на пригодность (хотя способы определения этой пригодности могут быть весьма сложными). С другой стороны, сам опыт критикуется, меняется и переосмысливается на основе прогресса мышления. Поэтому существуют разные, несводимые друг к другу типы опыта и соответствующие им типы мышления: обыденный опыт и обыденное мышление, научное наблюдение и соответствующая деятельность мышления, эксперимент, являющийся особым способом мышления и вместе с тем возможный лишь на основе теоретического мышления.

В-третьих, нет резкого различия между мышлением в рамках опыта и мышлением вне этих рамок. Любой опыт предполагает внеопытные мыслительные схемы. С другой стороны, и в таких внеопытных науках, как математика (приводившаяся в качестве образца «чистого» априорного мышления), имеют место догадки, гипотезы, отказ от того, что казалось несомненным.

7. Может ли интуиция быть формой познавательной деятельности? Что такое «инсайт»? Приведите примеры интуиции в обыденной жизни и в науке.

Интуиция — способ получения знаний таким образом, что оно появляется в сознании без посредства ведущих к нему познавательных операций. То есть это способ получения знаний, который ничем не опосредован.

Да, интуиция вроде может быть формой познавательной деятельности, но интуиция всегда опирается на какое-то предпосылочное знание, а психологическая очевидность ее результатов и чувство уверенности в их правильности — отнюдь не гарантия их истинности. Но она может быть эффективной как часть сложной разумной деятельности человека.

Есть несколько видов интуиции (логическая, ассоциативная, диспозиционная, интеллектуальная, чувственная), но мы остановимся на двух основных:

1) интеллектуальная интуиция - способность непосредственного познания интеллектом без обращения к чувствам; умозрение, созерцание рассудком.

- У Платона «врожденные» идеи даны субъекту в акте интеллектуальной интуиции (то есть посредством интуиции происходило созерцание идей - прообразов вещей чувственного мира). - По Декарту, интуиция - это «понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое», что не остается никакого сомнения относительно того, что мы мыслим. Пути для достижения достоверного знания истины – это самоочевидная интуиция (и. интуиция - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения). «Таким образом, каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями, а шар — единственной поверхностью». Чтобы понять, пишет Декарт, что два плюс два составляют в сумме столько же, сколь три плюс один, необходимо интуитивно сознавать, что два плюс два равняется четырем и три плюс один также равняется четырем, и то, что первое с непреложностью следует из двух последних. То есть в качестве примера он брал транзитивное равенство: две величины, равные третьей, равны между собой. Однако приведенные Декартом примеры относительны. (Например, Пиаже доказал, что понятие транзитивности приобретается параллельно с логической организацией мышления и отсутствует в интуитивной схематизации, которая характеризует первые годы жизни ребенка.

- Интуиция Б. Спинозы является «третьим родом» познания (наряду с чувствами и разумом) и схватывает сущность вещей; пример интуитивного познания, приведенный Спинозой носит математический характер: при операциях с доступными числами, можем делать выводы интуитивно (быстрое умозаключение).

- Чистая интуиция И. Канта не опирается на показания органов чувств и является источником всех синтетических априорных суждений (в данном случае речь идет о суждениях геометрии (?). Вообще синтетические суждения - дают новое содержание, пример: «все тела имеют тяжесть», присоединяется признак тяжести; в отличие от аналитических - аналитические суждения ничего не добавляют к имеющемуся знанию и являются только поясняющими: «все тела протяженны», для того чтобы убедиться в истинности такого суждения достаточно обратиться к слову «тело» и понять, что в нем уже подразумевается протяженность).

 

2) чувственная интуиция – когда угадываем или предсказываем событие, опираясь лишь на собственные ощущения, что это должно произойти.

- Вильгельм Дильтей: важно понимание, а не эксперимент в гуманитарных науках. Чувственным путем (через чувст. и.) постигаем состояние другого человека (эмпатия).

- Анри Бергсон (школа философии жизни): сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, она дает возможность уловить то, что сокрыто (elan vital – сила жизни).

- Мур, Шеллер: для них ценности (нрав.) доступны лишь чувств. интуитивно.

 

В интуитивном мышлении при определенных условиях могут происходить вспышки креативной (творческой) интуиции. Это именно та интуиция, которой, по мнению многих деятелей науки, принадлежит важнейшая роль в научном творчестве. Она переживается как внезапное «озарение», «инсайт», «ага-переживание», «ага-реакция», выступает как прорыв к принципиально новой идее. То есть «инсайт» - это неожиданный, отчасти интуитивный прорыв к пониманию поставленной проблемы и «внезапное» нахождении её решения. Например, социальный психолог и соучредитель Лондонской школы экономики Грэм Уоллес написал книгу «Искусство мышления», в которой изложил теорию четырёх стадий творческого процесса:

1) Подготовка (формулирование задачи, возможных способов решения, собирание достаточного количества данных)

2) Инкубация (бессознательная обработка данных, переключение)

3) Озарение (ага-реакция; может быть ложным)

4) Проверка озарения.

(В психологии понятие «И.» было введено В. Келером, представителем гештальтпсихологии. И. понимался как интеллектуальное озарение, постижение проблемы (эксперименты с шимпанзе, которые пытались достать нужный объект, переключались и резко решали проблему?).

Существует мгновенные и немгновенный инсайт (характеризуется относительно длительным временем протекания: 15—20 сек., и человек не полностью уверен в правильности выбранного решения задачи?).)

 

Примеры интуиции в обыденной жизни, в математике, в науке:

- хорошее предчувствие перед каким-то событием => хорошее событие.

- яблоко, упавшее на голову Ньютона => открытие Ньютоном закона всемирного тяготения.

- история с ванной Архимеда: привстал – уровень воды опустился, снова сел – вода поднялась. И вот в этот миг Архимеда осенило (вот она – интуиция!). Он понял, что объем вытесненной воды связан с объемом погруженного тела, а последний – с массой погруженного тела => закон Архимеда.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.