Татарская диаспора в суверенном Казахстане — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Татарская диаспора в суверенном Казахстане

2022-09-11 29
Татарская диаспора в суверенном Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С 1991 года, после обретения Казахстаном независимости, татарская община Петропавловска становится диаспорой. Полностью прекращается преследование верующих и поднимается вопрос о возращении им культовых сооружений. До 1990-ых годов сохранилось лишь четыре здания старинных мусульманских мечетей. Одна из них («Янгуразовская» мечеть № 6) была передана мусульманам в начале 90-х гг. XX в. При ее реконструкции в 1995 году не стали воссоздавать прежний иглообразный минарет, а заменили его на типично средне-азиатский.

В 1996 году была образована и зарегистрирована татарско-мусульманская религиозная община, председателем которой стал Р.Х. Рязапов. Одной из первых задач этой общины стало возвращение и восстановление бывшей мечети №5 «Дин-Мухаммад», построенной купцом Дин-Мухамадом Бичуриным. Она была реконструирована на средства татаро-башкирской общины города и распахнула свои двери прихожанам в 1998 г. Весомый вклад в ее восстановление внесли Р.И. Тынчаров, Р.Х Шакиров, а также юрист Х. Сафимов, благодаря которому удалось преодолеть различные юридические проволочки. Первым имамом мечети стал Рафаиль Рязапов. Помимо богослужения, в ней проходили занятия по чтению намаза и сур из Корана. С 2000-ых годов предпринимались многочисленные попыт­ки Казахского муфтията присоединить мечеть к себе в качестве филиала и ввести в ней проповеди на казахском языке, 23 августа 2011 года был подписан договор о взаимном сотрудничестве между Духовным управлением мусульман Казахстана и Татаро-башкирской общинной мечетью «Дин-Мухаммад». Но на этом борьба за функционирование мечети не была закончена. После вступления в 2011 году в Республике Казахстан Закона «О религиозной деятельности и религиозных организациях» каждая религиозная община должна была быть перерегистрирована, однако в перерегистрации религиозного объединения «Петропавловская религиозная татаро-башкирская община мусульман» было отказано, поскольку имелись некоторые нарушения в поданных на регистрацию документах: некорректный перевод на казахский язык, не полностью представлены цели, формы и методы деятельности и т.д. Отказ в регистрации религиозного объединения поставил вопрос о праве на прилегающую землю и помещение мечети «Дин-Мухаммад»[225].

Уцелевшие в советскую эпоху мечети №2 и №4 («Яушевская» и «Ташкентская») находятся в аварийном состоянии. Единственная татарская мечеть, у которой частично сохранился подлинный минарет (мечеть №4), до сих пор продолжает использоваться как подсобное помещение на территории завода им. Кирова, а здание «Яушевской» каменной мечети с обвалившейся кровлей – как частная сауна. Указанные строения не вошли в число памятников, представляющих культурную и историческую ценность, и таким образом оказались обреченными на гибель. Не дожили до наших дней и два старинных мусульманских кладбища. Оказавшись волею случая в самом центре города, они были разрушены в предвоенные годы. Старинные камни с древних надгробий использовались как фундамент зданий, а иногда и как жернова.

Под эгидой Ассамблеи народов в Республике Казахстан официально оформляется татаро-башкирский культурный центр Северо-Казахстанской области. На протяжении более чем двадцати лет руководителем татаро-башкирского центра являлась член Союза журналистов Казахстана, почетный гражданин Северо-Казахстанской области, сотрудник областного телевидения Р.Г. Бикмухаметова. Благодаря ей, на городском телевидении долгое время выходила татарская музыкальная программа «Исянмесез» и издается публицистический очерк «Татары на Севере Казахстана» (Петропавловск, 2004). На посту председателя ее сменил Н.К. Салимов, директор образовательной средней школы № 21. Филиалы центра действуют в Мамлютском и Кызылжарском районах.

В школе национального возрождения №17 г. Петропавловска в 2000-е годы начинает преподаваться татарский язык.

В городе при помощи администрации города, частных спонсоров. энтузиастов, Всемирногого конгресса татар регулярно отмечается праздник «Сабантуй». Благодаря талантливой молодежи братьям Ильдару и Василу Сисанбаевым, Закиржану Мавлютову и другим проводятся татарские музыкальные концерты и дискотеки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.