Биоэнергопластика в логопедической практике — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биоэнергопластика в логопедической практике

2022-09-11 33
Биоэнергопластика в логопедической практике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий у детей. Сравнительная характеристика учащихся младших классов с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий качественно меняется не в лучшую сторону. Поэтому одной из актуальных задач в дошкольный период является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Искажение звукопроизношения - самый распространенный недостаток речи у детей. Он может быть причиной отклонения в развитии внимания, памяти, мышления, привести к дислексии и дисграфии, а также создавать трудности в общении ребенка. Основным элементом в коррекции звукопроизношения является выполнение артикуляционной гимнастики. Главное требование к её выполнению – систематичность и регулярность. Однако ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому следует подбирать методы и приемы, способствующие поддержанию интереса детей к данному виду работы, а так же, направленные на коррекцию речевого нарушения в целом и при этом сохраняющие здоровье воспитанников.

Таковым является метод биоэнергопластики. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили применять О. И. Лазаренко и А. В. Ястребова. Свое начало биоэнергопластика берет из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения положительно влияют на физическое и психическое состояние человека. «Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био - человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмичными движениями кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Цель данного метода - развитие артикуляционной моторики, а значит и улучшение звукопроизношения. 

Задачи биоэнергопластики:                   

· укрепление мышц артикуляционного аппарата;                  

· увеличение силы, подвижности, объема и точности движений органов артикуляции;

· объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

· развитие переключаемости артикуляционных движений

· развитие общей и мелкой моторики

Дети среднего, старшего и подготовительного возраста успешно справляются с предложенными упражнениями. Занятия проводятся индивидуально или в подгруппах по сходству нарушенных звуков. Все упражнения выполняются сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки. Под любое артикуляционное упражнение можно самостоятельно подобрать разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается, движения усложняются. Сначала взрослый показывает движения рук, сопровождая веселым стихотворением, затем выполняем вместе с ребенком артикуляционное упражнение с движением рук под счет. Далее взрослый может только повторять стишок, а ребенок выполняет все движения.

Принципы проведения биоэнергопластики:

· Плавность, раскрепощённость

· Синхронность и точность

· Правильный темп, заданный ритм

· Постепенное усложнение

Виды упражнений биоэнергопластики:

· Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

· Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

· Упражнения для развития дыхания.

Этапы проведения занятий с использованием биоэнергопластики:

Этап Содержание работы
Диагностический Обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции. Обследование общей и мелкой моторики
Подготовительный Знакомство с артикуляционным аппаратом. Выполнение артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом по подражанию. Активная работа по развитию мелкой моторики.
Основной Сопровождение артикуляционных упражнений движениями сначала одной ведущей руки, затем обеих рук перед зеркалом по подражанию и инструкции. Разучивание основных упражнений
Творческий Использование дидактических пособий, игрушек (перчатки, куклы-говорунчики)
Заключительный Выполнение артикуляционных упражнений с сопряженным движением рук без зеркала по инструкции, опираясь на кинестетические ощущения. Выполнение детьми самостоятельно или в роли ведущего выступают дети поочередно.

Основные упражнения биоэнергопластики:

Тренировка нижней челюсти

Название Артикуляционные движения Движение кистей рук Речевое сопровождение
Бегемотик Челюсть опускается на ширину 2-3 пальцев, язык лежит свободно, кончик за нижними резцами, фиксируем открытое положение рта, закрываем рот. 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 поднимаются вверх. Мы сейчас откроем ротик, Как веселый бегемотик, Закрывать его нельзя, До 5 считаю я. А теперь закроем ротик, отдыхает бегемотик.
Акула Челюсть опускается максимально вниз, язык лежит свободно, кончик за нижними резцами, фиксируем открытое положение рта, закрываем рот. Ладони находятся одна на другой параллельно полу, запястья соединены, кисти разводим: одна вверх, другая вниз Вот зубастая акула десять рыбок заглотнула: «Съем-ка я ещё одну, И тогда уж отдохну.
Дразнилки Ритмично открываем и закрываем рот, при этом язык лежит на нижней губе Ритмичные движения пальцев, как в упр. «Бегемотик» Будем ротик открывать, язычок смешить опять

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.