В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет) «ПОЧЕМУЧКИ» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет) «ПОЧЕМУЧКИ»

2022-09-11 29
В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет) «ПОЧЕМУЧКИ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. Челябинска

 

 

 

Проект

«Неделя добра»

В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет) «ПОЧЕМУЧКИ»

Выполнили:

Учитель-дефектолог: Власова О.С.

Учитель-логопед: Гутник Е.П.

Челябинск

Г

Актуальность

На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становится все более очевидной. Она проявляется в отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии. Первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усвоение моральных норм общества ребенок приобретает именно в дошкольные годы. Поэтому наша задача, как взрослых, научить детей быть добрыми, заложить основы нравственного поведения.

Чтобы привлечь к совместной работе родителей и воспитателей группы, был создан проект «Неделя добра».

Цель:

Воспитание у детей положительных качеств характера, развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

· Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве.

· Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей.

· Формировать умение оценивать поступки окружающих

· Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Закреплять правила вежливого общения.

 


Содержание проекта

День недели Формы и методы работы
  Понедельник Проблемная ситуация: как стать добрее. Обсуждение гипотезы: Быть добрым - это хорошо? Беседа «Что такое доброта» [прил.2] (учитель- дефектолог, учитель-логопед) Чтение художественной литературы: «Просто старушка» (Осеева В.), «Доброта» (Борисов В.), Как научиться доброте (Скребцова М.), Вовка добрая душа (Барто А.) (учитель-логопед) Пословицы, поговорки о добре[прил.4]  (учитель-логопед) Игры: «Собери бусы», «Добрые дела», «Волшебный стул»[прил. 4] (воспитатель)  
  Вторник Беседа: «Зачем говорят «здравствуйте» и еще кое что о вежливости», «Вежливая просьба» [прил. 2] (учитель-дефектолог) Чтение художественной литературы: «Добрые слова» (Дриз О.), «Простите» (Юсупов В.), «Что такое здравствуйте» (Дружинина М.), «Уроки вежливости» (Маршак С.), «Вежливый бычок» (Еремеев С.), «Волшебное слово» (Осеева В.) (учитель-логопед) Дидактические игры  «Кто знает больше вежливых слов», «Комплименты», «Доскажи словечко» [прил. 4]  (учитель-логопед, воспитатель) Ситуативные игры с элементами театрализации: «Машина», «Ириски» [прил. 4] (воспитатель) Изготовление «Волшебного дерева» [прил. 5] (воспитатель)
  Среда Беседа «Что такое дружба», «Вместе тесно, а врозь скучно».  (учитель- дефектолог, учитель-логопед) [прил. 2] Решение проблемных ситуаций [прил. 4] (учитель-дефектолог) Чтение художественной литературы: «Дружба» (Турчин И.), «Сторож» (Осеева В.), «Лев и собачка» (Толстой Л.), «Упрямые козы» (узбекская сказка), «Про дружбу», «Мы друзья» (Заходер Б.) (воспитатель) Игры: «Звери на болоте», «Мост дружбы», «Радио» [прил. 4] (воспитатель) Разгадывание загадок о дружбе [прил. 4] Пословицы, поговорки о дружбе [прил. 4]  (учитель- дефектолог, учитель-логопед)
  Четверг Копилка добрых дел (воспитатель): - «Помоги няне» - Подточим карандаши - Показ малышам театра - Акция «Помоги малышам собраться на прогулку» - Акция «Покорми птиц» - Акция «Лечение больных деревьев» - Флешмоб «Подари улыбку»[прил. 10] - Акция «Секрет счастья»[прил. 11] - Труд в уголке природы - Мытье игрушек - Упр. «Хитрый глаз»[прил. 9] - Акция «Война с королем мусора» [прил. 10] Беседа: «Не сиди сложа руки - так не будет скуки», «Зайчик, который всем помогал» [прил. 2] (учитель-дефектолог) Чтение художественной литературы: «Мамины помощники» (Буцин О), «Уборка», «Хорошее» (Осеева В.) (учитель-логопед) Развлечение «Вежливая сказка»  (воспитатель)  
  Пятница Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» [прил. 2] (учитель-дефектолог) Чтение художественной литературы: «Плохо» (Осеева В.), «Тайное становится явным» (Драгунский), «Синие листья» (Осеева В.), «Правила для детского сада» (Горюнова И.), Ябеда (Кодрян В.) (учитель-логопед) Игры: «Я должен, я не должен», «Топ-хлоп», «Оцени поступок» [прил. 4] Н/и «Что такое хорошо» (воспитатель) Развлечение «Путешествие в страну добра» [прил. 3] (учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель)  

 


Приложение 2

Беседа

«Что такое доброта?»

В ходе беседы педагог рассказывает детям о добре, добрых поступках.

- Ребята, я хочу рассказать вам сказку, послушайте, пожалуйста. Однажды маленький ежик спросил у своей мамы ежихи: "Что такое доброта?" Мама ему ответила: "Если ты всех жалеешь, никого не обижаешь, помогаешь тому, кто нуждается в твоей помощи, делишься с друзьями тем, что у тебя есть, то тогда про тебя говорят, что ты добрый". Выбрался ежик из своей норки, побежал за камень, лег в тенечке и задумался:" Что же такое сделать, чтобы все поняли, какой я добрый?" Так он пролежал весь день и не заметил, как наступил вечер. Стало темнеть. " Надо быстрее что-то делать,"- подумал ежик. " Побегу-ка я к цветку на полянке и что-нибудь для него сделаю". Но когда он прибежал, цветок уже закрылся и стоял, свесив головку. "Спит,"- подумал ежик- "Помогу-ка муравью, вон он что-то тащит". Но муравей так торопился, что не обратил внимания на ежика и скрылся в муравейнике. Ежик забеспокоился: "Может солнышку что-нибудь нужно?"- и побежал за камень. Но пока бежал, солнце скрылось за горизонтом.
"Опять не успел!"- загрустил ежик и побрел домой.
Дома он устроился на своей кроватке из листиков и свернулся калачиком. Подошла мама и спросила: "Ты почему такой грустный?"
Ежик вздохнул и сказал: "Как нелегко быть добрым, мама!"- и уснул.

- Ребята, а вы знаете, что такое доброта?

- Что значит быть добрым?

- Какие слова говорят добрые люди?

- Какие поступки они совершают?

- Есть ли среди ваших знакомых добрые люди?

-Хотите вы быть добрым человеком?

- Что нужно для этого делать?

- Как вы понимаете пословицу «Худо тому, кто добра не делает никому»

 - Какие добрые поступки вы можете совершить?

Как научиться доброте?

(М. Скребцова)

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы.

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем.

Тогда не будет злобы в нем.

«Вежливая просьба»

В ходе этой беседы педагог помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Педагог начинает беседу с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

- Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кух­ни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, поче­му он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

- Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

- Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

- Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста».  Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подейство­вало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время педагог организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

В процессе беседы педагог вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.

- Некоторые дети, - начинает беседу педагог, - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.

Педагог предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.


Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням

Ей мама

Про него

Твердит упрямо:

- Почему

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого... (спасибо)


 

- Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

- Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь - «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда - ваша радость».

- Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные...)

- Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

 

 «Вместе тесно, а врозь скучно»

В ходе беседы дети узнают, как можно избежать ссоры, как поми­риться.

Педагог читает детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки»:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

- В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле?

- Вам приходилось ссорится с друзьями? Из-за чего?

- Что вы чувствовали в этот момент?

- Что вы чувствуете, когда вам удается помириться со своим другом?

- Давайте послушаем продолжение истории:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

— За что мы можем похвалить девочку, которая решила поми­риться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с по­другой.)

— Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился — особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.)

— Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно»? (Обсуждение)

 

 «Советы непослушным детям».

-Если друг твой самый лучший

Подскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен-

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей. 

 

-Ребята, вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

-Как правильно поступать в этой ситуации?

 

 

Совместно с детьми вырабатываются

«Правила оказания помощи другу»

1.Другу всегда помогай!

2.Друга всегда выручай!

3.Не жди,когда тебя попросят о помощи, предложи ее первым!

4.Нельзя смеяться над горем другого, поддержи его в трудной ситуации, в беде!

5.Добрые дела всегда нужны и приятны людям!

«Не сиди сложа руки – так не будет скуки»

В ходе беседы педагог рассказывает детям о полезности и зна­чимости труда.

— Бывает ли вам скучно? — интересуется у детей педагог. — А как вы избавляетесь от скуки?

— Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруз­дин «Когда не бывает скучно»).

Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.

— Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, — сказала Зина­ида Федоровна. — Поиграй, а мы скоро вернемся.

Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из уг­ла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!

— Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть. Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.

— Я помогу! — говорит Светлана. — Давайте вместе убирать.

И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Мар­ковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправ­ляет постели в спальне...

— Скорее, — говорит Светлана, — а то не успеем!

— Скорее! — говорит Нина Марковна. — Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут... Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибе­жали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели... Чисто в комнате, уют­но, хорошо!

— Ну как, тебе не скучно было? — спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

— Нет, — отвечает Светлана, — мы с Ниной Марковной работали!

— Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей бы­ло скучно, хотелось на улицу к ребятам.)

— Как Света нашла себе интересное занятие?

— Кому Света помогала? Что она делала?

— Что увидели ребята, когда вошли в группу?

— Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»

— Кто из вас любит работать?

— Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)

— Расскажите о том, как вы работали.

— Объясните пословицу «Не сиди сложа руки — так не будет и скуки».

Педагог вспоминает с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших.

— Помогаете ли вы старшим? В каких семейных делах вы прини­маете участие?

— А теперь послушайте рассказ об одной девочке и подумайте, бы­ваете ли вы иногда похожи на нее? (Г. Браиловская «Ушки-неслушки»).

Пришел папа с работы, просит дочку:

— Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

— А я не слышу, — отвечает Анюта, — у меня ушки-неслушки.

— Анюта, — зовет из кухни мама, — отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол дочка!

— А я не слышу, — отвечает Анюта, — у меня ушки-неслушки.

— Куда же это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка, — просит ба­бушка.

— А я не слышу, — отвечает Анюта, — у меня ушки-неслушки. Отложил дедушка газету, вздохнул.

— Ведь вот, — говорит, — досада! А я собрался спросить, что тебе на празд­ник подарить — большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

— Куклу, куклу! — обрадовалась Анюта.

— Ой, что-то ничего не слышу. Уши точно ватой, вдруг заложило. Не слы­шу ничего.

— Что было дальше? Придумайте продолжение рассказа.

— Почему Анюта услышала слова дедушки, хотя до этого не слы­шала просьб папы, мамы и бабушки?

— Почему Анюта не слышала обращений папы, мамы и бабушки?

— Почему дедушка не захотел купить Анюте подарок? (Она обма­нула всех.Она не захотела помочь родным.)

— Как вы назовете девочку, которая не хочет помогать своим род­ным да еще делает вид, что не слышит их просьб? (Обманщица, лени­вая, невежливая.)

— Правильно ли поступил дедушка, когда тоже не услышал прось­бу внучки?

— Объясните пословицу «У ленивого Федорки всегда отговорки».

— Подходит ли эта пословица к истории про Анюту?

Выводы: умей услышать тех, кому нужна помощь.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Прочитайте детям два рассказа и сравните поступки детей.

Плохо (В. А. Осеева)

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Три товарища (В. А.Осеева)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо,— сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.— До обеда далеко еще!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю...— тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть,— сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Предложите детям проанализировать свои поступки за весь день. Пусть они вспомнят, какие хорошие поступки он совершил за этот день, неделю и какие поступки нельзя было назвать хорошими.

Какое настроение у детей, которые совершают добрые поступки? А какое настроение у детей, которые совершает злые поступки? С кем бы вы хотели дружить?


 

Приложение 3

Ход мероприятия.

Сегодня ребята, мы отправимся в путешествие в одну необычную страну. А как она называется, попробуйте угадать сами. В этой стране поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу. Любят делать подарки, говорят только добрые и вежливые слова. Вы догадались? Это страна Добра. Вы хотите стать добрыми?

Добрым быть совсем, не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета,
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

 

Б.Я. - Куда это вы собрались? Даже меня не позвали! Ух, я вам сейчас все дороги замету…

- Подожди, баба Яга. Мы с ребятами в страну Добра хотим попасть и стать добрыми людьми, лучше дорогу нам покажи.

Б.Я. - Так вас туда не пустят! Вы ведь хороший поступок от плохого отличать не умеете.

 - А вот и умеем, правда, ребята?

Б.Я. Я вас сейчас испытаю(потирает руки)

- Ребята, я буду называть вам поступки, а если среди них вы услышите добрые – кричите «ДА», а если не добрые – кричите «НЕТ».

(Б.Я. путает детей)

Здороваться, помогать маме, показывать язык, угощать друзей, толкаться, рвать цветы, ловить бабочек, поливать цветы, кормить птиц, улыбаться людям, жалеть плачущего, бросать бумажки на пол, убирать свои игрушки, забирать чужие игрушки, плевать с балкона, кричать на людей, дарить подарки, брать вещи со стола воспитателя, говорить всегда правду.

-Ну, теперь покажешь нам дорогу?

- Нет – я коварная и упрямая, хочу еще одно испытание устроить. Все добренькие людишки знают волшебные слова, а вы то знаете?

- Знаем и сейчас все расскажем.

Игра «Доскажи словечко».
1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).
3. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны), будьте... (добры).
4. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).
5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо).

-Вот видишь, баба Яга, сколько дети знают волшебных слов.

Дети садятся на стульчики

-Ребята, кажется, я знаю, как уговорить бабу Ягу показать нам дорогу. Баба Яга ведь женщина, и она наверняка любит, когда ей говорят комплименты и добрые слова.

Игра «Мамины помощники»

1. Перебрать горох.

2. Подмести мусор (игра салют)

Дети садятся на стульчики

Музыка (маленькая страна)

Б.Я. - Молодцы, умеете трудиться, ведь добрые люди не ленятся. Вот только куда идти не надо потому, что страна Добра - это вы и ваши добрые поступки.

- Вы научились быть вежливыми, дружными, трудолюбивыми.

Я хочу поблагодарить вас, вы заслужили называться добрыми людьми. В награду вам я дарю вам частичку доброго сердца.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

 

Игры

Игра «Я не должен - я должен».

Цель:

1. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

2. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.

3. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Ход игры.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, -»

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

Игра «Звери на болоте».

Цель:

1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.

2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры.

Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Игра «Чудо - дерево».

Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Словесная игра «Все наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Волшебный стул».

Тот кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

Музыкальная игра «Танец в парах».

Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

Экспериментальная ситуация «Сломанный карандаш».

Цель: развивать эмпатию, гуманное отношение к сверстнику в конфликтной ситуации.

Двум детям предлагается, пользуясь одной коробкой карандашей, нарисовать снеговика (ель, подсолнух и т.д.) Один карандаш - самый привлекательный по цвету, новый - механический грифельный, т.е. механически будет прятаться в корпусе. Дети стремятся взять этот карандаш, но возникают сложности. В такой ситуации проявляется отношение к затруднениям сверстника.

Обсуждается, что чувствовал ребенок в ситуации затруднения и того или иного отношения к нему сверстника.

Игра «Радио».

Цель: развивать устойчивый интерес к сверстнику.

Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог вначале сам изображает диктора. Он поворачивает к детям спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора передается детям.

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

Игра «Топ-хлоп»

Педагог называет поступки, а дети комментируют их соответствующими на их взгляд движениями: одобряя- хлопают, порицая- топают.

Поступки: кричать на друзей, поливать цветы, ковырять в носу, обманывать, помогать маме, улыбаться людям, оглядываться на людей, убирать свои игрушки, прятать от друзей конфеты, чистить зубы, кушать грязными руками и т.д.

2 вариант:

Здороваться, помогать маме, показывать язык, угощать друзей, толкаться, рвать цветы, ловить бабочек, поливать цветы, кормить птиц, улыбаться людям, жалеть плачущего, бросать бумажки на пол, убирать свои игрушки, забирать чужие игрушки, плевать с балкона, кричать на людей, дарить подарки, брать вещи со стола воспитателя, говорить всегда правду.

Игра «Соберём бусы».

Дети берут бусины, одевают на нитку, называя:

«Я полью цветы», «Я помогаю маме» и др.

Игра «Подбери слово»


1. вариант

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте.

Растает даже леденая глыба от теплого ….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Ребенок вежливый и развитый

Говорит при встрече….(здравствуйте).

И в России, и во Франции, и в Дании

На прощание говорят….(до свидания),

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы…..(спасибо).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим мы……(простите пожалуйста)

Когда мы увидимся снова-

Никто не ответит заранее,

 Сказать остается два слова,

И я говорю…. (до свидания).

2 вариант

 К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла.

А во вторник на прошанье

Ей сказала … (до свиданья).

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он (извини).

 Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала (спасибо).

 Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем (будь здорова)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: (прошу прощенья).

Говорит лиса Матрена:

«Отдавай мне сыр, Ворона!

сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала»

Ты лиса не жалуйся,

А скажи (пожалуйста).

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит … (благодарю).

3 вариант

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй

А скажи погромче……(здравствуй)

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу……(привет)

Если просишь что-нибудь,

То с начала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать……(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу, вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте……. (любезны)

Будьте………..(добры)

Если словом или делом

Вам помог кто- либо.

Не стесняйся громко, смело

Говорить……(спасибо)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите……(до свидания)


Игра «Добрые дела»

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок
Говорю я – да, да, да!
Будем старших уважать?
Будем дерево сажать?
Будем маме помогать?
А братишку одевать?
Позаботимся о кошке?
Птицам мы насыплем крошек?
Позаботимся о друге?
И цветы польем на клумбе?
Будем добрыми всегда?

Игра «Друзья»

Есть хорошая игра,

Называется «Друзья».

На меня вы посмотрите,

За мной движения повторите.

Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)

Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)

Ни волк, (показать руками пасть волка)

Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)

Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)

И ни собака, (ладонями показать собаку)

Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино»)

Вместе с другом я сильней, (руки к плечам вверх)

Вместе с другом я смелей, (руки к плечам вперед)

Мы друг друга защитим, (обнять себя руками)

И все страхи победим! (бросить руки вниз в стороны)

Мирилки

Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.


Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
***
Мирись, мирись, мирись
И, чур, давай не злись!
А если будешь злиться,
То буду я дразниться.
Если станем мы дразниться,
Как же будем мы водиться?
Не водиться нам нельзя,
Мы с тобой опять друзья!
Ссоримся и миримся,
Кусаемся, деремся,
А потом до коликов
Над собой смеемся.
Так чего народ смешить?
Лучше будем мы дружить.
Все детишки забияки,
Им никак нельзя без драки.
Ну, а мы теперь друзья.
Драться нам никак нельзя.
Если ссоришься с соседом,
Помириться не забудь,
Ты ж не хочешь быть зловредой,
Значит, лучше другом будь.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь другом мне опять.

***
Ходит ёжик во лесу -
Барабулька на носу!
Ёжик ей ладошкой машет,
А она поёт и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдем
И такую Барабульку
Обязательно найдем!
***
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
***
Ссориться не будем,
Будем мы дружить
Клятву не забудем,
Пока будем жить.
***
К нам с тобой подкралась ссора.
Надо нам ее прогнать.
Мы за пальчики возьмемся
Раз, два, три, четыре, пять,
Подружились мы опять.
***
Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет
***
Мы поссорились слегка,
Дружба нам ведь дорога
Пальчик за пальчик
Дружно возьмем
Дружба за дружбу
Беда нипочем.
***
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Давай с тобой мириться,
Дружить и веселиться
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы друзья с тобой опять!
***
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем
***
Беда случилась с нами
Поссорились слегка
Без друга просто скука
Мириться нам пора.
Мирись, мирись, мирись
Друг другу улыбнись!
***
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь
Ну, а если подеруся,
В грязной луже окажуся.
Понравился материал поделись с друзьями.
***
Чем ругаться и дразниться,
Лучше


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.364 с.