Б. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Б. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

2022-09-01 28
Б. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, логопед исходит из анализа результатов первичного обследования, сохранных и компенсаторных возможностей ребенка, а также учитывает закономерности развития фонетической стороны речи в онтогенезе.

Поскольку недостатки произношения данной категории детей связаны с задержавшимся по тем или иным причинам развитием фонематического слуха, основным условием для формирования правильного произношения звуков является развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков.

Содержание фонетических занятий включает в себя:

1. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей.

В процессе логопедической работы по развитию звукопроизношения в первую очередь отрабатываются согласные раннего онтогенеза п, б, м, т, д, н, ф, к; гласные звуки а-у-о-и. Необходимо добиться четкого, правильного артикулирования каждого звука. У детей средней группы они, как правило, произносятся верно, но недостаточно отчетливо. Первостепенная задача логопеда заключается в уточнении произношения звука в изолированной позиции, а также в слогах и простых словах. Одновременно используются упражнения на дифференциацию оппозиционных и близких по звучанию фонем. Четкое произношение и различение сохранных гласных и согласных звуков имеет большое значение для последующей постановки более трудных по артикуляции звуков, нарушенных или отсутствующих в речи детей.

Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитие подвижности артикуляционного аппарата. Четкость произношения звуков достигается, главным образом, в результате постоянных тренировочных упражнений в различных фонетических сочетаниях.

2. Постановка отсутствующих звуков. Кроме уточнения правильного произношения имеющихся в речи ребенка звуков, логопед вызывает отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

3. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах.

4. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости.

 

Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры речи, при этом соблюдается следующее методическое условие: упражнения проводятся на базе только правильно произносимых звуков. Используется предложенная А. К. Марковой система упражнений по воспитанию навыков воспроизведения слов разной слоговой структуры, адаптированная с учетом возрастных и речевых возможностей детей 4-х лет:

а) все упражнения проводятся только в игровой ситуации;

б) лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков;

в) необходима специальная (игровая) система поощрений, побуждающая детей к активному и правильному выполнению фонетических заданий;

г) правильно артикулируемые слоговые сочетания должны тут же включаться в слова и предложения;

д) важно создавать условия, обеспечивающие мотивацию ребенка.

Предлагаемые задания выстраиваются в нижеуказанной последовательности.

Ø Научить ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова: машинисты кот; панама суп; каша дуб.

Ø Отхлопывать предложенный рисунок слова:

Например: ////, ///

Ø Запоминать и проговаривать сочетания из однородных слогов:

а) с разным ударением па, па па, па па па, папа па;

б) разной силой голоса;

 в) разной интонацией. сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков:

па пупы

та ту ты

каку кы.

Их также следует произносить с разным ударением, силой голоса и интонацией, постепенно включая их в слова и предложения:

У папы Тата.

У Таты мама.

Ø Запомнить и повторить

· сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков:

ка та, ка та ма, ката ма

ка-та, ка-та-ма

панама, канава.

· слоговые сочетания со стечением согласных звуков:

то - кто

ва - ква

Ам, ам кто там?

· слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками:

па тукы, ва мо пу, тыка бу.

Названные упражнения способствуют введению в речь детей односложных двух-, трех- и четырехсложных слов с закрытыми и открытыми слогами, состоящих из правильно произносимых звуков.

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

# соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

# узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

# сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

# понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

# фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);

# воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

# правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

# общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.