Б. Формирование грамматического строя — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Б. Формирование грамматического строя

2022-09-01 31
Б. Формирование грамматического строя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). Затем учат преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (например: Вова, иди; Вова идет).

Затем формируются навыки практического употребления в речи:

· категории числа существительных и прилагательных;

· категории глаголов;

· категории падежа. Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).

· качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

· притяжательных прилагательных мужского и женского рода «моймоя» и их согласованию с существительными.

· отдельных порядковых числительных (один, два, много).

· существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

· некоторых простых предлогов (на, в, под).

· Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Также важно научить детей согласовывать различные части речи:

· прилагательных с существительными.

· числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

· личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

3. Развитие самостоятельной фразовой речи. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.

Логопедическая работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предположений. Это усложнение "синтаксического стереотипа" опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. Наличие определенного объема понимания речи создает условия для формирования навыков составления 2-, 3-словных предложений по вопросам:

Кто? Что делает?

Кто? Что делает? Что?

Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопрос и соотносить его с окончаниями глаголов. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети. В первую очередь в предложения включаются действия, которые хорошо знакомы, часто встречаются в повседневной ситуации.

Примерный набор предложений следующий:

Мама              спит, сидит, стоит, читает

Папа                        пишет, ест, пьет, поет,

Дедушка,       рисует, лежит, танцует, бежит и т. д.

Бабушка

Девушка

Девочки (с разными именами)

Мальчик

 

Собака          спит, сидит, прыгает, лежит, ест, пьет, бежит и т. д.

Кошка 

Бабочка                                      летит

Самолет 

Птичка

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

 

Эффективным приемом при составлении предложений является подбор однородных подлежащих и дополнений к сказуемым:

Сидит

Стоит                                                   мама, папа, бабушка, дедушка,

Бежит                                                   девочка, мальчик, собака, кошка,

Идет                         Кто, что?        корова, самолет, снег, дождь,

Спит                                                              поезд, машина и т. д.

Поет

Летит

 

Читает

Пишет                                                  книгу, письмо, сок, молоко,

Рисует                      Что?               хлеб, суп, кашу, дом, шар,

Пьет                                                     гриб, самолет, куклу

Ест

На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в заканчивании ребенком предложений, начатых логопедом. Это способствует закреплению навыков практического употребления определенных речевых конструкций.

Развивая у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить понимать обобщающее значение слов: предъявляя сюжетные картинки, ребенку предлагается назвать всех, кто рисует, пишет, читает, поет, летит, бежит и т. д. Следует постоянно вызывать интерес к подобным занятиям.

Для этой цели можно, например, использовать такой игровой прием, как «путаница», когда ребенок должен исправить ошибку в предложении, названном логопедом. Например:

Лошадь поет.          Кошка пишет.         Собака летит.

Бабочка идет.          Рыба летит.             Корова рисует.

Следующая задача - распространение предложений. Рекомендуется качестве зрительной опоры предлагать в предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает начатое логопедом предложение. Например:

дом

гриб

Мальчик рисует               самолет

машину

кошку

Постепенно количество собаку слов увеличивается за счет однородных членов предложения.

«Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышается требовательность к правильности их грамматического оформления.

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

Раздаются сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, выполняемых одним и несколькими лицами (птичка летит, птицы летят; девочка поет, дети поют). Сначала предлагается упражнение на развитие слухового внимания, когда ребенок должен определить по окончанию глагола, про кого говорят (плывут - плывет, летит - летят, поет - поют, идет - идут). Внимание детей обращается на разное звучание вопросов к единственному и множественному числу глагола.

Рыба что дела- ет? плыв- ет.

Рыбы что дела- ют? плыв- ут.

Далее дети составляют предложения с опорой на заданные вопросы. Например:

Бабочка летит - бабочки летят.

Машина едет - машины едут.

Мальчик плывет - дети плывут.

Пароход плывет - пароходы плывут.

· На этом этапе коррекционного обучения следует тренировать детей в договаривании слов в ритмических потешках, стихотворениях.

Мы топаем ногами - топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками - хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы руки подаем.

Мы бегаем кругом.

(Проговаривание стихотворения нужно сопровождать движениями рук и ног).

Затем учим заучивать короткие двустишия и потешки.

Ам! Ам! Кто там?

Ко-ко-ко! Не ходите далеко!

Му-му! Молока кому?

 

Гуси, гуси! га-га-га.                   Шапка и шубка.

Есть хотите? да-да-да.                   Вот наш мишутка.

Вышли гуси на луга.

Нужно, чтобы дети пытались читать их с разной интонацией.

Лексический материал, предлагаемый детям на занятиях по формированию словаря, грамматического строя, связной речи, ориентирован на любое фонетическое оформление детских высказываний. Обращается внимание на звучание значимых морфологических элементов.

· Важно формировать у детей навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

· Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).

· Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Предложения, составленные детьми пол вопросам, наглядным действиям, картинкам, объединяются в короткий рассказ и заучиваются. Например: Коля открыл кран. Коля намочил руки. Коля намылил руки. Коля помыл руки. Коля закрыл кран. Коля вытер руки. Коля убрал полотенце в шкаф.

· Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

· Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

· Детей учат сравнивать предметы, различающиеся сначала одним, а затем несколькими признаками (величиной, формой, цветом, материалом и т.д.) Эта пирамидка маленькая, а эта большая. Этот шар синий, а этот красный. Эта лодочка бумажная, а эта деревянная.

· Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

· Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.