Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-09-01 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!). Затем учат преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (например: Вова, иди; Вова идет).
Затем формируются навыки практического употребления в речи:
· категории числа существительных и прилагательных;
· категории глаголов;
· категории падежа. Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).
· качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
· притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя» и их согласованию с существительными.
· отдельных порядковых числительных (один, два, много).
· существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
· некоторых простых предлогов (на, в, под).
· Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
Также важно научить детей согласовывать различные части речи:
· прилагательных с существительными.
· числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
· личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
|
3. Развитие самостоятельной фразовой речи. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
Логопедическая работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предположений. Это усложнение "синтаксического стереотипа" опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. Наличие определенного объема понимания речи создает условия для формирования навыков составления 2-, 3-словных предложений по вопросам:
Кто? Что делает?
Кто? Что делает? Что?
Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопрос и соотносить его с окончаниями глаголов. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети. В первую очередь в предложения включаются действия, которые хорошо знакомы, часто встречаются в повседневной ситуации.
Примерный набор предложений следующий:
Мама спит, сидит, стоит, читает
Папа пишет, ест, пьет, поет,
Дедушка, рисует, лежит, танцует, бежит и т. д.
Бабушка
Девушка
Девочки (с разными именами)
Мальчик
Собака спит, сидит, прыгает, лежит, ест, пьет, бежит и т. д.
Кошка
Бабочка летит
Самолет
Птичка
Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
Эффективным приемом при составлении предложений является подбор однородных подлежащих и дополнений к сказуемым:
Сидит
Стоит мама, папа, бабушка, дедушка,
Бежит девочка, мальчик, собака, кошка,
Идет Кто, что? корова, самолет, снег, дождь,
Спит поезд, машина и т. д.
Поет
Летит
|
Читает
Пишет книгу, письмо, сок, молоко,
Рисует Что? хлеб, суп, кашу, дом, шар,
Пьет гриб, самолет, куклу
Ест
На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в заканчивании ребенком предложений, начатых логопедом. Это способствует закреплению навыков практического употребления определенных речевых конструкций.
Развивая у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить понимать обобщающее значение слов: предъявляя сюжетные картинки, ребенку предлагается назвать всех, кто рисует, пишет, читает, поет, летит, бежит и т. д. Следует постоянно вызывать интерес к подобным занятиям.
Для этой цели можно, например, использовать такой игровой прием, как «путаница», когда ребенок должен исправить ошибку в предложении, названном логопедом. Например:
Лошадь поет. Кошка пишет. Собака летит.
Бабочка идет. Рыба летит. Корова рисует.
Следующая задача - распространение предложений. Рекомендуется качестве зрительной опоры предлагать в предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает начатое логопедом предложение. Например:
дом
гриб
Мальчик рисует самолет
машину
кошку
Постепенно количество собаку слов увеличивается за счет однородных членов предложения.
«Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышается требовательность к правильности их грамматического оформления.
Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
Раздаются сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, выполняемых одним и несколькими лицами (птичка летит, птицы летят; девочка поет, дети поют). Сначала предлагается упражнение на развитие слухового внимания, когда ребенок должен определить по окончанию глагола, про кого говорят (плывут - плывет, летит - летят, поет - поют, идет - идут). Внимание детей обращается на разное звучание вопросов к единственному и множественному числу глагола.
Рыба что дела- ет? плыв- ет.
|
Рыбы что дела- ют? плыв- ут.
Далее дети составляют предложения с опорой на заданные вопросы. Например:
Бабочка летит - бабочки летят.
Машина едет - машины едут.
Мальчик плывет - дети плывут.
Пароход плывет - пароходы плывут.
· На этом этапе коррекционного обучения следует тренировать детей в договаривании слов в ритмических потешках, стихотворениях.
Мы топаем ногами - топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками - хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем.
Мы бегаем кругом.
(Проговаривание стихотворения нужно сопровождать движениями рук и ног).
Затем учим заучивать короткие двустишия и потешки.
Ам! Ам! Кто там?
Ко-ко-ко! Не ходите далеко!
Му-му! Молока кому?
Гуси, гуси! га-га-га. Шапка и шубка.
Есть хотите? да-да-да. Вот наш мишутка.
Вышли гуси на луга.
Нужно, чтобы дети пытались читать их с разной интонацией.
Лексический материал, предлагаемый детям на занятиях по формированию словаря, грамматического строя, связной речи, ориентирован на любое фонетическое оформление детских высказываний. Обращается внимание на звучание значимых морфологических элементов.
· Важно формировать у детей навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
· Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).
· Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Предложения, составленные детьми пол вопросам, наглядным действиям, картинкам, объединяются в короткий рассказ и заучиваются. Например: Коля открыл кран. Коля намочил руки. Коля намылил руки. Коля помыл руки. Коля закрыл кран. Коля вытер руки. Коля убрал полотенце в шкаф.
· Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
· Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).
· Детей учат сравнивать предметы, различающиеся сначала одним, а затем несколькими признаками (величиной, формой, цветом, материалом и т.д.) Эта пирамидка маленькая, а эта большая. Этот шар синий, а этот красный. Эта лодочка бумажная, а эта деревянная.
· Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).
· Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!