Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать:

2022-09-01 27
Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа (плывет - плывут, поет - поют, пьет - пьют, идет - идут, спит - спят, ест - едят, висит - висят);

· действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода. Например: Валя пел - Валя пела; Валя мыл - Валя мыла; Валя пил сок - Валя пила сок; Валя ел суп - Валя ела суп;

· падежные формы (например: где малыш надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кормит маму);

· притяжательные местоимения (дай маме карандаш, дай мамин карандаш);

· глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

· семантически близкие действия.

С этой целью используются парные картинки и разнообразные ситуации.

Наряду с уточнением значения слов очень важно направить внимание детей на изменение значения слова в зависимости от суффикса и окончания, что имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики. В связи с этим на логопедических занятиях детям можно предложить сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар ик, хвост ик, рот ик, шарф ик, ковр ик, дом ик, лап к а, шуб к а, гор к а, трав к а, чаш ечк а, лож ечк а, мис очк а).

Широко используется прием наращивание к слову одинакового слога: дедуш-ка, бабуш-ка, ватруш-ка, боч-ка, подуш-ка, май-ка, мыш-ка, пуш-ка.

Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует предлагать упражнения, в которых они дополняли бы предложения, называя в зависимости от смысла обычную или ласкательную форму слова:

Лене завязали большой красный бант, а Леночке маленький красненький [бантик];

Мама надела меховую шубу, а Танюша маленькую меховую [шубку].

Используя специальные дидактические игры, детей учат различать

пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под, из, около, действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели в первую очередь следует подбирать те действия, которые легко демонстрируются: приходит -  уходит; приносит- относит; наливает - выливает; открывает - закрывает и т. д.

При этом логопед наглядно демонстрирует, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (т. е. приставки) (подпрыгни - спрыгни - перепрыгни - прыгает; подшей юбку -  зашей дырку, вышей салфетку - пришей пуговицу и т. д.).

 

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

А. Формирование словарного запаса

Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки», «Помещение детского сада», «Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Овощи и фрукты»,  «Осень», «Зима», «Праздник Новый год»,«Игры и развлечения детей зимой», «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Транспорт», «Профессии», «Лето» и др.

 При изучении лексических тем детей учат:

· называть части предмета для определения целого (спинкастул, веткидерево, стрелкичасы).

· подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санкизима, корабльморе).

· подбирать существительные к названию действия (кататьсявелосипед, летатьсамолет, варитьсуп, резатьхлеб).

· отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

· употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник),основных цветов (красный, синий, зеленый, черный)и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Закрепляется умение детей называть:

· имена друзей, кукол, окружающих взрослых (в первую очередь двусложные слова с ударением на первом слоге: Катя, Толя, Нина, Валя);

· односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак, лоб, таз, лапа, киса;

· двусложные слова с ударением на первом слоге (санки, шуба, муха, уха, каша, ноги), на втором (рука, лиса, коза, нога, шары, грибы, пила);

· трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, канава, панама, ворона, машина, лопата), на первом (кубики, яблоки, мячики), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон).

Допускается приблизительное фонетическое оформление.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.