Метод реализации Ваджрасаттвы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Метод реализации Ваджрасаттвы

2022-09-01 28
Метод реализации Ваджрасаттвы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поклоняюсь Трем Драгоценностям2.
Да освобожу я всех живых существ.
Да достигнут они состояние Пробуждения.
Так родится во мне полнота Бодхичитты3.

Троекратным повтореним этого обретается сила опоры [cила Идама].

[I сила – это Первый из четырех разделов метода]4.
Om SVA BHa VA SHUD DHa: SARBA DHARMa: SVA BHa VA SHUD DHO HAm
(ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ) – все дхармы превращаются в шуньяту.5

Из шуньевого пространства в одно мгновение я сам проясняюсь Ваджрасаттвой6 с BAm7 на макушке. Из него – лотос со слогом A, из него лунный мандала с Hum на нем, из Hum белый пятиконечный ваджр, отмеченный в центре слогом Hum8.

От ваджра свет распространился, осуществил два деяния9, полностью (обратно) собрался10, от этого преобразования – Ваджрасаттва [у меня на макушке] с телом белого цвета11, одним лицом, двумя руками, держащими ваджр и дильбу; обнимает юм Дорже Нима Гарму12, одноликую, двурукую, держащую дигуг и тодпу.

Оба украшены шелками и различными драгоценностями. Яб (Ваджрасаттва) сидит в ваджрасане13. У обоих на макуше Оm, в горле a:, в сердце Hum. Из сердечного Hum свет распространился; (этим) пригласил джняну14, подобного самому (Ваджрасаттве).

JA Hum BAm HO:15 – [Ваджрасаттва на моей макушке] недвойственным с (джняной) становится.

Снова из сердечного Hum свет распространился, Божеств абхишека16 пригласил.
Прошу всех Татхагат даровать абхишеку!

Этой просьбе вняв, Они, подняв бумбу, наполненную нектаром мудрости,
Om SARBA TA THa GA TA A BHI shE KA TA SA MA YA SHRI YE Hum
(ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЯ ШРИЕ А ХУМ)
– абхишек дают; все тело [Ваджрасаттвы на макушке] наполняется нектаром мудрости, (нектар переполняет тело и выходит сверху), этот избыток становится Акшобхьей17 – головным украшением18.

В сердце19, на луне слог Hum, вокруг него вращается стобуквенная мантра20.
О, Бхагаван Ваджрасаттва!
Прошу очистить от всех помрачений (грехов-скверн) меня и всех живых,
И от всех нарушений обета!

Это есть сила совершенного успокоения.

[2-ой раздел метода закончен]

Так взмолился и от четок сердечной мантры и Hum свет распространился, грехи всех живых очистил, Буддам и бодхисаттвам с окружением радостную жертву поднес21. Все достоинства их Тела, Речи и Мысли полностью в свет собравшись, в четки мантры и Hum входят. От них белый нектар непрерывным потоком нисходя, через промежуток соединения яб-юм выходит и войдя в меня через отверстие Брахмы наполняет непрерывно (мое) тело нектаром мудрости, очищая три двери22 от всех грехов-скверн.
Om BAJRA SATVA SA MA YA ОМ ВАДЖРАСАТТВА САМАЯ
MA Nu Pa LA YA МАНУПАЛАЯ
BAJRA SATVA TVE NO PA TIshthA ВАДЖРАСАТТВА ТВЕНО ПАТИШТХА
Dri dHO ME BHa BA ДРИДХО МЕ БХАВА
SU TO shYO ME BHa BA СУТОШЙО МЕ БХАВА
SU PO shYO ME BHa BA СУПОШЙО МЕ БХАВА
A Nu RAKTO ME BHa BA АНУРАКТО МЕ БХАВА
SARBA SID DHI MME PRA YA TSTSHA САРВА СИДДХИ МЕ ПРАЯЧЧХА
SARBA KARMa SU TSA ME САРВА КАРМА СУЧЧХА МЕ
TSITTAm SHRi: YAm KU RU Hum ЧИТТАМ ШРИЯМ КУРУ ХУМ
HA HA HA HA HO: BHA GA VA NA ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН
SARBA TA THa GA TA САРВА ТАТХАГАТА
BAJRA Ma ME MUNYTSA ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА
BAJRi BHa BA ВАДЖРИ БХАВА
MAHa SA MA YA SATVA a: Hum PHAt МАХА САМАЯ САТТВА А ХУM ПАТ23


Повторяемая мантра и очищаемые скверны не имеют собственной природы (суть шунья), это рассматривается как сила противодействия всем врагам.

[3-й раздел метода закончен].
Я, неведующий, отойдя от обетов, нарушил (их).
Владыка-Учитель, будьте моей защитой!
К Держащему Верховный Ваджр24, к тому,
Чья сущность Великое Сострадание,
К Хозяину всего живого25 прибегаю!

Ваджрасаттва говорит:
О сын Рода!26
Твои грехи-скверны и все нарушения обетов, Очистив, удаляю!

Так сказав, (Он) входит в меня и мои три двери становятся нераздельными с Телом, Речью и Мыслью Ваджрасаттвы27.

Произнесение с твердой мыслью обета есть сила вновь и вновь отвращающая от греха.

[4-й раздел метода закончен]28.

[(Благопожелание):
Через это созерцание,
быстро достигнув состояния Ваджрасаттвы,
пусть я приведу к этому состоянию
всех без исключения существ!]

Этот действенный метод созерцания, произношения и совершения Ваджрасатвы, составленный Дже Сумати Праджней, осуществил и записал в девятом месяце года Железа-Лошади (1870 г.) Агван Лубсан Галсан Жинба (Вахиндра Сумати Бхадра-кальпа-дана)29.

Комментарий к садхане

 

1. Название текста на тибетском: rDo-rje-sems-dpa’i sgrub-thabs zhugs-so.

2. Три Драгоценности – Будда, Дхарма, Сангха.

3. В этих трех строках содержится: (а)«порождение мысли» или обет бодхисаттвы, (б)приводящий живых к наивысшему состоянию Будды, что (в)раскроет и во мне самом полноту бодхичитты.

О бодхисаттвовской мысли Шантидэва говорит:
Подобно камню алхимика, превращающему простые металлы в золото, бодхисаттвовская мысль, касаясь этого нечистого тела, превращает его в Пробужденное Существо. Поэтому твердо держитесь этой бодхисаттвовской мысли.

4. Любой текст становится понятным при прояснении его структуры. Что касается данного текста, то мы уже в самом тексте имеем указание на то, что он делится на четыре части. Прежде чем пояснить такое деление приведем самый короткий из известных нам текстов созерцания Ваджрасаттвы.
Кратчайшее созерцание Ваджрасаттвы

На макушке лотос, луна, Ваджрасаттва с Юм.
Пребывает джняна, недвойственен с ней.
От сердечной мантры-четок свет и нектар.
Грехи-омрачения все очистил и благословение обрел.
– так созерцать.

Om BAJRA SATVA HUM – произносить сколько можно.

Без труда можно заметить, что четыре силы первого метода в точности соответствуют четырем строкам краткого текста.

Что это за силы?
Первая сила состоит в Прибегании к Трем Драгоценностям, что очищает ваши действия, и в очищении действий других через пробуждение бодхисаттвовской мысли. Эта сила дарует чувство уверенности. Ей соответствует первый этап созерцания (первая строчка «Краткого созерцания»).
Вторая сила, сила совершенного успокоения – здесь все ошибочные действия собираются вместе и вы, испытавая сильнейшее чувство раскаяния в содеянном, просите Ваджрасаттву освободить вас от этих ошибок (вторая строчка «Краткого созерцания»).
Третья сила, сила противодействия, обретается через повторение стослоговой мантры, через преданность Учителю и посредством очистительного действия нектара и света.
Четвертой силой обретается Конечный Ваджрасаттва, это сила успешного противодействия постоянной склонности к греховным деяниям.

5. Мантра Om SVA BHa VA... – букв. перевод: «По природе чисты все дхармы, по природе чист я сам». Это мантра познания равной природы всех дхарм, внешних и внутренних, их взаимосвязи и самой этой равностности. Такая установка означает переживание отсутствия индивидуального «я», или познание шуньевости, «пустотности» всех дхарм. Поэтому результат чтения этой мантры во всех садханах – превращение дхарм в шуньяту. Иначе эта мантра называется «мантрой очищения».

6. «Из шуньевого пространства я сам проясняюсь Ваджрасаттвой...» – мир начинается заново, с чистой страницы, и надо иметь ввиду, что это происходит ежемгновенно. «Шуньевое пространство» или «шуньевая сфера» – это чистая метрика пространства акаши, в котором чистые существа, обладая бесконечными и совершенными формами (мир самбхогакаи), не на миг не отождествляют себя с ними, не впадают в неведение. Здесь они наслаждаются неисчерпаемым блаженством общения и воспринимаемы лишь особо продвинутыми практиками из мира желаний (камадхату).

В словосочетании «шуньевое пространство» предикат «шуньевое» выражает основную особенность восприятия существ чистой сферы самбхогакаи:
Акаша – дхарма,
Но время, шунья –
Лишь взгляд акаши на себя,
Пустые мысли в гладкости сплошного.

(Садхана Дамдина)

В этом идеальном мире йогин, минуя заблуждения сансары, сразу рождается совершенным существом.

7. Слог BAm есть аналог санскритского «papa» (тиб. kha-na, sdig-pa) – ошибка, грех, порок, вина. Предлагается трансформировать Bam в белый восьмилепестковый лотос с зеленоватым центром и красно-желтоватыми тычинками.

8. Зародышевый слог a: есть сила Речи Будд; зародышевый слог Hum есть чистая мысль недвойственности блаженства и шуньяты, или интуиции и метода.

9. «От ваджра свет распространился, осуществил два деяния,...» – в более подробном описании есть поясняющее добавление: «для себя и для других» (тиб. rang-gi-gdon gzhang-gi-gdon).Любое действие («свет распространился») в нераздельности реализует себя самое и одновременно наблюдаемо другими; в нравственном аспекте – это единство эгоизма и альтруизма. В еще более подробных вариантах садханы конкретизируется: для себя – «подносят жертву, радующую будд и бодхисаттв («на концах некоторх лучей света – богини жертвы в руках держат всевозможнцые жертвенные предметы, безмерно распространяются, поднеся жертву Буддам и Бодхисттвам десяти сторон, рождают в их сознании редкое непорочное блажениство».)»; для других – «очищают грехи всех живых существ, [возбуждая в них достоинство Ваджрасаттвы]» (вариант – «И снова на концах некоторых лучей света распространяются Ваджрасаттвы, отец и мать, равные по количеству числу живых существ. Становятся на макушку каждого живого существа...» (Цитата из «Метода созерцания с повторением (мантр) Ваджрасаттвы, называемый «Луна, рассеивающая горящие мучения грехов...»).

Графемы этих двух действий соответственно: «для себя» – радуга, «для других» – лучи. См. «Чакра лучей и радуг».

Двоедействие света, своеобразный кентавр света, символизирует целостность мира, всесвязность, и это соответствует махаянскому видению. Наличие только одного из действий подразумевает иное видение.

10. «...полностью обратно собрался» – этими словами описан самый удивительный этап созерцания. Дело в том, что атрибуты буддийских божеств (мечи, пики, чаши, цветы, предметы бытового обихода, геометрические формы), описанные в садханах, виды движений – все это имеет аналоги в обычном человеческом обиходе. Но никогда нам не встретить физического явления, когда бы свет, исшедший из источника, в какой-то момент повернул и вернулся бы в него снова. Есть такое только в астрофизической гипотезе большого взрыва, в том его варианте, когда массы Вселенной достаточно, чтобы процесс разбегания вещества остановился и начался этап сжатия, когда все, исшедшее из начальной сингулярной точки, в нее бы и вернулось. Затем цикл начинается снова, с иными начальными условиями и естественно с иным продолжением. Это «иное продолжение» соответствует трансформации, например, слога Hum в ваджр, или ваджра в Ваджрасаттву. Таким сравнением мы не приуменьшим космичность и безвременнность процесса созерцания Ваджрасаттвы, моделирующего, как видим, процессы космичеческого масштаба как во времени, так и в пространстве, процессы Бытия в масштабе Вселенной. Это вдохновляет и налагает ответственность, укрепляет веру, придает уверенность и решимость, подтверждает принцип равноправия Части и Целого.

Графема процесса «полностью обратно собрался» – лучевые крючки, образующие вокруг идама Вселенский световой лотос.

«Вселенский световой лотос» образуется многократным исхождением и возвратом света к источнику. Каждое двухсоставное движение в прямом и обратном порядке соответствует реализации прямого и обратного порядка Пратитьясамутпады Буддой Шакьямуни непосредственно в момент Пробуждения; каждое такое движение есть пульсация, аналог кальпы. Вероятностный набор таких пульсаций образует вишвападму, что ест Трон возможности жизни – «без цветка нет плода». Пульсирующая модель, модель биения, подобная двойному прочтению Пратитьясамутпады пронизывает все живое от молекул ДНК до ритма дыхания и биения сердца – весь Мир «построен» по единому плану. См. «Чакра лучей и радуг».

11. «...Ваджрасаттва с телом белого цвета...». Белый цвет тела Ваджрасаттвы – знак его родства с Самантабхадрой и Вайрочаной. Самантабхадра в традиции Дандарона – «блестящий» – символ лучистости-как-таковой (изображается золотым); в большинстве традиций он синий. Вайрочана почти всегда белый (может изображаться и синим). Все три связаны с процессом осознания в его трехступенчатой иерархии:
Самантабхадра – знание безличное и изначальное (тиб. ye-shes), (атрибут – кольцо), местоимение МЫ;
Вайрочана – способность к осознанию, то есть знанию о себе самом (тиб. rang-rig) с минимальным содержанием – «я есть», (атрибут зеркало), местоимение ОНО;
Ваджрасаттва – сознание, полнота осознанности своего сопричястия к джняне и постоянное «осязание» механизма этого сопричастия (зеркало), (тиб. rnam-par-shes-pa), (атрибут ваджр), местоимение Я.

12. Дорже Нима Гарма, (тиб. rDo-rje bsNyems-ma dKar-mo), букв. «Ваджрно-дерзкая Белая». В йогатантре Ваджрасаттву представляют одиноким, в ануттарайогатантре с супругой (тиб.: yum). В традиции Дандарона о Дорже Нима Гарме говорят так:
Гордая – т.е. везде, куда ни смотрит, видит Учителя. Это и есть Ваджрная Гордость. Происходит замена индивидуального Я на шуньевую реальность Дхармакаи – Гордость Будды.
Она Дерзкая – ибо она, как стихия требует укрощения; индивидуальное Я постоянно бунтуется.
Ее надо крепко держать, ибо Она – неуловимая интуиция, все время, блеснув, уходит.
Она Дерзкая, ибо ее оружие – дигуг.
Она Дерзкая, ибо ею открывается трансцендентность.

13. Если Ваджрасаттву созерцают одиноким, то его надо представлять в лалитаасане (правая нога слегка выдвинута вперед). При чтении мантры нектар и свет исходят из большого пальца правой ноги.

Белый лотос под Ваджрасаттвой означает, что поток его сознания незагрязнен недостатками сансары, подобно тому как лотос поднимается незагрязненным из болотной трясины.

Далее, подобно тому, как все мучаются от солнечного жара и отдыхают в лунной прохладе, так диск луны освобождает живые существа от боли, вызываемой клешами.

Если ноги Ваджрасаттвы скрещены в алмазной позе, то это означает с одной стороны, что его великое сострадание распространяется не только на него одного (как в тхераваде), с другой стороны – хотя он и не покидает сансару ради помощи другим, тем не менее его понимание пустотности (шуньевости) сансарного бытия охраняет от воздействия мирской спутанности.

Тело Ваджрасаттвы белое – знак совершенной чистоты.

У него один лик, потому что его ум однонаправлен и все он видит как имеющее один вкус благодаря пониманию шуньевости всех дхарм без исключения.

Пять драгоценностей на его короне – символ Пяти Мудростей.

Его волосы, увязанные на макушке в узел и увенчанные драгоценностью – знак того, что он есть Владыка как сансары, так и нирваны.

Его правая рука символизирует относительную истину, а левая – абсолютную.

Ваджр в правой руке – это метод, великое блаженство (махасукха); дильба в левой руке – это интуиция, познающая шуньяту. Обе руки вместе есть символ нераздельности метода и интуиции, блаженства и шуньяты.

Восемь украшений (корона, серьги, браслеты на руках, браслеты на ногах, ожерелье нагрудное, ожерелье поясное, золотой пояс, пятисоставные одежды) указывают на то, что в тантрийской практике все объекты применимы на пути и что главное украшение йогина – это интуиция, познающая шуньяту.

Пять шелковых одежд (блуза до пояса, наплечная накидка, ленты под короной, ниспадающий на спину широкий шелковый платок, опоясывающее чресло одеяние в виде юбки) есть символ четырех путей собирания учеников (подаяние, гармоничная речь, индивидуальный подход, многозначительное поведение), или четыре типа деяний Будды (умиротворение физического и психического недомогания, благоподаяние чувства полноты бытия и гармонии, йогическое воздействие для контроля над ситуацией, гневное усмирение ошибок и разрушение препятствий).

Сам Ваджрасаттва – это Великое Блаженство, Юм – шуньята, а их единство есть Мудрость нераздельности блаженства и шуньяты.

Капала с кровью в руке Дорже Нимы Гармы – это шуньята (кровь мар в гневных методах), сама чаша – символ сострадания или метода, символ бодхичитты. Ваджрное лезвие дигуга в правой руки юм – это символ отсечения веры в индивидуальное «я».

Е.А.Даргьей, Е.Рабден, гэгэн Кьенце. Указ соч. Cм. Прим.24 к Предисловию.

14. «...пригласил джняну, подобного самому (Ваджрасаттве)..». Джняна (тиб. ye-shes), букв. «изначальное знание», неличностное знание, коим обладает тот, кто не имеет индивидуального «я», то есть Будда и в частности Самантабхадра.

Виджняна – сознание, индивидуальная сопричастность джняне. Ее персонификацией является Ваджрасаттва. Между джняной и виджняной должен находится механизм их соединения (приставка «со» в слове «сознание»), – это Видение, голый факт осознания (rig-pa), элементарный эффект автозеркалирования. Его персонификацией является Вайрочана, его атрибут зеркало.

В традиционной трактовке под джняной понимается истинный, то есть обладающий знанием саттва, джнянасаттва (тиб. ye-shes sems-dpa’, Ваджрасаттва I). Йогин, превращающийся и затем пребывающий в сотоянии Ваджрасаттвы это самясаттва (тиб. dam-tshig sems-dpa’), саттва обета, обещавший реализовать Ваджрасаттву (Ваджрасаттва III). Предствляемый образ Ваджрасаттвы на голове, проективный Ваджрасаттва, это самадхисаттва (тиб. ting-nge-’dzin sems-dpa’, Ваджрасаттва II). Кроме того самадхисаттвой считается сердечный слог в сердце Идама (йогина), в случае Ваджрасаттвы это Hum.

15. «JA Hum BAm HO: – недвойственным с (джняной) становлюсь». Джнянасаттва, истинный Ваджрасаттва и самадхисаттва, или проективный Ваджрасаттва, становятся неотличимыми друг от друга. Это осуществляется в четыре этапа, в этом методе не расшифрованы.

На JА – приглашение будд в виде Ваджрасаттвы над головой самаясаттвы, то есть над йогином; на Hum – соединение этих будд с представленным Ваджрасаттвой, то есть соединение джнянасаттвы с самадхисаттвой; на BAm – происходит их отождествление; на HО: – обретение силы истинного Ваджрасаттвы, окончательное объединение всех саттв. Это предварительный абишек, или абишек для проективного Ваджрасаттвы.

16. «Божества абхишека» – обычно это Пять Дхьянибудд с окружением: «В центре...Акшобхья. На востоке и юго-востоке божества с Вайрочаной во главе; на юге и юго-западе – Ратнасамбхава; на западе и северо-западе – Амитабха; на севере и северо-востоке – Амогхасиддха». Пять Дхьянибудд вместе с пятью мудрами (юмы Дхьянибудд) являются сущностью пяти нектаров. Все пять нектаров, сплавленные вместе и есть «нектар мудрости», льющийся на голову посвящаемому, получающему таким образом право на созерцание вплоть до превращения в Ваджрасаттву.

17. Акшобхья возникает из мениска избытка нектара, выступающего из отверстия Брахмы на макушке йогина. Дхьянибудды во главе с Акшобхьей располагаются над головой в виде короны.

18. «Акшобхья становится головным украшением» – это украшение изображается в виде каплевидного образовани над ушнишей будд или бодхисаттв; обычно его называют санскритским словом «бинду» (тиб. thig-le) в знак единства Мудростей Дхьянибудд.

19. «В сердце» – имеется в виду сердце проективного Ваджрасаттвы, представляемого над головой созерцателя.

20. Слога мантры расположены вертикально по краю лунного диска; вращение вправо, впереди идет слог Оm, остальные следом, то есть мантра записана против часовой стрелки. Как только мантра начинает вращение, синий Hum в сердце Проективного Ваджрасаттвы становится белым. При повторении мантры нектар и свет непрерывно исходят от букв и зародышевого слога Hum.

Мантра вращается, независимо от нашего желания, мы, лишь заметив это по указанию Учителя, усиливаем резонанс уровней нашего существа, и, пережив целостность, можем достичь Ясности Видения Всего. Истинная и безличная причина вращения вообще и мантры в частности, а значит и живого – это нессиметрия «кванта» пространства, символически описываемая в текстах как «дупло драгоценности». Именно порядок выхода махабхути из дупла драгоценности (воздух-огонь-земля-вода) образует вращение, в правом или левом варианте, чем реализуется Тело, Речь и Мысль Совершенных.

Вращением мантры свет обращается в нектар, нектар – это «свет в сосуде». Вращение насильственно собирает свет в фигуру ратны (сосуд), вселенский лотос света «закрывается» в бутон. Пойманный свет нектаром стекает в йогина и является очищающим источником (бинду) потока (прана) колебаний (нади), то есть формирует собой центральный канал – авадхути (санскр.avani – поток, dhuti – колебание).

21. «...грехи всех живых очистил, Буддам и бодхисаттвам с другими радостную жертву поднес» – это и есть упомянутые выше два действия света. (См. прим.9).

22. «Три двери» – в данном случае тело, речь и мысль йогина.

23. Приведена санскритсткая транскрипция стослоговой мантры. Ее произношение многовариантно в разных районах и странах. Так она звучит в некоторых районах Бурятии:
ОМ БАЗАРСАДА САМАЯ | МАНУБАЛАЯ | БАЗАРСАДА ДЕНОВА ДИСТА | ДИДО МЕВЕВА | СУДАХАЯ МЕВЕВА | СУБОХАЯ МЕВЕВА | АНУРАГДА МЕВЕВА | САРВА СИДХИ МЕВАРЪЯСА | САРВА ГАРМА СУЗАМЕ | ЗИДАМ ШИРЪЯМ ГУРУ | ХУМ | ХА ХА ХА ХА ХО | БХАГАВАНА | САРВА ТАТХАГАТА | БАЗАР МАМЕ МУНЗА | БАЗАР БХАВА | МАХА САМАЯ САДА | А | ХУM | ПАД

Читая мантру, не обязательно знать ее смысл, тем более, что есть мантры, и их большинство, которые перевести невозможно. Поэтому мантры читают на их родном языке, на санскрите, священном языке Пробужденных. Тем не менее приведем вариант расшифровки данной мантры.

Во втором столбце дан комментарий упомянутых трех лам, в третьем – значение мантры из текста «Метод созерцания и чтения мантры Ваджрасаттвы, называемый "Лунный свет, очищающий жар грехов, несчастий, омрачений и падений"».

Мантра Комментарий «Лунный свет...»
Om (А-У-М) Три буквы, соответствующие Телу, Речи и Мысли Будды Прояви семя Ваджрного Тела
BAJRA SATVA SA MA YA | MA Nu Pa LA YA Буду соблюдать обет Ваджрасаттвы
BAJRA SATVA TVE NO PA TIshthA Да буду я защищен тобою Буду пребывать в состоянии Ваджрасаттвы
Dri dHO ME BHa BA Пребудь со мной неизменно Буду тверд по природе
SU TO shYO ME BHa BA Благоволи ко мне Буду радостен по природе
SU PO shYO ME BHa BA Благостен будь ко мне Буду по природе распахнут
A Nu RAKTO ME BHa BA Благорасположен будь ко мне Буду любящим по природе
SARBA SID DHI MME PRA YA TSTSHA Даруй мне все сиддхи Да обрету все сиддхи
SARBA KARMa SU TSA ME Сделай добрыми все мои действия Да проясню до конца свою карму
TSITTAm SHRi: YAm KU RU Cделай прекраснейшим мой ум Да осуществлю блеск мысли
Hum Семенной слог, представляющий изначальное осознание Проявлю семя Ваджрной Мысли
HA HA HA HA HO: Проявлю Пять Мудростей
BHA GA VA NA Благословенный или Одаренный трансцендентный Разрушитель Он разрушил все заблуждения ума и вышел за пределы этого мира
SARBA TA THa GA TA Все Такошествующие
BAJRA Ma ME MUNYTSA Не отрину ваджрность
BAJRi BHa BA Существо ваджрной природы Буду ваджрным по природе
MAHa SA MA YA SATVA Держатель великой клятвы
a: Проявляет семя Ваджрной Речи, означает нерожденность всех дхарм
Hum Символизирует блаженное состояние чистого сознания Ваджрасаттвы Согласно сочинению «Ваджрное Острие» смысл таков: «Что есть слог Hum? Разрушая возникающие страдания, убивает яд мантрой. Убив, разрушает узы сансары. Именно такой слог Hum следует понимать как высший»
PHAt Все клеши и внешние препятствия разрушаются этим звуком Проясняя Мудрость Недвойственности Блаженства и шуньяты, разрушает противоречия. PHAt побеждает врагов, друзей и всех других


Ежедневно положено повторять стослоговую мантру не менее двадцати одного раза. Оптимальный ритм, реализующий парамиту усердие, это 100 раз в день. Если ситуация неблагоприятна для созерцания, то рекомендуется повторять краткую мантру – Om BAJRA SATVA HUM, польза будет та же, что и от повторения стослоговой мантры. Но Учителя всегда подчеркивают, что повторение мантры с созерцанием во много раз эффективнее, чем просто повторение мантры.

Согласно Е.А.Даргьею, Е.Рабдену и гэгэну Кьенце неспешное повторение мантры, ее «умное бормотание» может сопровождаться одним из трех видов представлений:
Нектар и свет, исходящий из Ваджрасаттвы на вашей макушки, входит в вас и падает на живые существа, которые вы поместили предварительно в своем сердце, и устраняет все ваши и их клеши. Клеши, как грязная вода, удаляется из пор и отверстий нижней части тела.

(«Грязная вода» не может просто так исчезнуть или испоганить некий «нижний» мир. Она как и все состоит из махабхути, чье конечное превращение – Чистые махабхути или Пять Мудростей и, наконец, Ясный Свет. Подобное «безодходное доусвоение» наших клеш осуществляют особые существа, для которых грязная вода клеш привычная пища, которую они могут «переварить» – поглощая осадочные махабхути они сразу превращают их в Свет. Подобный процесс созерцается в некоторых методах Ваджрасаттвы. – В.М.).

Когда все клеши удалены, все живые и вы представляете себя как чистейший сверкающий кристалл.
б) Нектар и свет удаляют клеши как пену и гной, выходящие изо рта, глаз и ушей. И снова вы становитесь подобными кристаллу.
в) Свет и нектар разрушают клеши подобно тому как свет рассеивает тьму.

24. «Держащий Верховный Ваджр» – Ваджрадхара, адибудда школы гелуг.

25. «Хозяин всего живого» – Ваджрасаттва.

26. «...сын Рода»: сын – йогин-Ваджрасаттва, род – здесь это ваджрный генезис, происходящий от Ваджрадхары и Ваджра-Акшобхьи. В ньингмапе – это род Самантабхадры и Вайрочаны («Мы, Самантабхадра!»).

27. «Мои три двери становятся нераздельными с Телом, Речью и Мыслью Ваджрасаттвы» – все три саттвы стали как один, йогин превратился в Ваджрасаттву и, читая мантру, старается пребывать в таком состоянии. Подробности удержания себя в состоянии Ваджрасаттвы и взаимодействия с окружающими в этом методе не рассматриваются.

28. Метод иногда рассматривается с позиции Трех стадий.
Первая стадия – реализация Внешнего Ваджрасаттвы или Каяваджрайога. Ей соответствует созерцание Ваджрасаттвы над головой йогина. Сопровождается интенсивным желанием созерцать дальше.
Вторая стадия – реализация Внутреннего Ваджрасаттвы или Вакваджрайога. Ей соответствует созерцание диска луны со слогом Hum и окружающей его мантры в сердце Ваджрасаттвы. Сопровождается ощущением вибрации мантры.
Третья стадия – реализация Тайного Ваджрасаттвы или Читтаваджрайога. Ей соответствует созерцание нисхождения нектара и света из священных слогов и мантры Ваджрасаттвы в тело созерцателя. Обретается чувство чистоты и ясности.

При благоприятном результате созерцание заканчивается переживанием невыразимого блаженственного света, йогин обретает достоинство Окончательного Ваджрасаттвы, такая стадия называется Джнянаваджрайогой.

29. Публикуемый текст согласно колофону составлен Дже Сумати Мани Праджней. Его реализовал и записал (издал) в году Железа-Лошади (1870 г.) настоятель Цугольского дацана (Бурятия) Агван Лубсан Галсан Жинба [в миру Дылгиров] (1816-после 1872).


Заключение

Созерцание Ваджрасаттвы может структуироваться разными способами. В Комментарии мы рассмотрели его с позиции четырех сил и трех стадий. Если созерцать Ваджрасаттву ежедневно, то практику можно рассматривать как сменяющие друг друга четыре посвящения, последовательно реализующие Четыре Тела Будды. При этом на каждое посвящение надо произносить стослоговую мантру не менее семи раз.
Первое – это посвящение сосуда, очищает тело и укореняет семя Явленного Тела – нирманакаи. Нектар наполняет тело йогина, очищая от физических загрязнений, выходящих из нижней части тела.
Второе – тайное посвящение, очищающее речь и дарующее силу достижения Тела Блаженства – самбхогакаи. Свет и нектар постепенно наполняют вас и поднимаются вверх, изгоняя речевые загрязнения речи через верхние отверстия тела.
Третье – посвящение мудрости, избавляет от препятствий ума, зарождает потенцию Совершенного Тела Истины – дхармакаи. Нектар наполняет тело и уничтожает спутанность ума, расплавляя его как черное яйцо у сердца, преображая его в кристальный сосуд с семенем дхармакаи.
Четвертое – посвящение проповеди, очищает все клеши одновременно – и тела, и речи, и ума, зарождает возможность реализации Тело Собственной Природы — свабхавикакая.

Хотя и пишется об этапах созерцания, в реальности созерцание происходит все сразу и по частям одновременно.

В конце созерцания Ваджрасаттва обращается к вам: «О сын Рода! Твои грехи-скверны и все нарушения обетов, очистив, удаляю!» Так сказав, (Он) входит в меня и мои три двери становятся нараздельными с Телом, Речью и Мыслью Ваджрасаттвы».

В этот момент происходит следущее. На сердце есть неуничтожимая особая, внепространственная и вневременная точка – бинду (тиб. thig-le), ей соответствует наиболее тонкая форма сознания – читта (тиб. sems) и наиболее тонкий вид энергии – ваю (тиб. rlung). Они есть ваши внутренние тело, мысль и речь соответственно. Именно в них растворяется входящий в вас в конце созерцания Ваджрасаттва. Ощутив этот момент, надо как можно дольше продолжать в таком состоянии, не оставляя понимания, что все происходящее есть шуньята.

Предисловие, перевод текста, примечания и комментарий В.М.Монтлевича.

Публикация подготовлена на основании устных наставлений Б.Д.Дандарона (1914-1974), аграмба-ламы Ц.Гатавона, ширетуя Иволгинского дацана Цыбена Цыбенова, ламы Дхарма Доди (1900-1993).

Использованные переводы садхан Ваджрасаттвы, в разное время исполнили ученики Дандарона: О.Ф.Волкова, В.Н.Пупышев, А.М.Донец, автор публикации, а также С.Э.Коротков, В.Е.Ушаков и О.В.Волошановский.

Учтены также публикации лам Ешей Агвана Даргьея, Ешей Рабдена, гэгэна Кьенце и Карма Агван Йонтана Чжамцо. Цитаты из сочинений названных тибетских лам перевел О.В.Альбедиль.

 

ТАВАТИМСА — см.Космология буддизма

ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ТЭНДАЙ-СЮ (яп. — таймицу) — эзотерич. доктрины, сложившиеся в рамках догматики школы Тэндай-сю, что отражало стремление ее идеологов к синтезу разл. течений буддизма для придания учению школы универсального характера. Шакьямуни, гл. будда Тэндай, уравнивался с Махавайрочаной, главным буддой эзотерич. учения Сингон-сю. Лотосовая сутра, осн. канонич. текст школы Тэндай, была объявлена эзотерической, заключающей в себе теоретич. принципы "тайного учения", в то время как сутры, на к-рые опиралась школа Сингон-сю, расценивались в качестве практич. руководства для адептов. Собственно Т. у. Т.-с. считалось учение об "одной колеснице", ведущей к просветлению. Со временем в Т. у. Т.-с. оформилось 3 направления, разделившихся на 13 течений. А. Н. Игнатович

ТАКУАН СОХО (1573 1645) — яп. монах школы Риндзай-сю. Принял монашество только в возрасте 32 лет. Был настоятелем храмов Нансюдзи (в Сакаи) и Дайтокудзи, одновременно являясь духов. наставником многих феодалов. Автор многочисл. сочинений на разг. яп. языке, где в попул. форме он объясняет правила поведения в повседнев. жизни и трактует их с позиции дзэн. В соч. "Тайные записки о неподвижной мудрости" ("Фудоти симмё-року") Т. дал обоснование принципов поведения для мастера фехтования с позиций дзэнской философии. А. М. Кабанов

ТАНКА, тхангка, кутханг (тиб., букв. "свиток") — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного. клея. По форме Т. восходят к инд. ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется — "зеркало" (тиб. мелонг). Т. создавалась или в строгом соответствии с иконографич. текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религ. процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Объекты изображения на Т. — Будда Шакьямуни, иерархи будд. церкви, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Известны сл. типы Т.:
1) цхокшинг (тиб., букв. "собрание — поле") — изображение персонажей пантеона в виде кроны космич. дерева, к-рое прорастает через все три мира (прошлый, настоящий, будущий). Известны цхокшинги Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Падмасамбхавы;
2) "колеса жизни" с изображением шести миров будд. Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира духов, мира животных, ада;
3) мандала — символич. изображение Вселенной;
4) персонажей опред. тантрических циклов. Е. Д. Огнева

ТАНТРА (санскр., дословно "непрерывность", "поток (психики)") —
1. Одно из названий ваджраяны;
2. Базовые тексты ваджраяны, к-рые наряду с сутрами считаются словом Будды, напр. Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и др. В тиб. будд. канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Т. Обычно их разделяют на 4 класса:
1) Крия-Тантра, или "Тантра действия" — руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия;
2) Чарья-Тантра, или "Т. исполнения", включают в равной степени внеш. ритуальные действия и йогич. медитацию;
3) Йога-Тантра, как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогич. медитацию и
4) Ануттара-йога-Тантра, или Тантра наивысшей йоги, подразделяемые далее на "отцовские" и "материнские" Тантры. Первые в практике соединения "метода сострадания" и "мудрости относительности" отдают предпочтение "методу", а вторые — "мудрости". Учение Тантры представляет собой приближенное к культовой практике развитие положений традиц. будд. философии йогачора-мадхьямики. А. А. Терентьев

ТАНТРИЗМ — см. Ваджраяна

ТАПАС (санскр.), тапа (пали) — аскетизм, к-рый какое-то время практиковал Будда во время поисков просветления, а затем отверг как бесполезный. Н. А. Канаева

ТАРА (санскр., тиб. Долма, монг. Дара) — досл. "спасительница", наиб. популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Т. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы Белая Т. (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара, монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм. Образ Т. впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары: из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары. Т. выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Т.), жена восьмого Богдо-гэгэна Монголии и др. Н. Л. Жуковская

ТАРАНАТХА, Дараната Гунга Ньинбо (1575-1634) — тиб. историк, крупный религ. деятель, знаток санскрита; восстанавливал и собирал памятники истории Тибета. Его переводы санскр. грамматич. сочинений вошли в состав тибетского канона; он является также автором историч. сочинений, более известен как автор "Истории Индии" (1608); последний крупный представитель школы чжонангпа. Е. Д. Огнена

ТАТХАГАТА (санскр., дословно "так ушедший, так пришедший") — титул, к-рый в инд. религиях наряду с термином будда (буддха) — "просветленный" применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша) (см. Панча-татхагата). А. А. Терентьев

ТАТХАТА (санскр., букв. "таковость") — термин, используемый школой йогачара для обозначения подлинной и необусловленной природы всех вещей, т. е. абсолютной реальности; синоним термина "шунья" в философии мадхьямиков. Т. — это то, что содержится в каждой вещи, но что никак нельзя познать, определить и выразить. Н. А. Канаева

ТАШИЛХУНПО, Дашилхунбо (тиб.) — монастырь школы гелугпа в Зап. Тибете. Его основал в 1447 Гедундуб (1391-1475), племянник и ученик Цзонхавы. До сер. 20 в. — резиденция Панчен-ламы, к-рый одновр. являлся и настоятелем монастыря. Гл. святыни — огромная статуя Будды, по преданию, отлитая во времена Гедундуба, и ступы-усыпальницы (чортен) 5 предшествовавших Панчен-лам. Богословский фак-т монастыря славился традициями изучения логики. В наст. вр. в монастыре около 600 монахов, ежегодно число паломников, в т. ч. и из др. стран, — ок. 200 000 человек. Е. Д. Огнева

ТЕРМЕЗ — адм. центр Сурхандарьинской обл. на юге Узбекистана, в 10 км к западу от к-рого находится городище Старого Т


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.