Свабхавикакая (санск.), сокровенная сущность Будды — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Свабхавикакая (санск.), сокровенная сущность Будды

2022-09-01 74
Свабхавикакая (санск.), сокровенная сущность Будды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве напоминания о том, что, как и любая концепция, эта тоже условна, еще упоминается четвертая «кая»: Свабхавикакая, являющаяся самой сокровенной сущностью Будды, собранием качеств, где все три каи предстают как единое целое.


Иконография

На концепции Трикая основывается структура буддийского пантеона. Состояния, или «каи» (санск., «тела») Просветления определяют иерархию в классификации образов будд в иконографии ваджраяны - образов изначальных ади-будд, пяти татхагат, ийдамов, будд и бодхисатв. Изначальные ади-будды как образы Дхармакаи оказываются на верхней ступени иерархии, и служат источником возникновения форм Самбхогакаи и Нирманакаи. У каждой будда-формы существует свой набор признаков – поза, головной убор, атрибуты и др., - по которому их соотносят с тем или другим аспектом. Так, например, ади-будда в Дхармакае вне форм, если и изображается, то без единого предметного символа, в том числе одежды, что символизирует обнаженную истину. Будда-формы Самбхогакаи - олицетворения необусловленных состояний радости и блаженства - облачены в символические пятицветные одеяния и восемь видов украшений. Будды Нирманакаи обладают 32 главными и 80 второстепенными иконографическими признаками совершенства, среди которых один из самых характерных - ушниша (выступ на темени), признак всеведения. Однако необходимо учитывать, что пантеон северного буддизма отличает отсутствие строгой формальной классификации. В зависимости от контекста образы могут трактоваться различно. Например, если акцент делается на цели, просветленном состоянии ума, то это - будда, если имеется в виду путь к цели – то бодхисаттва, если искусные средства– то йидам [Шиманская 2009: 84]. '
'
Литература
М.Зегерс.Термины Буддизма. СПб., "Алмазный путь", 2000.
А.А.Шиманская. Памятники буддийской культуры в процессе музейной коммуникации //Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. СПб, 2009, с.480-488

Ело Ринпоче - Комментарий к практике осуществления безмятежности

Мы говорим о двух телах Будды: рупакае и дхармакае. И нет других тел, которые существовали бы помимо этих двух. Конечно, можно насчитать множество разных тел Будды, существует множество различных классификаций. Скажем, говорят: четыре тела Будды. Каким образом мы можем вычленить эти четыре? Рупакая делится на два тела. Дхармакая также разделяется на два тела. Но, в конце концов, это всё сводится к тем же самым рупакае и дхармакае.

Рупакая - тело формы - это нирманакая и самбхогакая. Самбхогакая - это тело, которое не может быть увидено нами. Хотя это и форма, но она не является объектом, который способно воспринять зрение обычного существа. Самбхогакая - это тело, обладающее пятью определённостями. Пять определённостей - это определённость места, определённость окружения, определённость Дхармы, которую оно излагает и определённость времени.

Определённость места. Самбхогакая пребывает лишь на уровне Акаништхи. Это наивысший уровень мира форм.

Определённость окружения. Самбхогакаю могут видеть только арьябодхисаттвы - бодхисаттвы, достигшие уровня арьи (святого). Это уже не обычные существа. Среди них нет ни одного существа, которое можно было бы классифицировать как обычное. Существа уровня арья-бодхисаттв и выше могут видеть самбхогакаю. Самбхогакая непосредственно предстает перед ними и дарует им Учение. Архаты Шравакаяны и архаты Пратьекабуддаяны также не могут непосредственно видеть или быть в окружении самбхогакаи.

Определённость времени. Самбхогакая пребывает постоянно, до окончания самсары. Самбхогакая не являет образа ухода в нирвану, в отличие от нирманакаи.

Определённость Дхармы. Самбхогакая не излагает учение Трёх Колесниц, а излагает только Учение Махаяны. Ведь слушателями являются только существа, начиная с арья-бодхисаттв и выше. Следовательно, и Дхарма, которая им излагается - Дхарма Махаяны. Самбхогакая также излагает тантру. Здесь есть некоторые вопросы. Характеристика самбхогакаи с точки зрения Мантраяны отличается от характеристики с точки зрения Парамитаяны. С точки зрения Мантраяны, самбхогакая определённо излагает Учение тантры. Но это невозможно с точки зрения Парамитаяны, которая считает, что самбхогакая не излагает тантру. Однако мы более склоняемся к практике Тайной Мантры, и поэтому будем считать, что самбхогакая излагает и Учение тантры также. С точки зрения Тайной Мантры, самбхогакая (тело блаженства) имеет характеристики семичастного объединения, то есть существует семь характеристик.

Второе тело, которое составляет рупакаю - это явленное тело (нирманакая). Нирманакая проявляет многообразие форм и Учений. Так как ученики, которые являются подходящими сосудами для получения Учения от нирманакаи, могут быть всевозможными, различными, поэтому и нирманакая для них проявляется в различных, всевозможных формах. Так как последователи могут иметь различные способности или наклонности, то и Учение, которое дает нирманакая, может быть всевозможным. Это может быть Учение любой из Трёх Колесниц. Нирманакая бывает трёх или четырёх видов: основная нирманакая, нирманакая победитель и высшая нирманакая.

Наш Учитель Будда Шакьямуни является высшей нирманакаей. Высшая нирманакая - это тело, явленное непосредственно ученикам, последователям. Оно воспринимается всеми, независимо от уровня развития и непосредственно дарует Дхарму, воплощая чаяния живых существ. Однако, не любая нирманакая, соответствующая вышеприведённым характеристикам является высшей. Высшая нирманакая - это, например, Будда Кракуччханда - Разрушитель Самсары, первый Будда этой кальпы. Такие Будды сначала являются в этот мир, совершают двенадцать подвигов, оставляют после себя Учение и уходят. После Будды Кракуччханды приходил Будда Канакамуни, он также совершил двенадцать подвигов. И так до нашего Будды Шакьямуни, который также совершил двенадцать подвигов, совершил поворот Колеса Учения и так далее. И каждый из тысячи Будд, которые придут в наш мир, придут, скорее всего, в Индию и будут давать Учение там. Каждый из этой тысячи является высшей нирманакаей.

Высшая нирманакая является в образе монаха. А вот самбхогакая, обычно, не является в образе монаха, имеет одежды из шёлка, убрана всевозможными драгоценностями, то есть проявляется в образе царя. Так её можно представлять. С точки зрения Тайной Мантры, самбхогакая пребывает в союзе с супругой.

Нирманакая - это множество тулку. Мы не можем говорить, кто здесь тулку, а кто нет, просто нирманакая может являться в любом облике, в любом возрасте, в любое время. Нирманакая может заниматься любой деятельностью, не обязательно будет излагать Дхарму. Может осуществлять любую деятельность, которая в дальнейшем будет способствовать зарождению у существ веры в Учение и практического осуществления Дхармы.

Теперь дхармакая. Она разделяется на два вида - это свабхавикакая (тело сущности или истинной природы) и джнянадхармакая - тело мудрости.

Свабхавикакая (тело истинной природы) является постоянной. Свабхавикакаю можно разделить ещё на два тела: свабхавикакаю естественной чистоты и свабхавикакаю обретаемой чистоты.

Свабхавикакая естественной чистоты действительно постоянна. Свабхавикакаю обретаемой чистоты тоже можно считать постоянной - это Истина Прекращения (Третья Благородная Истина).

Свабхавикакая естественной чистоты - это изначальная, естественная чистота, присущая каждому из нас. У каждого из нас имеются клеши, но эти клеши не являются природой нашего сознания. Они временные, они являются как бы инородными телами. Само по себе сознание имеет изначальную, природную чистоту. Ведь наше сознание не принимает природу клеш, не становится самими этими клешами. Если бы наш ум принимал природу клеш, то есть становился бы ими, то клеши невозможно было бы устранить. Дело в том, что природа нашего ума - это чистый ясный свет. Нашему уму присуща чистота по природе, а клеша является лишь загрязнением, тем, что снаружи замутняет его. Так в чистом небе облака могут затенять солнце, но от этого солнце не становится темнее. Также и с нашим умом, клеши загрязняют, затеняют его, но не становятся его природой. Если бы грязь этих клеш могла проникнуть в сущность ума, стать природой нашего ума, то эти клеши невозможно было бы устранить. Но это не так. Природа ума - это ясный свет, природа ума чиста и в каждом из существ есть семя Пробуждения. Загрязнения лишь временны, случайны, можно сказать. Устранить их очень сложно, но, занимаясь практикой, это осуществимо. Поэтому, когда мы говорим: "Пусть мы достигнем Пробуждения ради блага всех существ, для того, чтобы все существа смогли достичь Пробуждения", - в этом есть глубокий смысл, так как в каждом из существ есть потенциал достичь Пробуждения.

Такой ясный свет, который является природой ума, есть в каждом из нас. Он естественно есть и в потоке ума Будды. В потоке ума Будды он называется свабхавикакаей естественной или изначальной, исконной чистоты. А вот обретаемая чистота, или свабхавикакая обретаемой чистоты - это Истина Прекращения. Когда посредством использования противоядий устраняются клеши, которые не присущи нашему уму, которые в нём не естественны и случайны, и, когда посредством противоядий они устраняются и обретается чистота, - то это называется "обретаемой чистотой".

Сначала обретается Истина Пути, а затем обретается Истина Прекращения, что и будет достижением Пробуждения. Этот аспект обретаемой чистоты, который реализуется посредством использования противоядий, называется обретаемая чистота. И, как одно из достоинств или качеств Будды, она называется свабхавикакая обретаемой чистоты. Обретаемая чистота - свабхавикакая истинно совершенного Будды - это чистота, в которой загрязнения устранены полностью, без какого-либо остатка.

Бодхисаттва, идущий по пути видения, обретает некоторую чистоту, когда он устраняет отдельные загрязнения полностью, без возможности их возвращения. Это также является аспектом обретаемой чистоты, но ещё не является совершенной, той, которая имеется в потоке сознания Истинно Совершенного Пробужденного Будды.

Это относится к бодхисаттвам, которые имеют определённость рода (семейства), или к тем бодхисаттвам, которые вступили сразу же на путь накопления Махаяны и шли лишь только по этому пути.

Бывают бодхисаттвы, которые сначала идут по стезе Шравакаяны, обретают архатство, затем порождают в себе окончательную бодхичитту, переходят на путь Махаяны и уже следуют этим путём. У них эти стадии несколько другие, их не называют бодхисаттвами определённого семейства, то есть они переходят из одного семейства в другое. Бодхисаттва определённого семейства, как уже говорилось выше, - это бодхисаттва, который с самого начала идёт путём Махаяны и только этим путём, то есть они определённы в этом направлении.

До достижения пути видения бодхисаттвы являются обычными существами, по достижении пути видения они становятся арьями, святыми, вступают на первую землю бодхисаттв (первая бхуми), и далее, постепенно устраняя всё более тонкие загрязнения, они достигают десятой земли (десятой бхуми). В тот момент и обретается полное очищение или Истина Прекращения.

Бодхисаттвы, начиная с первой земли, проходя через путь полного устранения препятствий и достигая пути полного освобождения, на каждом из этих уровней устраняют загрязнения клеш и обретают какой-то уровень Истины Прекращения, и таким образом доходят до восьмой земли. Обретая уровень восьмой земли, они полностью избавляются от загрязнения клеш. Далее, оставшиеся три земли называются тремя чистыми землями, так как там уже нет загрязнения клеш. В процессе продвижения по этим трём землям, или по трём чистым землям, бодхисаттвы устраняют всё более тонкие уровни загрязнения мудрости относительно познаваемого.

Тела Будды
Геше Джампа Тинлей

    Перевод с английского М. Малыгиной и Т. Проваторовой Редакторы и составители: К. Степаненко М. Малыгина С. Хос

В начале лекции - маленький совет. Не прерывайте свою практику. Если вы посредине прописанного врачом курса перестаете принимать лекарство, то эффект от него теряется... Когда вы восторженны, то усиленно занимаетесь медитацией. Но потом возбуждение проходит, и вы забываете про практику. Мой учитель называл это "огнем от бумаги". Чтобы ваш "костер" полыхал, нужно подбрасывать в него "дрова".

А теперь вернемся к разговору об уме.

Пятый путь Махаяны - это путь больше-не-учения. Это значит, что вы уже достигли состояния будды, полностью завершив обучение. Ваш ум полностью свободен от всех омрачений. Вы также развили все позитивные качества. Теперь у вас одна цель - действовать на благо всех живых существ.

Когда вы станете буддой, у вас будет четыре тела.* Их можно, в свою очередь, объединить в два тела. Первое - это Тело Формы, Рупакая. Рупакая, соответственно, состоит из двух тел - Нирманакая и Самбхогакая. Нирманакая - это Тело Эманации, явленное тело. Оно видимо для всех живых существ. То, как нам является Его Святейшество Далай-лама, - это Нирманакая. Будда может эманировать бесчисленное множество тел Нирманакая с тем, чтобы давать учение многим живым существам.

Самбхогакая - это очень тонкое Тело Блаженства. Например, божество мудрости Манджушри - это форма Самбхогакая. Манджушри присутствует во всех мирах, но видеть его и получать от него учение могут только арьи. Обычные же люди не могут видеть его в этой форме. Именно поэтому будды и являют себя в теле Нирманакая.

Затем следует Тело Ума Будды, или Дхармакая. Оно также состоит из двух форм. Первая - Джнянакая, или Тело Мудрости Истины. Это сознание будды, обладающее аспектом всеведения. Вторая форма Дхармакаи - это Свабхавикакая, или Тело Таковости Истины, то есть аспект пустоты сознания будды.

О Телах Будды очень важно иметь четкое представление. Они не возьмутся неизвестно откуда. Они имеют прямое отношение к тому, кем вы должны стать в результате вашей практики. Например, Рупакая - это то, во что трансформируется ваше тело. Но не грубое, физическое тело, а тонкое - тонкий энергетический ветер, который служит основой для ясного света ума. Вначале возникает Самбхогакая, а затем уже из него Нирманакая, более грубое тело. Что касается Дхармакаи, то это ваш преображенный посредством духовной практики ум, но опять же не грубый, обыденный ум, а самый тонкий - ум ясного света. Если быть точнее, то ясный свет ума трансформируется в Тело Мудрости Истины. А ему, в свою очередь, сопутствует Тело Таковости Истины.... Даже сейчас в вас присутствует пустота ума. Но она не может проявиться как Тело Таковости Истины, потому что ваш ум не свободен от омрачений. Другими словами, пустотность сознания, которое полностью свободно от омрачений и в котором полностью развиты все благие качества, называется Телом Таковости Истины.

Все постоянно говорят: "природа будды...". А что такое природа будды? То, о чем я говорю, и есть природа будды. Существует два аспекта природы будды. Первый аспект - это абсолютная природа будды, или пустота. Второй аспект - это растущая, или относительная природа будды. Это ясный свет ума - ясный и познающий наитончайший ум. В нем отсутствуют концепции. Он подобен экрану телевизора. Изображения, возникающие на этом экране, - это и есть концепции. Они не являются телеэкраном, хотя и неотделимы от него. Они просто возникают на нем и исчезают... Или другой пример - океан. Он также сравним с умом ясного света. А океанские волны - это концепции. Когда волна поднимается из океана, то она неотделима от него, хотя и не является океаном... Вы можете следовать за волной, взмывать на ее гребне и падать вниз. Летя вверх, вы будете чувствовать себя самым сильным, самым замечательным. Падая вниз, вы будете ненавидеть себя, считать себя хуже всех. Это все потому, что вы плаваете на поверхности океана, находясь на уровне концептуального мышления. Стоит вам уйти в его глубины, как вы достигнете наитончайшего уровня вашего сознания - ясного света ума.

Однако, если вы захотите силой пресечь концепции, то ничего не добьетесь. Это равносильно попытке рукой остановить океанскую волну. Попробуйте сказать своему уму: "Перестань думать", и вы убедитесь, что у вас ничего не выйдет. Здесь необходимо применить искусный метод. Откуда возникает волна? Ее гонит ветер. Не будет ветра, не будет и волны... Другими словами, не следуйте за своими концепциями, не подогревайте их своими эмоциями гнева и привязанности. Не позволяйте им себя увлечь. Просто пребывайте на своем спокойном и осознающем уме...

То, что я вам сейчас говорю - это очень просто. Есть намного более сложные вещи, например, медитации Махамудры или Дзогчен. Но не зная пустоты, вы не сможете ими заниматься. Это будет просто детская игра. Порой люди создают себе некий мысленный образ ясного света ума и медитируют на нем. Это неправильно, потому что такой образ - не более, чем концепция. Он меняется день ото дня. То он белый и мерцающий, то голубой и светящийся, и так далее...

Запомните, ум не может видеть сам себя в настоящем мгновении... Он может увидеть свое предыдущее мгновение, но не настоящее... Это точка зрения школы Прасангика Мадхьямика. Ум не может видеть сам себя так же, как лезвие ножа не может само себя порезать. Прасангика не согласна с точкой зрения, что ум способен наблюдать ум. Самосозерцающего ума не существует. Читтаматра, более низшая школа буддийской философии, придерживается противоположной точки зрения. Прасангика ее оспаривает...

Но тогда возникает вопрос: как же в таком случае медитировать? Это очень важный момент... Великий мастер Кхедрубже сказал, что необходимо просто пребывать со своим умом, чтобы действительно медитировать на ясном свете ума, а не создавать его мысленный образ. Нет никакого ума "извне", наблюдающего за умом "внутри". Вспомните пример про рыбку... Он здесь также применим... Маленькая рыбка движется в чистом озере, не тревожа воды... Она видит воду... Эта рыбка - бдительность, одна из составляющих вашего ума. Она плавает в озере вашего ума, и стоит ей заметить какую-либо концептуальную мысль, как она тут же дает вам об этом знать... Концепция уходит, но вы за ней не следуете... Концепция подобна облаку в небе. Она появляется и тут же исчезает... В будущем мы подробнее поговорим об этом...

Но, пожалуйста, имейте в виду, что данный подход уместен главным образом во время медитации на природу ума. В других ситуациях не забывайте применять прямые противоядия. Например, если в повседневной жизни вы на кого-то сердитесь, размышляйте о пользе любви и сострадания, о том, что этот человек когда-то был вашей матерью. Испытывая к чему-либо сильную привязанность, думайте о непостоянстве, о вреде желаний, не связанных с Дхармой, о том, что жажду нельзя утолить соленой водой... Для каждого конкретного случая подходят свои методы...

Возвращаясь к ясному свету ума, следует указать, что есть два пути, которым мы следуем, чтобы преобразовать его в Тело Мудрости Истины: это путь метода и путь мудрости. Метод - это отречение и бодхичитта. Мудрость - ум, напрямую познающий пустоту. С помощью метода и мудрости ясный свет нашего ума достигает Тела Мудрости Истины. А затем уже спонтанно, подобно тени, возникает Тело Таковости Истины. Пустота ума присутствует всегда, с безначальных времен. Она не является чем-то искусственно созданным. Ее нельзя пресечь... Но об этом мы уже говорили раньше...

Что касается тончайшей энергии, которая должна быть преобразована в Тело Формы, то сделать это очень трудно. В текстах утверждается, что на это, если просто накапливать заслуги практикой Сутры, уходит три эона - неисчислимых периода времени. В Тантре существует особый метод, позволяющий ускорить этот процесс. Обычное накопление заслуг - это не прямая причина для достижения Тела Формы Будды. Прямую причину создает особый тантрический метод - йога божества.

Так что если кто-то спросит вас, в чем отличие между Сутрой и Тантрой, вы должны знать, что оно заключается не в мудрости, а в методе. Мудрость везде одинакова. Это познание пустоты... Но, хотя в Тантре также используются методы отречения и бодхичитты, йога божества - это специальный метод, благодаря которому человек может при благоприятном стечении обстоятельств достичь состояния будды в кратчайшие сроки...

Среди четырех классов Тантр наивысшим является Махаануттарайогатантра. Она обладает еще одним дополнительным особым методом - практикой иллюзорного тела. Это прямая и непосредственная причина для обретения Тела Формы Будды в течение одной жизни. Это правда, а не фантастика. Многие тибетцы пользовались этим методом и достигли просветления за одну жизнь.

Мой духовный наставник говорил мне, что даже простое понимание того, каким именно путем нужно следовать, чтобы стать буддой, может спасти от низших перерождений. Это понимание следует совершенствовать - шаг за шагом. Знание рождает вдохновение. Если вы хорошо разбираетесь в каких-то повседневных делах и знаете, что нужно сделать, чтобы достичь цели, то вы с рвением начинаете ее добиваться. Но мирские радости не принесут вам истинного счастья. Даже миллионеры страдают и умирают. Ни один из своих миллионов вы не сможете прихватить с собой на тот свет. Поэтому лучше изучать Дхарму и ставить себе духовные цели.

На этом я заканчиваю вступительное учение об уме.

Вопрос: А что, бдительность не концептуальна?

Ответ: Нет. Бдительность - это не концепция. Я уже говорил вам, что концепция - это образ, созданный умом. Бдительность - это вторичный ум, ментальная функция.

(санскр.) — 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами: 1) рупакая—видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов; 2) нирманакая — «приобретенное (или феноменальное) тело», к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти «тела» не считались реальными буддами, реальным Буддой называли 3) дхармакая — «тело закона», или «космическое тело» Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция «трех тел» получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд.учении. В махаяне «тела» Будды обозначаются терминами: 1) нирманакая, 2) самбхогакая — «тело блаженства (или наслаждения)»; 3) дхармакая — «тело закона». Последователи «Большой колесницы» учили, что нирманакая - это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого «тело блаженства» проявляется в эмпирич. мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие «свабхавикакая» — «сущностное тело» Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств. Смысл понятия «свабхавикакая» во многом смыкается со смыслом понятия «дхармакая»; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне — это Будда-бог, отражение «космического тела» в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии. Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификация истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. Н. А. Канаева

*

Корневой текст Маргапхала. Тиб. Lam ‘bras bu dang bcas pa’i gdams ngag dang man ngag tu bcas pa. По переводу с тибетского Р.М. Дэвидсона.       Наставления на Пути, с его плодом, а также практические указания.   Поклонение лотосовым стопам святого учителя! Далее я запишу краткое изложение "Пути и Плода". [Пространный Путь]. I. [Учение о Пути, общего для существования и нирваны].  
  • I.А. [Путь, излагаемый как троичное проявление]1.
1. Рождённые существа воспринимают нечистые облики, основываясь на собственной загрязнённости. 2. Йогины воспринимают проявления медидативных опытов, основываясь на собственной сосредоточенности. 3. Сугата воспринимают чистое проявление, основываясь на украшенном круге их неисчерпаемых тела, речи и ума.
  • I.Б. [Путь, излагаемый как троичная продолженность].
1. Обычная продолженность общего поля есть корневая продолженность, поскольку она содержит в себе всё существование и нирвану2. 2. Однако для физического тела, которое есть продолженность способа и прочего3, существуют: а. обычное посвящение с помощью четырёх троек места и прочего4, б. учение с помощью четырёх пятёрок пути, уровня произведения и прочего5, в. защита созерцательных обязательств и другое6, г. Возмещения для Ваджрадака7 и других за ошибки и прегрешения следует делать с удовлетворённостью и другим, посредством пяти объектов чувств и прочего8, д. Посредством медитаций в четырех созерцаниях во время четырех раз ежедневного практикования Пути, имеющего основание в теле, препятствия великому озарению становятся выраженной продолженностью с её прояснением в пробужденном состоянии9. 3. Плодо[носная] продолженность Великой Печати есть всеведение посредством четырёх посвящений плода10.
  • I.В. [Путь, излагаемый как четыре познания].
Определив плод как четыре познания11.
  • I.Г. [Путь, излагаемый как шесть наставлений]12.
1. Яды медитаций изгоняются тремя способами, без ущерба несовместимости и прочего13. 2. (а) [Избегание и] полагание на пищу, деятельность, дыхание, семя и спутницу; (б) озарение тремя сущностями; (в) неотделенность от опыта пяти чувств: с ними полагайся на (то есть "отведай") нектары14. 3. (а) Четыре канала существования, чакры и прочее15. (б) На первой и последней плоскости [развязывается один узел]; к десяти тройкам освобождение происходит развязыванием узлов на промежуточных [десяти стадиях]16. 4. Яды собственного будущего изгоняются посредством медитирования над чистым понятизированием на пути прояснения возникновения мыслей17. 5. Поскольку поля пяти чувств не отрицаются пятью разнообразиями чувственного сознания, существует полагание на нектар [чувств]18. 6. Есть освобождение через чистые вещи, воспринимаемые как изначально пустотные19.
  • I.Д. [Путь, излагаемый как четыре слуховых потока].
Существует неразрывность этих четырёх, слухового потока тайных мантр и других20.
  • I.Е. [Путь, излагаемый как пять форм взаимозависимого происхождения]21.
1. При основе на физическое тело с различимыми особенностями, 2. есть взаимозависимое происхождение ограниченности существования. 3. Есть взаимозависимое происхождение, зависящее от другого (паратантра). 4. Путь здесь есть путь, [ведущий к] великому пробуждению. 5. Взаимозависимое происхождение всех вещей есть последовательное познание22. 6. Очищенное великое пробуждёние есть сознание-сокровищница (алая-виджняна). 7. Путь полностью завершается пятью формами взаимозависимого происхождения.
  • I.Ж. [Особое разъяснение защиты от препятствий, применяемое к путям, заполненным умелыми способами, внутренним видением или и тем, и другим].
1. От препятствий23 на пути йогина, занятого [применением] умелых средств, защищаются следующим образом: твердой верой; защитным кругом, бормотанием мантр и охранительным узлом; либо появлением вещей как разума, являющегося взаимозависимым происхождением, а именно – зависящего от другого. Поскольку последний подобен отражению в зеркале, он будет, таким образом, защищён неотделённостью от значения океана действительности. 2. Препятствия на пути йогина, занятого внутренним видением, возникают в двух видах: внешние демоны, приходящие, когда их не воспринимают как превращение двух путей и восьми будущностей и свершений; внутренние препятствия, возникающие, когда не понимают признаков и десяти дорог, а также прочего. Для этих йогинов будет защита, когда такие препятствия будут поняты правильно24. 3. Существует защита от покровов, помрачений и потери семенной жидкости25. II. [Учение о Пути Существования, на котором чакры уже упорядочены]26.  
  • II.А. [Краткое содержание причины возникновения сосредоточенности].
1. Обретя на пути собирания четыре плода, отделяющего себя от речей и ума обычного тела27, 2. с помощью трех способов соединения сущности в [семи] сбалансированных обликах28, 3. если проходить путь согласно тридцати семи элементам пробужденности29, само-усилив30 жизненный ветер и разум, 4. тогда есть четыре основы психической силы (риддхипада)31, относящиеся к нерассеянной практике32: ветер деятельности, а также мужской, женский и нейтральный ветры33. Поскольку есть сжигание посредством познания переправы34, при первом сопряжении сущности каналы открываются как бы под воздействием [холода от] зимнего ветра35. [Потому возникают неудобства], такие как умственный опыт36, сны о лошадях и другое, а также физическое неудобство в каналах. Образуются узлы в различных каналах и прочее. 5. Главные [и второстепенные] жизненные ветры образуют десять. Семью определяющими их связывания, [пять] второстепенных жизненных ветров постадийно внутренне вковываются37. Многие семенные ядра открываются и становятся смешанными с основанием38. Основываясь на этой [медитации], разум пребывает внутри; пять сознаний собираются вовне; пять совокупностей усмиряются; происходит прерывистый приход и уход познания. 6. Есть видения, сны и [физические] опыты, относящиеся к нерассеянному практикованию, в трех разделениях каждый [составляет всего девять моментов]. В случае этого ["жара"], которому предшествует понятизирование, опыт образует облик троичного мира39. 7. (а)40 Когда "земля" смешивается с "водой", возникает иллюзия. Когда "вода" смешивается с "огнем", получается дым. Когда "огонь" сливается с "воздухом", появляются светлячки. Когда "воздух" сливается с сознанием, происходит возжигание масляной лампы. Когда сознание сливается с чистым светом, это походит на небо в безоблачный день. Когда жизненный ветер "земли", "воды", "огня" или "воздуха" смешивается с разумом, тогда, [в случае жизненного ветра огня] весь троичный мир проявляется как бы в огне. С жизненным ветром воды мешочки тела как бы холодеют. С жизненным ветром воздуха разум не может собраться, и [во вне видятся] собственные полеты и вспархивание стай птиц41. При равном оперировании всех четырех элементов жизненных ветров [земли, воды, огня и воздуха] различные богини предлагают свои танцы [в видениях и снах]. При различных смешениях жизненных ветров четырех элементов ощущаются запахи и вкусы. При преобладании жизненного ветра "пространства" [смешанного с разумом] в мешочках ощущается физическое чувство озарения42. б. С пятью нектарами появляются [видения] тел и прочего, а также Сугата43. Посредством [менструальной крови] сибла врзникает переживание солнца. Посредством [семени] гапура возникает переживание луны. Посредством тонких семенных ядер в малых каналах возникает переживание многих звезд. в.(I) При контролировании каналов и прочего бывает ощущение [тела как] ствола и пяти эмоций: желания, гнева и остальных, [представленных литерами в сердце]44. Есть каналы возбужденности, грусти, демонов, появление слез и зевание посредством слезного канала. в.(II). Следует смешивать в равной мере жизненный ветер и разум с литерами шести фамилий, которые впервые собираются вместе в пупке [в период беременности]45. Если так, то весь троичный мир появляется в свете опыта введения в [рождение среди] шести семейств [существ, ощущая] их танцы и [произнося] их мантры; опыт переносится в сны и физические ощущения. в.(III) Из ОМ происходит сосредоточение (самадхи) медитации (дхьяна) и прочее46. Если [разум/жизненный ветер] правильно сливается с АХ женского "неба", тогда весь троичный мир проявляется как пространство. Если они сливаются в крепости великой матери, совершенстве внутреннего видения и прочего, тогда ощущают дхармакая и освобождение от воспринимающего и воспринимаемого (субъекта и объекта). Если [сливается] с ясностью и отчетливостью, вырабатываемыми ХУМ, то испытывают чистейшее небо само‒возникающего познания. Каналы открываются постепенным ослаблением "применения" ветра в промежуточной сращивании сущности47. Поэтому, даже при неудобстве семенных ядер, сохраняется уравновешенность в видениях мира48.
  • II.Б. [Разъяснение пути, пространно отображающее причину возникновения медитации]49.
Вкратце, в [литерах] РАКША и других, демонов и прочих, есть звук, обладающий звонком и видением, подобными чистому глазу божеств50. Они считаются проявлениями медитативного опыта от "высшей точки существования" (бхавагра) до низшей51. Показывая невыразимое, этот способ скрыт от [пребывающих на] пяти [путях] и десяти [уровнях способов совершенствования в Махаяне]52.
  • II.В. [Разъяснение пути, отдельное от надежд и страхов].
Троичная тройка направленных вовнутрь жизненных ветров и прочего есть внешнее взаимозависимое происхождение нерассеянной практики53. Внутреннее [взаимозависимое происхождение] состоит из пяти дакини [=пяти ветров] и пяти тел Татхагаты [=пяти секреций]54. Эти [внешние и внутренние взаимозависимые происхождения] делаются взаимозависимым происхождением великого пробуждения. Этим действием йогин познает, что совершенные силы (сиддхи) возникают из его собственного тела. С этим пониманием мысль о надежде на или поиске этих [сиддхи] вычищается. Зная, что демоны и препятствия медитации есть свой собственный путь и взаимозависимое происхождение, недостатки воспринимают как достоинства. Таким образом, интенсивность ("жар": ушманата: drod) пути – упорядочен тот или нет – воспринимается в хаосе, коим он является55.
  • II.Г. [Разъяснение пути как четырех пробуждений]56.
Когда Девапутра Мара выходит на путь йогина, занятого внутренним видением, того защищают пять пробуждений57.
  • II.Д. [Разъяснение пути четырёх основ размышления]58.
Теперь, четыре основы размышления, относящиеся к нерассеянным практикам: поскольку чувственные поля заставляются препятствиями, йогин думает о необходимости призывания и воспроизводства своего избранного божества, поскольку в медитации должны быть равные разделения59.
  • II.Е. [Плод четырех основ размышления]60.
При окончательном сращении сущности каналы открываются как бы от [летнего] ветра, в котором нет "воздействия" [холода]61. Со сращиванием семенной жидкости в шести органах чувств йогин правильно понимает шесть размышлений (анусмрити)62. Он видит некоторые нирманакая. Теперь, что касается четырёх отречений (самъякпрахана)63, относящихся к нерассеянной практике [во время четвёртого посвящения]: ученик созерцает познавание, возникающее следуя за третьим посвящением [от своего Гуру, который то же, что] нирманакая. Он ищет скрытую вену у своей спутницы, двенадцатилетней "падмини", которая является "счастливой" и так далее64. А сердца [уходит] на край "передней части" авадхути [центрального канала], а "беззаботность", "подвижность" и другие формы жизненного ветра вталкиваются внутрь [центрального канала] умом опытного разума65. Этими способам

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.