Нитйа-дхарма о самбандхабхидхея-прайоджана прамейантар-гата шакти-вичара — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Нитйа-дхарма о самбандхабхидхея-прайоджана прамейантар-гата шакти-вичара

2022-09-01 29
Нитйа-дхарма о самбандхабхидхея-прайоджана прамейантар-гата шакти-вичара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наставления святого бабаджи оставили глубокое впечатление в сердце Враджанатха. Вновь и вновь вспоминая услышанное, он размышлял: «Ах! Как же удивительно учение Шри Гауранги! Слушая объяснение «Даша-мула», я будто пил нектар неземного блаженства. Чем дольше я слушал, тем сильнее возрастала во мне духовная жажда — желание слушать больше и больше. Подобно тому, как бесчисленные ручьи, стекая с горных вершин, устремляются к морю, чистые нектарные воды философских истин (таттвы) струились из лотосных уст Бабаджи Махараджа и наполняли мое иссушенное сердце живительной влагой. Однако моя душа, подобная бездонному океану, никак не могла насытиться. В его речи совершенным образом были представлены все философские заключения шастр (сиддханта); каждое из них занимало должное место; все они были согласованы друг с другом и звучали логично и убедительно. Казалось, все священные писания, все мантры и шлоки устремляются к этим заключениям, чтобы подтвердить в них каждое слово и каждую букву. Мне не понятно, почему брахманы постоянно критикуют вайшнава-сиддханту. Наверное, виной тому их пристрастие к философии майявады, которая приводит их к ложным выводам».

Так размышлял Враджанатха, направляясь в Шривасангам, в сердце своем мечтая вновь увидеть учителя. Достигнув места, Враджанатх вошел во двор и, подойдя к бхаджан-кутиру Рагхунатха даса Бабаджи, почтительно склонился у входа. Поднявшись, он увидел на пороге хижины самого Бабаджи Махараджа, и, возрадовавшись в сердце, распростерся на земле у его стоп. Бабаджи Махашая тепло обнял Враджанатха и усадил рядом с собой. Опустившись на колени, Враджанатх, не в силах скрыть волнение, произнес: «О прабху, вчера ты обещал объяснить мне третий стих «Даша-мулы». Мое сердце иссыхает от жажды; пожалуйста, награди меня своими милостивыми наставлениями».

Выслушав вопрос Враджанатха, Бабаджи Махарадж не смог сдержать духовного ликования, признаки которого сами собой проявились в его теле. Сияя от счастья, он произнес:

паракхйайах шактер апритхаг апи са све махимани
стхито дживакхйам свам ачид-абхихитам там три-падикам
сва-тантреччхах шактим сакала-вишайе прерана-паро
викарадйаих шунйах парама-пуруш ’йам виджайате

Даша-мула 3

«Бхагаван и Его непостижимая трансцендентная энергия (пара-шакти) едины, однако Господь имеет и собственные независимые желания. Верховная Личность всегда пребывает в Своей духовной славе, которая являет Его вечную и неподверженную никаким материальным изменениям сварупу. Его пара-шакти состоит из трех аспектов, а именно: духовная энергия (чит-шакти), пограничная энергия (джива-шакти) и внешняя энергия (майя-шакти). Каждая из них имеет свои функции, которые они исполняют совершенным образом (читшакти не имеет никаких других функций, кроме исполнения желаний Всевышнего). Бхагаван есть Верховная Абсолютная Истина (пара-таттва), и положение Его никогда не меняется».

Враджанатх: «Брахманы утверждают, что Верховная Истина (пара-таттва) есть нирвишеша-брахман; они говорят, что Брахман не имеет энергий, и только являя Свой личностный образ Ишвары, Он предстает миру в сопровождении Своих божественных энергий, подчиненных Его воле. Я хотел бы знать, что говорят об этом Веды».

Бабаджи: «Энергии пара-таттвы присутствуют во всех ее проявлениях и формах. Веды утверждают:

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхайва шруйате
свабхавики гйана-бала-крийа ча

Шветашватара-упанишад 6.7-8

«В отличие от обычных живых существ, Всевышний Господь не имеет материального тела. Его вечное духовное тело исполнено блаженства и знания, а все Его чувства трансцендентны. Не существует разницы между Его телом и душой. Он не совершает материальных действий; Его деяния — это трансцендентные игры, и Он способен в одно и то же время находиться в разных местах. Никто не равен Ему, что уж говорить о том, чтобы быть выше Его. Он обладает разнообразными трансцендентными энергиями, среди которых энергия знания (гьяна-шакти), энергия могущества (бала-шакти) и творческая энергия (крия-шакти) — самые важные. Эти три энергии по-другому называются, соответственно: чит-шакти (самвит-шакти), сат-шакти (сандхини-шакти) и ананда-шакти (хладини-шакти)».

В отношении чит-шакти в «Шветашватара-упанишаде» (1.3) говорится:

те дхйана-йоганугата апашйан
деватма-шактим сва-гунаир нигудхам
йах каранани никхилани тани
калатма-йуктани анй адхитиштанй эках

«Таттва-гья риши, погрузившись в самадхи-йогу, осознали природу Парабрахмана и Его трансцендентные качества. Познав Саму Верховную Личность, они постигли сокровенную внутреннюю причину бытия, благодаря чему для них стали очевидными и все вторичные причины, такие, как джива (индивидуальное живое существо), пракрити (материальная природа), кала (время) и карма (материальная деятельность) как производные от Нее, опирающиеся на Нее и подчиненные Ее воле».

Энергия джива-шакти (индивидуальные души) описывается в следующих словах «Шветашватара-упанишад» (4.5):

аджам экам лохита-шукла-кришнам
бахвих праджах сриджаманам сарупах
аджо хй эко джушамано ’нушете
джахатй энам бхукта-бхогам аджо-нйах

«Существует два «нерожденных» (аджа). Первый наслаждается женщиной, имеющей красный, белый и черный цвета и у которой есть много детей, подобной ей самой. Другой «нерожденный», испытав разочарование, оставляет эту женщину, чтобы ей могли наслаждаться другие».

Материальная энергия Всевышнего Господа (майя-шакти) описывается в следующих словах «Шветашватара-упанишад» (4.9):

чхандамси йагйах кратаво вратани
бхутам бхавйам йач ча веда ваданти
йасман майи сриджате вишвам этат
тасмимш чанйо майайа саннируддхах

«Бхагаван, повелитель майя-пракрити (иллюзорной материальной энергии), создал из Своего дыхания все поучения Вед, создал ягьи (огненные жертвоприношения, совершаемые с помощью топленого масла — гхи), такие, как джйотиштома, и разнообразные виды врат (посты, обеты, покаяния); Он создал все и вся в этом творении — прошлое, настоящее и будущее и весь материальный мир, описание которого мы находим в Ведах. Для обусловленной дживы, также рожденной из энергии Всевышнего Господа, и связанной путами материальной иллюзии (майя-шакти), очень трудно понять Верховную Личность Бога, изначального творца всего сущего».

Приведенная выше мантра из «Шветашватара-упанишад» (6.8), начинающаяся со слов парасйа шактир, указывает на то, что высшая истина (парататтва) обладает разнообразными, трансцендентными энергиями, одна из которых — самая важная и изначальная. Высшее личностное проявление пара-таттвы носит имя Бхагаван, а безличное проявление именуют нирвишеша-брахман. Нигде в Ведах мы не найдем описание пара-таттвы, которая была бы лишена энергии, и то, что мы называем нирвишеша-брахман, есть имперсональный аспект пара-таттвы, явленный силой трансцендентной энергии Бхагавана (пара-шакти). Поэтому однородный ниргуна-нирвишеша-брахман также воплощает в себе трансцендентную энергию, хотя и может показаться, что Он лишен таковой (нир-шакти).

Главная энергия Господа (пара-шакти), являющаяся основой и источником всех остальных Его энергий, известна под следующими именами, упоминающимися в текстах Вед и Упанишад: сварупа-шакти, чит-шакти, антарангашакти.

В действительности не существует субстанции (васту), называемой ниршакти-брахман, т.е. не существует «пара-таттвы, лишенной энергии»; таково заключение Вед, и все представления, которые утверждают обратное, есть плод воображения последователей философии майявады. На самом деле нирвишеша-брахман недоступен для понимания имперсоналистов, ибо Он находится выше категорий логики. Веды утверждают, что Всевышний существует в двух аспектах: одно Его проявление наделено трансцендентными качествами (савишеша), другое же не проявляет таковых (нирвишеша). «Шветашватара-упанишад» (4.1) объясняет природу Господа следующим образом:

йа эко ’варно бахудха шакти-йогад
варнан анекан нихитартхо дадхати

«Хотя Он имеет один цвет, этот цвет включает в себя множество других цветов (бхав). Его личная энергия непостижимым образом служит источником и основой самых разных энергий. В действительности весь мир существует в Нем, поскольку Он — его творец (хотя Господь не имеет материальных качеств, посредством Своих энергий Он создал великое разнообразие материального мира)».

В другом стихе «Шветашватара-упанишад» (3.1) говорится:

йа эко джалаван ишата ишанибхих
сарвал локан ишата ишанибхих

«Ишвара, правитель мира и господин майи, повелевает материальным творением силой Своей энергии».

Таким образом, мы можем видеть, что Всевышний Господь, личная ипостась пара-таттвы, не лишен шакти. Верховная Личность Бога всегда пребывает в обществе Своих энергий, готовых служить Ему самым разнообразным образом. Пара-таттва есть самосветящаяся, самопроявленная истина. Этот самодостаточный Господь описывается в «Шветашватара-упанишаде» (6.16) как повелитель трех типов энергии:

са вишва-крид вишва-вид атма-йоних
джах калакаро гуни сарва-вид йах
прадхана-кшетраджа-патиргунешах

«Всевышний Господь всезнающ и полон трансцендентных качеств. Он творец этого мира; Он причина Своего собственного существования (атма-йони). Другими словами, хотя Он — творец всего, не существует причины Его Собственного существования; Он господин калы (времени); Он обладает всеми божественными достояниями; Он всезнающ; Он повелитель прадханы (майи); Он господин живых существ; Он находится выше всех материальных качеств и Он их владелец. Это Он связывает дживы в мире самсары путами рождения и смерти и Он освобождает их от рабства иллюзии».

В этой мантре описывается три состояния пара-шакти. Слово прадхана характеризует майя-шакти; слово кшетра-гья означает джива-шакти; слово кшетра-гья-пати указывает на чит-шакти. Майявади считают, что Брахман есть пара-таттва, не обладающая энергией, а Ишвара — пара-таттва, наделенная всеми энергиями, но все эти представления лишь плод их воображения. В действительности, Бхагаван — всегда Верховный Повелитель всех Своих энергий, которые сопровождают Его в любой из проявленных Им форм. Он вечно пребывает в Своей сварупе (неизменной духовной форме), и хотя эта сварупа содержит все Его энергии, Он остается полностью независимой Верховной Личностью, и любые его желания исполняются самым совершенным образом».

Враджанатх: «Если Бхагаван всегда пребывает в обществе Своих шакти и действует, опираясь на их могущество, в чем тогда состоит Его абсолютная независимость? Иными словами, как можно говорить о том, что Он не нуждается ни в ком, чтобы исполнить Свои желания?»

Бабаджи: «В священных писаниях говорится: шакти шактиматайор абхедах. Согласно этому утверждению «Веданты», не существует разницы между шакти (энергией) и шактиман-пурушей (обладателем энергий). Любая деятельность осуществляется с помощью шакти, которая исполняет желание шактимана, а любое совершаемое действие есть свидетельство присутствия шакти. Однако, шакти не независима, ибо само желание исходит от шактимана. Майя-шакти проявляет весь материальный мир; джива-шакти проявляет бесчисленный дживы; а чит-шакти проявляет чит-джагат (духовный мир). Поручив эти ответственные функции Своим энергиям чит-шакти, джива-шакти, майя-шакти, Бхагаван остается неизменным (нирвикара) и независимым их повелителем (сватантра-ишвара)».

Враджанатх: «Если Бхагаван стремится исполнить Свои желания, можно ли говорить, что Он остается неизменным (нирвикара)? Наличие желания (сваиччха-майя) есть признак отсутствия самодостаточности и потому его можно назвать викара (недостатком).

Бабаджи: «Нирвикара означает свободу от всех мирских несовершенств или недостатков, которые являются составной частью природы майи. Таким образом, когда шастры утверждают, что Господь не претерпевает изменений, это означает, что Господь не подвержен материальным изменениям. Майя-шакти, материальная энергия, является тенью сварупа-шакти, внутренней энергии Господа. Все действия, совершаемые энергией майя-шакти, не иллюзорны, но временны, и потому их нельзя считать вечной истиной; изменения, которые происходят под влиянием майя-шакти, никак не влияют на вечную пара-таттву. Изменения (викара), которые существуют в бытии Господа и присутствуют в форме Его желаний и игр, являются проявлением Его духовной энергии (чит-шакти); будучи основой Его духовной любви, они всегда свободны от каких-либо несовершенств или осквернений. Факт наличия трансцендентного разнообразия в природе Бхагавана является составной частью знания о Его недвойственной природе (адвая-гьяна-сварупа). Хотя майя-шакти, повинуясь воле Бхагавана, создает материальный мир, Сам Всевышний Господь и Его духовная сущность остаются неизменными. Майя, не имея никакого отношения к вечной реальности, не может даже прикоснуться к трансцендентным играм Господа. Однако баддха-дживы, обладающие грубым мирским интеллектом, полученным в «подарок» от материальной природы, считают удивительное разнообразие духовного мира проявлением материальной энергии. Слушая описание трансцендентного мира и трансцендентных развлечений Господа с Его преданными, они заключают, что эти повествования материальны.

Человеку, страдающему от желтухи, все окружающие предметы кажутся желтыми, а тот, кто стоит в тени, падающей от облака, не может увидеть Солнце и потому заключает, что оно спряталось за тучу. Подобно этому, люди, имеющие только материальные представления об именах, формах, качествах и действиях, не способны воспринимать абсолютнодуховные по своей природе реалии трансцендентного бытия. В действительности материальная энергия (майя-шакти) представляет из себя тень духовной энергии (чит-шакти); поэтому все разнообразие духовного мира отражается и в царстве материи. Хотя стороннему наблюдателю эти два проявления разнообразия могут показаться одинаковыми, на самом деле майя-шакти и чит-шакти противоположны друг другу. Когда человек смотрится в зеркало, может показаться, что его отражение в точности повторяет оригинал, но в действительности он видит перед собой нечто прямо противоположное: различные части тела отражаются в зеркале в обратном виде — левая рука оказывается справа, а правая рука слева; левый глаз в отражении находится на правой стороне лица, а правый глаз, соответственно, на левой. Подобно этому, мирской человек может считать, что все разнообразие духовного мира подобно разнообразию мира материального; но для человека, обладающего духовным видением, они прямо противоположны друг другу, поскольку материальное разнообразие является искаженным отражением вечного трансцендентного разнообразия. Поэтому, хотя описания материального мира и мира духовного, как кажется, мало отличаются друг от друга, по самой сути они прямо противоположны. Абсолютно независимый Верховный Господь является повелителем майи; Он свободен от каких-либо материальных изменений и несовершенств, и все Его желания исполняются без Его непосредственного участия».

Враджанатх: «Каково положение Шри Радхики? Какую из энергий Шри Кришны Она олицетворяет?»

Бабаджи: «Точно так же, как Шри Кришна есть полный и совершенный шактиман-таттва, Шримати Радхика является Его полной и совершенной шакти. Другое Ее имя — сварупа-шакти. Как нельзя отделить жар от огня или аромат от мускуса, точно также невозможно представить друг без друга Шри Кришну и Шримати Радхику, ибо Они — одно неделимое целое. Однако, страстно желая наслаждаться играми любви, Они, несмотря на Свою неделимую природу, вечно пребывают в двух индивидуальных образах трансцендентных влюбленных. Сварупа-шакти (Шримати Радхика) имеет три функциональные энергии (крия-шакти): чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Все три энергии воплощают в себе деятельную (крия) сторону сварупа-шакти. Крияшакти также называется антаранга-шакти (внутренней энергией); майя-шакти по-другому называется бахиранга-шакти (внешней энергией), а дживашакти носит имя татастха-шакти (пограничной энергией). Оставаясь единой, сварупа-шакти принимает эти три формы, чтобы действовать разнообразными способами. Все вечные характеристики сварупа-шакти присутствуют в своей полной форме в чит-шакти; в незначительной степени их можно обнаружить в джива-шакти; в искаженной форме они присутствуют в майяшакти. Помимо этих трех функциональных энергий (крия-шакти), которые я только что назвал, сварупа-шакти также обладает тремя другими проявлениями, которые носят имена хладини, сандхини и самвит. Они описываются следующим образом:

са ваи хладинйаш ча пранайа-викритер хладана-ратас
татха самвич-чхакти-пракатита-рахо-бхава-раситах
татха шри-сандхинйа крита-вишада-тад-дхама-ничайе
расамбодхау магно враджа-раса-виласи виджайате

Даша-мула 4

«Вся слава Всевышнему Господу Шри Кришне, Чья внутренняя энергия (сварупа-шакти) существует в трех состояниях: хладини, сандхини и самвит. Благодаря Своей хладини-шакти Господь всегда погружен в нектарный океан трансцендентных переживаний экстатической любви (праная-викара); благодаря самвит-шакти Он всегда наслаждается сладостными настроениями любовной преданности жителей Враджа (расика); Он живет в Своей трансцендентной обители Вриндавана-дхаме, проявленной сандхини-шакти, и является Ее Верховным и независимым Господином».

Итак, внутренняя энергия Господа, сварупа-шакти, проявляет три своих аспекта: хладини, сандхини и самвит, которые подчиняют своему влиянию все действия, совершаемые тремя другими функциональными энергиями: чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Хладини-шакти в своей полной и совершенной форме — это дочь Махараджа Вришабхану, Шримати Радхика, приносящая трансцендентное блаженство (хладини-вритти) Господу Шри Кришне. Шримати Радхика само воплощение махабхавы, высшей стадии экстатической любви. Она сама доставляет Шри Кришне наивысшее наслаждение и кроме того, стремясь расширить удовольствие Своего Господина, распространяет Себя во множество форм, каждая из которых является воплощением разных оттенков Ее бхавы (экстатического настроения любовной преданности). Таковы восемь главных гопи (ашта-сакхи), которые являются непосредственными экспансиями Ее тела (кайя-вьюха). Кроме того, Шримати Радхика проявляет другие четыре настроения в служении Шри Кришне, принимая образы четырех типов сакхи: прия-сакхи (наиболее дорогих гопи), нарма-сакхи (гопи, которые в разговоре всегда используют шутливые слова), прана-сакхи (гопи, которые дороже для Шри Радхики Ее собственной жизни, или они — сама Ее жизнь) и парама-прештха-сакхи (самые близкие подруги Шримати Радхики). Шримати Радхика распространяет Себя в эти пять видов гопи для того, чтобы служить Шри Кришне самыми разными способами. Все эти гопи — вечносовершенные души (нитья-сиддха-сакхи), чей дом — трансцендентная обитель Враджа-дхама. Сварупа-шакти в своем функциональном аспекте самвит-вритти служит основой различных типов настроений преданности жителей Враджа в их отношениях с Кришной (самбандха). Сандхини-вритти проявляет саму землю Враджа-мандалы и все необходимое для проведения любовных игр Шри РадхиКришны, Их друзей, подруг, коров, слуг и служанок: деревни, леса, озера, кунджи, холмы, такие как Гири-Говардхан, пастбища, а также все атрибуты их трансцендентных развлечений.

Господь Кришна всегда наслаждается сладостью праная-расы, которая является аспектом Его хладини-шакти. Он всегда погружен в трансцендентное блаженство настроений преданности (бхава), проявленными энергией хладини. С помощью самвит-вритти Кришна совершает Свои божественные развлечения: Он пасет коров и телят в обществе друзей-пастушков (го-чарана) или же игрой на флейте привлекает сердца гопи, чтобы провести с ними божественный танец любви (раса-лила). Шри Кришна, которого зовут враджа-вилас (наслаждающийся играми во Врадже) вкушает сладость апракрита-расы (раса-асвадан) в Своей трасцендентной обители, которая вечно проявлена Его энергией сандхини. Знай, что из всех духовных обителей Бхагавана, в которых Он проводит свои игры, Враджа-дхама — самая лучшая».

Враджанатх: «Ты сказал, что сандхини, самвит и хладини проявлены внутренней энергией Господа (сварупа-шакти). Ты также объяснил, что джива-шакти является атомарным фрагментом сварупа-шакти, а майя-шакти — это искаженное отражение сварупа-шакти. Теперь, пожалуйста, объясни мне, каким образом хладини, самвит и сандхини проявляются в джива-шакти и в майя-шакти».

Бабаджи: В незначительной степени все три аспекта сварупа-шакти содержатся в джива-шакти. Так, хладини-вритти всегда присутствует в дживе в качестве брахмананды (блаженства осознания безличного Брахмана); самвитвритти присутствует в форме брахма-гьяны (трансцендентного знания о природе Брахмана); сандхини-вритти проявляется в форме индивидуальных душ — джив. Позже, когда мы будем обсуждать джива-таттву, я объясню эту тему более подробно. Хладини-вритти проявляется в майя-шакти как чувство мирского счастья; самвит-вритти присутствует в форме материального знания; а сандхини-вритти проявляется как вся материальная вселенная, которая включает в себя четырнадцать планетных систем; сандхини-вритти также проявляет себя в форме внешних материальных тел, в которые облачены баддхадживы».

Враджанатх: «Ты очень подробно описал все функции трансцендентной энергии Бхагавана. Почему же тогда Его энергии называют непостижимыми (ачинтья)?»

Бабаджи: «Любой аспект бытия Господа, если рассматривать его в отдельности от других, не будет труден для понимания. Однако осознание совокупности всех взаимосвязей и взаимодействий разнообразных энергий Бхагавана остается непосильной задачей для человеческого интеллекта. В материальном мире любые категории, которые противоположны и исключают одновременное существование друг друга, не могут в одно и то же время присутствовать в одном месте, поскольку закон гласит, что противоположные качества отталкиваются или нейтрализуют друг друга. Однако энергии Шри Кришны обладают такой природой, что способны, проявляя прямо противоположные качества, не входить в конфликт друг с другом. Все это происходит не только непостижимым (ачинтья), но и удивительно-прекрасным образом (адбхута). Силой, недоступной для человеческого интеллекта и называемой вируддха-бханджика-шакти (энергия, устраняющая конфликт противоположностей), все взаимоисключающие и противоречащие друг другу принципы и категории способны вечно сосуществовать в бытии Бхагавана, пребывая в гармонии друг с другом. Хотя у Кришны прекрасная форма (рупа), Он также бесформен (арупа); хотя в определенный момент времени Он всегда находится в определенном месте пространства, Он также присутствует везде; хотя Он бездеятельный, Он совершает разнообразные действия; хотя Он нерожденный (аджа), Он — сын Махараджи Нанды; хотя Ему поклоняются все живые существа, Он простой мальчикпастушок; хотя Он всезнающ, но ведет Себя, как обычный человек. Он одновременно обладает качествами (савишеша) и не имеет качеств (нирвишеша); Он находится за пределами представлений о Нем и наполнен расой, наделяющей Его сладостью; Он безграничный и ограниченный; Он очень далеко и очень близко; Он не подвержен изменениям (нирвикара) и в то же самое время боится любовного гнева (мана) со стороны своих возлюбленных гопи. Можно бесконечно продолжать перечисление разнообразия противоречащих друг другу качеств Шри Кришны, которые, находясь в полной гармонии, присутствуют в Его теле (сварупа), в Его трансцендентной обители (дхаме) и в Его божественных играх (лилах). Все эти кажущиеся противоречия существуют только для того, чтобы наполнить игры Кришны еще большей сладостью и притягательностью. В этом состоит загадка непостижимых энергий Бхагавана».

Враджанатх: «Согласуются ли такие представления с мнением Вед?»

Бабаджи: «Веды безоговорочно принимают это заключение. К примеру, в «Шветашватара-упанишаде» (3.19) говорится:

апани-падо джавано грахита
пашйатй ачакшух са шринотй акарнах
са ветти ведйам на ча тасйасти ветта
там ахур агрйам пурушам махантам

«Всевышний Господь не имеет материальных рук или ног, но тем не менее, Своими трансцендентными руками Он принимает все, что Ему предлагают, а с помощью Своих трансцендентных ног, Он перемещается повсюду. Всевышний Господь не имеет материальных глаз и ушей, однако, Своими трансцендентными глазами Он видит прошлое, настоящее и будущее и слышит все с помощью Своих трансцендентных ушей. Он обладает знанием обо всем сущем, однако никто не узнает Его, пока Он не откроет Себя такому человеку. Просветленные души зовут Его изначальной личностью, великим Пурушей, причиной всех причин».

В «Шри Иша-упанишаде» (5) мы находим следующее утверждение:

тад эджати тан найджати тад дуре тад вантике
тад антар асйа сарвасйа тад усарвасйасйа бахйатах

«Парамешвара ходит и в то же самое время не ходит. Он очень далеко (дальше, чем какой-либо объект), и ближе того, что может быть самым близким. Он внутри всего и вне всего. Такова непостижимая природа Всевышнего Господа, способного вместить в Себя все противоположные качества».

Далее «Иша-упанишад» (8) утверждает:

са парййагач чхукрам акайам авранам
аснавирам шуддхам апапа-виддхам
кавир маниши парибхух свайамбхур
йатхататхйато ’ртхан вйададхач чхашватебхйах самабхйах

«Всевышний Господь, Параматма, — вездесущий и чистый. Он не имеет материальной формы, но обладает вечным обликом, исполненным знания и блаженства. Его трансцендентное тело не имеет вен и каких-либо материальных обозначений. Он изначальный мудрец и поэт; Он всезнающ и являет Себя человеку лишь по Своему желанию. Он находится на высшем уровне бытия, и все находятся в Его власти. Своей непостижимой силой Он вечно поддерживает живые существа и творение и занимает всех деятельностью, соответствующей их качествам».

Враджанатх: «Существует ли в Ведах описание того, как Бхагаван, полностью независимый и пребывающий в Своей вечной сварупе, является в этот мир, чтобы исполнить Свои трансцендентные желания?»

Бабаджи: «Да, в Ведах содержатся такие описания. «Талавакар», или «Кенаупанишад» (3.6) пересказывает диалог, состоявшийся между Умой и Шивой. Господь Шива описывает сражение, произошедшее между ассурами и деватами. Полубоги победили в этом сражении, и демоны вынуждены были спасаться бегством. В действительности победа была одержана милостью Бхагавана, а полубоги были лишь инструментами в Его руках. Однако, опьяненные победой, полубоги забыли об этом и, возгордившись, стали хвалиться друг перед другом геройством и силой. Видя это, Парабрахман Бхагаван, само олицетворение милосердия, явился на поле сражения в необычайно прекрасном облике и спросил полубогов о причине их ликования. Выслушав полные бахвальства речи деватов, Всевышний Господь, не узнанный ими, поместил перед ними травинку и попросил уничтожить ее каким-либо способом. Полубог огня Агни-дев попытался сжечь ее, Ваю, полубог ветра, попытался поднять ее или сдвинуть с места, но несмотря на индивидуальные и общие усилия, истощив до последней капли запас силы и могущества, они не смогли справиться с поставленной задачей. Полубоги были до глубины сердца поражены величием Бхагавана и Его силой.

тасмай тринам нидадхах этад дахети
тад упапрейайа сарва джавена тан на
шашака дагдхум сатата эва иваврите

Кена-упанишад 3.6

«Этот якша (Бхагаван, принявший форму якши) поместил травинку перед богом огня и сказал: «Теперь посмотрим, какова твоя сила. Сможешь ли ты сжечь эту травинку?» Агнидев подошел ближе и, сосредоточив всю свою силу, равную тотальной мощи огня всей материальной вселенной, попытался сжечь травинку, но не смог. Устыдившись, он вернулся к полубогам и смиренным голосом сказал: «Я не способен понять, кто этот якша».

Сокровенный смысл этого описания состоит в том, что Бхагаван непостижимо прекрасен; Он является в этот мир, чтобы исполнить Свои сладостные трансцендентные желания и провести здесь божественные лилы, в которых могли бы участвовать дживы».

Враджанатх: «Говорится, что Бхагаван есть океан трансцендентных вкусов преданности — рас (раса-синдху). Какие тексты Вед могут служить свидетельством этого?»

Бабаджи: «Подобные описания мы находим в «Таиттирия-упанишаде» (2.7):

йад ваи тат сукрит расо ваи сах
расам хй эвайам лабдхвананди бхавати
ко хй эванйат ках пранйат
йад эша акаша анандо на сйат
эша хй эванандайати

«Верховная Личность Бога, Парабрахман, есть раса-сварупа (тот, чья трансцендентная форма состоит из расы); достигнув Его, джива обретает вечное блаженство (ананду). Кто бы согласился продолжать жить, если бы эта недвойственная истина, Верховная Личность Бога, не был бы воплощением ананды в форме апрактита-расы? Воистину, Шри Кришна дарует наслаждение всем и каждому».

Враджанатх: «Если Всевышний Господь есть раса-сварупа, почему же обычные люди, обитатели материального мира, не могут ощутить Его привлекательность?»

Бабаджи: «Существует два вида обусловленных душ: те, кто отвернулись от Кришны (парак-дживы), и те, чьи взоры обращены к Кришне (пратьяк-дживы). Считая Господа своим соперником, парак-дживы не способны оценить Его красоту; вместо этого они устремляют все свои желания к материальным объектам и материальным целям. С другой стороны, пратьяк-дживы совершенно равнодушны к миру майи; они обращают свои сердца к Кришне и потому способны видеть Господа в Его вечноблаженном облике раса-сварупы. Об этом говорится в «Катха-упанишаде» (2.1.1):

паранчи кхани вйатринат свайамбхус
тасмат паран пашйати нантаратман
кашчид дхирах пратйаг атманам айкшад
авритта-чакшур амритатвам иччхан

«Нерожденный Господь, Парамешвара, населяя мир живыми существами, наделил их чувствами, которые в силу своей природы всегда стремятся к материальным объектам. По этой причине баддха-джива видит только окружающие ее предметы внешнего мира, но не трансцендентную сварупу Бхагавана, пребывающего в ее сердце. Для обусловленного живого существа, привязанного к временным чувственным наслаждениям, природа бытия Всевышнего навсегда остается тайной за семью печатями. Только глубокомысленный человек, не прилагающий усилий к тому, чтобы стать счастливым в материальном мире (дхира), и устремленный к высшему освобождению в форме возвышенной кришна-премы, сможет отвлечь свои глаза, уши и другие чувства от внешних материальных объектов и направить их вглубь своего сердца, чтобы увидеть пратьяк-атму Шри Бхагавана».

Враджанатх: «Веды провозглашают:

расо ваи сах

«Бхагаван есть воплощение расы».

Каким образом Веды описывают трансцендентное тело Того, кто есть воплощение расы?»

Бабаджи: «В «Гопала-тапани-упанишаде» (Пурва-кханда 12-13) говорится:

гопа-вешам абхрабхам тарунам калпа-друмашритам
сат-пундарика-найанам мегхабхам вайдйутамбарам
дви-бхуджам тауна-мудрадхйам вана-малинам ишварам

«Верховная Личность Бога, Бхагаван, имеет вечный образ гопала (мальчика-пастушка). Его глаза подобны распустившимся белым цветам лотоса; Его тело цветом напоминает осеннее облако; Он носит одежды, которые сияют цветом золота; у Него две руки; Его украшает прекрасная благоухающая гирлянда из лесных цветов, которая достигает Его стоп; Он — само воплощение трансцендентного знания. Таков Шри Кришна, высший повелитель, Бхагаван в Своем изначальном облике».

Враджанатх: «Из всего сказанного мне становится понятно, что сварупа Шри Кришны — это высшая и совершенная форма Бога в духовном мире. Он всемогущий; Он воплощение расы (раса-сварупа) и Он прибежище всех рас. Его невозможно достичь посредством брахма-гьяны (имперсонального знания) или с помощью других методов самореализации, не включающих в себя преданное служение. Человек, следующий по пути мистической йоги (состоящей из восьми последовательных ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи), сможет осознать только частичное проявление Бхагавана — Параматму. Нирвишеша-брахма представляет из себя лишь сияние трансцендентного тела Шри Кришны, обладателя удивительных духовных качеств и высшего почитаемого Божества для всего мира. Однако не так просто увидеть Господа, ибо Он непостижим; Он вне интеллектуальных представлений и материальных чувств. Обычно чтобы осознать Бога, человек прибегает к размышлениям и медитации, но ни брахманы, ни чандалы не достигают успеха в этом. Как же тогда познать Его?»

Бабаджи: «В «Катха-упанишаде» (2.2.13) говорится:

там атма-стхам йе ’нупашйанти дхирас
тешам шантих шашвати нетарешам

«Только мудрый, святой человек, способный видеть Параматму, Всевышнего Господа, как внутри себя, так и вне себя, может достичь вечного мира. Никто другой не способен на это».

Враджанатх: «Созерцая Господа в своем сердце, человек становится умиротворенным. Я хотел бы узнать, каков метод, с помощью которого можно обрести этот даршан Господа? Признаюсь, эта тема трудна для моего понимания».

Бабаджи: «В «Катха-упанишаде» (1.2.23) говорится:

найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахудха шрутена
йам эваиша вринуте тена лабхйас
тасйаиша атма вивринуте танум свам

«Никто не сможет достичь Парабрахмана, даже если будет проводить лекции на тему бхагавад-таттвы, объясняя тонкие вопросы теологии, или благодаря высокому интеллекту и обширным познаниям в области священных писаний. Только тот, кого выберет Сам Верховный Господь, сможет познать Его как Он есть. Такому удачливому человеку Всевышний Господь явит Свой изначальный трансцендентный олик».

В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.29) говорится:

атхапи те дева падамбуджа-двайа-
прасада-лешанугрихита эва хи
джанати таттвам бхагаванмахимно
на чанйа эко ’пи чирам вичинван

«О мой Господь, тот, кто обрел хотя бы крупицу Твоей милости (частичку пыли с Твоих лотосных стоп), сможет легко понять величие Твоей трансцендентной славы. Те же, кто заняты глубокими размышлениями или подвергают себя ограничениям и погружаются в медитацию, лишенные Твоей милости, никогда не смогут познать Тебя».

Мой дорогой сын, Господь очень великодушен и щедр. Однако никто не сможет постичь Шри Кришну, душу всех душ, посредством изучения различных писаний, посредством размышлений или обсуждений философских истин в научных кругах. Ему не поможет ни собственный разум, ни разум других людей, которых он будет принимать в качестве своих учителей. Однако если кто-то считает Кришну своим возлюбленным Господом и говорит о Нем «мой Кришна», такому человеку Всевышний Господь милостиво являет Свою вечную сач-чидананда-сварупу, вечный, трансцендентный образ, исполненный блаженства и знания. Изучив абхидхея-таттву, ты сможешь легко понять все эти философские истины, которые станут для тебя самоочевидными».

Враджанатх: «Приводятся ли в Ведах описания и названия трансцендентных обителей Кришны?»

Бабаджи: «Да, такие описания можно встретить во многих местах Вед. Иногда обитель Господа называется паравьома (духовное небо), а иногда — самвьома (великое небо); в других же местах мы встречаем название Брахма-Гопалапури (город Господа Гопала) или Шри Гокула (обитель трансцендентных коров сурабхи). Об этом говорится в «Шветашватара-упанишаде» (4.8):

ричо ’кшаре параме вйоман
йасмин дева адхивишве нишедух
йас тан на веда ким рича каришйати
йа иттад видус та име самасате

«Непогрешимый (акшара) Брахман живет в трансцендентной обители, называемой паравьома. К Нему обращены все мантры «Риг-веды», и все полубоги принимают прибежище у Его стоп. Тот, кто не знает этого Парама-пурушу, не сможет исполнить своих желаний, даже если будет строго следовать букве Вед. Те же, кто знают Его, обретут трансцендентное блаженство в достигнутой ими цели человеческой жизни».

Также в «Мундака-упанишаде» (2.2.1) говорится:

дивйе брахма-пуре хй эша
вйомнй атма пратиштхитах

«Верховная Личность Бога, Параматма, вечно обитает в трансцендентной дхаме, Брахма-пури, находящейся в сияющем духовном небе».

В «


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.