Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-09-01 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
помогите малышу открыть для себя новый, более эффективный способ действия с предметом. Однако делайте это незаметно и не- навязчиво, не нарушая общего хода развития исследовательской деятельности малыша.
СЕНСОРНАЯ СРЕДА
Все объекты материального мира обладают различными сен- сорными свойствами. Сенсорные впечатления ребенок может по- лучать в разных местах и в различных ситуациях.
Природа | Мир людей |
— Живая природа — это форма, цвет и за- пах цветов, вкус плодов, внешний вид и окраска животных и птиц, звуки, ко- торые они издают, сезонные изменения в живой природе — осенняя окраска ли- ствы деревьев, изменения в окраске шкур животных и оперении птиц и т.д. — Неживая природа — цвет неба и обла- ков, шум дождя, журчание ручья, вели- чина гор и ширина рек, глубина морей и океанов, смена дня и ночи, сезонные из- менения в природе, погода — снег, дождь, гроза, сияние солнца, луны и звезд, свой- ства объектов неживой природы — вес и фактура камня или песка, и т.д. | — Город — расположение улиц в городе, форма и величина зда- ний, их взаимное расположение в пространстве, сигналы автомо- билей на дорогах и проч. — Дом (квартира) — различ- ные помещения и их назначение, план расположения помещений в квартире, доме. — Вещи — мебель, посуда, одеж- да и обувь, аксессуары, игруш- ки, продукты питания, бытовая техника, транспорт и т.д. — Искусство — живопись, скуль- птура, музыка, театр и кино. |
Перечисленные выше составляющие сенсорной компоненты мира указывают на то, что сенсорное развитие неразрывно свя- зано с развитием представлений об окружающем мире, является его начальным звеном. Чтобы ребенок активно развивался и по- знавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. Однако, для изучения малышу доступны далеко не все объекты окружающего мира. В первую
|
О сенсорном развитии
очередь, это самые разные предметы человеческого быта и объекты природы, с которыми малыш сталкивается ежедневно.
Рассмотрим основные условия создания для малыша полноцен- ной сенсорной среды, которая будет стимулировать его развитие:
— Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, раз- нообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украше- нию детской комнаты.
— Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг — лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь огра- ничивать лишь в том, что небезопасно.
— Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.
— Специальные занятия. Необходимо приобретать специаль- ные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и ор- ганизовывать специальные занятия, которые помогут сделать сен- сорное развитие ребенка более осознанным.
— Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впе- чатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.
Нормально развивающийся ребенок стремится к определенно- му оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрос- лые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильны- ми, визуальными, акустическими раздражителями. Но что будет, если полноценная сенсорная среда для ребенка не создана и он не получает достаточное количество разнообразных стимулов для вос- приятия? В этом случае имеет место сенсорная депривация, или другими словами, сенсорный голод.
Сенсорная депривация возникает в обедненной среде при недо- статке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В такую среду, например, попадает ребенок, оказавшийся в детском доме или в других учреждениях закрытого типа. Обедненная среда, вы-
|
Сенсорная среда 13
зывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте, однако для ребенка она оказывается наиболее губительной.
Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количе- ство внешних впечатлений. Это объясняется тем, что именно в про- цессе поступления в мозг и переработки информации различной мо- дальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обе- дненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то про- исходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: не- своевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ
Предоставить ребенку достаточное количество разнообразных сенсорных впечатлений, научить его бследовать предметы и вос- принимать их свойства еще недостаточно. Необходимо опреде- лить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нуж- ны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает — по другому, сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В ка- честве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов фор- мы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является от-
|
О сенсорном развитии
носительной). В слуховом восприятии эталонами являются зву- ковысотные отношения (измеряемые в децибелах), фонемы родно- го языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии — это четыре основных вкуса и их сочета- ния. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое зна- чение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками не только раннего, но и дошкольного детства. Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых раз- личных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов. Именно при помощи сенсорных эталонов малыш становится спосо- бен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт.
Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эта- лонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные и двигательные, вкусовые и обонятель- ные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены — обо- значены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы вос- приятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово- название. Таким образом, именно при помощи слова удается за- крепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!