Спасительная ценность Воскресения из мертвых — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Спасительная ценность Воскресения из мертвых

2022-10-11 27
Спасительная ценность Воскресения из мертвых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Если Воскресение Христа как последнее подтверждение и окончательное исполнение Откровения (в чем мы убедились в ходе предыдущих катехизических бесед) является стержнем и христианской веры, и благовестия Церкви, то следует добавить, что вся пасхальная тайна - это источник спасительной силы Евангелия и Церкви. Ибо Иисус Христос, по словам апостола Павла, «через воскресение из мертвых», «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни» (ср.: Рим 1, 4). И эту святость Он передает людям, так как был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4, 25). Здесь как бы двойной смысл пасхальной тайны: смерть для освобождения от греха и Воскресение, открывшее доступ к новой жизни.

Несомненно, пасхальная тайна, как и вся жизнь и служение Христа, представляет собой глубокое внутреннее единство спасительного предназначения и действенности, тем не менее в этой тайне можно выделить разные стороны, в зависимости от тех изменений, которые происходят в человеке. Именно поэтому к Воскресению мы относим особое воздействие - «новую жизнь», о чем пишет апостол Павел.

2. К этому учению следует сделать ряд замечаний, которые, если постоянно соотносить их с текстами Нового Завета, позволяют приоткрыть всю его правду и красоту.

Прежде всего мы можем справедливо отметить, что Воскресший Христос - Начало и Источник новой жизни для всех людей. Это открывается также в прекрасной молитве Иисуса накануне Его крестных страданий, которую приводит евангелист Иоанн: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин 17, 1-2). В этой молитве взгляд Иисуса охватывает прежде всего Его учеников, которых Он предупредил о близкой печальной разлуке - о Своих крестных страданиях и смерти, но им же Он обещал: «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14, 19). Это значит - они станут сопричастниками Его жизни, которая будет явлена после Воскресения. Однако взгляд Иисуса обращен ко всем: «Не о них же только молю, - говорит Он, - но и о верующих в Меня по слову их [Моих учеников]» (Ин 17, 20); все должны пребывать в единении, сопричастные Божественной славе во Христе.

Новая жизнь, дарованная верующим силой Воскресения из мертвых Христа, заключается в победе над смертью, которая является следствием греха, и в возвращении к жизни в благодати. В краткой форме это подтверждает апостол Павел: «Бог, богатый милостью, (...) нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф 2, 4-5). Подобное высказывает апостол Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (...) возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петр 1, 3).

Эта истина отражена в словах апостола Павла о крещении: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 4).

3. Эта новая жизнь, жизнь по Духу, открывает Божественное усыновление - такова еще одна мысль апостола Павла, имеющая основополагающее значение. Вот ее классическое выражение во фрагменте из Послания к Галатам: «Бог послал Сына Своего (...), чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4-5). Это Божественное усыновление посредством Святого Духа уподобляет человека Единородному Сыну: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим 8, 14). В Послании к Галатам апостол Павел обращается к опыту, обретенному верующими в новом образе бытия: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын: а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал 4, 6-7). Таков первый плод Искупления в новом человеке: раб становится свободным. Однако обретение свободы связано с усыновлением не столько в правовом значении - как возможность получить наследство, - сколько в смысле реального дара Божественной жизни, даруемой человеку Тремя Лицами Святой Троицы (ср.: Гал 4, 6; 2 Кор 13, 13). Источником этой новой жизни человека в Боге является Воскресение.

Соучаствуя в новой жизни, люди становятся «братьями» Христа - именно так Иисус называет учеников после Воскресения: «Пойдите, возвестите братьям Моим» (Мф 28, 10; ср.: Ин 20, 17). Братья не по природе, а по благодати, ибо Божественное усыновление дарует истинную и реальную сопричастность к жизни Единородного Сына, которая полностью раскрылась в Его Воскресении.

4. Более того, Воскресение Христа, а вернее - Воскресший из мертвых Христос, - Начало и Источник нашего будущего воскресения. Предсказывая установление Евхаристии, Иисус говорит о ней как о таинстве вечной жизни, будущего воскресения из мертвых: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54). А так как слушатели «ропщут», Иисус отвечает им: «Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Ин 6, 61-62). Тем самым Он как бы указывал, что участники таинства Евхаристии станут сопричастниками Тела и Крови прославленного Христа. Также и апостол Павел, особенно в Первом Послании к Коринфянам, подчеркивал связь между Воскресением Христа и нашим воскресением: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (...) Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15, 20. 22). «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"» (1 Кор 15, 53-54). «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор 15, 57).

Окончательная победа Христа над смертью становится через Него участью человечества в той мере, в какой оно получает плоды Искупления. Процесс приобщения к «новой жизни», к «вечной жизни» длится до конца времен. Благодаря этому процессу на протяжении веков формируется новое человечество, искупленный народ, собранный в Церкви, то есть истинная община воскресения из мертвых. В конце времен воскреснут все, а те, кто принадлежал ко Христу, обретут полноту жизни в славе, в окончательном осуществлении общины искупленных Христом, «дабы был Бог все во всем (ср.: 1 Кор 15, 28).

5. Апостол учит также, что процесс спасения, который завершается воскресением мертвых, совершается в духовной сфере, которую невозможно выразить словами и которая превыше всех возможностей человеческого познания и действия. И если, с одной стороны, апостол отмечает: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор 15, 50), что означает нашу непригодность к новой жизни, то, с другой стороны, в Послании к Римлянам он убеждает верующих: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 11). Это тайный процесс одухотворения, которое в момент воскресения охватит также и тела, силой того Святого Духа, Который воскресил из мертвых Христа.

Нет сомнений, что здесь речь идет о той реальности, которая превосходит нашу способность понимания и рационального доказательства; поэтому она является предметом нашей веры, основанной на слове Божием. Благодаря апостолу Павлу мы можем приобщиться к тайне, выходящей за все мыслимые пределы времени и пространства: «"Первый человек Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15, 45). «И как мы носили образ перстного [человека], будем носить и образ небесного [человека]» (1 Кор 15, 49).

6. В ожидании этого окончательного трансцендентного свершения Воскресший Христос живет в сердцах Своих учеников и исповедников как Источник освящения в Святом Духе, Источник жизни Божией и Божественного усыновления, Источник будущего воскресения мертвых.

Такая уверенность позволяет апостолу Павлу написать в Послании к Галатам: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2, 19-20). И каждый христианин, как и апостол, хотя еще живет во плоти (ср.: Рим 7, 5), уже живет одухотворенный верой (ср.: 2 Кор 10, 3), так как живой Христос, Христос Воскресший, стал как бы главным действующим лицом всех его действий: Христос живет во мне (ср.: Рим 8, 2. 10-11; Флп 1, 21; Кол 3, 3). А это и есть жизнь в Святом Духе.

И эта уверенность поддерживает апостола, как она может и должна поддерживать каждого христианина в его трудах и страданиях земной жизни. Именно такой завет дает апостол Павел своему ученику Тимофею. Этим фрагментом его Послания мы хотим скрепить наше катехизическое наставление о Воскресении Христа: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (...). Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово [может быть, это фрагмент какого-то раннехристианского гимна]: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас. Если мы неверны, Он пребывает верен; ибо Себя отречься не может» (2 Тим 2, 8-13).

«Помни Господа Иисуса Христа (...), воскресшего из мертвых», - эти слова апостола даруют нам надежду на истинную жизнь во времени и в вечности.

15. 03. 1989

ПАСХАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ

1. Иисус Христос был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4, 25). «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5, 15).

Эти утверждения апостола Павла всегда остаются для нас источником укрепления и утешения в нашем земном странствии, и прежде всего на Страстной неделе, во время приготовления к пасхальным торжествам, эти слова заставляют нас задуматься над «пасхальным смыслом» христианской жизни.

Слово «Пасха», означающее, как известно, «переход», толкуется по-разному. Прежде всего оно напоминает об историческом опасном «переходе» иудейского народа под предводительством Моисея из египетского рабства к свободе избранного Богом народа, чтобы в Нем родился Мессия; затем оно означает жертву - агнца, закланного иудеями перед Исходом и ежегодно приносимого в жертву в вечную память об этом «переходе»; оно означает также Самого Иисуса, Мессию, истинного Агнца, жертва Которого освободила человечество из рабства греха и завершила переход от Ветхого к Новому Завету; Пасха означает, наконец, переход Иисуса из смерти к новой жизни; в обычном понимании этого слова Пасха означает именно славное Воскресение Христа на третий день после смерти на кресте, согласно Его пророчествам.

2. Отсюда для христианина «пасхальный смысл» жизни - это прежде всего глубокое и непоколебимое убеждение, что Христос истинно Сын Божий, Воплощенное Слово, абсолютная Истина, Свет мира.

Предпасхальные обряды в Великую Субботу производят сильное впечатление. Символика огня, света, крещальной воды, торжественное пение Exsultet - все это призвано показать, что Иисус - Свет мира. От огня, освященного в преддверии храма, зажигают пасхальную свечу, символ Воскресшего Христа; на пасхальной свече изображены буквы «альфа» и «омега», указан текущий год, чтобы показать: начало и конец времен вписаны в Божественную Вечность. Под пение диакона Lumen Christi от огня этой свечи зажигаются свечи в руках верующих, а затем, по мере продвижения крестного хода к алтарю, и светильники, освещающие храм. Эта впечатляющая сцена подчеркивает, что только Христос Искупитель несет Свет Божественного Откровения, рассеивает тьму и открывает тайну истории.

И поэтому перед лицом Воскресшего Христа христианин решительно и радостно взывает ко всему миру: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15).

3. «Пасхальный смысл» жизни - это также глубокое понимание реальности и ценности Искупления, совершенного через крестные страдания и смерть Иисуса, о которых и призваны напомнить обряды Страстной недели, представляя одно трагическое событие за другим - от молитвы в Гефсиманском саду и вплоть до возгласа умирающего, распятого на кресте Иисуса. Смерть Иисуса на кресте - это высший акт прославления Отца, неповторимая и истинная жертва, принесенная Богу от имени человечества, величайшее проявление молитвы, заключающей в себе все ее виды и все формы поклонения.

Смерть на кресте, мучительная и потрясающая, была также «жертвой умилостивления»; она дала возможность понять как тяжесть греха, бунта против Бога и неприятия Его любви, так и чудесное дело Спасения, совершенное Христом, Который Своим «умилостивлением» Бога от имени человечества вернул нам «благодать», а посредством этого - сопричастность тринитарной жизни Самого Бога и наследие Его вечного блаженства. Крестные страдания и смерть Иисуса придают истинный и окончательный смысл событиям человеческой жизни, в которых в перспективе вечности воплощается Искупление. И мы, как Христос, воскреснем в славе, если мы восприняли Его Благую Весть и Его служение. В Великую Пятницу мы преклоняем колени перед Распятым, повторяя вслед за апостолом Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2, 19-20).

4. И, наконец, «пасхальный смысл» открывается нам и в Великий Четверг, во время литургии Вечери Господней, совершаемой в память установления Пресвятой Жертвы - Таинства Евхаристии. Сам Иисус, в Своей безграничной и преисполненной любви премудрости, желал, чтобы единственная и неповторимая Жертва Голгофы - наивысший акт прославления и умилостивления - навсегда осталась в истории благодаря служению священников и епископов, которых Он для этого и призвал.

Таким образом, Великий Четверг напоминает нам, что жизнь христианина должна быть «евхаристической»: просвещенный и последовательный христианин не может жить без святой Мессы и без святого Причастия, поскольку он осознал, что не может жить без «Пасхи» Господней! Из этого «пасхального смысла» жизни должна также проистекать внутренняя потребность нести любовь своим братьям, понимать их, прощать, проявлять по отношению к ним терпение и сострадание, по примеру Божественного Учителя, Который перед установлением Евхаристии смиренно умыл апостолам ноги.

5. Возлюбленные! Ныне мы переживаем Страстную неделю. Да поможет она вам осмыслить основополагающее послание Пасхи. Постарайтесь, по мере своих возможностей, участвовать в обрядах Triduum sacrum в ваших приходах, дабы благодать, которую нам дарует богослужение, не была напрасной; приступите к таинствам покаяния и Евхаристии, дабы ваша Пасха стала подлинно великим духовным событием, которое озарит все последующие дни года и найдет свое продолжение в жизни вечной.

Я сердечно призываю вас к этому и передаю вам вместе с пожеланиями мое благословение.

22. 03. 1989

ПАСХАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

1. «Христос, наша Пасха, заклан был на кресте за наши грехи и со славою воскрес из мертвых: посему станем праздновать с Господом!»

Осознанием этой истины проникнуты богослужения послепасхальных дней; преисполненные радостью, мы и в эти дни повторяем в литургии слова торжественного песнопения: Mors et vita duello conflixere mirando - dux vitae mortiius regnat vivus! - «Смерть сразилась с жизнью, и Вождь жизни, о чудо, хотя и умер в борьбе, царствует ныне живой!» Христос, Победитель смерти, присутствует и действует и в наши дни. Христианство продолжает свой путь, ибо может опереться на действие Воплощенного Слова, ставшего человеком. Человек этот умер на кресте, был погребен и воскрес из мертвых, как предвещал. «Христианская вера, - писал известный теолог Романо Гвардини, - продолжается или отмирает в зависимости от того, верят ли в Воскресение Господне. Воскресение в этой вере - событие не второстепенное, и тем более не миф, почерпнутый верой из истории, который затем мог быть отброшен без вреда для сути веры: оно является самой ее сердцевиной» (II Signore, часть VI, Воскресение и Преображение).

Итак, у пустого гроба Церковь не перестает увещевать людей: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, - говорит Церковь, повторяя слова ангелов, обращенные к набожным женщинам, которые стояли в страхе у гроба, перед отваленным камнем, - как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк 24, 5-7).

Петр, пришедший вместе с Иоанном к пустому гробу, увидел «пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин 20, 6-7). Позднее Петр вместе с другими апостолами и учениками видел воскресшего Иисуса и пребывал с Ним, о чем сам говорил в доме сотника Корнилия: «[Иудеи] Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян 10, 39-42).

Петр, апостолы и ученики прекрасно понимали, что их подлинное и главное призвание отныне - быть «свидетелями» воскресшего Христа, так как от этого неповторимого и удивительного события зависела вера в Него и принятие Его спасительного послания.

2. Точно так же и христианин, в те времена и в том месте, где он живет, является свидетелем Воскресшего Христа. Он видит глазами Петра и апостолов, убеждается в славном Воскресении распятого Христа и поэтому полностью верует в Того, Кто есть Путь, Истина, Жизнь и Свет мира, возвещая о Нем радостно и отважно. Таким образом, «пасхальное свидетельство» становится характерной чертой христианина.

Апостол Павел так пишет колоссянам: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3, 1-3).

Св. Амвросий в одной из речей о таинствах справедливо замечает: «Итак, Бог помазал тебя, Христос отметил тебя Своей печатью. Каким образом? Поскольку ты был отмечен, чтобы на тебе оставил свой отпечаток Его крест, уподобляя тебя Его страданию. Ты получил печать, которая сделала тебя подобным Ему, чтобы ты мог воскреснуть подобно Ему, жить, подражая Тому, Кто был распят для греха и живет для Бога. Ветхий человек в тебе погружен в источнике, был распят в грехе, но воскрес для Бога» (Речь VI, 2, 7).

В Догматическом постановлении II Ватиканского Собора о Церкви, в главе о всеобщем призвании к святости, сказано: «Итак, все верные во Христе призваны и обязаны стремиться к святости и совершенству, свойственному их состоянию. Все должны стараться хорошо владеть своими чувствами, чтобы пользование мирскими благами и привязанность к богатству, противные духу евангельского нестяжания, не помешали им стремиться к совершенной любви» (СН 42).

3. Возложенная на христианина обязанность давать «пасхальное свидетельство», несомненно, означает высокую честь, но и большую ответственность. Как свидетель, он всегда должен быть правдивым, его проповедь должна быть ясной, а жизнь соответствовать тому, что он проповедует.

Таким образом, «пасхальное свидетельство» выражается прежде всего в практике духовной аскезы, то есть в постоянных и решительных усилиях, направленных на достижение совершенства, в непреложном исполнении требований, налагаемых крещением и миропомазанием; оно выражается также в «апостольском рвении», которое обязывает со здравым чувством реальности воспринимать притеснения и преследования и всегда помнить слова Иисуса: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. (...) В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 15, 18; 16, 33). И наконец, «пасхальное свидетельство» проявляется в «идеале любви», в котором христианин, несмотря на страдания, вызванные многочисленными печальными обстоятельствами, в которых пребывает человечество, чувствует себя добрым самарянином, всегда готовым к самым разным делам милосердия, как преходящего, так и духовного свойства, постоянно разрушая преграды эгоизма и тем самым являя любовь к Отцу.

4. Возлюбленные! Вся жизнь христианина должна быть Пасхой! Безмятежность, миролюбие, радость и упование, проистекающие из уверенности в Воскресении Христовом, несите в свои семьи, на работу и в школу, пусть они присутствуют в мире ваших интересов, в трудовой деятельности, в часы досуга и в часы страданий. Да сопутствует вам Пресвятая Матерь и да укрепит вас в вашем «пасхальном свидетельстве»!

Scimus Christum surrexisse a mortuis vere: tu nobis, victor Rex, miserere! - «Знаем, что Ты воскрес, что это истинное чудо, о Царь Победитель, будь милосерден к нам!».

29. 03. 1989

ГЛАВА VI. ВОЗНЕСЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.