От «пустого гроба» - к встрече — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

От «пустого гроба» - к встрече

2022-10-11 24
От «пустого гроба» - к встрече 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 С ВОСКРЕСШИМ ИЗ МЕРТВЫХ

1. Вера, исповедуемая нами в Символе веры, когда мы провозглашаем, что Иисус Христос «в третий день воскрес из мертвых», опирается на евангельские тексты, которые в свою очередь доносят до нас и разъясняют содержание первоначального благовестия апостолов. Из этих же источников следует, что с самого начала вера в Воскресение представляет собой убеждение, основанное на реальном факте, на подлинном событии, а не является мифом, или же «концепцией», идеей, выдуманными апостолами или созданными послепасхальной общиной, возникшей в Иерусалиме вокруг апостолов, с тем чтобы сообща преодолеть разочарование, вызванное смертью Христа на кресте. Из текстов же следует нечто прямо противоположное; то есть, с точки зрения библейской критики и истории, как уже было сказано, эта гипотеза неубедительна. Апостолы и ученики не выдумали Воскресение (нетрудно понять, что они вообще не были способны сделать это). Нет также никаких фактов, указывающих на состояние экзальтации, групповой или индивидуальной, которое могло бы привести к измышлению желаемого и ожидаемого события, а также к созданию такого общего мнения и веры, при котором желаемое принимается за реальное и тем самым как бы компенсирует пережитое разочарование. Но нет никаких следов какого-либо творческого процесса - психологического, социологического или литературного - ни в первоначальной общине, ни в трудах ранних христианских писателей. Апостолы первыми, хотя и с трудом, уверовали, что Христос воскрес из мертвых, лишь потому, что пережили Воскресение как реальное событие, в подлинности которого могли убедиться лично, в течение сорока дней после Воскресения не раз встречая вновь живущего Христа. Следующие поколения христиан принимали это свидетельство, доверяя апостолам и другим ученикам как достоверным свидетелям. Таким образом, христианская вера в Воскресение Христа связана с фактами, исторические координаты которых очевидны.

2. Однако Воскресение - это истина, в глубинном своем измерении относящаяся к Божественному Откровению; Христос постепенно открывал ее в течение Своего мессианского служения в предпасхальный период. Не раз Иисус прямо говорил о Своих грядущих крестных страданиях, смерти и Воскресении. В Евангелии от Марка сказано, что после исповедания Петра в окрестностях Кесарии Филипповой Иисус «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто» (Мк 8, 31-32). По словам того же Марка, после Преображения, «когда (...) сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9, 9). Слова «воскреснет из мертвых» привели учеников в смятение - эту идею, уже известную в иудейском мире, они связывали с возвращением Илии (ср.: Мк 9, 11), однако Иисус подтвердил далее, что Сыну Человеческому «надлежит много пострадать и быть уничи-жену» (Мк 9, 12). Исцелив бесноватого отрока во время их почти что тайного странствия по дорогам Галилеи, Иисус вновь стал проповедовать эту истину: «"Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет". Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (Мк 9, 31-32). Это уже второе предсказание крестных страданий и смерти Христа, а в третий раз Христос предсказал это на пути в Иерусалим: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк 10, 33-34).

3. Здесь перед нами пророческое видение и предсказание, в которых Иисус выступает глашатаем Откровения; Он говорит о смерти и Воскресении из мертвых, объединенных идеей Искупления, и ссылается на Божественный замысел, согласно которому все, предсказанное Им, «должно» совершиться. Поэтому Иисус дает возможность Своим ученикам - смущенным, и даже перепуганным - постичь что-то из богословской тайны, заключенной в предстоящих событиях, а также во всей Его жизни. Некоторые отблески этой тайны можно увидеть в намеке на «знамение Ионы» (ср.: Мф 12, 40), которое Иисус относит к Себе, к обстоятельствам собственной смерти и Воскресения из мертвых, а также в вызове, брошенном иудеям, - восстановить в течение трех дней разрушенный храм (ср.: Ин 2, 19). Евангелист Иоанн добавляет, что Иисус «говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2, 21-22). В этом мы еще раз видим связь между Воскресением Христа и Его словом, Его предсказаниями, связанными с Писанием.

4. Кроме слов Иисуса, и само мессианское служение Иисуса в предпасхальный период раскрывает Его власть над жизнью и смертью и осознание этой власти. Об этом говорит воскрешение дочери Иаира (ср.: Мк 5, 39-40), юноши из Наина (ср.: Лк 7, 12-15), и прежде всего - воскрешение Лазаря (ср.: Ин 11, 42-44), деяние, описанное в четвертом Евангелии как предвестие и образ Воскресения Иисуса. Слова, обращенные к Марфе во время последнего события, прямо говорят о том, что Иисус осознает: Он - Господь жизни и смерти, Тот, Кто имеет ключи от тайны Воскресения, - «Я семь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11, 25-26).

Все эти слова и события по-разному открывают в предпасхальный период истину о Воскресении.

5. Первое пасхальное знамение, о котором мы узнаем, - это «пустой гроб». Несомненно, сам по себе он не является прямым доказательством Воскресения. Отсутствие тела Христа в гробу, в который оно было положено, можно было бы объяснить иначе. Именно так в первый момент подумала Мария Магдалина: увидев пустой гроб, она решила, что кто-то унес тело Иисуса (ср.: Ин 20, 13). Синедрион пытался распространить слухи, что якобы апостолы похитили тело Иисуса, пока воины спали. Как сообщает евангелист Матфей, «и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (ср.: Мф 28, 12-15).

Несмотря на это, «пустой гроб» был для всех - и друзей, и врагов - волнующим знамением. Для людей доброй воли он стал первым шагом к тому, чтобы принять факт Воскресения как истину, которую нельзя отвергнуть.

6. Таковым он стал прежде всего для женщин, которые пришли ранним утром ко гробу, чтобы намастить благовониями тело Христа. Они первыми узнали новость: «Он воскрес; Его нет здесь. (...) Идите, скажите ученикам Его и Петру» (Мк 16, 6-7). «Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его» (Лк 24, 6-8).

Безусловно, женщины пережили потрясение и ужаснулись (ср.: Мк 16, 8; Лк 24, 5). Конечно, им не так-то легко было принять факт, который хотя и был предсказан Иисусом, но превзошел все границы человеческих представлений. Однако впечатлительность и душевная чуткость позволили им, особенно Марии Магдалине, интуитивно понять случившееся, и они поспешили передать эту радостную весть апостолам.

В Евангелии от Матфея сообщается, что, когда они были в пути, Иисус вышел им навстречу, приветствовал их и повторил повеление принести эту весть братьям (ср.: Мф 28, 8-10). Итак, женщины стали первыми вестницами Воскресения из мертвых Христа, опередив даже апостолов. Этот факт красноречиво свидетельствует о важной роли женщины уже в пасхальных событиях!

7. Среди тех, кто получил известие от Марии Магдалины, были апостолы Петр и Иоанн (ср.: Ин 20, 2-8). Полные недоверия, они направились ко гробу, узнав от Марии, что тела там нет (ср.: Ин 20, 2). Придя на место и увидев пустой гроб, они в конце концов поверили, хотя прежде сомневались, поскольку, - как отмечает евангелист Иоанн - «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин 20, 9).

По правде говоря, этот факт был удивителен для этих людей, оказавшихся перед лицом таких событий, которые превышали их возможности понимания. Эти затруднения, изображенные во внешне логичном пересказе, дошедшем до нас в Предании, подтверждают необычность этого события и то потрясающее воздействие, которое оно оказало на умы счастливых очевидцев. Ссылка на «Писание» доказывает, что они не отдавали себе отчета в том, что перед ними тайна, которую могло разъяснить только Откровение.

8. Вот еще одна предпосылка, которую необходимо тщательно рассмотреть. Если, на первый взгляд, «пустой гроб» удивлял и даже мог вызвать какие-то подозрения, то постепенное ознакомление с этим фактом приводило, как отмечено в Четвероевангелии, к открытию истины о Воскресении из мертвых.

В итоге мы узнаём, что женщины, а затем и апостолы столкнулись с особым «знамением» - знамением победы над смертью. Если сам гроб, вход в который был заложен тяжелым камнем, свидетельствовал о смерти, то пустой гроб и отодвинутый камень были первым известием о том, что смерть побеждена.

Невозможно без глубокого волнения размышлять о душевном состоянии трех женщин, которые ранним утром, направляясь ко гробу, говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк 16, 3), а придя ко гробу, удивились, увидев, что «камень отвален; а он был весьма велик» (Мк 16, 4). Как сообщает Евангелие от Марка, у гроба женщины застали кого-то, кто сказал им о Воскресении (ср.: Мк 16, 5), но они испугались и, «выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас» (Мк 16, 5. 8). Как же их не понять? И все-таки сопоставление с параллельными текстами других евангелистов позволяет нам утверждать, что несмотря на испуг, они передали весть о Воскресении, первым знамением которого были «пустой гроб» и отодвинутый камень.

9. Путь, открытый этим знамением, приведет женщин и апостолов ко встрече с Воскресшим из мертвых: и тогда первые догадки, еще полные страха и неуверенности, станут убеждением, более того - верой в Того, Кто «воистину воскрес». Так это случилось с женщинами, которые, увидев на своем пути Иисуса и услышав Его приветствие, упали к Его ногам и «поклонились Ему» (ср.: Мф 28, 9). Так было и с Марией Магдалиной, которая, услышав свое имя, произнесенное Иисусом, сразу же обратилась к Нему, как обычно: «"Раввуни!" (...) "Учитель!"» (Ин 20, 16), а затем, когда Иисус открыл ей пасхальную тайну, с радостью побежала, чтобы сообщить ученикам весть: «видела Господа» (Ин 20, 18). Так было и с собравшимися в Сионской Горнице учениками, которые «в тот же первый день недели вечером», увидев, наконец, Иисуса, были счастливы благодаря новой уверенности, наполнившей их сердца. Они «обрадовались, увидев Господа» (ср.: Ин 20, 19-20).

Так личная встреча с Христом заронила искру, от которой возгорелась вера!

01. 02. 1989

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 ЯВЛЕНИЙ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА

1. Мы знаем тот фрагмент Первого Послания к Коринфянам, в котором апостол Павел сообщает истину о Воскресении из мертвых Христа: «Ибо я (...) преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе потом двенадцати» (1 Кор 15, 3-5). Как видим, здесь идет речь о той истине, которая была передана, воспринята, а затем вновь передана. Об истине, которая принадлежит к «залогу Откровения», препорученного Иисусом Своей Церкви через апостолов и евангелистов.

2. Эту истину Иисус постепенно открывал в Своих предпасхальных проповедях. Затем она воплотилась в события Иерусалимской Пасхи Христа, исторически подтвержденных и несущих в себе огромное богатство тайны.

известия и факты прежде всего были подтверждены встречами с Воскресшим Христом, записаны в Четвероевангелии и в Послании апостола Павла. Следует отметить, что в тексте апостола Павла эти встречи, в которых является Воскресший Христос, представлены цельно и обобщенно и дополнены описанием личной встречи апостола Павла с Воскресшим на пути в Дамаск (ср.: Деян 9. 3-6 ). В Четвероевангелии эти сведения носят скорее фрагментарный характер.

Нетрудно собрать вместе и сравнить характерные особенности всех явлений Воскресшего в целом и в частностях, что поможет приблизиться к уяснению значения этой Богооткровенной истины.

3. Прежде всего мы можем утверждать, что Воскресший из мертвых Христос является женщинам и ученикам телесно преображенным, одухотворенным и с душой, познавшей прославление, но ни в чем, однако, не проявляет Себя как триумфатор. Он являет Себя с необыкновенной простотой. Он говорит так, как принято говорить с друзьями в обычных ситуациях повседневной жизни. Он не захотел предстать перед противниками победителем, не старался показать им Свое «превосходство», и тем более у Него не было намерения их разгромить. Впрочем, ничто не указывает на то, что Он встретил их. На основе евангельского повествования мы можем, например, утверждать, что Христос не являлся Пилату, который выдал Его в руки первосвященников, чтобы они распяли Его (ср.: Ин 19, 16); или Каиафе, который «разорвал одежды», услышав, что Христос подтверждает Свою Божественность (ср.: Мф 26, 63-66).

Тем, кому дано было увидеть Его, Иисус дает возможность убедиться в Его физической Самотождественности: они узнают Его внешний облик, руки, хорошо знакомые черты лица, пронзенное на их глазах тело, голос, многократно слышанный ими. И лишь при встрече с Савлом на пути в Дамаск необычно яркое сияние, окружавшее Воскресшего, ослепляет страстного преследователя христиан и повергает его на землю (ср.: Деян 9, 3-8): но это проявление силы Того, Кто, взойдя на небеса, прикасается к сердцу человека, которого Он захотел сделать «избранным сосудом» (ср.: Деян 9, 15), глашатаем Евангелия.

4. Следует отметить еще один знаменательный факт: сначала Иисус Христос является женщинам, преданно следовавшим за Ним, но не ученикам или апостолам, хотя они были избраны для того, чтобы благовествовать миру. Тайну Своего Воскресения Христос сначала доверил женщинам, сделав их, таким образом, первыми свидетелями этой истины. Может быть, Он хотел вознаградить их за душевную чуткость, отзывчивость на Его благовествование, за силу духа, которая привела их даже на Голгофу. Может быть, Он хотел проявить прекрасные черты Своей человеческой природы - мягкое отношение и внимательность к тем, кто мало что значил в современном Ему мире. Как нам кажется, все это следует из Евангелия от Матфея: «Иисус встретил их женщин, которые спешили известить учеников] и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф 28, 9-10).

В сцене явления Христа Марии Магдалине (ср.: Ин 20, 11-18) мы также замечаем эту необычную чуткость как со стороны женщины, проявившей сердечное участие и в то же время глубокое уважение к Иисусу, так и со стороны Учителя, Который относится к ней с исключительной нежностью и доброжелательностью.

Первенство, которого удостоились женщины в пасхальных событиях, должно воодушевлять Церковь, ибо она в течение веков всегда могла полагаться на них во всем, что касается поддержания веры, молитвы и апостольства.

5. Благодаря некоторым характерным особенностям эти встречи с Воскресшим мы можем считать образцовыми для духовных взаимоотношений, часто возникающих между Христом и человеком, который слышит призыв Христа или которого Он осеняет.

Таким образом, у тех, кто встречается со Христом, например у Магдалины (ср.: Ин 20, 14-16), или у учеников в Эммаусе (ср.: Лк 24, 16), сначала возникают некоторые затруднения с тем, чтобы узнать Христа. У них возникает также чувство страха перед Ним. Они Его любят и ищут, но когда находят - испытывают некоторые сомнения...

Однако постепенно Иисус приводит к узнаванию и вере - и Магдалину (ср.: Ин 20, 16), и учеников из Эммауса (ср.: Лк 24, 26 и след.), и других учеников (ср.: Лк 24, 25-48). В этом проявляется мудрое учительство Христа - явить Себя человеку, привлечь его к Себе, обратить его, раскрыть перед ним богатство Своего сердца и открыть путь к спасению.

6. Представляет определенный интерес анализ психологического процесса, проследить который мы можем в разных встречах: ученики испытывают некоторые трудности не только в познании истины о Воскресении, но и в узнавании Того, Кто предстал перед ними как будто Тем же Самым, но в то же время иным - как Христос преображенный. Им нелегко сразу же узнать Его. Они предчувствуют, что это Христос, но в то же время понимают, что Он не такой, как прежде, и они испытывают перед Ним благоговение и страх.

Позже, когда ученики осознают с Его помощью, что это не кто иной, как Сам преображенный Христос, в них пробуждаются новые познавательные способности, новые умонастроения, любовь и вера: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк 24, 32). «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20, 28). «Видела Господа» (Ин 20, 18). А значит, и событие распятия они видят в совершенно ином свете, начиная понимать истинный и полный смысл той тайны страданий и смерти, которая завершилась прославлением новой жизни. Именно это с самого начала станет одним из основных мотивов той вести о спасении, которую апостолы понесут иудейскому народу, а со временем и всем народам.

7. Здесь следует подчеркнуть еще одну характерную особенность явлений Воскресшего из мертвых Христа: Иисус окончательно вверяет апостолам (и Церкви), особенно во время последних встреч с ними, миссию евангелизации мира - нести миру Благую Весть о Его слове и о даруемой Им благодати. Вспомним явление Иисуса ученикам в Сионской Горнице вечером, в день Пасхи: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).

Являя Себя апостолам на Тивериадском море, в момент чудесного улова - символа и предсказания плодотворности миссии, - Иисус хочет направить их мысли к тому делу, которое их ожидает (ср.: Ин 21, 1-23). Подтверждением этому является поручение особой миссии Петру (Ин 21, 15-18): «Любишь ли ты Меня? (...) Ты знаешь (...). Паси овец Моих (...). Паси овец Моих».

Евангелист Иоанн записал: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» (Ин 21, 14). В этот раз они не только узнали Его - «Это Господь» (Ин 21, 7), но и поняли: все, что случилось и что случится в эти пасхальные дни, призвано вовлечь их всех - и особенно Петра - в созидание новой эры, начавшейся в это пасхальное утро.

22. 02. 1989


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.