Я послан, дабы благовествовать нищим» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Я послан, дабы благовествовать нищим»

2022-10-11 23
Я послан, дабы благовествовать нищим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Наши катехизические беседы об Иисусе Христе, проводимые по средам, во время общих аудиенций, ныне входят в свою последнюю фазу. До сих пор мы старались раскрыть, Кем является Иисус Христос - прежде всего в свете Священного Писания, и в частности, Евангелия. В последних катехизических беседах мы рассмотрели, какой богословский ответ на это евангельское Откровение давала Церковь: сначала в апостольские времена, а затем на протяжении первых столетий, в период формирования христологических вероопределений, выработанных первыми Соборами в период между IV и VII вв.

Иисус Христос - истинный Бог и истинный человек, единосущный Отцу (и Святому Духу) по Своему Божеству, единосущный нам, людям, - по Своему человечеству: Сын Божий, рожденный от Девы Марии. Такова главная истина христианского вероучения, выражающая тайну Христа.

2. В свою очередь, к этой тайне относится и посланническое служение Иисуса Христа, которое Символ Веры объединяет с истиной о Богочеловечестве Христовом (Theandrikos) говоря кратко, Христос «ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес и стал человеком». Начиная с сегодняшней катехизической беседы, мы постараемся раскрыть краткое содержание этих слов нашего «Верую», поочередно рассматривая разные стороны спасительного служения Иисуса Христа.

3. С самого начала мессианское служение носит характер наставничества. Иисус из Назарета проповедует Евангелие. Он Сам говорит, что с этой целью «пришел» от Отца (ср.: Мк 1, 38), что был «послан» для того, чтобы «благовествовать (...) Царствие Божие» (Лк 4, 43).

В отличие от Своего предтечи - Иоанна Крестителя, который на берегах Иордана, в пустынном месте, учил приходящих к нему отовсюду, - Иисус выходит навстречу тем, кому Он должен проповедовать Благую Весть. В этом - сила и динамизм, свойственные самой тайне Воплощения: выход Бога к людям. Итак, у евангелистов мы читаем: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их» (Мф 4, 23); «проходил по городам и селениям» (Лк 8, 1). Проповедь Царства в основном ограничивается территорией Палестины; с этим связано и посещение Самарии (ср., например: Ин 4, 3-4), необходимое при переходе из Галилеи в Иудею и обратно. Евангелие упоминает также о «пределах Тирских и Сидонских», а значит, о Финикии (ср.: Мк 7, 31; Мф 15, 21); и о Десятиградии, то есть о «стране Гадаринской» на другом берегу Галилейского моря (ср.: Лк 5, 1; а также: Мк 7, 31). Несмотря на эти детали, свидетельствующие, что Христос выходил за пределы Израиля (в этническом значении), Иисус постоянно подчеркивает, что Его миссия обращена главным образом к «дому Израилеву» (Мф 15, 24). Учеников, которых Он посылает с первой апостольской миссией, Иисус прямо напутствует: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10, 5-6). В то же время Он Сам одну из важнейших Своих бесед провел в Самарии, у колодца вблизи города Сихарь (ср.: Ин 4, 1-26).

Евангелисты свидетельствуют также, что толпы людей, следовавшие за учащим Христом, приходили не только из Галилеи, Иудеи и Иерусалима, но также «из Идумеи и из-за Иордана, и из окрестностей Тира и Сидона» (ср.: Мк 3, 7-8, а также: Мф 4, 12-15).

4. Христос, однозначно подчеркивая, что Его миссия связана с «домом Израилевым», в то же время дает понять, что проповедуемое Им учение - Благая Весть - адресование всему человечеству. Так, например, в связи с исповеданием веры римским сотником Иисус говорит: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мк 8, 11). Но только после Воскресения из мертвых Он велит апостолам: «Итак, идите, научите все народы» (Мф 28, 19).

5. Что составляет основное содержание учения Иисуса Христа из Назарета? На этот вопрос можно ответить одним словом: Евангелие, то есть Благая Весть. Благовествование Христос начинает таким призывом: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15).

Уже сам термин «Благая Весть» указывает на основополагающий характер Христова послания. Бог хочет ответить на глубоко укоренившееся в человеке желание добра и счастья. Можно сказать, что Евангелие, будучи таким ответом, носит «оптимистический» характер. Однако это вовсе не временный, преходящий оптимизм, не поверхностная «программа счастья», не обещание «рая на земле». «Благая Весть» Христова выдвигает перед слушателями принципиальные нравственные требования, указывает на необходимость самоотречений и жертв и в конечном счете связана с искупительной тайной креста. В центре этой «Благой Вести» находится программа, состоящая из восьми заповедей блаженства (ср.: Мф 5, 3-11); она полностью определяет, в чем состоит то счастье, которое Христос пришел открыть человечеству, находящемуся здесь, на земле, на пути к окончательному и вечному предназначению. Христос говорит: «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3). Каждая из восьми заповедей блаженства имеет подобную структуру. В том же смысле Христос называет «блаженным» такого слугу, которого «господин, придя, найдет бодрствующим» (ср.: Лк 12, 37). В этом усматривается эсхатологическая и вечная перспектива блаженства, которое открывается и проповедуется в Евангелии.

6. В Назаретской синагоге, в начале Своего мессианского служения, Христос сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4, 18). Речь здесь идет о нищих не только в социальном или общественно-политическом (классовом) значении. Здесь говорится о тех, кто духовно открыт к восприятию истины и благодати, исходящих от Отца как дар Его любви, дар бескорыстный, «даром даваемый», так как эти люди не привязаны к благам мира сего и готовы распоряжаться ими по законам праведности и любви. Именно за такую нищету ('anawim) Иисус «славит Отца», что Он «утаил великие дела Божий от мудрых и разумных и открыл младенцам» (ср.: Лк 10, 21). Однако это не значит, что должны быть отстранены люди, материально более обеспеченные, как, например, мытарь Закхей, который влез на дерево, чтобы увидеть Иисуса и пригласить Его к себе домой (ср.: Лк 19, 2-9), или же другие, имена которых известны из Евангелия. Согласно словам Христа, «блаженны нищие духом» (ср.: Мф 5, 3) и «слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11, 28).

7. Свою евангельскую весть Христос старается передать слушателям тем способом, который соответствует их складу ума и уровню культуры. Он Сам рос среди этих людей в годы потаенной жизни в Назарете (когда «преуспевал в премудрости» - Лк 2, 52), поэтому хорошо знал умонастроения, культуру и традиции своего народа, глубоко укорененные в наследии Ветхого Завета.

8. Именно поэтому Свою проповедь Христос чаще всего облекает в форму притчи, что нашло отражение в евангельских текстах. Так, у евангелиста Матфея мы читаем: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: "отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира"» (Мф 13, 34-35).

И действительно, обращаясь в притчах к проблемам повседневной жизни, к простым житейским наблюдениям, Иисус находил контакт даже с малообразованными слушателями (ср.: Summa Tlieol., II, q. 42, а. 2). Однако скрытые в притчах «тайны Царствия Божия» вызывали необходимость особых разъяснений, о чем не раз просили апостолы (ср.: Лк 4, 11-12). Правильное и полное понимание этих тайн возможно было - и возможно сейчас - только благодаря внутреннему свету, который исходит от Святого Духа. Христос обещал и давал этот свет.

9. Обратим внимание на третью характерную особенность проповедей Христа, отмеченную в апостольском наставлении папы Павла VI Evangelii nuntiandi, обнародованном после Синода 1974 г., посвященного проблемам еваигелизации: «Иисус, Евангелие Бога, был первым и величайшим глашатаем Евангелия. И таким Он остался до конца, вплоть до совершенного исполнения, до жертвы Своей земной жизни» (п. 7),

Да, Иисус не только провозглашал Евангелие, но и Сам был Евангелием. Те, кто уверовал в Него, последовали за словом Его Благовестия, но еще более за Тем, Кто благовествовал. Они последовали за Ним, ибо Он давал «глаголы жизни», как скажет апостол Петр, выслушав проповедь Учителя в синагоге Капернаума: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68). Эта тождественность слова и жизни, Благовестника и провозглашаемой Благой Вести достигает совершенства только в Иисусе Христе. И поэтому мы также уверовали в Него и следуем за Ним, как за «единственным Учителем» и «Наставником» (ср.: Мф 23, 8. 10).

20. 04. 1988


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.