Глава 15. Законы духовного общения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 15. Законы духовного общения

2022-10-05 38
Глава 15. Законы духовного общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые сеансы в Америке

Тайна Аллал-Минга

Вернемся теперь от внешней стороны жизни Рерихов к ее внутренней, духовной стороне и попробуем понять, каким образом развивался процесс их общения с Учителями.

Обращает на себя внимание тот факт, что в самом начале сеансов Рерихам приходилось самим догадываться о том, кто именно поддерживал с ними общение. В 1919–1920 годах, на самых первых сеансах, Рерихам было сказано, что с ними беседуют члены Белого Братства:

«Существует ли Великая Белая Ложа? – Да.

Состоите ли Вы членами ее? – Да.

Там ли Мастера Хр., К.Х. и т. д.? – Да.

В Тибете? – Да».

З.Г. Фосдик в своем дневнике отмечала, что в начале общения Учитель не сообщал Рерихам свое подлинное имя – Мориа, а называл себя Гулаб-Лалл-Синг [400] или представлялся как «М. и К.Х.» [401].

Затем невидимый собеседник стал представляться Рерихам как Аллал-Минг. Как потом – значительно позже – выяснилось, это было имя Учителя Мории в одном из Его прежних воплощений. Зная о том, что Учителя Белого Братства могут иметь несколько имен, Рерихи поинтересовались, не Махатма ли Кут Хуми общается с ними под именем Аллал-Минга. Однако, как отмечала в своем дневнике З. Фосдик, в ответ им перечисляли целый ряд имен, побуждая их самостоятельно догадаться о том, кто их собеседник.

Вот характерная запись диалога Учителя с Рерихами:

«– Рерих Новый, Я хочу указать тебе путь твой на небывалую, строящуюся, счастливую явленную стезю.

– Кто Аллал-Минг?

– Сумей найти Меня сердцем» [402].

В своих записях З. Фосдик упоминала о встрече Е.И. Рерих в Америке с одной дамой-теософкой (ее имя не было упомянуто), с которой Елена Ивановна говорила, в частности, и об Учителях. Собеседница Елены Ивановны хорошо знала теософскую литературу, а в книгах некоторых авторов-теософов давалось описание внешности Учителей Белого Братства, общавшихся с Е.П. Блаватской и ее ближайшими сотрудниками. Во время беседы с ней Е.И. Рерих описала ей тот образ, который она часто видела в своих видениях, и собеседница сказала ей: «Да ведь это М[ахатма] М., ибо у М[ахатмы] К.Х. синие глаза и [Он] блондин» [403].

В дневнике Е.И. Рерих говорится, что после встречи с последовательницей теософии миссис Бейли [404] Елена Ивановна на сеансе задала вопрос Учителю: «Кто Алл(ал) Минг – М(ахатма) М. или М(ахатма) К(ут) Х(уми)?» Аллал-Минг на это ответил: «Умей сама, считаю, знать сердцем» [405].

На замечание Елены Ивановны, что ей кажется, что Аллал-Минг – это Махатма Мориа, Учитель вновь не дает прямого ответа: «Сердце подскажет. Любовь Мою уявлю Я. Счастлив тобою Рерих» [406].

Лишь в июне 1921 года Рерихам стало ясно, что Аллал-Минг и Мориа – имена одной и той же Индивидуальности в разных воплощениях.

Учитель прямо назвал свое основное духовное имя – Мориа – только 20 июня 1921 года. До этого, говоря Елене Ивановне о ее прошлых воплощениях, Он сказал, что она была сестрой Мории, но не упомянул о том, кто такой Мориа и как это имя соотносится с именем Аллал-Минга.

На сеансе 20 июня Махатма сообщил:

«– Я учу Мою ученицу. <…>

– Я, Мориа [407], уявляю сущность Моих поучений».

Но довольно долгое время после этого – вплоть до 29 сентября 1921 года – записывая сообщения Учителя в дневнике, Е.И. Рерих помечала их все еще как «Аллал-Минг», а не как «Мастер Мориа», «Учитель М.» или «М.М.», как она станет делать это впоследствии.

Упражнение интуиции

Задавая Учителю вопросы во время общения, Рерихи далеко не всегда получали на них ясные и четкие ответы. Очень часто Учитель предпочитал говорить намеками или выражать какие-либо идеи в символической форме. Беседы Рерихов с духовным Руководителем стали для них, с одной стороны, источником уникальных знаний, а с другой – проверкой их интуиции. Учитель далеко не все считал нужным объяснять своим сотрудникам, говоря о многих вещах лишь намеками. Таковы были условия и закономерности духовного общения – Аллал-Минг старался донести до Рерихов полезные сведения, но во многих случаях Он стремился, чтобы сообщаемая информация не нарушила течение личной кармы его учеников. Кроме того, даваемые Им намеки и подсказки способствовали пробуждению интуиции Рерихов и активизации их прежних духовных накоплений.

В одном из писем сыну Юрию Елена Ивановна отмечала: «Мне очень интересно будет вместе с тобою проштудировать все указания и советы Аллал-Минга. Это такое мудрое руководительство! “Слово мое – медь сверкающая” – это вчера. Мне он говорит только намеками, я должна сама разобраться. Вчера он мне сказал: “Сядь – на чуткое ухо уста скажут”, а затем последовал ряд отдельных слов, ничего не говорящих папе, но я поняла – мне был дан урок» [408].

Махатма прямо говорил Рерихам о том, что до понимания многих вещей они должны дойти сами, научившись «расшифровывать» Его сообщения и намеки: «Редко Я даю очень [хорошо] понять мои речи» [409].

«Смысл угадывать моих слов – хорошее упражнение ловчим [410] понимать мои указания» [411]. Этот метод развития интуиции, использовавшийся Учителем М., напоминает прием, использовавшийся Буддой – основателем Белого Братства: «…не надо забывать любимую игру Будды с учениками в минуту отдыха, когда Учитель бросал в пространство одно слово, по которому ученики строили целую мысль» [412].

Буддой этот метод применялся не только для развития интуиции учеников, но и для оценки состояния их сознания («Нет более мудрого испытания состояния сознания» [413]). Но Учитель Рерихов использовал этот метод для упражнения их интуиции и выработки умения понимать смысл сказанного благодаря предельно краткому сообщению.

Новый способ общения

С самого начала общения с Рерихами Учитель стремился развить их способности к телепатическому восприятию переданных (как он говорил, «внушенных») мыслей, называя это «лучшим способом».

«Подождите, читайте лучше Мои мысли» [414], – рекомендует Он Рерихам на одном из сеансов.

На сеансе, участниками которого были не только Рерихи, но и их сотрудники Лихтманы, Махатма М. говорит о новом способе общения подробнее: «Ручной способ – первая ступень, затем откроется ухо для Наших речей. Услышите духом» [415].

Та же мысль повторяется и в сообщениях Мастера М. чуть позже: «Ручной способ должен потом замениться языком сердца» [416].

В ноябре 1921 года Учитель вновь сообщает Рерихам: «Лучший способ дам вам: один день говорите через стол, другой день пишите мысли, которые вам хочется выразить; Я буду с вами и буду наблюдать, как вы отличаете мысли данные. Нужно подвигаться в сознании внушенного. Потом через стол Я укажу, которые мысли были внушены. Это полезный урок для внутреннего уха» [417].

Фактически эти «уроки для внутреннего уха» были уже началом той методики, с помощью которой впоследствии будет осуществляться общение между Учителем и Его учениками – новая методика основывалась на яснослышании и ясновидении.

«Учи учеников сосредоточением вызывать картины.

<…> Чужда мудрым доска [418]» [419], – говорил Учитель Своим последователям. Под «вызовом картин» посредством сосредоточения, очевидно, имелось в виду развитие ясновидения.

Видимо, имея в виду психодуховные способности Елены Ивановны, Учитель также сообщал: «Можешь многое и потом улыбнешься своему сомнению» [420]. В дальнейшем, говоря о замене механического способа общения чисто духовным, основанным на яснослышании и ясновидении, Мастер М. подчеркивал, что восприятие Его сообщений таким путем лучше всего будет удаваться именно Елене Ивановне: «Можно схватывать послание и не через стол. Урусвати знает, как слушать без стола» [421].

«Урусвати лучше услышит и увидит» [422].

Переход к новому способу общения осуществлялся Рерихами под неустанным руководством Учителя. «Научить хочу вас новому способу сообщения. Когда без усталости, пусть Минг [423] говорит, и Я столом буду подтверждать» [424], – сообщал Он на одном из сеансов.

Помимо яснослышания, информация передавалась Рерихам и с помощью ясновидения. Один из первых опытов передачи информации методом ясновидения нашел отражение в дневнике Рерихов. На сеансе 13 октября 1922 года Учитель предложил: «<…> Пусть Рерих диктует им увиденное завтра. Напишу перед ним – так меньше энергии берет. Надо пристально смотреть, закрыв глаза. Урусвати знает, как бывает» [425].

14 октября, то есть на следующий день, красивый краткий текст, написанный белым стихом, был передан Николаю Рериху, как говорилось в дневнике Рерихов, «с помощью духовного зрения», то есть ясновидения.

Судя по замечанию Учителя «Урусвати знает, как бывает», Е.И. Рерих к тому времени уже имела опыт приема информации этим способом. Причем, скорее всего, речь идет не просто о видениях определенных образов, которые не были для Елены Ивановны чем-то новым, а именно о восприятии текста сообщения в письменном виде при помощи ясновидения. Подобным образом воспринимала тексты своих книг, написанные Махатмами М. и Кут Хуми, Е.П. Блаватская. Как известно, текст «Тайной Доктрины» был создан тремя авторами – Блаватской и ее Учителями.

Позднее Елена Ивановна в совершенстве овладела методом ясновидения.

Однако учение Живой Этики Учитель М. передавал Рерихам (в основном Елене Ивановне) с помощью яснослышания.

Чем этот метод отличался от телепатии? Конечно, в основе общения Рерихов с Махатмой М. была передача мысли на расстояние – это факт. Но при телепатии реципиент (человек, принимающий послание) воспринимает только суть посылаемых мыслей, но отнюдь не готовый текст со свойственными индуктору (то есть человеку, передающему информацию) характерными особенностями литературного стиля.

Что же касается приема сообщений путем яснослышания, то Елена Ивановна не просто воспринимала на расстоянии посланные ей мысли и зрительные образы – она слышала в своем сознании живой голос Учителя с характерным, любимым ею тембром (глубоким баритоном, как она говорила З. Фосдик) и записывала передаваемые Им тексты, отличающиеся ярко выраженными стилистическими особенностями.

Таким образом, к 1923 году Рерихи практически полностью освоили новый способ общения с Учителем, заменив им прежний метод. Вместо получения сообщений от Мастера М. с помощью принятых в спиритизме сигналов они использовали, говоря современным языком, экстрасенсорные способы восприятия информации.

Подчеркнем, что новый метод приема информации, основанный на ясновидении, яснослышании и телепатии, использовался Рерихами с самого начала их общения с Учителями – об этом свидетельствуют воспоминания В. Шибаева. Как уже говорилось, этот метод они довольно долго называли «автоматическим письмом», пока сам Учитель не дал ему более адекватное название восприятия «под Лучом». Еще активнее они использовали данный метод в США.

Сеансы внутреннего круга

Рерихи не только не скрывали от своих ближайших сотрудников, что являются учениками Махатмы М., но и старались приобщить их к своему общению с Учителем. Вскоре они стали проводить вместе с ними коллективные сеансы общения с Учителем. Во время этих сеансов Учитель посылал сотрудникам Рерихов телепатические сообщения, которые они записывали на английском языке (Франсис Грант, а также Нетти и Луис Хорши не знали русского языка, в отличие от семьи Лихтманов – Зинаиды, Мориса и его сестры Эстер, эмигрировавших в США из России). Иногда участники общения записывали сообщения и на других языках – французском, немецком. Участница коллективных сеансов Зинаида Фосдик в своем дневнике писала о том, как происходили эти встречи. Благодаря ее записям становится ясно, что к 1922 году не только Рерихи (за исключением Елены Ивановны), но и их американские ученики в основном освоили новый метод приема информации от Учителя, а именно – записывание Его сообщений во время телепатического контакта. Этот метод они еще долго называли «автоматическим письмом». Однако в то время Рерихи и их внутренний круг еще не отказались от первого способа, связанного с использованием алфавита. Вот некоторые из воспоминаний Зинаиды Фосдик:

«Вечером в этот же день мы имели сеанс у Н.К., причем все стояли за столиком вчетвером, а Ю.Н [426]. записывал. После сеанса, на котором нам было, между прочим, велено проводить сеансы самим четыре раза в неделю и развивать силу, я и Нуця [427] пробовали писать автоматически, но ничего не вышло. Ю.Н. пробовал писать, и вышло “Мориа” и разные рисунки. Потом сел [за стол] Н.К. и нарисовал автоматически дивный знак для “Корона Мунди” с числом 11.VII.1922 и надписью: “Я даю, да, да, да”» [428].

Интересно, что и в 1922 году, и позднее Рерихи и их ученики часто проводили сеансы общения, не сидя за столом, как это обычно делают последователи спиритизма, а стоя: «В 7.30 вечера Н.К. пришел к нам, и у нас был чудный сеанс, большой силы. Он сидел недалеко от стола, за которым мы стояли» [429].

Следующие фрагменты из дневниковых записей З. Фосдик говорят о том, что в те годы Рерихи и их ближайшие сотрудники еще комбинировали оба метода принятия сообщений от Учителя. Сеансами Зинаида Григорьевна, видимо, называла такие беседы с Учителем, во время которых информация принималась первым способом, то есть с использованием алфавита и сигналов в виде стука:

«Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги. А потом Н.К. стал писать автоматически, и пришло дивное послание от М. <…>. Потом писал Юрий» [430].

Во время отдыха на Монхигане летом 1922 года Рерихи продолжали сеансы общения вместе с четой Лихтман; приезд супругов Хорш на Монхиган заставил их изменить способ бесед с Учителем. Как писала в дневнике Зинаида: «Завтра приезжают Хорши и Грант, и наши сеансы, конечно, на неделю будут прекращены, только будем писать автоматически каждый вечер у Рерихов» [431].

Сеансы, очевидно, пришлось прекратить из-за того, что получение сообщений Учителя осуществлялось на них все еще с использованием метода спеллирования и не знающим русского языка Хоршам это занятие было бы неинтересно.

Еще одна запись из дневника З. Фосдик: «Только что вернулись от Хоршей, где собрались, как всегда по субботам, чтобы писать автоматически; после того как все писали, мы сидели за столом в темноте. Во время сеанса было сказано по азбуке: “Полное согласие теперь. Согласие в первый раз”» [432].

(Как уже говорилось, метод принятия сообщений «по азбуке», то есть по алфавиту, был основан на получении сигналов в форме стука.)

Вероятно, сеансами Зинаида Фосдик называла такую форму общения, при которой использовались методы, принятые в спиритизме, в то время как автоматическое письмо (а в действительности, как стало ясно потом, – записи под Лучом) считалось ею особой формой общения, осуществляющейся помимо сеансов. Еще характерная цитата из ее дневника: «Конечно, сеансов у нас нет, но вчера Юрий писал автоматически» [433].

Постепенно к записям под Лучом приобщаются и члены внутреннего круга сотрудников – Зинаида и Морис Лихтманы, Ента (Эстер) Лихтман, Грант, Хорши. Мать Зинаиды Григорьевны, Софья Шафран, оказалась сильным от природы медиатором, ей хорошо удавалось принимать информацию в форме видений, то есть с помощью ясновидения. Остальные члены круга после регулярных занятий также получили способность принимать сообщения Учителя как в виде записи под Лучом, так и в форме видений. Уже в 1924 году [434] Зинаида записывает в дневнике:

«…у нас была дивная Беседа, по обыкновению. Н.К. сел с нами за стол, получили чудесные послания, изумительные видения» [435].

Общение Рерихов и современный ченнелинг

Что же представлял собой этот метод приема информации от Учителей, который Рерихи и их сотрудники вначале называли автоматическим письмом? К настоящему автоматическому письму спиритов, как мы видели, этот способ не имел отношения, потому что основывался на совсем иной психотехнике. Вплоть до 1923 года, когда Учитель назвал его восприятием «под Лучом», для этого способа еще не существовало названия.

Фактически, все ученики Великих Учителей – Блаватская, Франче Ла Дью [436] и Рерихи – использовали особый метод получения информации по каналам Тонкого мира; этот метод основывался на способностях ясновидения и яснослышания.

Е.И. Рерих, указывая в своих письмах источник переданного ей нового учения Агни-Йоги, подчеркивала его естественное происхождение: «…мы, вполне признавая, вернее, зная о возможности сообщений с миром потусторонним, тем не менее в нашем случае настаиваем на получении наших книг не “from the clouds” от каких-то небожителей, а именно от Махатм, или Братьев, носящих физическую оболочку и занимающих на Земле определенное место. Потому и интересуемся так всеми опытами по передаче мыслей на расстояние, которыми заняты сейчас в одной Америке уже до сорока профессоров во главе с д-ром Райном, не говоря о других выдающихся европейских ученых. Великий Платон говорил: “Мысли правят миром”. Теперь проф[ессор] Комптон, высказав предположение о нахождении действенной разумной силы за каждым феноменом природы и о действии мыслей на материю, заканчивает свой труд следующими замечательными словами: “Возможно, что мысли человека являются самым важным фактором Мира…” Итак, начав с воздействия идеологии мысли, мы приходим уже к постижению механики мысли» [437].

Сделав небольшое отступление от основной темы нашей книги, скажем несколько слов о современных явлениях, связанных с передачей отдельным людям различных идей и учений, так сказать, «из пространства», то есть от неких высших сил, называемых ими по-разному. С течением времени у Блаватской, Франче Ла Дью и Рерихов появилось много подражателей на Западе. Еще во времена Рерихов Алиса Бейли утверждала, что получает новое философское учение от одного из Учителей Белого Братства, хотя в действительности источник получаемой ею информации никакого отношения к Белому Братству не имел. Впоследствии появились «пророки» Профиты, а сейчас популярностью пользуется Ли Кэрол, получающий «откровения» от космической сущности по имени Крайон [438]. В современных западных странах подобный способ общения получил название ченнелинга, или контактерства. Книги о духовном опыте Блаватской и Рерихов в Европе и США относят к области ченнелинга. Не будем сейчас рассуждать, насколько это правомерно, отметим лишь, что как бы в наше время ни называли общение Рерихов с Учителями, к какой бы области явлений его ни относили – его все равно ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с современным ченнелингом. Уровень информации, который был доступен Блаватской, Ла Дью и Рерихам, ее культурно-духовная значимость и новизна идей, передаваемых им Учителями, резко выделяют их духовный опыт из всех современных явлений аналогичного типа.

Если внимательно проанализировать содержание «откровений», передаваемых пророкам ченнелинга, то становятся совершенно очевидными следующие обстоятельства. Во-первых, ни один из ченнелеров-предсказателей, будь то Профиты, Ли Кэрол (автор книг, содержащих послания Крайона) или еще кто-либо, не передал миру каких-либо новых идей. Все то, о чем говорят современные ченнелеры, является всего лишь вольной (и далеко не всегда адекватной) интерпретацией уже известных фактов о многомерности мироздания, существовании иных планов бытия, иных видов материи, наличии у человека тонких тел и чакр и тому подобных фактов.

Во-вторых, ни один из «пророков» ченнелинга не сообщил обществу настоящих, то есть осуществившихся, предсказаний относительно будущего – в отличие от того, что изложено в учениях Махатм, предсказавших многие научные открытия (о чем говорится в главе, посвященной феномену Шамбалы).

Что касается пророчеств, которые якобы передает человечеству Крайон через его верного земного сотрудника Ли Кэрола, то все они имеют приблизительно один тип. Например, Крайон – устами Ли Кэрола – заявляет, что одним из его осуществившихся потенциальных пророчеств было утверждение о том, что 13 или 14 октября 2008 года на Землю прилетит гигантский НЛО. Как говорится в книге Ли Кэрола, «тысячи человек были убеждены, что 13 или 14 октября произойдет приземление гигантского летающего блюдца». Причем, как отмечает Крайон, «… не я один челленгировал это» [439]. В результате приземления инопланетного корабля, как утверждал Крайон, на нашей планете должен был произойти мгновенный эволюционный прорыв, в терминологии Крайона – межмерный (или многомерный) сдвиг. На самом деле, конечно, никакой НЛО на Землю так и не прилетел. Однако «пророка» ченнелинга этот факт нисколько не смутил. Несбывшееся пророчество он объяснил следующим образом: «Слушайте внимательно: в те дни, 13–14 октября 2008 года, эта планета совершила межмерный сдвиг без ожидавшегося происшествия» [440].

При этом, естественно, Крайон не утруждает себя подробными объяснениями того, что было причиной такого внезапного и кардинального сдвига и – самое главное – в чем именно этот сдвиг выражается. Нетрудно понять, чего стоят подобные «пророчества». Самое интересное состоит в том, что многочисленных поклонников Крайона такие «пророчества» не обескураживают и не вызывают у них закономерных, казалось бы, вопросов.

В-третьих, работы авторов ченнелинга полны противоречивых рассуждений, в них отсутствует внутренняя логика и аргументированность утверждений. Их книги изобилуют многочисленными ошибочными заключениями, поверхностными и несолидными суждениями о понятиях и явлениях, имеющих совершенно иной уровень интерпретации в подлинной философской или естественнонаучной литературе.

Обращают на себя внимание некоторые призывы и высказывания Крайона, к примеру:

«Войдите и добудьте чистую ДНК, которой вы обладали до того, как пришла болезнь! [441]»

«Существуют два варианта записи акаши: одна глобальная, а другая персональная. Глобальная содержится в Пещере Творения. Это физическое место на вашей планете, наполненное кристаллической энергией» [442].

Еще более оригинальные «откровения» можно найти в книгах П. Пфистер, также принимающей послания от Крайона. В книге «Исцеление человечества» она пишет, что у человека есть галактическое световое тело, на различных уровнях которго располагаются чакры, причем есть чакры, находящиеся на передней стороне этого тела, а есть чакры, находящиеся на задней. Каждая из этих чакр является источником какого-либо определенного морального или психологического качества, которое может быть развито в человеке хорошо или плохо, в зависимости от состояния чакры.

Например, существует чакра совести, которая у некоторых людей приоткрыта, а у некоторых – закрыта. Согласно учению Крайона, переданному П. Пфистер, чакра совести находится «…в Пранической трубке, между Сердечной чакрой и чакрой Знания». Как пишет П. Пфистер, «для осуществления Кармической игры совесть часто отключалась, в том числе и чакра Совести. Она была полностью дезактивирована. <…> Если эта чакра открыта на 100 %, ты больше не сможешь причинить кому-либо вред в какой-либо форме, даже неосознанно, по вине застарелых стереотипов или обязательств!»

Помимо чакры совести, в человеческом организме есть, по утверждению П. Пфистер, «чакра Полноты», которая располагается «…между чакрами Солнечного сплетения и Гармонии». В этой чакре, как считает автор, находятся «…все обеты, клятвы и обещания, которые вы давали когда-либо» [443]. Этим перечисление чакр не исчерпывается – автор дает понять, что их количество в организме человека практически неисчислимо.

Излишне говорить о том, что к мировому философско-эзотерическому наследию подобные утверждения не имеют никакого отношения.

Именно в силу всех этих обстоятельств ченнелинг никак нельзя воспринимать всерьез. На наш взгляд, единственное позитивное качество этой литературы состоит в том, что она изложена весьма простым языком, что делает доступным приобщение к эзотерическим идеям для самых широких читательских кругов, в том числе и для людей, не способных воспринимать серьезные философские учения, каковыми являются теософия, Живая Этика и Учение Храма. Правда, в этой общедоступности ченнелинга есть и обратная стороны медали – примитивизм и некорректность изложения многих положений эзотерического философского наследия. Еще одна положительная черта ченнелинга состоит в том, что в нем, как правило, пропагандируются общечеловеческие нравственные истины: необходимость терпимости и доброжелательности в отношениях между людьми, призыв к духовному самосовершенствованию, к деятельному участию в благотворительных делах, к стиранию расовых и национальных барьеров, отказу от ненависти и мести, веротерпимости и другим необходимым для людей нашей эпохи моральным качествам. В силу этих обстоятельств ченнелинг нельзя однозначно отнести к негативным явлениям в современной западной культуре.

Но следует учитывать и другое: философские учения Учителей Востока ни в коем случае нельзя смешивать с литературой ченнелинга – то и другое представляет собой совершенно разные культурные явления.

Принципы духовного собеседования

Основы основ

Одновременно с совершенствованием методов общения Учитель начинает знакомить Рерихов с внутренними закономерностями и правилами духовного собеседования. Эти правила касались как психотехнических закономерностей передачи информации по каналам Тонкого мира, так и определенных кармических факторов, играющих немаловажную роль в поддержании учениками канала общения с Белым Братством.

Обязательное условие духовного общения ученика с Учителем состояло в охране чистоты канала связи между ними. Этому могло помешать присутствие на сеансе людей с негативной аурой. Загрязненная аура одного человека могла стать каналом для вмешательства темных сил в процесс передачи информации; итогом могло быть полное искажение смысла переданного сообщения. На сеансе 10 мая Учитель сказал Рерихам, что они не должны проводить сеансы с незнакомыми людьми, предварительно не получив на это разрешения Учителя, способного адекватно оценить качества ауры находящихся рядом с учениками людей: «Не сидите [на сеансах] с посторонними без особого разрешения» [444].

Для духовно слабых, неподготовленных людей (конечно, к Рерихам это не относилось) последствия контакта с загрязненной аурой могли быть и гораздо опаснее, вплоть до одержания.

Необходимым требованием для осуществления духовного общения было также гармоничное состояние сознания. Только это условие гарантировало ученику безошибочное восприятие переданных Учителем сообщений. Для этого нужно было уметь поддерживать душевное равновесие, изгоняя из сознания любые негативные мысли и эмоции, в частности, раздражение, сомнение и т. п.

«Тебе надо совместить наслоения чувств, привести себя в готовность нашего общения» [445].

«Любите друг друга. Устраните раздражение – оно вредит моим флюидам. Я пошлю вам чистые мысли. Упрочу ваше желание совершенствоваться» [446].

«Духовная батарея должна действовать гармонично, и тогда Мои токи идут беспрерывно» [447], – передавал Учитель.

Елена Ивановна задала Учителю вопрос, прерывается ли ток при переменах настроения, имея в виду ток духовной энергии, благодаря которой осуществлялась связь. Махатма ответил: «Ток не прерывается, но колебания ауры вносят перемежающие волны. Постоянство ауры ведет к гармонии» [448].

Возможно, влияние смены настроений на общение не так просто интересовало Елену Ивановну. На первых ступенях «Огненного Опыта» ее эмоциональное состояние было очень сложным. Открытие энергетических центров вызвало временное ослабление физических сил Елены Ивановны. Плохое самочувствие и повышенная нервная возбудимость делали ее восприятие окружающей жизни крайне обостренным; несовершенство этих условий, постоянные проблемы, сопутствовавшие Рерихам во время их жизни в Америке, еще больше отягощали ее эмоциональное состояние. Подчас нервное напряжение было так велико, а физическое и эмоциональное самочувствие настолько осложнено, что даже шум в доме или на улице причинял Елене Ивановне страдания. Порой она плакала, не в силах бороться с тяжелым настроением. Позже Зинаида Фосдик в своем дневнике отмечала, что в самом начале Огненного опыта Елене Ивановне причинял страдания даже незначительный шум; потом ей стало легче и организм перестал так болезненно отзываться на негативные внешние обстоятельства [449].

Учитель, понимая состояние своей ученицы, всячески поддерживал ее, иногда мягко упрекал за слишком сильную эмоциональную реакцию, но в основном подбадривал, подчеркивая, насколько важно уметь владеть своим настроением:

«Сообщения приходят лучше по сухому пути. Улыбка нужна – плач препятствует току. Можно пользоваться некоторыми железами пока они без раздражения выделения. Мир тучею слез прерывает нужные токи» [450]. На это Елена Ивановна спросила, а может быть, просто грустно пошутила: «Следоват[ельно], и тут преимущество у богатых, ибо бедные и униженные часто льют слезы?» Учитель ответил (видимо, имея в виду закон кармы): «Бедные избрали себя» [451].

«Любите Меня»

Важнейшее условие поддержания духовного общения состояло в том, чтобы постоянно помнить об Учителе и мысленно призывать Его во все свои важные дела. «<…> Явите сознание связи с руководителем, и ничто несовершенное не проникнет» [452], – говорили Учителя Рерихам.

В Агни-Йоге это называлось «памятованием» об Учителе.

О необходимости почаще вспоминать об Учителях Рерихам говорилось с самых первых сеансов в Лондоне:

«Очень часто думай о Нас»; «А ты думай о Нас! [453]»

Аналогичный призыв – «Больше думай о Нас!» [454] – Учителя адресуют и старшему сыну Рерихов Юрию.

То, что постоянное мысленное устремление ученика к Учителю является важнейшим условием поддержания духовной связи с Ним, Махатма подчеркивал неоднократно в первые два года общения с Рерихами. В нескольких сообщениях Учитель говорил, насколько важно для учеников помнить о Нем, призывать Учителя и мысленно общаться с Ним:

«Ты должна часто говорить со мною мысленно» [455].

«Зачем не призываешь Меня. Я Мориа, Урусвати. Урусвати должна призывать Меня» [456].

«Остерегайся забывать призывать Учителя» [457].

«Я учу, яви, Урусвати, уменье лучше сосредоточиться на Мне. Долго думай о Нашем доме в Тибете. Теперь ты знаешь цвет строений Наших. Думай о Нас <…> как об уехавших родственниках. Рок и мысль приведут к Нам» [458].

Лучшим средством поддержания и упрочения связи ученика с Учителем было наличие в ученике чувства доверия и любви к Учителю. Махатма не раз призывал Рерихов доверять Учителю и, какие бы ситуации ни складывались в их внешней жизни, держать сознание открытым и свободным от негативных чувств:

«Поговорим с добротою и научно. Не для Меня, но для вас говорю о доверии. Посылки разбиваются о закрытое сердце. Когда ненужное говорится, провода мешаются. Эманации раздражения не только отбрасывают посланные мысли, но даже действие не может к ежу прикоснуться. В том разница оперения от игл ежа. Стрелы, оперяя, очертят круг спасения, но если иглы сомнения не допускают телеграмму до приемника, то особая трудность возникает.

Высшие посылают Нам благо – Мы передаем его вам, но если Мы и вы отринем посылаемое сознание, то Нас затопит волна зла» [459].

Самым лучшим условием, максимально облегчающим установление духовного общения, было чувство любви ученика к Учителю. Именно поэтому Учитель М. не раз призывал Рерихов не просто думать о Нем, но и любить Его как своего духовного наставника.

В призыве «Любите Меня», адресованном Махатмой М. Рерихам, не было ничего удивительного: любовь даже на земном плане выражалась в тяготении человека к любимому предмету или другому человеку. Духовная любовь ученика к Учителю служила мощным средством взаимного притяжения и объединения их аур и сама по себе создавала в астральном пространстве светлые нити связи между собеседниками. Не случайно Махатма сообщал Елене Рерих: «Люби Меня и удвоишь силу» [460].

Любовь к Учителю Рерихам тоже предстояло вырабатывать постепенно и сознательно. Во время одной из бесед Учитель напоминал Елене Ивановне: «Урусвати, Я учу тебя», – и мягко упрекнул ее за недостаточное устремление к Нему: «Мало любишь Меня. Я для тебя не существую как муж [461] и друг. Испроси совет, ручаюсь за суть моего совета. <…>» [462].

Полное доверие и любовь к Учителю со стороны ученика считаются в Агни-Йоге главным условием успешного взаимодействия между ним и Учителем. Любовь в этом учении вообще была названа самой сильной творческой энергией Космоса – энергией Света.

«…Через любовь придешь ко Мне. Я духу кедра крепость дам» [463].

В учении Агни-Йоги, которое Рерихи в то время только начали получать от Учителя, теме любви к Учителю также будет уделено большое внимание. Этот фактор Махатмы считали одним из краеугольных принципов индивидуального духовного развития ученика. В одной из книг Агни-Йоги говорится:

«Иеровдохновение нисходит при одном основном условии. Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение» [464].

Бывшие учениками Великих Учителей во многих воплощениях, Рерихи хорошо понимали, что` такое чувство любви к Ведущему Иерарху. В своих письмах последователям Елена Ивановна не раз касалась темы искренней любви ученика к Учителю:

«Лучшее ощущение в сердце – непрестанное памятование и любовь к Великому Облику» [465].

«Вы пишете, что есть люди, которые возмущаются встречающимся в первой книге утверждением – “любите Меня” и считают это каким-то навязыванием. На это отвечу – вероятно, сердца таких людей окаменели, и они не знают, что есть горение сердца, что есть пламенная любовь ученика к Учителю и какую радость дают эти слова Учителя пылающему сердцу ученика. Ибо этим своим утверждением Учитель не только принимает любовь ученика, но и приближает его и поощряет следовать этим кратчайшим и царственным путем» [466].

Много позже, уже после своего ухода с физического плана, из высших сфер Тонкого мира Елена Ивановна передаст своему ученику Борису Абрамову:

«Многое в Мире Надземном совершается силой любви. Любовь – это двигатель мощный, любовь – это светлая сила, любовь – это оружие Света, любовь – это сердца огонь. Так сердцем и действовать будем. Конечно, <…> близка я любившим меня на Земле и все еще любящим ныне. Мужество рождается в преданном сердце, зажженном любовью к Высшим. <…> Не забывайте о беспредельности качеств и чувств. Любовь как источник энергии беспредельна в потенциале своем. Ею и действуйте» [467];

«Слияние сознаний осуществляется любовью: это способ самый надежный и легкий, если сердце вмещает любовь. Искусственно оно не создается. Сердце просто любит не рассуждая. Рассуждает рассудок. Но растить любовь можно. Как любимый цветок поливает садовник и заботу имеет о нем, так и чувство любви поддерживается и растет памятованием постоянным и прочным» [468].

Аналогичную цель – создание крепкой духовной связи с Учителем – имело еще одно из важнейших правил духовного ученичества, заключающееся в том, что ученик должен был думать только об одном избранном Учителе, а не о нескольких. Только при этом условии провод духовной связи мог действовать безотказно. Для этого ученик должен был мысленно обращаться только к одному руководителю: «Умей обратиться всею силою духа только к Нему, иначе дверь останется открытой прохожим и токи смешаются» [469].

Это правило было сообщено Елене Рерих во время очередной беседы с Учителем: «Думай о духовном руководительстве одного Учителя» [470].

Психотехника общения

В умение поддерживать духовную связь с Учителями входило обязательное соблюдение ряда психотехнических, если это можно так назвать, условий. В основном они касались закономерностей приема и передачи информации. По отдельным сообщениям Учителя можно составить приблизительное представление о том, каковы были основные правила действия «духовного телеграфа», как назвал его Учитель.

«Уже часто говоришь гармонично. Но не надо прерывать весть. Каждый вопрос и восклицание разрушает ленту духовного телеграфа. И приносит усталость» [471].

Иногда в течение одной беседы сообщения передавались Елене Ивановне на разных языках, что, как выяснилось, имело определенную цель. На вопрос ученицы: «Почему услы<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.