Правда и преднамеренная ложь. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Правда и преднамеренная ложь.

2022-02-10 35
Правда и преднамеренная ложь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не мнения определяют качества поступков, а их действительное отношение к условиям труда и отдыха людей (1, с. 14).

Из положения об объективности добра и зла с логической необходимостью следует, что моральные суждения не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне могут быть истинными или ложными (1, с. 14).

Не всё, что мы называем правильным, можно охарактеризовать как истинное (1, с. 15).

… всё принадлежащее к объективной и субъективной реальности является или может стать предметом той или иной истины. Это значит, что моральные явления не составляют исключения (1, с. 15).

Суждения о добре и зле и их видах называют моральными суждениями. Моральные суждения и их системы бывают истинными и неистинными не сами по себе, а в отношении к предметам суждений (1, с. 15).

Ни убеждённость субъекта, ни договорённость людей не делают суждение истинным. В этом отношении истина не зависит от субъекта, его воли, мнения, то есть является объективной (1, с. 15-16).

… термин "правда" относят преимущественно к тому, что говорит человек, а "истина" — к тому, как мыслит он. Мыслят или истинно, или заблуждаясь, а говорят или правдиво, или лживо (1, с. 16).

Правда есть соответствие высказывания тому, что думает, знает о предмете человек. Лгут тогда, когда думают, знают одно, а говорят другое … Если А. не испытывает любви к Б., но говорит ей о своей любви, то он лжёт (1, с. 16).

Единожды солгавший — лгун (или лжец — всё равно), но вот лживость — это уже черта личности, некоторая устойчивость, порок. Лживость — антипод правдивости (1, с. 16).

Виноват вдвойне тот, кто лжёт, утаивая дурное. Ложью нередко пытаются прикрыть легкомыслие, неосторожность, преступления (1, с. 17).

Сформулируем правило, чтобы не описывать частности: тот или иной вид лжи допустим тогда, когда нет другого средства достичь действительно нравственной цели. Подчеркнем, не просто цели, ибо бывают и безнравственные цели, а подлинно нравственной цели (1, с. 18).

… не всё можно сказать ребенку из того, что знают взрослые, есть тайны, охраняемые законом и т.д. Значит, есть ситуации, в которых нравственным является сокрытие правды. Но отсюда не следует, что в таких ситуациях надо лгать. Молчание, отказ отвечать на вопрос и т. п. — вот путь сохранения тайны, за разглашение которой преследует закон или осуждает мораль (1, с. 19).

Подлинно нравственный человек не может солгать, правдивость является его чертой, качеством его личности, следствием его честности (1, с. 19).

Суд следует принципу объективного рассмотрения дел: цель его деятельности — установить истину, справедливо наказать виновного и снять подозрения с невиновного. Для этого суду нужна правда. Её и требует суд от свидетелей, экспертов (1, с. 19).

Воспитание правдивости одна из задач воспитания подрастающего поколения, воспитания совести (1, с. 20).

Заблуждение и моральное сознание.

… не всякая ошибка — заблуждение. К ошибкам, кроме заблуждений, относятся ошибки действий и логические ошибки. (1, с. 20).

Заблуждающийся в отличие от солгавшего искренен, не лицемерит, не обманывает. Он правдив, хотя и мыслит ложно, ошибается. Заблуждаются относительно предметов, их свойств и отношений, существующих объективно. Заблуждаются относительно своих переживаний, а также относительно мыслей: человек может принять ложную мысль за истинную и наоборот (1, с. 21).

Заблуждения относительно своих и чужих поступков, моральной ценности черт личности и отношений между людьми — обычная вещь. Нет людей, которые не заблуждались бы в чём-то (1, с. 20).

Заблуждаются люди и относительно того, что является добром или злом. Ослепляют реакционные интересы, пороки, страсти, вытеснившие все другие связи с миром (1, 21).

… страсть и т.п. нельзя объявлять врагами истины безотносительно к тому, на что этот интерес или страсть направлены … (1, 21).

Интересы, страсти влияют отрицательно на познание только тогда, когда они являются "шумами" — в терминах теории информации, врываются в отношение "предмет – познающий субъект", отвлекают личность от объекта … (1, с. 21).

… моральное сознание субъекта может включать в себя не только правильное, в том числе истинное, но и ошибочное (1, с. 21-22).

… моральные взгляды субъекта, то есть взгляды на добро и зло, являются объективно истинными или ложными, но не сами по себе, а в отношении к своим предметам (поступкам) (1, с. 22).

МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА.

Констатация и объяснение.

Моральное сознание … констатирует особенности и общее в поведении личностей в различных ситуациях. Оно фиксирует поступки людей (1, с. 23).

Моральному сознанию присуще объяснение. Оно стремится понять, почему так, а не иначе, поступил субъект. Оно объясняет общее и особенное в поведении личностей, групп (1, с. 24).

Функция прогнозирования является общей для всех видов сознания. Моральное сознание прогнозирует поведение субъекта. "Сколько веревочке не виться, конец будет", — гласит пословица. Мы можем прогнозировать поведение человека, если знаем, какие черты ему присущи как личности … (1, с. 24).

Народная мудрость гласит, что человек только тогда охотно смотрит правде в глаза, когда она ему приятна. Порочный человек не видит в событиях, поступках то, что противоречит его интересу. "В кривом глазу и прямое криво", — говорят в народе (1, с. 25).

Трудности моральной оценки.

Оценка — особая функция морального сознания. Чтобы выяснить сущность оценки, надо ввести понятие ценности. Ценность — мера блага, поэтому слово "ценность" часто употребляют как синоним "блага". Вещь является благом не вообще, а в определённых пределах, границах, в мере. За границами ценности благо перестает быть благом. (1, с. 25).

… ценность имеют предметы природы, вещи, сделанные людьми, отношения между членами общества, их поступки, мысли, стремления и чувства. (1, с. 25).

Правомерно говорить … и о ценных идеях, переживаниях. Переживание, например, вины за проступок имеет ценность в том смысле, что угрызения совести могут предотвратить повторение подобных действий (1, с. 25).

… абсолютизация во всех отношениях какого-то блага …, вытеснение в сознании других ценностей может иметь характер патологии. В психиатрии доминирование одной ценности над другими в болезненном состоянии называется бредом ценности … (1, с. 26).

Моральная оценка есть единство интеллектуального и эмоционального. Это значит, что оценивающий может испытывать восхищение поступком или негодование (1, с. 26).

Поступок есть единство различных компонентов, поэтому он является нравственно положительным только тогда, когда все его компоненты направлены на создание блага (1, с. 26).

Людям, которым "суждены... благие порывы, но свершить ничего не дано", не являются подлинно нравственными личностями. Нужны дела, но не просто хорошие результаты, а хорошие результаты (благо), вызванные хорошими побуждениями (1, с. 27).

Поступок является аморальным, если цель субъекта — уничтожить благо, и использовано средство, соответствующее цели. Если злая цель не достигнута по какой-то причине, то это не значит, что поступок нравствен (1, с. 28).

Особо надо оговорить случай, когда человек отказался от злой цели, победил в себе стремление к порочному. Это нравственное деяние. Борьба со злом в себе и других — доброе дело (1, с. 28).

… борьба со злом может быть успешной только тогда, когда ведётся умело. Нередко цель не достигается потому, что реакция субъекта на зло неадекватна злу (1, с. 28).

Зло во всех случаях должно встречать сопротивление, и в каждом случае существует средство, адекватное ситуации (1, с. 29).

В отношении к благу выделяются собственно моральные качества, свидетельствующие о моральном облике личности или совокупности личностей (1, с. 29).

Нет … идейности без моральной идейности, но идейность не сводится только к моральности (1, с. 30).

Борьба c аморальными качествами людей является эффективной, если находится в единстве с правильной оценкой поступков, с пробуждением желания воспитуемого совершенствоваться в моральном отношении, с помощью самовоспитания (1, с. 30).

Одобрение малой группой чьего-то поведения не свидетельствует ещё о том, что это поведение правильное. Дело не в том, что это поведение одобряют или не одобряют другие люди, а в том, чем объективно является поведение … (1, с. 30).

Всегда можно найти причину того или иного взгляда, понять, почему так, а не иначе, поступил субъект, но из этого не следует, что любые взгляды, высказывания правомерны, правильны (1, с. 31).

… способ поведения в одних условиях имеет объективно противоположное качество в других. Другими словами, то, что хорошо в одной ситуации, становится плохим в другой (1, с. 32).

 Оценки должны быть объективными. Объективно оценивать — значит оценивать независимо от своих пристрастий, симпатий и антипатий. Объективная оценка соответствует предмету, то есть добро оценивается как добро (1, с. 32).

Необъективность в оценках связана с неправильным отношением к миру, поведению других людей (1, с. 33).

… всегда можно правильно, объективно оценить покупок, образ действий, установить, соответствуют они или нет нормам морали, являются добрыми или злыми (1, с.33).

Недовольство чьим-либо поведением не является ещё доказательством того, что это поведение плохое, и наоборот … Всё дело в том, что отрицается, чему сопротивляется субъект, что он поддерживает (1, с. 33).

Умный человек не тот, кто ловко обманывает, а тот, кто поступает нравственно, кто добр (1, с. 34).

Утверждение добра требует мужества и воли. Проявление мужества и находчивости в чрезвычайных обстоятельствах — подвиг. Но подвигом является и жизнь человека, который остался честен, несмотря на невзгоды, … и которого не сломили печальные обстоятельства (1, с. 34).

Наивно было бы полагать, что подвигов не потребуется в будущем. Что-то в жизни упрощается, а что-то становится сложнее (1, с. 34).

Релятивизм видит в благе, добре, зле, истине, заблуждении только относительность, догматизм — только абсолютность. Эклектик же готов признать абсолютность и относительность блага, добра, зла, истины и заблуждения (1, с. 35).

Научный подход таков: то, что является в определённой системе отношений, при определённых обстоятельствах благом, добром, истиной или антиблагом, злом, заблуждением, то только таковым и является в этой системе, в этих условиях (1, с. 35).

… добро есть добро не вообще, а в строго определённом отношении, за пределами которого поведение имеет противоположное качество. (1, с. 36).

Моральные оценки должны отражать противоположность условий, быть точными, конкретными, абсолютными и относительными (1, с. 36).

Оценки дают положительный результат только тогда, когда применяются к истинным исходным данным. Правила оценки не гарантируют сами по себе истинность оценки, нужно, чтобы оценивающий субъект имел правильное представление о ценностях (1, с. 36).

Самооценка.

Субъект оценивает и свои поступки. Самооценка осуществляется совестью. Функция самооценки — одна из особенностей совести (1, с. 36).

… человеку свойственно стыдиться того, что является дурным. Угрызения совести бывают настолько сильными, что человек надолго лишается покоя (1, с. 37).

Порочный человек одобряет свои дурные поступки. Совесть же честного человека не позволяет ему поступить нечестно (1, с. 37).

Совесть не есть всеведущий судья. Она может ошибаться, принимая зло за добро, и наоборот. Критическое отношение необходимо и к велениям совести. Критерий совести не в самой совести, а в практике, в жизни (1, с. 37).

Порок удивителен в своих превращениях … Мошенник страстно обличает обман. (1, с. 38).

… все за гуманность, доброту, верность, честность, вежливость, справедливость, скромность. Но тут-то и начинается "но"... (1, с. 38).

По тому, какого поведения требует от других лиц человек, нельзя определенно судить о том, каков он сам. Действительно нравственная личность предъявляете высокие требования прежде всего к самой себе. Она не боится борьбы со злом и не делает того, что не позволяет другим. Порочный делает (1, с. 38).

Обратимся к самому поразительному парадоксу злого поведения. Почему порочный человек, проявляя осведомленность в нормах морали и права, требуя от других доброты, честности, правдивости и т. п., попирает всё это? (1, с. 38).

Чтобы решиться на то, что расходится даже с собственными требованиями к другим, надо успокоить совесть, оправдать предварительно зло, сделать для себя исключение, найти основание для поступка (1, с. 39).

Совершившие зло легко находят обстоятельство, которое, по их убеждению, оправдывает их, показывает чуть ли не их благородство (1, с. 39).

Защитными мотивами люди оправдывают свои поступки, нейтрализуют нормы поведения, устраняют постыдную окраску своих деятельностей. Происходит замещение действительного побуждения мнимым... Защитный мотив прикрывает какую-то слабость, порок, нарушение нормы морали (1, с. 39).

Совершившие зло оправдывают порой свои действия тем, что "не причинили большого ущерба" … Нередко порочат жертву злодеяния, рассматривают её не как жертву, а как человека, заслуживающего быть избитым, оклеветанным и т.п. Ссылаются … на то, что и другие люди так делают, то есть превращают свою вину в вину коллективную (1, с. 40).

Если человек не считает дурным какой-то образ поведения, не испытывает к нему отвращения, то он разрешает его себе, не стыдится делать то, что осуждают окружающие. (1, с. 41).

… на попрание общественных установлении, на бессовестный обман, а то и на злодейство человек идёт тогда, когда "хочу" становится для него единственной побудительной силой, его "я" — единственной ценностью (1, с. 41-42).

Порочные люди … намеренно нарушают нормы человеческого общежития. Но все это выглядит нередко как "защита морали" как "борьба с подонками" (1, с. 42).

Изменение поведения порочного человека происходит только тогда, когда преодолевается, устраняется защитный мотив, когда субъект посмотрит правде в глаза. Без знания способов самооправдания невозможно осуществлять воспитание и перевоспитание (1, с. 42).

НОРМА.

Особенности моральных норм.

В мораль входит система норм. В нормах морали проявляется её регулятивная функция. То, что обозначается словами "нормально", "в норме", мы относим к самой действительности (1, с. 43).

Для обыденного сознания личности характерно возведение в ранг образца того, что присуще этой личности: её привычек, образа действий, привязанностей (1, с. 43).

Из-за того, что кто-то свои привычки, вкусы, распорядок дня возводит в норму для всех, нередко возникают конфликты … (1, с. 43).

… часто встречающееся, если оно несовершенно, не является ещё достаточным основанием для возведения его в ранг нормы. Ссылка на то, что "все так делают", "все так думают", малозначаща в создании норм (1, с. 44).

Выяснить, что нормально, что ненормально, не уточнив, в каком отношении, не приняв во внимание многих условий и обстоятельств, невозможно. Нормальное не есть некий абсолют, независящий от отношений (обстоятельств, условий) (1, с. 45).

Нормальное … является адекватным реальной возможности, определяемой единством внешнего и внутреннего обстоятельств (1, с. 45).

Нормальным является то в системе, что находится в мере оптимального осуществления ею функции при наличии доброй цели. Ненормальным является всё то, что не соответствует этой мере (1, с. 45).

Если цель объективно вредна, то действия субъекта не признаются за нормальные (1, с. 45).

Нормы морали имеют общий признак с другими нормами — они регулируют поведение, но их спецификой является требование делать добро и пресекать зло (1, с. 47).

К моральным нормам относятся те и только те нормы, в которых предикатом является термин "добро" ("зло") или синоним его, или термины, которые как виды подводятся под термин "добро" ("зло") (1, с. 47).

Мораль обращена к любому поведению, она имеет отношение ко всему в жизни людей. Где бы ни работал субъект, с кем бы он ни общался, в каком бы месте он ни находился, везде он должен следовать нормам морали (1, с. 47).

…следование таким нормам (не относящимся к моральным – С.Х.) есть моральная норма … нарушение производственной, например, нормы оценивается в моральном отношении. Мораль не безразлична к отношению субъектов к любым нормам, особенно производственным, политическим, правовым (1, с. 47).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.