А. И. Куинджи Березовая роща 1901 год — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

А. И. Куинджи Березовая роща 1901 год

2022-10-05 34
А. И. Куинджи Березовая роща 1901 год 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Владимир Нехаев

Березовая роща.
И жаркий летний день…
Казалось бы, что проще
Сюжет сыскать…
Но – тень!...
Куинджи надо тень
Суметь нарисовать,
Контрасты,
Ночь и день,
Оттенки передать
От светлого до черного,
От зелени до темного,
Нарисовать прохладу!-
Вот что добиться надо!..

Воображенье зрителя
В картину унеслось…
Скользим – летим стремительно,
Маршрут – картины ось…

Ручей журчит … За нами,
наверное, - родник.

Двумя богатырями
К воротам путь прикрыт.

Там, за озерной гладью,-
Ширь,небо,высь,простор!

Трава по междурядью.

...Знакомый миг с тех пор...
И мысли кружат роем!
Просторы!Дали!Ширь!

Здесь зритель стал героем,
Глядит открыто в мир.

Застыло всё под зноем.
Березы…Русский стиль.
Стоят невесты строем,
Стоят,как на параде,

Прически – пряди к прядям.
Березки – сказка, быль…

Не видим мы ни птицы,
Ни рыб следов-кругов…
Березоньки-девицы
Вдаль смотрят с берегов.

…Через столетье видно:
Картина удалась!
Березовая роща
Манит прохладой нас…

https://stihi.ru/2016/06/05/3797

 

Художником света» называл А. И. Куинджи И. Е. Репин. Действительно, по изображению игры света и тени Куинджи не было равных. Его знаменитая картина «Березовая роща», написанная в 1879 году, — этому подтверждение.

В картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Привольно и свободно растут на поляне березы. Затеяв веселую игру, скачут по их белым стволам веселые «зайчики». Художник так мастерски изобразил уголок рощи, утопающей в солнечном свете, что кажется, будто слышишь шелест листьев, стрекотание кузнечиков в мягкой траве, щебетанье птиц…

Верхний край полотна «срезает» кроны берез, но отдельные их ветки остаются в поле нашего зрения. Легкий узор их изумрудной зелени контрастирует с темной зеленью берез на дальнем плане картины – и это усиливает ощущение яркости, лучезарности летнего дня.

Затем наш взгляд привлекает ручей. Он «уводит» вглубь картины, в лес, теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести, прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Вдали мы видим темный силуэт леса. Художник не выделяет его детали, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет.

Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.

В картине «Березовая роща» Куинджи не просто показал прелесть и красоту русской природы, но с помощью оригинальных художественных средств передал нам свое чувство восхищения простым русским пейзажем.
Год написания картины: 1901.

Размеры картины: 163 x 115 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

https://opisanie-kartin.ru/kuindzhi-arhip/berezovaya-rossha

51. «Портрет неизвестной с цветами и фруктами». И. Ф. Хруцкий. Беларусь. 1838 г.

 

На «Портрете неизвестной с цветами и фруктами» 1838 года Иван Хруцкий изобразил ту самую модель, что и на более раннем «Портрете неизвестной». В этом полотне натюрморт преобладает над изображением человека. В композиционном центре картины – великолепные лилии и розы в кувшине, виноград и персики в вазе. Живописец создал праздничную гармонию лирического образа неизвестной и щедрого мира даров природы. Торжества добавляет яркое пятно красной шали (красные шали можно увидеть и на всех других «портретах неизвестных с фруктами» Хруцкого).

В этом полотне проявилась характерная для академизма склонность художника к скрупулезному выписыванию деталей, иллюзорной передаче материальности предметов: достаточно взглянуть на легкий полупрозрачный платочек вокруг шеи женщины, или на стакан и графин, стоящие на подносе. Для Хруцкого была характерной гладкая манера письма, которая отчетливо видна на этом полотне.

Иван Хруцкий был старшим из шестерых детей в семье униатского священника из Усайи. Среднее образование будущий художник получил в 1820-е годы в Полоцком высшем пиарском училище. После Иван Хруцкий перебрался в Петербург и поступил вольным слушателем в Академию искусств. В 1839 году Хруцкий получил звание академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».

Хотя Иван Хруцкий посещал класс перспективной живописи под руководством пейзажиста Максима Никифоровича Воробьева и писал пейзажи, но знаменитым он стал благодаря натюрмортам.

https://www.artmuseum.by/ru/koll/50-shedevrov-naczionalnogo-xudozhestvennogo-muzeya/i-xruczkij-portret-neizvestnoj-s-czvetami-i-fruktami.html

 

Самая народная картина

3 сентября 2018 15:03

«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» Ивана Фомича Хруцкого — картина для Беларуси знаковая. Написана она была в 1838 г. Так что можно отмечать юбилей. Подробности у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Правда, чтобы говорить о круглой дате, лучше, конечно, знать точный день окончания работы. Но искусствоведы разводят руками. Так что оттолкнемся от другого. Что на холсте? Налитые, с розоватым бочком персики, спелая слива, лубяная корзинка с клубникой, тыква, словно только-только с грядки… В кувшине — пышные розы, распустившиеся лилии… Время расцветания и плодоношения. Где-то конец лета — начало осени.

И тут знатоки улыбнутся: такие же персики, виноград, бутоны роз есть на многих натюрмортах Хруцкого, написанных и раньше, и позже. И кувшин с собаками (фабрики Поскочина, уточняется в научных трудах) у него всегда один и тот же. И стакан с водой. На «Портрете неизвестной» нет, кстати, полуочищенного лимона с завитком желтой кожицы. А это у Хруцкого фирменная деталь.

Но помилуйте! Ведь работал художник, а не копировщик. И Академия художеств не зря отмечала у молодого еще Ивана Фомича «отличные труды (…) особенно по живописи плодов и овощей». Такое чувство, что Хруцкий каждый раз испытывал радость мастера, любовно передавая на холсте аппетитные цвета спелых фруктов, фактуру керамического кувшина (который для каждой картины поворачивал то так, то эдак), холодную прозрачность воды в чистом стакане. При этом был и блестящим портретистом, а понадобилось — храмы расписывал. Профессионал.

Выше мы назвали «Портрет неизвестной» знаковой картиной для Беларуси. Что ж, это полотно (ну или хотя бы часть его) известно всем — на тысячной купюре старого образца красовались кувшин с нее, фрукты, цветы. Оно сотни раз воспроизводилось на календарях, марках… И саму фигуру И. Хруцкого Беларусь как бы заново открыла для себя, обретя суверенитет. Ведь наш! Понятно, что живописца Хруцкого не было бы без учебы в Петербурге, что его медали Академии художеств и золотые часы от Николая I — символы признания таланта в масштабе всей тогдашней Российской империи. Но родился Иван Фомич в Беларуси (в 1810 г. в Улле под Бешенковичами), в Беларуси умер (в своем имении Захарничи под Полоцком в 1885-м), да и повороты судьбы большей частью связаны именно с реалиями белорусского прошлого. И хотя многое в его биографии остается неясным, литературы для «информации к размышлению» достаточно.

Он из местной шляхты, сын униатского священника. Униатство — симбиоз православия и католичества, важная в те времена конфессия в наших краях. Учился в Полоцком высшем пиарском училище (пиаристы — католический орден, специализировавшийся на образовании детей и юношества).

Потом поехал в Петербург постигать науку живописи. Юный, безденежный — хлебнул, надо думать, всякого. Но и земляки помогали, и сам духом не падал — работал, работал… Ставил руку, копируя картины в Эрмитаже, позже в Академии художеств учился у лучших тогдашних мастеров. И хотя был в статусе «вольноприходящего» (то есть просто допущенного к занятиям и экзаменам), его натюрморты довольно быстро вошли в моду, охотно покупались. Получил звание академика — это присуждавшийся академией высший класс профессионального уровня. Звание, в частности, давало право на российское дворянство, что в судьбе Хруцкого позже сыграло важную роль.

Потому что в 1839-м — через год после создания «Портрета неизвестной» — дома начались непростые события. Глава униатской церкви епископ Иосиф Семашко твердо взял курс на присоединение к православию. Часть униатских священников его поддержали, часть — нет. Фома Хруцкий не поддержал. Грянул начальственный гнев — ревизия, отправка в монастырь на хлеб и воду. Художнику пришлось заниматься освобождением отца — писать письма, обращаться к высшим церковным иерархам. В общем, накатили проблемы, далекие от творческих. Возможно, написание портретов глав еще действующей униатской церкви было дипломатическим ходом ради спасения родного человека.

В 1839 г. руководство униатской церкви принимает акт о присоединении к православию. Отец Хруцкого по-прежнему против. В результате теряет приход, вскоре умирает. Семья остается без копейки. Ответственность за близких ложится на плечи Ивана. Он помогает стать на ноги братьям (Евстафий и Андрей тоже будут художниками), заботится об остальных. Но нужны деньги, деньги… Известно, что Хруцкий тогда преподавал рисунок в Горном институте, кроме того, написал более 20 портретов, причем людей влиятельных. Явно нарабатывал средства и связи.

Зато в 1844-м уже имел возможность вернуться на родину и купить имение Захарничи под Полоцком (российское дворянство давало на это право). Вскоре женился, после чего из Захарничей уехал.

Его пригласил к себе тот самый Иосиф Семашко — гонитель отца, уже православный архиепископ Литовский и Виленский, в будущем митрополит.

Человек крутого нрава, Семашко, однако, был умен, понимал, когда нужен кнут, а когда пряник. Именно Хруцкому — сыну непримиримого оппонента — было сделано предложение, во всех смыслах дорогого стоящее. По сути, на десять лет (до 1854–1855 гг.) Иван Фомич стал художником при архиепископе — оформлял церкви, писал портреты своего патрона и других «деятелей объединения», картины для дома Семашко. После чего вернулся в Захарничи и зажил тихим помещиком.

Правда, за кисть теперь брался все реже. Почему? Есть разные объяснения. Что натюрморты все же считались второстепенным жанром, выгодней были портреты. Однако с изобретением фотографии потенциальные заказчики все чаще предпочитали съемку на дагерротип позированию у живописца. Заказчиков было немного, особенно после восстания 1863 г. — за участие в нем местная шляхта расплатилась ссылками, изгнанием в эмиграцию, секвестром поместий. Или, может, все еще проще? Человек предпочел жить в стороне от городов. Картинами тут особо не прокормишься, значит, надо заниматься хозяйством. Но это заботы, которым ни конца, ни края. А живопись оставалась уже для души, в нечастые сладостные часы…

Так сложилась канва его судьбы — спокойной, без особых потрясений. Хруцкий явно предпочитал «применяться к обстоятельствам», ладить, а не конфликтовать. То ли изначально натура такая, то ли история отца научила не нарываться на неприятности. Но что в этом плохого? Художники приходят в мир, чтобы писать картины, а не класть жизнь на вечную борьбу.

За девять месяцев до смерти он написал автопортрет. Уж точно не вечный задира смотрит на нас с холста.

Впрочем, мы Ивана Фомича сегодня вспоминаем в связи с условным юбилеем «Портрета неизвестной». И естественный вопрос — а кто она, эта «неизвестная»? Первый ответ, готовый сорваться с языка, — жена! Да, есть и такая версия, основанная на семейных преданиях. Большинство искусствоведов ее опровергают (заметим, портретов супруги художника не сохранилось). Картина создана в 1838-м в Петербурге, женился Хруцкий лишь через семь лет в Беларуси. А у женщины на пальце уже обручальное кольцо. Кроме того, на ряде работ Хруцкого разных лет запечатлены девочка, потом девушка, затем молодая, а после зрелая дама со схожими чертами лица. Так что более логично другое предположение — сестра.

Фото 7. портрет девочки в голубом платье copy Фото 8. Портрет молодой женщины с корзиной copy Фото 9. портрет неизвестной copy Фото 10. Портрет неизвестной. 1860-е годы

Но это второстепенно. Главное — какими покоем, уютом, тихой радостью бытия веет от этого полотна! Хруцкий писал его в 28 лет — наверное, о такой жизни он и мечтал: чтобы погожий день, тенистый сад, стол, уставленный цветами и фруктами, любимая женщина за ним. Сбылось?

…«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» ныне одна из жемчужин Национального художественного музея. Генеральный директор музея Владимир Иванович Прокопцов недавно отмечал свое 65-летие. В честь этого события открылась и выставка его работ: Прокопцов сам художник. Среди пришедших поздравить юбиляра были и представители кондитерской фабрики «Коммунарка», чей фирменный магазин-кофейню «Лакомка» украшает копия самого знаменитого полотна Хруцкого. И рассказана была такая история. В кофейне молодой человек делал девушке предложение руки и сердца. «Соглашусь, — улыбнулась та, — если скажешь, кто автор этой картины». «Хруцкий!» — тут же прозвучал ответ. И предложение было принято. Если художник видел с небес эту сцену, то, наверное, счел ее лучшей благодарностью потомков.

Справочно

В честь И. Хруцкого в Беларуси названы улицы, детская художественная школа. В Новополоцке установлен памятник.

https://yandex.by/turbo/minsknews.by/s/pohozhe-na-uho-proekt-muzej-vospriyatiya-minskogo-molodogo-arhitektora-oczenilo-mezhdunarodnoe-zhyuri/?utm_source=turbo_turbo

 

52. «Февральская лазурь». И. Э. Грабарь. Россия. 1904 г.

Великолепный художественный шедевр написал живописец И. Э. Грабарь! Сколько в нём света, блеска, добра, поэзии! Художник боготворил русскую природу. Он был влюблён в её красоту с детских лет. Особенно любил мастер зимние пейзажи. Его вдохновляли хрустальный иней, засыпанные снегом деревья, кусты и тропинки, голубизна неба и солнечный свет, озаряющий русские снежные просторы.

Картина «Февральская лазурь» - необыкновенное произведение художественного искусства! Она написана после прогулки Игоря Грабаря по зимнему лесу Подмосковья. Создаётся впечатление, что художник рисовал её снизу, расположившись на снегу. Любуясь берёзами в роще, художник случайно уронил сумку, наклонился её поднять и взглянул снизу вверх. То, что открылось его взору, он изобразил дома на холсте.

Вверх, к голубым небесам, уходят белоснежные стволы берёзок. Их ветки словно белые нити узоров раскинулись в стороны, создавая на фоне неба причудливые рисунки. Такое мог заметить только очень наблюдательный человек. Художник испытал сказочное вдохновение для создания этой удивительной картины. Чудесный пейзаж он увидел морозным, солнечным утром, гуляя по лесу. Его очаровал цвет лазурных небес и природа в её благоухающем сиянии.

На деревьях видна старая, увядшая листва, покрытая серебристым инеем. Природа ему «улыбалась» и «позировала». Эти прекрасные мгновения мастер кисти запечатлел в памяти. Художник использовал в своей работе сочетания всех нежных цветов и оттенков. Волшебная сказка оживала у него на глазах!

На картине чувствуется грядущий приход весны. Всё замерло в её ожидании. Ясный, солнечный день пленит гармонией Вселенной. Лучезарные бирюзовые переливы света льются потоком на землю и в окружающее пространство. В такой неописуемой красоте природы художник пребывал до обеда. Чистый, свежий воздух наполнил зимний пейзаж особой неповторимостью.

Передний план картины представляет величественные силуэты берёзок, стоящих в снегу. Ствол одной из них плавно изогнут, будто она кружит в танце со своими лесными подругами. Небольшая берёзовая роща утопает в зимнем сне, но всё же её сон недолговечен. Совсем скоро растает снег, запоют птицы, появится первая зелень и… весна вступит в свои права.

На заднем плане композиции художник изобразил лес. Он простирается по полю длинной коричнево-белой полоской под голубыми небесами. Над лесом в небе фантастическое облако в виде большого сердца. Это хороший знак. Душа природы раскрывает свои объятия тому, кто заметит это необычное чудо. Мастер кисти Игорь Грабарь – невероятно счастливый человек! Он видел в природе множество интересных и необычных вещей. Художник изобразил сердце, передавая зрителю свою любовь к миру и родным местам.

От полотна веет чистой благодатью. Хочется оказаться в этом зимнем лесу и насладиться дыханием природы. Сердце замирает от созерцания этого сказочного пейзажа. Картина дарит отличное настроение и позитив, заряжает благоприятной энергией, создаёт душевный релакс.

Игорь Грабарь – великий ценитель природы, вложивший в своё уникальное творение все чувства, мысли, эмоции, ощущения. В зимнем лесу, мастер кисти находился в единстве с природой. Она погружала его в магическую волшебную атмосферу земного бытия. Там он черпал вдохновение и набирал силы для дальнейшей работы.

Пейзаж просто фантастический! Цвета поражают своим великолепным сочетанием. Голубой цвет льёт великолепные оттенки. Здесь ультрамарин, бирюза, лазурь, белизна, серебро, жемчуг, светлая сирень. Художник талантливо использовал мазки импрессионизма. Картина создаёт настоящий праздник! Она передаёт живую реальность. В ней всё так ярко, красочно, живописно. Тона тёплые, пастельные, насыщены разными цветами. Художественная работа смотрится как «живая» фотография. Дар художника гениален.

Иногда И. Э. Грабарь писал картины в зимнее время на улице. Краска застывала на морозе, поэтому он работал очень быстро. Несмотря на холод, мастер кисти виртуозно выполнял творческую композицию. Картина «Февральская лазурь» - сокровище и кладезь настоящей живописи! В ней талантливо переданы все важные моменты. Нарисовать такую работу – огромное искусство!

Полотно привлекает внимание своей неординарностью. На него можно смотреть бесконечно. Красивая, зимняя природа восхищает и воодушевляет. Грабарь - превосходный художник, умеющий видеть и создавать прекрасное на холсте. Он был одним из редких людей, воплощающих в жизнь мечту. Его работы бесподобны. Они дарят людям свет, любовь и гармонию. Спасибо Игорю Эммануиловичу за его труд!


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.