Зарубежные аналоги видеоинфографики. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Зарубежные аналоги видеоинфографики.

2022-10-05 28
Зарубежные аналоги видеоинфографики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так как предметом проектирования в данной работе является анимированная научно-популярная повествовательная инфографика, для анализа были выбраны популярные авторы и коллективы авторов, публикующие своё творчество на видеохостингеYouTube. Обычно принято начинать анализ с российских аналогов, но в данном случае сделать это затруднительно из-за крайне ограниченного их количества. Кроме этого, даже оригинальные русскоязычные видео настолько вторичны, что сказать что-либо о них можно только в контексте зарубежных проектов.

Интернет – самая совершенная платформа для распространения информации, однозначно обгоняющая по функциональности, интерактивности, популярности и перспективности телевидение. Собственно, распространение смарт-телевизоров[120] стирает границы между телевидением и интернетом, а многие телеканалы, опасаясь конкуренции со стороны онлайн-проектов, дублируют записи своих передач в сети[121]. Также существуют официальные каналы на видеохостингах с записями и избранными фрагментами отдельных телепередач. Российский телеканал «Дождь», после того, как его лишили доступа к ТВ-вещанию, ведёт трансляцию по подписке в интернете[122], не теряя при этом популярности. Можно говорить о том, что интернет поглощает телевидение и включает его в себя. На этом фоне заявления о том, что контент, публикуемый в интернете, менее значим, чем тот, что демонстрируется на «официальных» телеканалах, и недостоин серьёзного рассмотрения, выглядят абсолютно необоснованными.

YouTube является самым популярным видеохостингом в мире, его посещают сотни миллионов людей, а суммарное количество просмотров видео достигает многих миллиардов.

Курцгезагт («Kurzgesagt» - в переводе с немецкого «inanutshell», «вкратце») – дизайн-студия в Мюнхене, преимущественно работающая в сфере информационного дизайна и владеющая одноимённым каналом на YouTube[123]. Это маленькая группа единомышленников, которая «делает всё возможное для того, чтобы наука выглядела красиво»[124].

На канале 5,898,907 подписчика, суммарно 387,803,306 просмотров на 78 видео[125], в среднем у каждого видео около пяти миллионов просмотров. Это очень впечатляющие результаты для любого канала, по данным компании Tubular, занимающейся видеомаркетингом[126], среднее количество просмотров на видео из категории «Наука и техника» на платформе YouTube равно 6638, а «Образование» - 4872[127].

Студия публикует на своём канале научно-популярные видео, охватывающие огромное количество тем: от автоматизации труда до космологии. Все они объединены общим визуальным стилем и основными персонажами.

Проанализируем продукцию студии на примере ролика «Как далеко мы можем зайти: ограничения для человечества»[128]. В этой видеоинфографике рассказывается о фундаментальных физических ограничениях, не позволяющих никакому физическому объекту покинуть локальную группу галактик. Критерии оценки были сформулированы на основе лекций Карла Гуда, директора Медиапесочницы («MediaSandbox») колледжа Коммуникационных искусств и наук Университета Мичигана[129].

Как мы уже выяснили ранее, основополагающей чертой хорошей научной инфографики является достоверность. Если вы не работаете на тоталитарное правительство или транснациональную корпорацию, которой необходимо искажать данные ради прибыли, в вашем конечном продукте должны содержаться достоверные сведения, которые помогут вашим зрителям сформировать реалистичную картину мира и принимать верные и разумные решения. Инфографика, транслирующая непроверенные данные и фактические ошибки, особенно серьёзные, бесполезна.

Один из основных способов проверки данных на достоверность – сопоставление нескольких независимых авторитетных источников. Это могут быть профессиональная литература и научные статьи, которые можно найти на онлайн-агрегаторах (для биомедицинских наук это, например, NCBI[130], для технических arXiv[131]).

Команда Курцгезагт пригласила в качестве соавтора и научного консультанта для этого видео астрофизика, популяризатора науки и автора книги «Наука Звёздного Пути» Этана Сигела. Он осуществлял подбор и проверку информации для инфографики.

Инфографика отличается от обыкновенного иллюстративного материала тем, что имеет образовательную функцию. Какой бы красивой и привлекательной ни была картинка, она не будет считаться качественной инфографикой, если она неспособна эффективно и однозначно передать те данные, которые в ней заключены. Любые графические объекты, входящие в состав инфографики, должны быть связаны по смыслу с представляемой информацией или являться её графическим выражением.

Все работы студии Kurzgezagt соответствуют этому требованию. В рассматриваемом видео присутствует как иллюстративный материал, содержащий в себе отсылки к массовой культуре (научно-фантастические сюжеты - Звёздные Войны, Стар Трек, Чужой, Доктор Кто), так и стилизованные изображения реальных объектов. Авторы используют следующие разновидности инфографики:

1) Демонстрация иерархии (от Млечного Пути до обозримой Вселенной - 01:04 – 01:28).

2) Иллюстративный материал, в том числе изображение объектов реального мира (квантовые флуктуации - 02:24 – 02:52, космическая инфляция – 03:10 – 03:24, влияние гравитации на объекты внутри расширяющейся вселенной – 03:25 – 03:32). Самая многочисленная категория изображений.

3) Таймлайн – демонстрация развития процесса или явления во времени (космическая инфляция - 03:04 – 03.11, уменьшение яркости галактик по мере их удаления - 05:26 – 05:32).

4) Сравнение – поместить два или несколько объектов рядом, чтобы зритель мог оценить их различия (соотношение размеров обозримой Вселенной и локальной группы - 01:55 – 02:04).

5) Маркировка частей объекта, разбор объекта на составляющие (изображение галактики – 00:30 – 00:48, локальной группы – 01:04 – 01:16).

Другим важным качеством инфографики является внятная и структурированная подача материала.Каждая работа Kurzgesagt – это законченное повествование. Это верно и для рассматриваемого видео. Оно, как и положено хорошей анимированной инфографике, состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. За счёт этого осуществляется решения трёх основных задач: заинтересовать зрителя, проинформировать его и предоставить ему выводы, призывы к действию, советы по использованию информации из основной части.

Ролик начинается с метафорического изображения главной идеи: девушка-путешественница смотрит с обрыва на тропический остров, который постепенно удаляется. Это сопровождается текстом: «Есть ли граница, которую мы никогда не пересечём? Есть ли места, которые мы никогда не достигнем, вне зависимости от того, как сильно мы старались? Оказывается, есть». Затем мы видим изображение локальной группы в виде стеклянного шара со снегом, внутри которого заперт звездолёт Энтерпрайз из вселенной Стар Трек.

В основной части рассказывается, что такое локальная группа и почему мы не сможем её покинуть. Здесь приводятся объяснения фундаментальных физических принципов, из-за которых, согласно современным научным представлениям, тела внутри локальной группы галактик никогда не смогут достигнуть других регионов космоса, даже если будут двигаться со скоростью света. Информация подаётся в красочной и увлекательной форме, разбавленной юмором и отсылками к известным научно-фантастическим вселенным.

В заключении авторы успокаивают нас, говоря, что локальная группа достаточно велика для человечества, она содержит в себе огромное количество звёзд и планет, доступных для исследования: «Мы пока даже не знаем, как покинуть свою солнечную систему, нам определённо рано волноваться о таких вещах».

Другое видео, которое интересно будет проанализировать – «Эмерджентность»[132]. Эмерджентность – это сложность, возникающая из простоты. В этом ролике рассказывается о способности систем, состоящих из простых элементов, порождать новые свойства, которые не были присущи отдельным их частям.

В этой работе по большей части рассказывается о колониях муравьёв. Один муравей не обладает развитым интеллектом, но колония может создавать сложные конструкции и демонстрировать нетривиальные модели поведения. Муравьи имеют сложную социальную структуру, выращивают плантации грибов[133], держат фермы тлей[134] и ведут войны с другими колониями[135] (хотя это и сложно считать за «умное» поведение).

В видео есть и другие примеры эмерджентности: превращение молекул воды в снежинку, самоорганизация рыбьих стай и уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, биогеоценотический, биосферный[136]).

Примерно на 01:52 диктор говорит «молекулы формируют белки»[137], что довольно странно, так как белки – это и так органические молекулы. Правильнее было бы сказать, что «простые молекулы формируют более сложные органические молекулы, подобные белкам»[138]. Это единственный недочёт, который мне удалось найти. Можно заключить, что по большей части информация, содержащаяся в видео, достоверна.

Иллюстративный материал в основном представляет собой стилизованные изображения реальных объектов, о которых рассказывается в видео.

1) Разрез (муравейник – 00:10 – 00:16, город – 02:03 – 02:05).

2) Иллюстративный материал (муравьи и грибы/муравьи и тля/война муравьёв/нападение на осу – 00:16 – 00:28, молекулы воды и дождь – 01:06 – 01:15).

3) Демонстрация иерархии (единичные элементы и то, что возникает на их основе за счёт эмерджентности – рыба и рыбий косяк, дерево и лес, клетка и орган – 00:49 – 00:51, схематическое изображение эмерджентности – 01:43 – 01:48, уровни организации живого на примере человека – 01:50 – 02:02).

4) Сравнение (вода и одна молекула воды – 01:20 – 01:24).

5) Иллюстрация процесса (образование снежинок – 01:25 – 01:39, схема децентрализованной системы – 04:52 – 05:00).

6) Разбивка на категории (касты у муравьёв – 02:16 – 02:25).

7) Маркировка объектов и их частей (муравьи из разных каст – 02:38 – 02:46).

В самом начале видео мы видим изображение муравья. Оно сопровождается текстом: «Муравей довольно глуп. У него не очень-то много мозгов, нет воли, плана. Но, тем не менее, много муравьёв вместе - умные». Далее нам показывают схематичный разрез муравейника с переходами и камерами, после чего идёт перечисление сложных форм поведения этих насекомых, которое снабжено иллюстрациями. «Как это возможно?» - спрашивает диктор – «Как может группа глупых объектов может делать нечто умное совместно?» Вслед за этим нам рассказывают, что такое эмерджентность, и на этом вступление заканчивается.

В основной части нам показывают разнообразные примеры эмерджентности: от свойств воды, которых нет у отдельных атомов, до устройства организмов живых существ, в которых присутствует многоуровневая организация материи, с усложнением свойств на каждом последующем уровне. Множество простых единичных предметов, взаимодействующих по определённому набору правил, создают нечто большее, чем они сами.

В заключении нам объясняют, что эмерджентность вездесуща, и это одно из самых удивительных свойств Вселенной.

Контент канала Курцгезагт, вне всякого сомнения, относится к повествовательной инфографике. Для этого типа инфографики, помимо информационного наполнения и чёткой структуры, характерна ещё и художественная составляющая. В целом о стилистике канала сложно сказать что-то определённое. Авторы фокусируются на смысле своего продукта, думают над тем, что они хотят сказать зрителям, «не изобретая велосипед» в плане визуальной составляющей. Видео Кургезагт – идеально выверенные, качественные образы популярного «плоского» стиля в цифровой анимации, в котором делаются многие рекламные баннеры на сайтах и анимационные видео. Как уже было отмечено, все работы студии единообразны по стилю. Для студии характерна двумерная векторная анимация, выполненная в AdobeAfterEffect. Стилизация подразумевает геометрические формы со скруглёнными углами, изображения преимущественно собраны из кругов и овалов. Используется холодная цветовая гамма с преобладанием синих, фиолетовых и бордовых оттенков. В основном используются заливки локальными цветами, но на некоторых изображениях всё же есть стилизованная светотень и градиенты (что, в принципе, очень характерно для «плоского стиля»). Шрифты используются редко, те, что присутствуют – гротески, иногда акцидентные (например, шрифт с закруглёнными углами из логотипа). Анимация также выполнена стандартно, без излишеств, но очень качественно. Авторы пользуются анимацией по ключевым кадрам, это не покадровая традиционная анимация, а процесс с довольно большой долей автоматизации. Довольно легко проследить, какие инструменты и настройки программы были использованы (эффекты подпрыгивания и торможения, имитирующие физику реального мира, которые можно получит с помощью написания соответствующего кода в специальном поле, переходы между сценами, осуществлённые с помощью «сдвига» и «масштабирования» и т.д.). Главной особенностью видеоинфографики студии являются персонажи, появляющиеся в каждом видео. У всех двенадцати работников студии есть свои «аватары» в виде птиц. Художники, сценаристы, моушн дизайнеры делают себя героями своих же сюжетов, что является довольно необычным шагом.

«Школа жизни»[139] – это образовательная компания, которая предлагает советы по жизненным вопросам. Она была основана философом Аленом де Боттоном вместе с другими философами, а также психотерапевтами, художниками, писателями и специалистами в сфере образования. Штаб-квартира находится в Лондоне, но отделения есть во многих других городах мира. Помимо офисов, куда можно прийти на лекцию, у TheSchoolofLife есть канал на YouTube[140], где публикуются короткие анимированные видео с элементами инфографики, посвящённые в основном теме развития эмоционального интеллекта.

На канале «Школы Жизни» 3 419 936 подписчиков, суммарно 302 843 085 просмотров на 594 видео, т.е. примерно 500 тысяч просмотров на видео, что тоже относительно много для этой категории контента.

Для того, чтобы иметь представление о тематике, стилистике и качестве подачи материала, проанализируем одну из работ, загруженных на канал.

«Почему человечество себя уничтожило»[141] рассказывает о рисках для существования цивилизации, заключённых не в каких-то внешних факторах, вроде смертоносных вирусов или метеоритов, а в самой человеческой природе.

В описании к видео нет ссылок, там также не указаны имена и фамилии людей, которые осуществляли подбор данных. Неизвестно, можно ли доверять их профессионализму. В этом случае проверку необходимо провести самостоятельно.

Информация, проиллюстрированная в видео, по большей части достоверна, если не считать некоторые упрощения. «В человеческом мозге 100 миллиардов нейронов» - приведённая цифра довольно неоднозначна. В некоторых источниках действительно утверждается, что наш мозг в среднем содержит именно такое количество нейронов[142], но всё же большинством специалистов эта цифра считается грубым округлением. На самом деле в мозгу человека около 86 миллиардов нейронов[143].

Также в видео присутствует чёткое разделение на неокортекс и рептильный мозг, причём первому приписываются все положительные человеческие черты, а второму – все отрицательные. На самом деле это не совсем так. В нашем мозге за практически любой процесс отвечает не какая-то определённая зона, а целый комплекс нейросетей, который может одновременно располагаться как в неокортексе, так и в древних структурах мозга. Например, такой важный и поистине человеческий элемент психики как эмпатия основывается как на деятельности префронтальной коры, новой мозговой зоны, регулирующей сознательное поведение, так и на работе миндалин[144],[145].СНОСКИ!!!!!

В целом данные, представленные в видеоинфографике, верны. Например, авторы явно ссылаются на закон техно-гуманитарного баланса, сформулированный А. Назаретяном[146], правдиво описывают парохиальный альтруизм[147] и когнитивные ошибки, среди которых «wishfulthnking» (стремление принимать желаемое за действительное)[148]. Однако, они часто прибегают к упрощениям. Конечно же, для такого формата упрощения неизбежны – так можно удостовериться, что зрители поймут посыл художников и сценаристов и испытают определённый эмоциональный отклик, а не закроют вкладку с видео на середине. Главное – соблюдать баланс, чтобы упрощение, популяризация не превратились в фактические ошибки. Видео «Школы жизни» было на грани этого.

Авторы этого ролика тоже соблюли принципы, по которым в инфографику включаются любые графические элементы. Все изображения так или иначе связаны с темой повествования. Также как у Курцгезагт, здесь научно-фантастические сюжеты перемешаны со стилизованными изображениями реальных объектов. Авторы «Школы жизни» используют следующие разновидности инфографики:

1) Разрез – демонстрация внутреннего устройства объекта (человек и его мозг – 00:27 – 00:36, рептильный мозг – 01:13 – 01:18).

2) Подчёркивание главного («в человеческом мозге 100 миллиардов нейронов» - 00:37 – 00:41, «неокортекс» - 00:50 – 00:52).

3) Сравнение (сопоставление человеческого мозга с мозгами других животных – 00:53 – 00:58).

4) Иллюстративный материал (достижения человеческого разума – 00:59 – 01:08, парохиальный альтруизм – 01:36 – 01:52).

5) Демонстрация иерархии, разбивка на группы/категории («три смертельные проблемы» и механизмы их сдерживания - 02:46 – 03:05).

Видео начинается с изображения вида мёртвой, опустошённой Земли из космоса. Авторы рисуют не привычную нам голубую планету, а изображают её в серо-зелёных мрачных оттенках. Затем нам показывают инопланетян, которые прилетели изучать останки нашей цивилизации, и обсуждают, что же могло уничтожить её создателей.

Из их выводов и состоит основная часть видеоинфографики.

Человечество уничтожило себя само, и виной тому стала сама архитектура человеческого мозга, породившая «три смертельные проблемы»: клановость, недальновидность, склонность принимать желаемое за действительное. Каждой из проблем посвящён свой подраздел в основной части видео.

В заключении авторы приводят своё мнение о том, что могло бы спасти человечество. С их точки зрения, это «три вида любви»: «любовь к чужакам» – умение видеть в аутгруппах человечность и то, что они достойны такого же милосердия и участия, как и ваши единомышленники, единоверцы и сограждане, «любовь к нерождённым» - способность задумываться о судьбе будущих поколений, которым может повредить ваше стремление к сиюминутной выгоде, «любовь к правде» - сила противостоять иллюзиям и когнитивным искажениям.

На канале «Школа жизни» довольно мало видео, которые можно назвать полноценно инфографическими, но те, что всё же можно найти, включая рассмотренное выше, представляют собой повествовательную инфографику. Основными чертами их стиля являются плавные формы, пастельные цвета и двумерная цифровая анимация, выполненная в AfterEffects. В отличие от Курцгезагт, их художники позволяют себе более свободные формы и линии, они, скорее всего, не ограничиваются анимацией по ключевым кадрам и используют элементы покадровой анимации. Также работы «Школы жизни» отличаются от работ предыдущей студии наложением текстур, «шумов» и прочими «шероховатостями», имитирующими традиционную рисованную анимацию (например, эффект «дрожания»). В некоторых видео используются коллажи из фотографий и рисунков.

TED (сокращение от «Technology, Entertainment, Design» - технологии, развлечения, дизайн) – частный некоммерческий фонд из США, который известен своими ежегодными конференциями[149]. Миссия фонда заключается в распространении уникальных идей в сфере науки, искусства, политики и бизнеса. Также под началом фонда состоит проект TedEd, который представляет собой YouTube канал и сайт, где рассказчики, которые являются специалистами в какой-либо области, в кооперации с моушн-дизайнерами и иллюстраторами могут создавать анимационные инфографические ролики на различные темы.

На канале 6,250,715 подписчиков, суммарно 904,645,249 просмотров на 1,429 видео, т.е. в среднем у каждого видео более шестисот тысяч просмотров. Давайте рассмотрим некоторые из них.

В видео «Что такое гравитационные волны?»[150]Эмбер Стовер, физик, специалист по гравитационным волнам, работавшая в обсерватории LIGO, рассказывает об их природе, и о том, почему открытие гравитационных волн было важно для нашего понимания Вселенной. Анимация была создана аниматором ЭоинДаффи[151].

Так как видео было создано при участии физика, которая сама участвовала в открытии физического явления, о котором идёт речь в анимации, дополнительная проверка на фактические ошибки не требуется.

Принцип, согласно которому инфографика должна содержать как можно меньше «шума» и состоять преимущественно из изображений, необходимых для донесения до зрителя основной идеи, здесь более чем соблюдён. Ролик очень минималистичный, он выполнен с использованием всего двух цветов – белого и тёмно-синего, аниматор изображает предметы и физические явления при помощи простых геометрических форм и возможностей современных программ для анимации по имитации «физики» реального мира. ЭоинДаффи показывает нам чёрные дыры, то, как «устроена» гравитация, и как функционирует обсерватория LIGO и другие подобные ей комплексы для обнаружения гравитационных волн.

Типы инфографики, которые использованы в видео:

1. Иллюстрация процесса, демонстрация причин и следствий (столкновение чёрных дыр – 0:21 – 0:36; гравитация, столкновение двух объектов и последующее распространение волн – 1:04 – 1:51; что именно из себя представляет гравитация, искажение пространства-времени – 1:53 – 2:18, как «ощущаются» гравитационные волны, что они делают с материей – 2:20 – 2:42).

2. Некая совокупность «иллюстрации процесса» и разреза – принцип работы детекторов гравитационных волн (2:58 – 3:22).

3. Иллюстративный материал (планета Земля, глаз, диаграмма, символизирующая работу с данными и т.д.).

В видео также есть деление на блоки (вступительный, основная часть и заключение). Оно начинается с цитаты РайнераВайса, сооснователя лаборатории LIGO: «Хотел бы я сейчас видеть лицо Эйнштейна»[152]. После этого ЭмберСтовер говорит нам, что в шесть утра 14 сентября 2015 года LIGO впервые в истории обнаружила гравитационные волны, и учёные стали свидетелями того, чего не видел ни один человек – столкновения чёрных дыр.

В основной части физик рассказывает нам о том, что эти чёрные дыры были примерно в тридцать раз тяжелее нашего Солнца и вращались вокруг друг друга миллионы лет перед тем как слиться в чёрную дыру ещё большего размера. Она описывает подробности этого процесса, после чего объясняет, что из себя представляет гравитация, как образуются гравитационные волны и как устроены их детекторы.

В заключение ЭмберСтовер говорит, что детекторы гравитационных волн могут применяться не только для обнаружения столкновений чёрных дыр, но и взрывов сверхновых, слияния нейтронных звёзд и других массивных объектов во Вселенной. «Каждый раз, когда мы создаём новые инструменты для изучения космоса, мы открываем что-то неожиданное, что-то революционное для нашего нынешнего понимания вселенной».

Следующее видео, которое я хотела бы рассмотреть, «Три способа появления на свет у млекопитающих». Рассказчицей здесь выступает учительница КейтСлабовски, преподающая естественные науки в 7-8 классах, из Индианы, США. Анимацию для ролика делала студия из Болгарии CompoteCollective[153].

Анимационная инфографика рассказывает о трёх разновидностях млекопитающих: плацентарных, сумчатых и однопроходных. КейтСлабовски объясняет, как отличаются их репродуктивные системы и способы вскармливания детёнышей. Рассказчица также является специалисткой в той области, о которой она говорит, но всё же можно отметить, что содержание видео совпадает с лекцией доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова С.В. Дробышевского об эволюции жизни, прошедшей 26 февраля 2018 года в образовательном центре «Архэ».

Иллюстративный материал в видео полностью соответствует той информации, которую доносит до нас КейтСлабовски. Художники и аниматоры студии создали запоминающуюся и приятную для глаз стилистику, в чём-то имитирующую рисованную анимацию. Хотя работа выполнена в AfterEffects и представляет собой набор анимированных векторных форм, к ним добавлен эффект «дрожания», который может возникать при ручной покадровой анимации, текстуры, имитация традиционных инструментов, да и сами векторные рисунки выполнены намеренно «неаккуратно» в них нет той идеальной правильности, которую можно увидеть у Курцгезагт.

В видео использованы следующие разновидности инфографики:

4. Иллюстративный материал (разные виды животных – 0:06 – 0:19; плацентарные животные – 0:48 – 0:56, сумчатые животные – 1:57 – 2:00, однопроходные животные – 3:27 – 3:32);

5. Подчёркивание главного (количество видов млекопитающих – 0:13 – 0:19);

6. Разрез (скелет позвоночных на примере моржа – 0:20 – 0:25, внутреннее устройство матки плацентарного животного при беременности – 0:56 – 1:18, внутреннее устройство детёныша синего кита – 1:33 – 1:39, матка сумчатых животных – 2:26 – 2:28);

7. Разбивка на группы/перечисление (признаки млекопитающих – 0:27 – 0:49, разновидности млекопитающих – 4:21 – 4:27);

8. Маркировка (устройство матки плацентарных животных при беременности – 0:56 – 1:18);

9. Таймлайн (срок беременности синего кита – 1:24 – 1:28);

10. Сравнение/демонстрация размеров (размер новорожденного кита в сравнении с мамой – 1:39 – 1:41, размер новорожденных сумчатых – 2:00 – 2:25):

11. Демонстрация процесса (как ведёт себя детёныш кенгуру при рождении – 2:26 – 2:33);

12. Демонстрация иерархии (эволюционное древо млекопитающих – 4:18 – 4:21).

Во вступлении КейтСлабовски рассказывает об общем количестве видов млекопитающих на Земле и их отличительных характеристиках. После этого она переходит к различиям, которые существуют среди млекопитающих. Самое выдающееся из них – разные способы вынашивания и выкармливания детёнышей.

В основной части Кейт уделяет внимание анатомическому строению репродуктивных систем у животных разных видов, отличиям в протекании беременности и массе новорожденных детёнышей. Например, она объясняет, что такое плацента, и зачем она нужна, и почему в её отсутствии детёныши сумчатых животных рождаются в состоянии, напоминающем сильно недоразвитый эмбрион. А однопроходные и вовсе откладывают яйца.

В заключении рассказчица говорит, что, несмотря на столь разительные отличия, и плацентарные, и сумчатые, и однопроходные являются млекопитающими, так как все они делят общие характеристики, которые присущи этому классу животных.

В случае роликов TedEd не приходится говорить о каком-то стилистическом единстве, так как все они выполнены абсолютно разными рассказчиками и художниками из разных стран.

Vox[154] – американский новостной и публицистический сайт, которым владеет компания VoxMedia. В переводе с латыни его название означает «голос». Известен своей концепцией «объясняющей журналистики», вследствие чего широко использует инфографику, в том числе и в видео на своём YouTube – канале[155].

На канале 3,890,963 подписчика, суммарно 886,309,158 просмотров на 795 видео, итого получается, что в среднем у каждого видео более одного миллиона просмотров.

Большая часть контента Vox посвящена социальным и политическим проблемам. Однако, гуманитарные науки – это тоже науки, в них в точности также используется научный метод. Журналисты Vox подкрепляют свои заявления ссылками на научные публикации и мнениями экспертов из самых разных областей, так что созданная ими инфографика вполне соответствует определению научной.

Первый инфографический ролик под авторством новостного портала посвящён проблеме вооружённого насилия в США. Он называется «Состояние вооруженного насилия в США, объясненное в 18 диаграммах»[156]. Под каждой диаграммой, приведённой в видео, есть ссылка на источник, кроме этого, в описании к видео есть ссылки на дополнительные материалы для чтения. Ещё один интересный ход авторов видео заключается в том, что руки журналистки, которая показывает диаграммы и, судя по всему, комментирует их (мы не можем быть уверены, что руки и голос принадлежат одному человеку, но судя по всему это так), подчёркивают те моменты, которые она озвучивает, прямо в распечатках научных публикаций.

Визуальная часть этого ролика решена способом, который диаметрально отличается от всех предыдущих, которые были здесь рассмотрены. Это живая съёмка. В кадре мы видим стол, канцелярские принадлежности, стопку бумаг, закреплённых зажимом в папке, и женские руки. Камера закреплена сверху, перпендикулярно плоскости стола. Героиня видео поочерёдно достаёт документы из папки, делает на них пометки маркером и объясняет, чем конкретно важны приведённые данные, в чём их смысл в контексте поставленного вопроса. Съёмка ведётся одним дублем, практически без монтажа, в одном месте рассказчица даже делает случайную ошибку, этот момент не редактируется. Возможно, в этом даже есть некий художественный смысл, такая подача усиливает ощущение честности и непредвзятости журналистов, их нежелания манипулировать информацией. В видео есть вставки выступлений политиков, но они не «режут» запись, а в основном проецируются на вовремя оказавшиеся в папке чистые листы.

Вся инфографика, которая демонстрируется в видео является исследовательской – это данные из научных публикаций, представленные в виде простейших монохромных графических отображений. Это гистограммы, таймлайны, таблицы, графики и диаграммы рассеяния. Они даже не подпадают под классификацию Карла Гьюда (за исключением таймлайна и гистограмм), так как он создавал её для повествовательной инфографики с привлечением дополнительных графических элементов. Такой выбор выразительных средств может быть обусловлен тем, что тема видео слишком серьёзна и трагична, чтобы использовать излишне жизнерадостные приёмы повествовательной инфографики.

Тем не менее, в ролике есть сюжет и история. Он начинается с того, что звучат аудиозаписи переговоров полицейских во время массовой стрельбы в школе и демонстрируются вставки выступлений политиков. Рассказчица говорит, что в США вне всяких сомнений существует проблема с вооружённым насилием, но о ней почему-то говорят исключительно после свершившихся трагедий.

В основной части рассказчица приводит доказательства того, что отсутствие контроля за продажей и хранением огнестрельного оружия приводит к глубоко отрицательным последствиям. На 18 диаграммах она показывает, что США во много раз обгоняет все остальные развитые страны по количеству расстрелов людей в общественных местах, кроме этого, неконтролируемый оборот оружия увеличивает количество суицидов и всех видов убийств, включая убийства в состоянии аффекта и по неосторожности.

В заключении она говорит, что в США существует целый ряд проблем с оружием, для решения которых требуются изменения в законодательстве.

Следующая работа Vox, которую мы рассмотрим, называется «Почему развитие робототехники не означает исчезновение рабочих мест»[157]. В ней журналисты беседуют с экспертами – экономисткой ХайдиШиерхольц и футурологом и предпринимателем Мартином Хольцем. Они пытаются выяснить, приведёт ли в ближайшем будущем развитие искусственного интеллекта к массовой безработице.

В этом видео также используется живая съёмка, но в этот раз с анимационными вставками. Ролик смонтирован из нескольких типов видеоматериала: сторонние записи, такие как отрывки из фильма «Метрополис» и видео испытаний реальных роботов, рассказ ведущей и выступления экспертов. Инфографика, которая использована в видео, иллюстрирует слова ведущей и экспертов. Это, опять же, в основном обыкновенные графики, таймлайны и диаграммы рассеяния, но в этот раз они выполнены в ярких белом, голубом и лимонно-жёлтом цветах, контрастирующих с чёрным фоном. Также примечательной является блок-схема, призванная объяснить причины возникновения новых рабочих мест, которое, по мнению экономистки, произойдёт несмотря на автоматизацию. В описании к видео приведены ссылки на все использованные источники.

Сюжет начинается с того, что нам демонстрируют прогресс, который совершила робототехника за последние десять лет, и ведущая упоминает две точки зрения, которые существуют по этому вопросу: экономисты успокаивают общественность тем, что всегда справлялось с подобными вызовами и на смену старым профессиям приходили новые, а футурологи и специалисты в области высоких технологий полагают, что автоматизация в наше время кардинально отличается от всего того, с чем мы встречались в прошлом, и лишит нас большей части рабочих мест в обозримом будущем.

В основной части приводятся доказательства в пользу обеих точек зрения, как экспертами, так и ведущей, именно в этом отрезке видео демонстрируется основная часть инфографики.

В заключении журналистка Vox приходит к выводу, что никто достоверно не знает, приведёт ли автоматизация к массовой безработице, однако последние сорок лет наблюдается тревожащая тенденция в распределении благ, когда львиную долю доходов, полученных за счёт увеличения производительности труда и новых технологий, получает мизерный процент сверхбогатых людей, владеющих средствами производства, из-за чего растёт экономическое неравенство.

Информационные видео Vox очень разнообразны, в них используется, как живые съёмки, так и анимации, коллажи и другие необычные выразительные средства (например, в видеоролике о насилии над женщинами диаграммы нарисованы маркером на обнажённых женских телах). Но в большинстве выпусков графика очень сдержанная, выполнена с минимумом анимации, использованы простые геометрические формы и строгие гротескные шрифты. Отличительной чертой их контента является и то, что они отдают предпочтение исследовательской инфографике, представляя данные в виде простых гистограмм и графиков.

Западные журналисты, учёные и преподаватели/популяризаторы активно используют в своей деятельности интернет и современные возможности по визуализации данных. Они привлекают к сотрудничеству аниматоров, графических и моушн-дизайнеров, чтобы сделать максимально привлекательный и запоминающийся контент. Те специалисты, которые берутся за научные визуализации, знают своё дело и очень точно следуют принципам организации качественной информационной графики, они умеют преобразовать сложные научные концепции в увлекательные истории и, благодаря работе с экспертами, практически не совершают ошибок.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.