Организация уроков в начальной школе с применением учебного диалога для формирования у младших школьников действия обобщения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация уроков в начальной школе с применением учебного диалога для формирования у младших школьников действия обобщения

2022-10-05 20
Организация уроков в начальной школе с применением учебного диалога для формирования у младших школьников действия обобщения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью формирующего этапа исследования является применение учебного диалога в формировании у младших школьников действия обобщения.

Для достижения данной цели нами была реализована работа по внедрению учебного диалога для формирования у младших школьников действия обобщения. В ходе формирующего этапа решались следующие задачи:

1. Использовать сократовскую беседу для формирования действия обобщения. 

2. Реализовать работу в учебном диалоге в соответствии с алгоритмом: выделение признаков объекта, установление между ними связей путем сравнения, выделение общих признаков, их объединение словом или предложением, формирование обобщающего вывода, осознание учениками способа выполнения задания.

3. Использовать при организации сократовской беседы в процессе освоения действия обобщения следующие методы: ассоциативный метод, метод вынужденного предположения, метод прецедента при обучении.

Учебный диалог по типу «Сократовская беседа» использовался нами в рамках изучения русского языка как учебного предмета. Работа производилась при использовании учебного материала, представленном в учебнике В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого [30].  Исходя из целей и задач формирующего этапа опытно-экспериментальной работы быларазработана методика в рамках данной дисциплины с использованием метода сократовской беседы для формирования у учащихся действия обобщения. Учебный диалог использовался нами систематично и внедрялся в качестве этапа ввода и закрепления учебного материала на уроке. Представим содержательное наполнение данных уроков:

1.Урок по теме «Текст».

Учебный диалог вводится при объяснении материала, направленного на изучение основных типов текста: описание, повествование, рассуждение. Учитель демонстрирует на доске три вида текста. Руководствуясь вопросами, наводит учащихся на выделение признаков текста. Затем происходит сравнение признаков текста в соответствии с приведенными типами текста. Данные признаки объединяются на основе одного слова, высказывания. После этого происходит формирование обобщающего вывода: какие тексты существуют, какими типичными характеристиками они обладают. Учащиеся выполняют задание на определение типов текста, а затем отвечают на вопрос: каким образом сегодня они познакомились с материалом, что они использовали, было ли им интересно, стало ли легче понимать материал.

2. Урок по теме «Структура предложения».

Учебный диалог вводится при объяснении нового материала. Используя метод прецедента, учитель побуждает учащихся вспомнить структуру большой семьи, в которой они могли воспитываться или быть знакомыми через друзей, родителей. Дети выделяют главных членов своей семьи, а также ближних и дальних родственников, которые не всегда присутствуют в семье. Учитель представляет пример того, как жили раньше люди в России: большими семьями, все в одном доме. Используя метод аналогии, учитель знакомит детей со структурой предложения: с главными и второстепенными членами. Задает вопрос, могут ли предложения быть объединены вместе так же, как и члены одной семьи. В итоге, учащиеся формируют обобщенное представление о том, что текст – это объединение предложений, а предложение – это союз членов предложения. Руководствуясь полученной информацией, учащиеся выполняют задания, направленные на выделение основных и второстепенных членов предложения. Затем анализируют, какими приемами они пользовались при формировании обобщенного понятия о сущности структуры предложения, и текста.

3. Урок по теме «Типы предложения».

Учебный диалог вводится при изучении основных типов предложения. Учитель демонстрирует материал с урока, посвященного знакомству с типами текста, а рядом располагает отдельные предложения: утвердительное, побудительное, вопросительное. Используя метод аналогии, задает вопросы, которые натолкнули бы на самостоятельную мыслительную деятельность учащихся на основе сопоставления данного вида работы с тем, которым они пользовались на предыдущем занятии. Учащиеся выполняют алгоритм действия обобщения, последовательно формируя представление о типах предложения, выделяют основные признаки предложения, отличительные черты. Затем происходит выполнение заданий на закрепление полученных навыков и рефлексивной деятельности, направленной на осознание учениками способа выполнения задания через действие обобщения.

Приведем фрагмент урока 2 «Структура предложения» по использованию учебного диалога для формирования действия обобщения.

Учитель: Все мы знаем, что такое семья. Сколько в ваших семьях человек?

Учащиеся: дают разнообразные ответы.

Учитель: Но ведь в семью входят не только мама, папа и дети. Есть еще и другие родственники. Кто их назовет?

Ребенок 1: Бабушка, дедушка.

Ребенок 2: Дядя, тетя.

Ребенок 3: Двоюродные братья и сестры.

Учитель: Входят ли эти люди в понятие семьи?

Учащиеся: Да, входят.

Учитель: Значит ли это, что они тоже являются членами семьи?

Учащиеся: Да.

Учитель: В любой организации есть главные и неглавные лица. Кто в школе главный, а кто неглавный?

Учащиеся: Главный – директор, неглавные: учителя, дети, сотрудники.

Учитель: Значит ли это, что в семье тоже могут быть главные и неглавные родственники?

Учащиеся: Да.

Учитель: Назовите главных и второстепенных членов семьи.

Учащиеся: Главные: мама, папа, дети. Неглавные: бабушки, дедушки, дяди, тети.

Учитель: В русском языке тоже есть свои семьи. Это – предложения. На доске представлено предложение. В нем есть как главные члены, так и второстепенные. Каковы признаки главного члена семьи?

Учащиеся: он выполняет основную работу, без него не может быть семьи.

Учитель: У главного члена предложения те же самые функции. Каковы признаки неглавных членов предложения?

Учащиеся: Они могут присутствовать, но их может и не быть.

Учитель: Таковы признаки и второстепенных членов предложения (Происходит объяснение основных и второстепенных членов предложения).

Учитель: В школе тоже есть свои семьи – это отдельные классы. В старину все родственники, жившие со своими семьями, селились в одном доме. Каковы были основные признаки таких семей?

Учащиеся: Они состояли из родственников.

Учитель: Каковы признаки всех классов, входящих в нашу школу?

Учащиеся: Они все относятся к одной школе.

Учитель: Как мы назовем объединение предложений между собой?

Учащиеся: Это текст.

Во время проведения данных уроков, мы определили, что учащимся наиболее удачно давались рассуждения, основанные на действии обобщения при использовании метода прецедента и аналогии, в особенности, когда речь шла о том материале, который был недавно изучен учащимися. Тем не менее, следует отметить, что на первых уроках с применением учебного диалога, учащиеся далеко не всегда шли на контакт, так как предлагаемые формы рассуждения при знакомстве с учебным материалом были для них неизвестны, а сама деятельность, направленная на установление аналогий, сравнения и использования метода разложения изучаемого материала на отдельные составляющие, была непривычной, требующей такой мыслительной деятельности, которую учащиеся до этого осознанно не применяли.

Для повышения качества усвоения материала посредством действия обобщения, нами были введены отдельные элементы учебного диалога в контексте уроков по русскому языкуи природоведению. Данные элементы выступали в качестве первичного закрепления учебного материала. Приведем фрагмент урока природоведения с использованием учебного диалога для формирования действия обобщения[45].

Учитель: Сохранность окружающего мира чрезвычайно важна. Что входит в окружающий мир?

Учащиеся: животные, растения, цветы, реки и озера, воздух.

Учитель: Когда мы говорим о системе, значит ли это, что в систему входит определенное количество объектов?

Учащиеся: Да.

Учитель: Если бы вдруг не стало насекомых, стал бы окружающий мир лучше?

Учащиеся: Да.

Учитель: Что мы с вами едим?

Учащиеся: мясо, рыбу, птицу.

Учитель: Что ест птица?

Учащиеся: траву, зерна, насекомых.

Учитель: Относятся ли комары к классу насекомых?

Учащиеся: Да.

Учитель: Представьте, что комары и другие насекомые вдруг перестали существовать. Что бы стали есть птицы, которые питались только насекомыми?

Учащиеся: Они бы погибли.

Учитель: Если бы погибли птицы, что бы стали есть животные, которые питались только птицами?

Учащиеся: Тоже погибли.

Учитель: Значит ли это, что внутри системы между отдельными элементами существует прямая взаимосвязь?

Учащиеся: Да, значит.

Учитель: Разрешим проблемную ситуацию. Мы с вами живем в мире будущего. На выбор на доске предложены примеры животных, птиц, насекомых, растений и рыб, которые могут исчезнуть. Вам необходимо защитить сохранность того или иного животного, доказав его значимость для окружающего мира.

Учащиеся разрабатывают свои гипотезы, руководствуясь методом вынужденного предположения. После оформления гипотез происходит обсуждение того, какие животные и птицы должны быть сохранены. Учащиеся приходят к общему итогу: все множество животных, растений, рыб, птиц и насекомых должно быть сохранено, в противном случае произойдет перевес.

По итогам каждого учебного диалога учащиеся выполняли минутку рефлексии: определяли, какими действиями они руководствовались при изучении того или иного понятия, признаки какого рода выполняли, было ли им проще понять сущность изучаемого процесса в сравнении с простым заучиванием. Кроме этого, учитель задавал вопросы в отношении того, где еще можно использовать данное действие обобщения.

Таким образом, мы реализовали методику формирования у младших школьников действия обобщения в процессе учебного диалога. Деятельность организовывалась по общему алгоритму обобщения, ставила целью введение или закрепление учебного материала, использовала эвристические методы обучения в процессе познания, а также содержала в себе обязательный рефлексивный компонент для осознания учащимися способа решения учебной задачи через использование действия обобщения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.