Формирование у младших школьников действия обобщения в ходе учебного диалога — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формирование у младших школьников действия обобщения в ходе учебного диалога

2022-10-05 26
Формирование у младших школьников действия обобщения в ходе учебного диалога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Выполнена:

студентом группы 721921

очной формы обучения

                                           факультета искусств, социальных

                                           и гуманитарных наук

Дорофеевой Яной Вячеславовной

 

 

Тула – 2017


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ОБОБЩЕНИЯ) СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА..........................7

1.1. Формирование когнитивных универсальных учебных действий у младших школьников как педагогическая задача………………………............7

1.2. Действие обобщения: структура, сущность и механизм формирования…………………………………………………............................19

1.3. Использование учебного диалога как средства формирования у младших школьников действия обобщения…...................................................30

Выводы по первой главе.............................................................................37

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯ ОБОБЩЕНИЯ…………….….....................39

2.1. Диагностика сформированности действия обобщения у учащихся опытно-экспериментального класса....................................................................39

2.2.Организация уроков в начальной школе с применением учебного диалога для формирования у младших школьников действия обобщения..............................................................................................................50

2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по использованию учебного диалога как средства формирования у младших школьников действия обобщения……………..........................................................................57

Выводы по второй главе............................................................................63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................67

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................72

ВВЕДЕНИЕ

Период обучения на начальной ступени школьного образования представляет собой один из наиболее влиятельных периодов в обучении ребенка, так как представляет собой базу для формирования привычки к обучению, развития той мотивационной заинтересованности в учебной деятельности, которая позволит ученику впоследствии достигать успехов в школьном и профессиональном образовании. Младший школьный возраст представляет собой наиболее сензитивный период в формировании большинства когнитивных действий, которые не только развивают интеллектуальную сферу ребенка, но также позволяют ему овладеть ключевыми логическими методами в познании, в частности, действием обобщения.

Актуальность данной выпускной квалификационной работы доказывается теми изменениями в современной системе школьного образования, которыепризваны привнести в процесс обучения младших школьниковновые цели, содержание, формы и методы, которые обеспечивали бы эффективное личностное и интеллектуальное развитие школьников. Ключевое противоречие заключается здесь в том, что в структуре прежней педагогической парадигмы ключевыми целями в обучении были конкретныеумения и навыки, выражающиеся в умении выполнять учебные действия на основе механического повторения и зубрежки, где самостоятельному мышлению ребенка не отводилось достаточного внимания.

Длительное существование подобной парадигмы сформировало императивный подход к организации обучения в начальной школе, где детям отводилась пассивная роль слушателей и исполнителей. Переход на содержательно новую систему образования формирует проблему, которая выражается в неспособности учеников проявлять самостоятельность в интеллектуальной деятельности, что негативно воздействует на формирование конкретных когнитивных действий, в том числе, и на формирование действия обобщения. Все это доказывает необходимость целенаправленного исследования средств формирования у младших школьников действия обобщения в процессе учебного диалога.

Цель исследования: теоретически обосновать потенциал учебного диалога в решении задачи формирования у младших школьников действия обобщения и в ходе опытно-экспериментальной работы доказать эффективность использования названной технологии.

Объект исследования: формирование универсального учебногодействия (обобщения) у младших школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: учебный диалог как средство формирования у младших школьников действия обобщения.

Гипотеза: использование учебного диалога в решении задачи формирования у младших школьников действия обобщения будет эффективно, если:

- у детей формируются знания о сущности и назначении действия обобщения;

- постепенно отрабатывается алгоритмизированная схема выполнения действия обобщения, которая отражает последовательность выполнения операций, входящих в состав данного действия;

- в ходе учебного диалога младшим школьникам предоставляется возможность выполнять действие обобщения на разных уровнях: репродуктивном и творческом.

Задачи исследования:

1. На основе изучения учебной литературы описать психолого-педагогический механизм формирования когнитивных действий у младших школьников.

2. Раскрыть структуру действия обобщения и условие его формирования.

3. Определить возможности использования учебного диалога как средства формирования у младших школьников действия обобщения.

4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности использования учебного диалога в решении задачи формирования у младших школьников действия обобщения.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

эмпирические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, диагностические методики.

База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Спас-Конинская СОШ №24», всего на разных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие 10 учащихся.

Структура выпускной квалификационной работы представляет собой: введение, две главы и выводы по ним, заключение, список литературы, приложения.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.