Действие обобщения: структура, сущность и механизм формирования — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Действие обобщения: структура, сущность и механизм формирования

2022-10-05 30
Действие обобщения: структура, сущность и механизм формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как было отмечено в п.1.1 данной выпускной квалификационной работы, позволило нам определить, что когнитивные действия представляют собой отдельные мыслительные операции, входящие в комплексное понятие «когнитивной деятельности». Согласно определению исследователя В.А. Мижеренкова, когнитивная деятельность – это деятельность, опирающаяся на познавательные (когнитивные) действия ученика. К когнитивным действиям или способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся:

- логические и эмоционально-образные способности;

- смысловое и разнонаучное видение;

- способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу;

-  формулировать гипотезы, делать выводы и др.[40,c. 267].

Одним из центральных понятий нашего исследования является действие обобщения. Согласно определению Н.И. Кондакова в словаре «Логический словарь-справочник», обобщение – это мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих определенному классу предметов, с последующим выделением такого вывода, который будет распространяться на каждый отдельный предмет выделенного класса, таким образом, осуществляя переход от единичного к обобщенному и от частного к более общему [31, c. 395].

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного Н.А. Менчинской. Обобщение –это одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений, как определяет данное явление исследователь Н.А. Менчинская[39, c. 43].

При осуществлении действия обобщения в знакомстве с определенным явлением, как отмечает данный автор, часто достаточно выбрать один значимый предмет для изучения целого процесса. Например, при изучении особенностей страны достаточно выделить отдельный ее признак, например, название города, для того, чтобы, подчиняясь принципу обобщения, охватить мысленным взором все границы страны. При изучении определенного класса предметов необходимо выделить типичные признаки, характеризующие основополагающие стороны изучаемого класса, и через их изучение и интерпретацию постараться охватить общее содержание какого-либо класса.

При изучении отдельного класса предметов алгоритм познания строится по следующим ключевым этапам, как описывает их исследователь Н.В. Куварина:

- отбор общих признаков каждого отдельного представителя класса и их абстрагирование;

- выделение из общих признаков наиболее существенных, позволяющих описать отдельных представителей класса;

- формирование обобщенного представления об определенном классе предметов [32, c. 34].

Н.В.Куварина на своем примере показывает,что при изучении отдельного класса металлов, типичными признаками, характерными для общего класса, являются ковкость, теплопроводность, электропроводность, характерный металлический блеск. Данные качества являются обобщенными и абстрагированными. На основании видоизменения одного или другого качества можно судить о более конкретном классе предметов с меньшей ковкостью, но большей электропроводностью и т.д.

Действие обобщения, как пишет об этом исследователь В.В. Давыдов, является необходимой операцией для осуществления профессиональной, производственной деятельности при изучении конкретных классов предметов и знакомства с их особенностями, соответственно, формирование данных операций необходимо к периоду завершения школьного образования [21, c. 46]. В зависимости от того, насколько быстро ученик может осуществлять процессы обобщения отдельных признаков по специфическим признакам и формировать представление о природе явления, зависит и его общая учебная компетентность в отдельном знании по предмету, его мобильность при знакомстве с новыми явлениями и универсальность логических когнитивных операций, которыми он пользуется для изучения определенной особенности.

Осуществляя действие обобщения при знакомстве с тем или иным предметом, ученик осуществляет действие обобщения понятия, о котором также говорит Н.И. Кондаков. Согласно определению данного исследователя, обобщение понятия представляет собой некую логическую операцию, конечный продукт когнитивного действия при формировании более общего понятия для отдельного явления. Например, при обобщении понятия «звезда» происходит подбор более обобщенного понятия, которое затрагивает также и признаки данного явления: «небесное тело» [31, c. 395]. При данном действии происходит отбор типичных признаков, характерного только для отдельного понятия, и выделить общие, характерные для всей категории предметов, признаки. У категории – то есть, объединенного класса конкретных явлений или предметов, уже нет конкретного рода, так как категория выступает в качестве конечного результата процесса обобщения понятия.

В начальных классах используются два типа обобщений – эмпирическое и теоретическое, как пишет об этом исследователь Э.В. Ларина [36, c. 52]. При первом, на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак. Данное действие предполагает сформированное умение выделения и установления отношения между родственными явлениями. Второй тип обобщения осуществляется благодаря аналитико-синтетическому осмыслению изучаемых явлений. В зависимости от цели применяется система постепенно усложняющихся типов обобщения. Сначала могут быть частичные обобщения, потом – понятийные, за ними – поурочные, тематические и межтематические.

На основе работы Н.А. Менчинской, Л.Ф. Тихомирова применительно к начальной школе предложила следующие действия:

1) выделение признаков объекта;

2) установление между ними связей путем сравнения;

3) выделение общих признаков;

4) их объединение словом или предложением;

5) формирование обобщающего вывода;

6) осознание учениками способа выполнения задания [47, c. 56].

В нашем исследовании,ориентируясь на положение Н.А.Менчинской и работы исследования Л.Ф.Тихомирова мы будем использовать данный состав.

Задания на обобщение используются на всех уроках. Основные виды заданий следующие:

- обобщение существенных признаков сравниваемых объектов при формировании нового понятия;

- обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия;

- обобщение-вывод: а) из прочитанного текста; б) по результатам наблюдений; в) из урока; г) из экскурсии;

- обобщение с целью систематизации знаний по определенной теме, разделу: а) перечисление признаков; б) составление опорной схемы, таблицы. [11, c. 45]

Обобщение знаний по учебной дисциплине в начальной школе - это методический приём работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяющий добиваться понимания структурных отношений в том или ином изучаемом предмете, как определяет специфику данного вида когнитивного действия исследователь Ш.А. Амонашвили[4, c. 26]. Так, обобщение различных словообразовательных моделей, выявленных в процессе морфемного и словообразовательного анализана уроке русского языка, позволяет вывести обобщенные закономерности словообразования; обобщение отдельных правил правописания -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи позволяет учащимися самостоятельно составить обобщенные правила и прочее.

Сравнивая различные факты из курса учебной дисциплины, ученик находит в них ряд сходных свойств и свойства, которыми они отличаются друг от друга. Например, в словах белый, беловатый, побелка, белизна, белить он обнаруживает сходное в лексическом значении (все они имеют отношение к белому цвету) и общую часть бел-. На основании этого он делает вывод, что все рассмотренные слова являются родственными и объединяет их эта общая часть бел-, в которой заключено общее лексическое значение и поэтому называется «корнем слова».

Переход от описания свойств отдельного явления к нахождению и выделению их в целом классе подобных явлений называется обобщением, что необходимо для развития интеллектуальной и познавательной деятельности учеников уже на этапе начальной школы, как пишет об этом исследователь Ф.В. Варегина[13, c. 64]. Обобщение – одна их характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариативных свойств предметов и их отношений, которая позволяет сформировать максимально точное определение изучаемого явления через разложение явления на отдельные его характеристики и выделение наиболее значимых, которые могут быть применены в отношении схожих объектов.

Обобщение в обучении, как определяет данное явление педагогической действительности исследователь В.В. Давыдов – это мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала [21, с. 45]. Опираясь на данное когнитивное действие, возможно достижение осмысленного понимания природы явления, один раз овладев которым, ученик усвоит необходимый материал, не прибегая для этого к неконструктивным способам запоминания: зубрежке, заучиванию и т.д. Овладение действием обобщения в начальной школе необходимо для развития навыка учебной и познавательной деятельности с полным осознанием сущности изучаемых явлений. Приходя посредством обобщения к самостоятельным выводам и подкрепляя их удовлетворением от правильности собственной интеллектуальной деятельности, у учеников начальной школы будет формироваться стойкий интерес к познавательной деятельности, который впоследствии станет основой для достижения значительных успехов в обучении, и позднее - в профессиональной деятельности.

Обобщая изучаемые факты, выделяя в них сходные признаки, ученик отвлекается от других их свойств, которыми они отличаются друг от друга, не думает об этих свойствах. Так, в рассмотренном нами примере он не берет в расчет лексическое значение каждого конкретного слова, не интересуется значением приставок и суффиксов, не обращает внимания на то, к какой части речи относятся эти слова и в какой форме находятся. Только абстрагируясь от этих признаков, можно прийти к выводу о том, что такое «корень слова». Абстрагирование и обобщение тесно связаны друг с другом.

Абстрагирование и обобщение как методический прием играют большую роль в усвоении сведений по учебным предметам в начальной школе. Обобщая, ученики выделяют общее в единичных фактах, учатся видеть наиболее важное значение, не обращая внимание на частные явления. Выделяя общее, они обозначают его словом, связывают с фактами и явлениями, имеющими это общее, что развивает также и их понятийную сферу. Так складывается понятие. Без включения в учебный процесс абстрагирования и обобщения невозможно усвоить ни одного понятия, как в гуманитарных науках, так и в точных. Понятия, как известно, составляют основу теоретического курса любого учебного предмета. Причем для образования понятия важно, чтобы были выделены не любые общие признаки, а наиболее существенные, те, которые позволяют отличить данную группу научных фактов от другой.

Например, для получения обобщенного представления о природном явлении в курсе природоведения достаточно рассмотреть ряд родственных признаков. Для образования же обобщений, лежащих в основе определения отдельного явления, одного ряда слов уже мало; здесь нужно проанализировать два набора слов: как частные, такие как природные характеристики деревьев осенью, так и общие, распространяющиеся на общую природную картину мира осенью.

Представим алгоритм совершения действия обобщения с учениками в классе (см. табл. 1):

Таблица 1

Алгоритм действия обобщения

Действие обобщения (операции) Алгоритм
1. Определяю предмет из системы объектов 1. Выделить предмет из системы объектов.
2. Фиксирую при помощи примеров, описания свойств, характеристик предмета. 2. Установить ключевые типичные черты предмета.
3. Устанавливаю соотношение свойств предмета с объектами, имеющими схожие характеристики. 3. Выделить другие предметы на основании типичных черт.
4. Группирую предметы со схожими характеристиками на основании единых элементов. 4. Сгруппировать предметы в соответствии с типичными чертами.
5. Формулирую общее наименование для класса предметов. 5. Сформулировать общее наименование класса предметов.
6. Делаю вывод о сути изучаемого предмета. 6. Закрепить процесс обобщения, проанализировав результат действия.

 

Методическими формами обобщения знаний по учебным дисциплинам в начальной школе могут быть составление таблиц обобщающего типа, построение алгоритма, доклады учащихся, а также составление ими кратких познавательных и творческих форм (презентаций, игр) с выделением характерных черт изученного явления, как пишет об этом исследователь И.М. Дмитриева [22, c. 46]. 

Методы развития действийобобщения представляют собой такой способ подачи и работы над учебным материалом со стороны учителя, который позволяет организовать учебно-познавательный процесс изучения того или иного предмета для разрешения поставленных общедидактическихи практико-ориентированных задач урока, как они характеризуются Ш.А. Амонашвили[4, c. 25].

Тем не менее, как и сущность процесса обучения на начальном этапе с точки зрения традиционной образовательной парадигмы, и с точки зрения ФГОС НОО, методы обучения действию обобщения также имеют свои отличительные характеристики. Как отмечает исследователь И.А. Кузьмичева, методы обучения в контексте обновленного процесса обучения ориентируются, в первую очередь, на получение индивидуальных результатов учащегося, способствуют развитию рефлексии и самоанализа даже в том случае, если была получена низкая отметка за выполненное задание, а также характеризуются подчиненностью коммуникативного и интерактивного принципа обучения [32, c. 136].

При более конкретном рассмотрении методов обучения для средств формирования действий обобщения исследователь Е.Л. Мельникова признает, что из уровня обычных способов подачи и отработки учебного материала данные методы приобретают самостоятельный характер автономных образовательных технологий, которые сами по себе являются эффективными средствами повышения компетентностной составляющей образовательного процесса в начальной школе [38, c. 48].

Исследователь Е.С.Полат предлагает следующую классификацию методов формирования действий обобщения с точки зрения обновленных требований к результатам обучения в начальной школе:

1. Ассоциативный метод обучения.

Для младших школьников построение ассоциаций с учебным предметом становится возможным при первом же столкновении с качественной наглядностью. Обращение к мультимедийной форме представления изучаемого материала (например, скороговорки, знакомство с фонемами, буквами, пополнение активного или пассивного словаря школьников на уроках родной речи) будет стимулировать творческое создание разнообразных ассоциаций, которые впоследствии облегчат процесс запоминания и воспроизведения изученного материала.

Кроме этого ассоциативный метод также предполагает разработку пошаговых обучающих уроков, к которым дети могут обратиться в свое свободное время, при выполнении домашнего задания, а также при пропуске занятий по болезни, не выходя из дома, под руководством родителей. Используя отобранные ассоциации-опоры, учитель, таким образом, формирует у детей когнитивные действия синтеза и анализа, а также обобщения, позволяя одновременно сформировать представление о базовых понятиях предмета и произвести значительную формирующую работу для средств развития когнитивной сферы и базовых мыслительных операций.

3. Метод вынужденного предположения.

Данный метод на начальной ступени общего образования основывается на самостоятельной (либо групповой) эвристической деятельности школьников. Конечно, полностью данный метод может быть использован с учащимися более старших возрастных категорий (например, в 3-4 классах), но элементы исследовательского поиска для разрешения учебной ситуации могут быть обнаружены уже и во 2 классе, как характеризует специфику данной деятельности исследователь Д.Б. Эльконин [15, c. 37]. Так, при знакомстве с правилами написания гласной посредством подбора проверочного слова, ребенок ставится в вынужденную ситуацию выбора, которая предполагает разработку собственной гипотезы, реализацию ее в пространстве класса в отношении поставленной задачи и последующее определение истинности или ложности высказывания. Конечно, подобная работа имеет смысл только тогда, когда реализуется эвристический подход к введению нового материала, и само правило еще не введено учителем.

4. Метод прецедента при обучении.

Данный метод во многом основывается на предыдущем. После того, как ребенком разрабатывается гипотеза в отношении решения учебной задачи, учитель знакомит класс с некоторыми прецедентами, которые имели место в истории развития изучаемой науки. Так, например, при изучении норм поведения в обществе учитель может привести примеры из истории развития русского государства и представить несколько примеров, когда людьми то или иное поведение расценивалось как приемлемое. Принять решение: остались ли они в силе на современном этапе развития общества, предстоит самому учащемуся. Подобный метод обучения не только привнесет в привычку школьника исследовать околопредметное пространство при изучении определенного явления, но также заложит базу для изучения в средней школе других наук: истории, геометрии, физики и пр. В отношении развития конкретных когнитивных действий здесь наибольшее развитие получит действие аналогии и сравнения [42, c. 54].

Таким образом, мы определили, что действие обобщения представляет собой отдельный мыслительный процесс, ориентированный на обработку и усвоение информационного материала через выделение у класса признаков существенных характеристик, их анализ и формирование общего понятия о специфике изучаемого явления. Некоторые действия обобщения позволяют разбивать материал на связанные по логическим законам составляющие, другие – обобщать и объединять знания по аналогии. В период младшего школьного возраста развитие действий обобщения представляет собой максимально сензитивный образ обучения, так как в психике ребенка большинство психических функций приобретают ускоренный характер развития и позволяют расширить познавательную сферу ребенка. Формирование действий обобщения происходит в самостоятельной деятельности ученика, когда им предпринимаются конкретные попытки обработки и получения информации, формирования собственных суждений и проверки истинности этих представлений в совместной деятельности с одноклассниками и учителем.

Значимость своевременного развития действий обобщения обнаруживается в ускоренном процессе запоминания, который строится на качественном осмыслении и усвоении природы явления. Кроме этого, осуществляя обобщение по предмету, ученик овладевает конкретным понятийным аппаратом, что одновременно позволяет ему освоить программу начального курса изучения предмета, а также значительно расширить собственный познавательный потенциал и словарный запас.


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.