Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые)

2022-10-04 23
Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Промежуточные ожидаемые результаты реализации программы для детей 1,2 группы аутизма:

1) Установление контакта со взрослым: уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревоги и страхов.

2) Создание у ребенка эмоционально положительного настроя.

 3) Обогащение ребенка новой сенсорной информацией.

4) Снижение накопившегося напряжения и сглаживание проявлений аффективных вспышек.

5) Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослым и сверстниками, выработка положительной эмоциональной реакции на занятие.

 

Промежуточные ожидаемые результаты реализации программы для детей 3,4 группы аутизма:

1) Установление контакта со взрослым: уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревоги и страхов.

2) Сформировать умение правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других людей.

3) Способствовать развитию у детей способности распознавать по контексту ситуации эмоции (радость, грусть, злость, удивление).

4) Способствовать формированию умения проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях.

 

      Итоговые ожидаемые результаты реализации программы для детей 1,2 группы аутизма:

1) Гармонизация, стабилизация аффективной сферы ребенка.

2) Сформировать умение правильно воспринимать и понимать эмоции «Радость» и «Грусть». Вызвать непроизвольный адекватный эмоциональный отклик на развивающую ситуацию.

3) Научить различать эмоциональные состояния «радость» и «грусть» по картинкам с изображением людей, животных, сказочных персонажей и по схематическим изображениям.

4) Сформировать навык социально приемлемого сопереживания эмоции «Радость» и «Грусть».

 

Итоговые ожидаемые результаты реализации программы для детей 3,4  группы аутизма:

1) Сформировать умение узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а также адекватно выражать свои чувства.

2) Способствовать развитию у детей способности распознавать по контексту ситуации эмоции (радость, грусть, злость, удивление, страх, стыд, интерес).

3) Сформировать умение управлять эмоциями и регулировать свое поведение с тем, чтобы в дальнейшем ребенок мог правильно строить свои взаимоотношения с окружающими.

 

 

 

 

 


Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.

Программа апробирована на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования» г. Челябинска.

Срок апробации: 2 года.

Количество участников: 20 детей со сложным дефектом, 10 родителей, 3 педагога.

Для изучения особенностей эмоционально-волевой сферы у младших школьников со сложным дефектом использовалась методика Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация. Диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Общая направленность методики - выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития.

Методика состоит из двух диагностических серий, которые направлены на выявление сформированности следующих компонентов:

1) Восприятие экспрессии.

2) Понимание эмоций.

3) Идентификация эмоций.

4) Уровень произвольного выражения эмоций.

5) Структура эмоциональных представлений.

Подробное описание методики дано в Приложении 1.

 


По результатам первичного диагностического обследования (2012 год) выявлено:

 

 По результатам первичного диагностического исследования было выявлено, что у 100% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень восприятия экспрессии.

Е.И. Изотова в структуре низкого уровня восприятия экспрессии выделяет типы восприятия эмоционального состояния:

1) Довербальный тип восприятия эмоционального состояния человека.

2) Диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека.

3) Диффузно-локальный тип восприятия эмоциональных состояний.

Таким образом, у 90 % младших школьников со сложным дефектом отмечается довербальный тип восприятия эмоционального состояния человека (Эмоция не обозначается словами, её осознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («…он мультики смотрит»)).

У 10 % младших школьников со сложным дефектом отмечается диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека. (Ребёнок называет эмоцию, но воспринимает её выражение поверхностно. Это связано с недостаточной сформированностью эталона выражения эмоций).

У 100% младших школьников со сложным дефектом выявлен низкий уровень понимания эмоций. Е.И. Изотова в структуре низкого уровня понимания эмоций выделяет типы понимания эмоций:

1) Неадекватный тип понимания эмоций.

2) Ситуативно-конкретный тип понимания эмоций.

Таким образом, у 90% младших школьников со сложным дефектом отмечается неадекватный тип понимания эмоций (Дети не понимают эмоциональное состояние, не могут назвать его).

У 10% младших школьников со сложным дефектом отмечается ситуативно-конкретный тип понимания эмоций (Ребёнок понимает эмоциональное состояние человека только в контексте конкретной ситуации, подсказанной психологом.  Словесное обозначение эмоции ребёнок не дает).

Также по результатам первичного диагностического исследования было выявлено, что у 100% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень идентификации эмоций, низкий уровень произвольного выражения эмоций, низкий уровень развития эмоциональных представлений.Подробная интерпретация см. Приложение.

По результатам  вторичного диагностического обследования  (2013 год) выявлено:

 

По результатам вторичного диагностического исследования было выявлено, что у 90% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень восприятия экспрессии, у 10% - средний уровень.

Е.И. Изотова в структуре низкого уровня восприятия экспрессии выделяет типы восприятия эмоционального состояния:

1) Довербальный тип восприятия эмоционального состояния человека.

2) Диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека.

3) Диффузно-локальный тип восприятия эмоциональных состояний.

Таким образом, у 90 % младших школьников со сложным дефектом отмечается диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека (Ребёнок называет эмоцию, но воспринимает её выражение поверхностно. Это связано с недостаточной сформированностью эталона выражения эмоций).

Также выявлено, что у 10% младших школьников со сложным дефектом отмечается средний уровень восприятия экспрессии (Аналитический тип восприятия эмоциональных состояний. Дети с восприятием это типа опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии. Данный тип восприятия проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста сочувствием, сопереживанием по отношению к изображенным людям.)

У 90% младших школьников со сложным дефектом выявлен низкий уровень понимания эмоций. Е.И. Изотова в структуре низкого уровня понимания эмоций выделяет типы понимания эмоций:

3) Неадекватный тип понимания эмоций.

4) Ситуативно-конкретный тип понимания эмоций.

Таким образом, у 90% младших школьников со сложным дефектом отмечается ситуативно-конкретный тип понимания эмоций (Ребёнок понимает эмоциональное состояние человека только в контексте конкретной ситуации, подсказанной психологом.  Словесное обозначение эмоции ребёнок не дает).

У 10 % младших школьников со сложным дефектом выявлен средний уровень понимания эмоций (Дети быстро и точно выбирают определение эмоционального состояния из числа предложенных или называют это состояние самостоятельно. В описании дети выделяют некоторые отдельные элементы экспрессии (рот, глаза)).

Также по результатам вторичного диагностического исследования было выявлено, что у 100% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень идентификации эмоций, низкий уровень произвольного выражения эмоций, низкий уровень развития эмоциональных представлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что за год реализации программы наблюдается положительная динамика развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников со сложным дефектом.

По результатам  первичного диагностического обследования  (2013 год) выявлено:

По результатам первичного диагностического исследования было выявлено, что у 95% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень восприятия экспрессии, у 5% - средний уровень.

Е.И. Изотова в структуре низкого уровня восприятия экспрессии выделяет типы восприятия эмоционального состояния:

1) Довербальный тип восприятия эмоционального состояния человека.

2) Диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека.

3) Диффузно-локальный тип восприятия эмоциональных состояний.

Таким образом, у 95 % младших школьников со сложным дефектом отмечается диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека (Ребёнок называет эмоцию, но воспринимает её выражение поверхностно. Это связано с недостаточной сформированностью эталона выражения эмоций).

Также выявлено, что у 5% младших школьников со сложным дефектом отмечается средний уровень восприятия экспрессии (Аналитический тип восприятия эмоциональных состояний. Дети с восприятием это типа опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии. Данный тип восприятия проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста сочувствием, сопереживанием по отношению к изображенным людям.)

У 95% младших школьников со сложным дефектом выявлен низкий уровень понимания эмоций. Е.И. Изотова в структуре низкого уровня понимания эмоций выделяет типы понимания эмоций:

5) Неадекватный тип понимания эмоций.

6) Ситуативно-конкретный тип понимания эмоций.

Таким образом, у 95% младших школьников со сложным дефектом отмечается ситуативно-конкретный тип понимания эмоций (Ребёнок понимает эмоциональное состояние человека только в контексте конкретной ситуации, подсказанной психологом.  Словесное обозначение эмоции ребёнок не дает).

У 5 % младших школьников со сложным дефектом выявлен средний уровень понимания эмоций (Дети быстро и точно выбирают определение эмоционального состояния из числа предложенных или называют это состояние самостоятельно. В описании дети выделяют некоторые отдельные элементы экспрессии (рот, глаза)).

Также по результатам первичного диагностического исследования было выявлено, что у 100% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень идентификации эмоций, низкий уровень произвольного выражения эмоций, низкий уровень развития эмоциональных представлений.

По результатам  вторичного диагностического обследования  (2014 год) выявлено:

По результатам вторичного диагностического исследования было выявлено, что у 80% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень восприятия экспрессии, у 20% - средний уровень.

Е.И. Изотова в структуре низкого уровня восприятия экспрессии выделяет типы восприятия эмоционального состояния:

1) Довербальный тип восприятия эмоционального состояния человека.

2) Диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека.

3) Диффузно-локальный тип восприятия эмоциональных состояний.

Таким образом, у 80 % младших школьников со сложным дефектом отмечается диффузно-аморфный тип восприятия эмоционального состояния человека (Ребёнок называет эмоцию, но воспринимает её выражение поверхностно. Это связано с недостаточной сформированностью эталона выражения эмоций).

Также выявлено, что у 20% младших школьников со сложным дефектом отмечается средний уровень восприятия экспрессии (Аналитический тип восприятия эмоциональных состояний. Дети с восприятием это типа опознают эмоциональные ситуации на основе выделения элементов экспрессии (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии. Данный тип восприятия проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста сочувствием, сопереживанием по отношению к изображенным людям.)

У 80% младших школьников со сложным дефектом выявлен низкий уровень понимания эмоций. Е.И. Изотова в структуре низкого уровня понимания эмоций выделяет типы понимания эмоций:

7) Неадекватный тип понимания эмоций.

8) Ситуативно-конкретный тип понимания эмоций.

Таким образом, у 80% младших школьников со сложным дефектом отмечается ситуативно-конкретный тип понимания эмоций (Ребёнок понимает эмоциональное состояние человека только в контексте конкретной ситуации, подсказанной психологом.  Словесное обозначение эмоции ребёнок не дает).

У 20 % младших школьников со сложным дефектом выявлен средний уровень понимания эмоций (Дети быстро и точно выбирают определение эмоционального состояния из числа предложенных или называют это состояние самостоятельно. В описании дети выделяют некоторые отдельные элементы экспрессии (рот, глаза)).

Также по результатам первичного диагностического исследования было выявлено, что у 85% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень идентификации эмоций (у детей с низким уровнем идентификации эмоций возникают затруднения в установлении соответствия экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4 модальностям. Им необходима помощь, преимущественно содержательная и предметно-действенная). У 15% младших школьников со сложным дефектом отмечается средний уровень идентификации эмоций (у детей со средним уровнем эмоциональной идентификации отмечается соответствие экспрессивного эталона эмоциональному содержанию по 4-6 модальностям с определением характерных особенностей поведения с использование одного вида помощи (преимущественно содержательной)).

Также у 85% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень произвольного выражения эмоций (отмечаются затруднения произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) всех модальностей в сочетании со слабой активизацией нижнего или верхнего мимического паттерна (гипомимия)). У 15% - средний уровень (у детей с о среднем уровнем отмечается адекватность произвольной мимической имитации по образцу (фотоэталон) 4 основных и 2-4 дополнительных модальностей с частичной локализацией мимических признаков (активизация нижнего или верхнего мимического паттерна)).

У 85% младших школьников со сложным дефектом отмечается низкий уровень эмоциональных представлений (не сформировано комплексное представление об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия). У 15% учащихся – средний уровень (слабо сформировано комплексное представление об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия).


Список литературы

1. Антонова, Д. И. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг - терапии / И. Д. Антонова // Дефектология. - 2007. - N 2.

2. Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология. - 2005. - N 2. - С. 46-56

3. Астапов, В.М. Искаженное психическое развитие / В. М. Астапов // Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.

4. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1996. № 5.

5. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефек­тология. 1997. № 2, 3.

6. Волосовец, Т. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / Т.В. Волосовец, А.В.Хаустов // Логопедия.-2005.-N1.

7. Галкина, Т.Э. Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом / Т.Э. Галкина, Е.В. Малыхина // отечественный журнал социальной работы.-2002.- N2.

8. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс.-М.:ВЛАДОС, 2005.-С.144.- (Коррекционная педагогика).

9. Григорян, О.О. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма / О.О. Григорян, Е.Л. Агафонова // Коррекционная педагогика.-2005.-N4.

10. Додзина, О.Б.психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом/ О.Б.Додзина// Дефектология.-2004.-№6.

11. Дольто, Ф. Исцеление аутистов / Ф. Дольто // Дольто Ф. На стороне ребенка.- СПб,.1997.-Ч.4.Гл.3.

12. Иванов, Е.С. Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с расстройствами аутистического спектра / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук // Управление школой: прил. к газ. «Первое сент.».-2003.-Апр.(N15).

13. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми — М., 2003.

14. Костин, И.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей, страдающих аутизмом / И.А. Костин // Дефектология.-1997.-N1.

15. Костин, И.А. Клуб подростков и взрослых с последствиями раннего аутизма / И.А. Костин // Дефектология.- 2000.- N 4.

16. Костин, И.А. Усложнение картины мира - направление психологической помощи аутичным подросткам / И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N3.

17. Кузьмина, М. Если ребенок завис / М. Кузьмина// Народное образование.-2002.- N 1.

18. Лаврентьева, Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом / Н.Б. Лаврентьева // Дефектология.-2003.-N2.

19. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.-1996.-N2.

20. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушения­ми общения: Ранний детский аутизм. - М.: Просвещение, 1989.

21. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.

22. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.

23. Либлинг, М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом / М.М. Либлинг // Дефектология.-1997.-N4.

24. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова.-М.:ВЛАДОС, 1997.

25. Медведева, И., Шишова, Т. Чужой среди своих / И. Медведева, Т. Шишова // Твое здоровье.-1996.-N2.

26. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф.-3-е изд., междунар.-СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

27. Никифорова Е. В Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками //Дефектология-1997. №3.

28. Никольская, О. Об аутизме / О. Никольская, Е. Баенская, М. Либлинг // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сент.».-2004.- Нояб.(N 43).

29. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.-3-е изд..- М.: Теревинф, 2005.

30. Павалаки, И. Ф. Проблемы обучения детей с РДА / И. Ф. Павалаки // Психотерапия. - 2007. - N7.

31. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2003.

32. Плаксунова, Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательных функций у детей с синдромом раннего детского аутизма / Э.В. Плаксунова //школа здоровья.-2004.-N1.

33. Психология аномального развития ребенка: В 2 т.: Хрестоматия / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской.- М.: ЧеРо: Изд-во МГУ: Высш.шк., 2002.-Т.1., Т.2.

34. Сатмари, П.Дети с аутизмом/ П.Сатмари. - СПб.: Питер,2005.С.224.

35.Стрелкова Л. Творческое воображение: Эмоции и ребенок //Обруч. 1996. №4.

35. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Часть 2: Психотерапия детского аутизма. Издательства: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000. 304с.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.