Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе

2022-10-04 31
Иконы, празднование которым совершается в дни преходящие по Пасхе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В понедельник Фоминой недели празднуется иконе «Хрисафитисса Монемвасийская» (в Элладе).

На Преполовение чтится Иверская-Моздокская, сведения о коей помещены под 31 марта.

В шестую неделю по Пасхе — Моденская (20 июня), Страстная (см. 13 августа) и «Неопалимая Купина» (читай под 4 сентября).

В день отдания Пасхи чтится Сретенская икона Богоматери; празднование ей совершается в Элладе, в г. Каламата Миссинийской епархии. В 1841 году этот город, благодаря заступничеству Богоматери, был спасен от моровой язвы. Тогда же было установлено празднование сей иконе.

В день Вознесения в селе Хвастовцах Черниговской губернии, Борзенского уезда, празднуется Беловежской иконе Богоматери.

В 7 неделю по Пасхе празднуется иконе «Умиление» — Псково-Печерской (см. под 7 октября).

На Пятидесятницу совершается празднование иконам Богоматери: в местечке Радогоще (сведения см. под 8 сентября); Онышковской (см. под 14 сентября); Леснянской (см. там же); Красностокской (см. под 7 октября) и Браиловской (1 октября).

На день Пятидесятницы чтится Зимненская икона Богоматери, находящаяся в Святогорском Зимненском Успенском женском монастыре Волынской губернии. На сей иконе Богоматерь изображена в пояс с Предвечным Младенцем; изображение сделано на кипарисной доске с золотым фоном. Икона находится на левой стороне монастырской церкви и обложена сребропозлащенной ризой. Предание рассказывает, что этой иконой Цареградский патриарх благословил царевну Анну на брак с князем Владимиром.

В Зимненской женской обители находится еще другая замечательная икона Божией Матери, присланная сюда по повелению Богоматери игуменом Иркутского монастыря Аверкием. Аверкий не знал о существовании Зимненской обители, но повеление Богоматери он все-таки исполнил.

В день Св. Духа: Кипрская (о ней см. под 20 апреля) и Тупичевская (читай о ней под 15 августа).

Во вторник первой недели по Пятидесятнице чтится икона «Неопалимая Купина» в г. Славянске (сведения о ней см. под 4 сентября).

В четверг той же недели совершается празднование иконам: «Споручница грешных» (см. под 7 марта) и «Всех скорбящих Радость» (о ней см. под 24 октября).

В неделю Всех Святых: Дектурская (о ней не имеется никаких сведений), Животодательница, или «Отрада Ватопедская» (читай о ней под 21 января), «Благодатное небо» (см. под 6 марта), «Симеоново проречение» (читай под 2 февраля), «Мати и Дево» (о месте и времени ее явления сведений нет), «Избавление от бед страждущих», или «Взыскание погибших» (5 февраля), «Нечаянная радость» (9 декабря), Яноборская (сведений о ней не имеется), «Блаженное чрево» (26 декабря) и «Нерушимая Стена».

Сия последняя икона в течение 8 веков оставалась неповрежденной, посему и наречена «Нерушимой Стеной». Изображение Богоматери на сей иконе, пользующейся большим уважением и особым почитанием среди богомольцев, сделано из мозаики; Богоматерь изображена во весь рост и стоит на золотом мозаическом поле с воздетыми вверх руками. Находится эта икона над горним местом главного алтаря Киево-Софийского собора. Вот как описывают эту икону очевидцы: «Рост Ее (Богородицы) исполинский, как и все дела Ее на святой Руси; Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите; Ее хитон небесного цвета, червленный пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез; лазуревые поручи на воздетых к небу руках; золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, в знамение Ее покрова, ширшего облак, по гласу церковных песней; светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах, ибо Она, Сама Матерь Незаходимого Света, была для нас звездой незаходимого Солнца».

В 9-ю пятницу по Пасхе чтятся иконы Табынская (8 июля) и Курская (см. под 8 сентября).

В 10-ю неделю по Пасхе: Мохнатинская (см. 12 октября) и Шуйская (2 ноября).

В 10-ю пятницу по Пасхе: Ченстоховская в селе Каташине (6 марта), Бежевская (11 апреля), Пражевская (29 июня), Балыкинская (30 июня), Домницкая (8 сентября), Дубовичская (13 сентября), Трубчевская (см. под 3 октября) и Дехтяровская, именующаяся так по месту своего пребывания в селе Дехтяровке Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Сия икона явилась в 1392 году; Богородица изображена на ней обнимающей обеими руками шею Богомладенца.

В тот же день празднуется икона Богоматери Борщаговская, находящаяся в селе Братской Борщаговке, в 10 верстах от Киева, и икона Мельнинская, которая имеет пребывание в селе Мельня Конотопского уезда Черниговской губернии.

Июнь

Июня

Груздовская икона

Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии.

Киево-Братская икона.

См. сведения о ней под 6 сентября.

Кипрская икона.

Сведения о ней читай под 20 апреля.

Июня

Югская икона

Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее.

В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

— Зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моей иконой на родину? Этим упорством ты оказываешь противление Моей воле.

Проснувшись, настоятель немедленно созвал всю братию и объявил им о страшном своем видении; затем он отправился на то место, где Дорофей нашел икону Богоматери. Икона пребывала на том же месте. Иоаким с благоговением взял ее и вручил Дорофею, благословив подвижника на далекий путь к его родине.

Возвращаясь в родные края, Дорофей принял намерение поставить икону Богоматери в приходской церкви села Никульского, посвященной имени Всемилостивого Спаса. Но Богоматерь избрала другое место для пребывания Своей иконы. В семи верстах от села Никульского, где река Белый Юг впадает в Черный Юг, Дорофей почувствовал необыкновенную усталость и решил остановиться для краткого отдыха от длинной дороги. Старец поставил икону на дереве, а сам расположился под ним и задремал. Почувствовав себя после отдыха более бодрым, чем раньше, он намеревался уже продолжать путь и с этой целью хотел взять икону, но не мог сделать этого. Три раза пытался он сдвинуть икону с места, но все его старания были безуспешны. Велико было его недоумение и смущение. Но вот от иконы послышался голос:

— Зачем ты напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков; в ней пусть пребудет образ Мой навсегда, а с ним и благодать Моя и сила.

Когда старец выслушал эти слова, то понял, что Богоматери не угодно, чтобы он продолжал путь. Повинуясь Ее повелению, он устроил здесь же себе келью, поставил в ней икону Богоматери и начал проводить время в подвигах молитвы и поста. Вскоре к нему стали приходить жители окрестных мест для поклонения чудотворному образу Богоматери; приходили сюда также одержимые разными недугами, и многие из них по вере своей получали исцеления.

Между тем, старец не забывал о повелении Богоматери устроить на этом месте обитель. Он деятельно принялся расчищать место для будущего монастыря. Но Бог не судил ему видеть устроение обители: подвижнику было свыше открыто о дне его кончины. Он почил о Господе в 1622 году и был погребен в сооруженной им самим часовне.

После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящей на прежнем месте и с горящей перед нею свечой. Они взяли икону и поставили в приходской церкви, но она опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Священники, не оставляя мысли поставить икону в приходской церкви, в третий раз пытались взять ее, но на этот раз какая-то невидимая сила удержала их. Видя безуспешность своих попыток, священники оставили икону в келье старца и более уже не покушались взять ее в свою церковь.

Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который, в свою очередь, донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал Варлааму грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем.

Обитель в скором времени получила основание. В ней была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для желающих вести иноческую жизнь. Место для обители было пожертвовано благочестивыми боярами Димитрием Погожевым и Орестом Глебовым, которые отвели для нее землю на протяжении двух верст по реке Черный Юг. Новоустроенная обитель получила название Дорофеевой Югской, по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и сама чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской.

Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы; они не прекращаются и доселе. Приведем некоторые из этих чудес.

В 1654 году Рыбинскую слободу, впоследствии обратившуюся в город Рыбинск, посетила страшная моровая язва. Когда Югская икона Богоматери была принесена туда, язва сразу же прекратилась. В память этого чудесного избавления в начале XVIII-го столетия было установлено совершать крестный ход с Югской иконой в Рыбинскую слободу.

В 1771 г. вместе с другими городами России Рыбинская слобода снова была посещена моровой язвой. Жители ее обратились к настоятелю Югской обители с просьбой позволить им принести икону в их местность, на что и получили разрешение. Как только икона была принесена в слободу, язва сразу же ослабела, а потом и совершенно прекратилась. Благодарные жители Рыбинской слободы заказали сделать список с Югской иконы и поставили его в своем храме во имя Преображения Господня.

Ежегодно на праздник Воздвижения Югская икона приносится в город Рыбинск, в воспоминание об указанном событии. Сюда же она переносится и после 5 июня и остается здесь до конца месяца. С 30 июня ее носят по окрестным селам и только к 12 августа возвращают в Югскую обитель. 20 августа она переносится в местечко Кой Тверской губернии и возвращается в обитель 7 сентября. 8 сентября она относится в г. Рыбинск и там остается до половины ноября.

Сей чудотворной иконе Богоматери сначала (до 1786 г.) праздновали 28 июля, а затем стали праздновать в день принесения ее старцем Дорофеем на место Югской обители, т. е. 3 июня.

Июня

Игоревская икона

19 сентября 1147 года в Киеве был убит бывший великий князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу. Игорь был наголову разбит и заключен в темницу. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава. Тогда недоброжелатели Ольговичей подняли на него чернь, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам.

Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной. Празднество Игоревской иконы совершается одновременно с памятью страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича — 5 июня.

Стоит икона в Успенском соборе киевской лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Она покрыта серебряной вызолоченной ризой, на которой вырезана надпись о том, что она принадлежала князю Игорю и что перед ней излил он свою последнюю молитву. Икона древнегреческого письма, и выражение ее чрезвычайно утешительно. К помощи этой иконы прибегают особенно люди, подвергающиеся скорбям и гонениям.

Июня

Пименовская икона

Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление.

Июня

Урюпинская икона Богоматери

Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8-го июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келье одной подвижницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую и там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви она хранится в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.

21-го октября 1856 года на имя местного высокопреосвященного было прислано Ириной Лазаревой следующее донесение:

«В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи ее наименования. Мы тогда же довели о сем до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней… и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».

При этом донесении приложен список многих лиц, получивших в различное время исцеление от язв, ран, паралича, ревматизма, падучей болезни и пр. недугов. Приведем здесь некоторые чудеса, известные по документам, хранящимся в Донской духовной консистории за № 3015.

«1880 года августа 18 дня я был болен падучей болезнью; при этом со мной была сильная тоска: я не мог найти себе помощи ни у докторов и ни у лекарок. По частным слухам я ездил на источник, где явилась икона Божией Матери, искупался в нем и в то же время получил исцеление. В настоящее время приношу благодарственное моление Царице неба и земли, в чем подписуюсь: Михайловской станицы казак Алексей Иванов Миронов».

«1883 года июня 8 дня я приходила в станицу Урюпинскую с двумя дочерьми: Прасковьей 16 лет и Зинаидой 5 лет. Из них первая около четырех месяцев страдала лихорадкой, и никакие лекарства не помогали ей, а у последней болела голова — она не могла ее держать прямо и сделалась слабоумной. По прибытии в станицу я отправилась с ними в Покровскую станичную церковь, где отстояла утреню и обедню и отслужила Божией Матери перед Ее чудотворной иконой молебен. На возвратном пути из Урюпина в хутор Беспалов дочери мои совершенно выздоровели: старшая не чувствовала никакой лихорадки, а младшая — никакой боли в голове и притом голову держала прямо и стала говорить разумно». За безграмотностью Екатерины Павловны Афиногеновой расписались священник и псаломщик Покровской церкви.

«1890 года около 15 июня я, нижеподписавшийся, Луковской станицы урядник Спиридон Вуколович Вуколов, приехал в станицу Урюпинскую и служил молебен перед явленной иконой Божией Матери, прося Ее об исцелении моей болезни, которой я страдал 15 лет и которая выражалась в расслаблении всего тела, доходившего иногда до полной недвижимости. По объяснению врачей, это был паралич ног. После молебна я почувствовал себя легче, а теперь выздоровел окончательно и вот явился в храм благодарить Царицу Небесную и отслужить перед явленной Ее иконой молебен с акафистом. 1890 г., октября 3 дня. С. Вуколов».

Мария, дочь проживавшего в Урюпино борисоглебского мещанина А. М. Яковлева, еще будучи 6-месячным ребенком, ослепла: у нее образовались на обоих глазах большие бельма, и глаза сделались совершенно белые. Отец сначала обратился за помощью к докторам Тенчинскому, Захарьевскому и др., но все меры медицины оказались бессильны, так что больная на четвертом году совершенно ослепла, и веки глаз ее закрылись. От сильной боли она настолько была измучена, что, будучи шести лет, не могла ходить. По совету некоторых лиц, отец ее раскрыл ей веки и увидел вместо глаз одно мясо, облитое кровью. Потеряв всякую надежду на излечение дочери, Яковлев и жена его, взяв больную, завернули в одеяло и отправились в церковь на старом кладбище станицы Урюпино, где находится явленная икона Богоматери. Здесь попросили они священника отслужить молебен перед иконой. Возвратившись в квартиру, они посадили дочь, по обыкновению завернутую в одеяло, на всегдашнюю ее постель на сундуке, а сами стали готовиться пить чай. В это время неожиданно дочь их раскрыла глаза и произнесла, что она видит отца, самовар и все, что на столе, и просила отца и мать заговорить что-нибудь, так как она их отроду не видала, а знала лишь по одному голосу.

Приведем, наконец, показание доктора Суровцева. «В начале марта 1894 года, — пишет он, — меня пригласили пользовать больную Елизавету Андреевну Ефаеву в станице Урюпинской. При исследовании болезни мной найдены у больной расширение сердца и водянка ног и грудной полости. Употребление медицинских средств не принесло пользы больной; болезнь не уступала лечению. Семидесятилетняя больная страдала очень сильно, и болезнь с каждым днем увеличивалась. Около 25 числа марта водянка распространилась по всем частям ног, в полости живота и в грудной полости. Сердцебиение было учащенно-слабое, поверхностное, сопровождавшееся удушьем, вследствие чего больная не могла лежать и впадала в бред. 29 марта я посоветовал пригласить к больной других местных врачей для совещания о болезни, сознавая и не скрывая от окружающих, что надежды на выздоровление нет. 30 марта 1894 года родные больной принесли в дом Ефаевой местную икону Божией Матери из Покровской церкви и пригласили причт этой церкви отслужить молебен Богоматери. Во время молебна больная сама встала с постели, хотя прежде и не могла ходить без посторонней помощи, прошла в смежную комнату с той, где служили молебен, и остановилась, а затем сидела в полусознательном состоянии в кресле. После молебна больная была перенесена на постель, где заснула в первый раз спокойным сном. По пробуждении больная почувствовала выздоровление. 31 марта я не нашел у нее водянки ни в полостях грудной и брюшной и ни в ногах; удушье прошло, расширение сердца уменьшилось, пульс полный и почти нормальный. Ефаева чувствует себя совершенно здоровой, ходит без посторонней помощи и занимается обыкновенными делами до настоящего времени. 1895 г., 5 января. Врач, коллежский советник Андрей Львович Суровцев».

Ярославская икона

Ярославская икона Богоматери находится в кафедральном соборе г. Ярославля. Предание говорит, что она очень древняя и принесена в Ярославль святыми князьями Василием и Константином в XIII веке. Кроме этой иконы, существуют еще две Ярославские иконы: Ярославская-Казанская (8 июня) и Ярославская-Печерская (см. под 14 мая).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.