Использование групповой работы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Использование групповой работы

2022-02-11 23
Использование групповой работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема. Итак, типичный пример того, что принято называть групповой работой. Учитель говорит: «Дети, вот вам задание… Образуйте с соседями группу по четыре человека. Сделайте зада­ние. Каждый в своей тетради, не подсматривать! Итак, проверим…»

В то же время групповая работа может быть очень эффективным инструментом обучения: так у каждого есть время для участия в работе и при умелом распределении ролей в группе и сильные и слабые находят себя.

Возможные решения

Чтобы организовать групповую работу правильно, важнознать несколько важных аспектов из сферы совместной работы.

 

Как распределить детей по группам?

Учитель выбирает определенный принцип формирования группы. Таких групп, в сущности, бывает четыре*.

Разнородные — учитель намеренно подбирает разных по уровню учеников, чтобы обеспечить баланс. Такой тип считается предпочти­тельным, так как разные группы могут быть примерно равны между собой, в группы включаются мальчики и девочки, представители разных национальностей, что способствует развитию толерантности и в целом лучшей групповой динамике.

Случайные — участников группы определяет жребий или другие обстоятельства (например, расположение).

По интересам — в таком случае ученики сами распределяются по группам, но есть риск возникновения иерархии, противоборства «свои-чужие» и обиды, когда кого-то не хотят включать ни в одну из групп. Но это может быть оправданно при выполнении разных проектов, участники которых определяются по интересам.

Однородные группы — учитель разбивает класс по какому-то определенному признаку. Например, сильные, средние, слабые ученики. Хотя это может быть оправданно, чтобы дать каждому по­сильную задачу, такой подход может еще больше способствовать нарастанию неравенства.

Как создать разнородную группу?

Ю. А. Уваров предлагает два способа формирования групп.

Подбор из упорядоченного списка. Эта процедура состоит из четырех шагов.

Шаг 1. Составьте список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором — равный ему или чуть слабее, на третьем — равный второму или чуть слабее и т. д. На последнем месте будет самый слабый ученик.

Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а так­же двух учеников из середины списка. Проверьте, выполняется ли в группе условие «2:2». Если нет, замените мальчиков и девочек, пользуясь серединой списка. Проверьте, есть ли в группе абсолютно несовместимые ученики или закадычные друзья. Сделайте соответ­ствующую замену. Группа сформирована.

Шаг 3. Исключите из списка учащихся, которые попали в груп­пу. Если в списке осталось больше четырех учеников, перейдите к шагу «2».

Шаг 4. Объедините оставшихся учащихся в группы по три (или пять) человека.

Подбор группы под лидера. Эта процедура особенно хороша для учителя, ведущего классное руководство. Она помогает соз­дать в классе доверительную атмосферу, способствует сближению одноклассников.

Шаг 1. Выберите семь-восемь (по числу групп) самых сильных учащихся, которые будут лидерами групп.

Шаг 2. Соберите будущих лидеров групп после уроков и объясните им, что для успешной работы их группа должна включать школьников разного уровня. Предложите каждому лидеру выбрать одного из се­ми-восьми слабейших учеников в свою будущую группу. Объясните, в чем будет состоять их последующая роль.

Шаг 3. На следующий день объявите, что в классе начинается работа в группах, назовите лидеров групп и попросите их выбрать себе партнера в группу. Каждый из лидеров выбирает одного партнера, как было решено вчера, и говорит: «Я хочу работать с ним / нею в одной группе». Учтите, что многие из слабых учеников никогда не приглашались в команду. Вероятна сильная эмоцио­нальная реакция.

Шаг 4. Два члена будущей группы садятся вместе и решают, кого они пригласят в группу из оставшихся.

Шаг 5. Три члена группы решают, кого они пригласят в группу из оставшихся. Всех учеников надо предупредить, что в каждой груп­пе должны быть два мальчика и две девочки. За учителем остается право утвердить или отклонить предлагаемый выбор.

Какие бывают группы?

Способ формирования группы зачастую определяется той целью, ради которой учитель объединяет детей в группы. В целом есть два типа групп целей.

Дискуссионные группы могут быть сформированы на один урок или более. Например, учитель хочет, чтобы в активной деятельности были задействованы все ученики, и предлагает дискуссионное за­дание для группы. Тогда группа может формироваться случайно или по принципу «развернитесь к соседу» (но в таком случае желательно, чтобы рассадка детей в классе была продуманной, чтобы в группы попадали конкретные дети).

Проектные группы выполняют вместе какой-то тип работ. Такие группы существуют несколько недель (обычно 6–8) и предполагают общие цели, четкое распределение ролей и согласованные правила и нормы.

Центр учительского мастерства Университета Уотерлу (провин­ция Онтарио, Канада) дает описание возможных форматов работы группы*.

«Жужжащие вместе» — это, пожалуй, самый типичный вариант работы в группах. Дети разворачиваются к 1–3 соседям и вместе отвечают на поставленный учителем вопрос. Как правило, это зани­мает 3–10 минут. Такой формат неплох для входа в урок (например, прежде чем объяснять новую тему, учитель предлагает ответить вме­сте на вопрос) или для прояснения непонятного в течение занятия.

«Подумай — обсуди в паре — поделись» — этот вариант взаимо­действия уже обсуждался. Он позволяет совместить индивидуальную и групповую работу. Такая методика позволяет найти новые ответы и помочь ученикам удостовериться, что они правильно понимают тему.

«Круг голосов» — группа формируется из 3–5 человек, учитель задает вопрос всему классу. Затем дается время на индивидуаль­ное размышление каждого. Потом дети начинают говорить по кругу. Каждый высказывает свои мысли в течение 2–3 минут (время ого­варивается заранее), ни больше, ни меньше. Когда один человек говорит, никто не имеет права его перебивать. После того как каждый высказался, начинается групповое обсуждение. При этом есть два правила: можно только комментировать то, что говорили другие, но нельзя повторять свои же идеи или выдвигать новые.

Есть небольшая модификация такой техники: каждый ученик по­вторяет коротко своими словами идеи того, кто говорил перед ним, а потом начинает делиться своими мыслями.

«Пила» — при работе по этой технологии материал урока разби­вается на отдельные темы («кусочки пазла»). Формируются группы по 3–5 человек, и каждой из них дается одна тема (если класс большой, то одну тему могут прорабатывать две группы). Задача группы — стать экспертом по заданной теме. Например, ученики вместе проходят какой-то материал, собирают идеи, делают концеп­туальные карты и т. д. Затем участники групп перемешиваются, чтобы в каждой новой группе были представители всех других. Эксперты по разным направлениям рассказывают про идеи своей группы, чтобы все могли получить общее представление о теме.

Чтобы перемещения не занимали много времени, каждой груп­пе можно раздать разноцветные бумажки с номерками. Сначала в одной группе работают дети с бумажками одного цвета, а затем с бумажками с одинаковым номером.

«Меняющиеся тройки» — учитель заранее готовит набор вопро­сов для обсуждения. Ученики формируют тройки с соседями по парте. Дается время, чтобы каждый высказал свой ответ на вопрос. Затем ученики присуждают оценки 0, 1 и 2 своим коллегам. Те, кто получил 1, переходят в следующую тройку по часовой стрелке; у кого оценка 2, переходят через одну тройку, а 0 остаются на месте. Так формируются полностью новые группы. Учитель задает новый во­прос, и процесс повторяется.

«Аквариум» — ученики разбиваются на четное количество групп (например, 6 групп по 4 человека). Суть в том, что одна группа получает задание и выполняет его, а представители второй груп­пы наблюдают за первой (например, ученики на 2-й и 3-й партах выполняют задачу, а на 1-й и 4-й смотрят). Потом наблюдающие и выполняющее задания могут поменяться местами, чтобы решить новую задачу.

Стоит отметить, что наблюдающим может стать скучно ничего не де­лать самим, поэтому нужно четко формулировать задачу наблюдения. Это может быть как поведение одноклассников (например, как в листе оценки ниже), так и способы решения задач, предлагаемые идеи.

Обучающиеся группы формируются на всю четверть. Когда учитель дает задание, то все уже знают, с кем работать и как пере­саживаться (например, места групп закрепляются в классе). В такой группе становится более важным распределение ролей.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.