Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-02-11 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблема. Россия участвует в нескольких международных тестах, которые позволяют сравнивать достижения учеников в разных странах. Например, есть два теста, которые изучают уровень математические знаний. В одном из них (TIMMS) Россия показывает довольно высокие результаты, а в другом (PISA) успехи учеников ниже среднего. Почему так? Есть предположение, что в TIMMS задания примерно похожи на типичные из учебников, а в задачах PISA задается особый контекст, приводятся лишние данные, нужно интерпретировать результаты. Российские школьники хуже своих сверстников из других стран решают задачи, которые в большей степени привязаны к опыту, к жизненным ситуациям.
Возможные решения
А. Гин предлагает три формулы выхода за пределы стандартного урока.
Выход за пределы учебника
Автор описывает пример, когда учитель физики задался вопросом, как лучше объяснить электромагнитные колебания. На помощь пришли ассоциации с Черным морем (дело происходило в Одессе) и «Песнь о Буревестнике». Они нужны для входа в урок, для понимания связанности реальности и абстрактных понятий.
Возможно, не очень легко и сразу, но практически для любой темы на предметах гуманитарного и естественно-научного цикла можно найти ассоциации с внешкольной жизнью.
Выход за пределы предмета
Хотя о межпредметности много говорится, не всегда понятно, как ее внедрять. Можно начать с малых и относительно несложных шагов. Учитель математики мог бы невзначай на уроке процитировать стихи, а учитель иностранного предложить решить математическую головоломку на изучаемом языке. Связать естественно-научный цикл с гуманитарным помогут Данте, Ломоносов, Брюсов, Гете, Свифт и другие.
|
Демонстрация знания молодежной субкультуры
А. Гин приводит в пример учителя физики, который начинает урок на тему «Резонанс» с вопроса, почему электронная гитара может иметь практически любую форму в отличие от акустической. И при этом демонстрирует фотографии причудливых инструментов рок- музыкантов.
Тем может быть много: от популярных компьютерных игр до вышедших сериалов. Как узнать, что актуально в современных субкультурах? Если учитель задает вопросы о личных интересах, то ученики сами легко рассказывают о том, что сейчас значимо и популярно в их мире.
Мини-проекты
Многие знания, которые дети получают на уроках, вполне применимы в решении каких-то реальных задач. Например, тему писем и открыток на английском мы проходили с детьми, подписывая реальные открытки через сервис postcrossing.com. Детям можно предложить рассчитать необходимое количество продуктов для школьной столовой на математике. На русском языке делать газету…
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ УРОКА
Интерес к личности ребенка
Проблема. Некоторые учителя воспринимают свою работу излишне механистически: как будто бы единственная цель учителя — вложить знания в головы детей. В то же время часто дети хорошо учатся не столько из-за интереса к предмету, сколько из-за привязанности к учителю. Исследования показывают, что, когда ученикам позволяют раскрываться как личностям, они меняют свое отношение к учебе и достигают более высоких результатов. Невнимание к индивидуальности может, наоборот, демотивировать ребенка.
Возможные решения
На уроке важны действия учителя, которые демонстрируют внимание к ученикам, к их личным интересам, стремлениям, особенностям, ценностям, сильным сторонам. Это может быть внимание к эмоциям и настроению.
Сложность этого пункта в том, что интерес сложно продемонстрировать, если его нет. Неискренность слишком уж сильно чувствуется и обижает.
|
Активное слушание
Проблема. Учителя так привыкают к роли рассказчика, что часто забывают слушать и слышать детей. В то же время активное слушание — это важнейший навык в работе учителя. В педвузах его формированию, к сожалению, не учат (хотя множество тренингов коммерческих компаний посвящены именно этому навыку). Умение выслушать ученика и дать ему понять, что его мнение важно, — это один из главных путей для создания доверия в классе.
Возможные решения
Активное слушание — это довольно проработанный теоретически и практически навык. Он включает в себя свод правил, как делать что-то и как не делать. Опишем основные из них.
Как надо? | Как не надо? |
1. Использовать слова, демонстрирующие внимание (это могут быть короткие слова и междометия: «да», «конечно», «так»). 2. Демонстрировать невербальные знаки внимания, то есть буквально слушать всем телом (идеальный портрет: присутствует визуальный контакт, лицо выражает внимание, позиция открытая и расслабленная, учитель полностью повернут к говорящему ученику). 3. Поощрять продолжение рассуждения (например, «То, что ты говоришь, очень интересно. Не мог бы ты развить мысль?», «Расскажи, пожалуйста, подробнее», «Давай обсудим детальнее» …). 4. Задавать вопросы, чтобы продемонстрировать искренний интерес. 5. Использовать технику «эхо», то есть перефразировать сказанное учеником другими словами («Если я тебя верно поняла...», «Поправь меня, если я неправильно поняла твои слова…»). 6. Демонстрировать уважение к точке зрения ученика, высказывать согласие | 1. Перебивать ученика или не давать ему высказаться. 2. Резко менять тему обсуждения. 3. Навязывать свою точку зрения как «более правильную» (часто учитель во время ответа продумывает свою версию ответа: это обычно читается по некоторой рассеянности и невнимательности к ответу, по желанию показать, что ответ учителя лучше). 4. Использовать фразы неодобрения, критицизма, неуверенности («Ты уверен?», «Ты не должен так думать / иметь такую точку зрения», «Тебе лучше еще поразмыслить над этим», «Ну да, более-менее неплохо»). 5. Рассматривать посторонние предметы, отвлекаться |
Принятие и выражение эмоций
Проблема. Часто все «человеческое» удаляется из процесса обучения, нужен только результат — знания. Студентов педагогических вузов, как правило, не учат выражать свои эмоции на уроке: это не оценивается и не поощряется. Не учат и работать с эмоциями детей (часто в школе можно услышать фразы типа: «Маша, чего это у тебя такое лицо недовольное? Твоя тройка заслуженная!»).
|
В то же время обучение в школе — это во многом общение подрастающих детей и взрослого человека. Многое в обучении строится на эмоциях, на привязанностях («Почему ты старательно учишь химию?» — «Мне вообще-то не очень интересно, но я не хочу учительницу расстраивать»).
Возможные решения
Чтобы создать положительную атмосферу в классе, учителю важно включать эмоциональность, принятие и выражение чувств в общий процесс обучения. Это не значит, что он обязан быть с детьми «на короткой ноге», обязательно дружить со всеми. Как правило, это невозможно и не всегда нужно. Речь идет о доброжелательной атмосфере в классе, которая, кстати, повышает успеваемость.
Невербальное поведение
Проблема. То, что мы говорим, лишь на 7–10% влияет на отношение других людей к нам, на их восприятие. Наша интонация и то, как мы говорим, тоже может быть информативным. Эти факты дают нам 30% информации. Остальные 60% — это следствие невербального поведения (выражение лица, жесты, поза и т. д.). Довольно неожиданные цифры?
Как правило, люди не осознают, что на невербальном уровне делают что-то не так (например, никогда не улыбаются детям). Поэтому такие ошибки повторяются раз за разом. Многие проблемы на уроке (с дисциплиной, вовлеченностью) возникают не из-за низкого качества заданий, а из-за невысокого качества отношений.
Возможные решения
В первом разделе речь шла о важности проксемики, то есть расположения учителя в классе. Если ученик чувствует близость к педагогу, больше вероятность того, что он не будет ощущать себя потерянным на уроке.
Кроме проксемики есть и другие элементы невербального общения.
Слова вежливости
Проблема. Некоторые учителя не считают нужным быть вежливыми на уроке. Учитель часто находится в позиции главного, командующего, который не благодарит и не просит прощения. Как правило, это негативно влияет на установление доверительных отношений с классом.
Возможное решение
Учителю важно самому использовать слова вежливости на уроке («Спасибо», «Извини», «Я прошу прощения», «Пожалуйста», «Рад(а) помочь», «Я вам благодарен(-на)»).
Чаще пояснять, с чем связаны слова вежливости («Я вам благодарна за то, что вы не поленились прочитать дополнительные статьи», «Я прошу прощения, что перепутал номер упражнения для домашнего задания»).
Положительная стратегия — создавать ситуации, когда ученикам необходимо проявить вежливость друг к другу (например, при использовании групповой работы напоминать школьникам о необходимости благодарить одноклассников за хорошие идеи или извиняться, если вдруг ребенок перебивает другого).
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!