Связь урочного и внеурочного — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Связь урочного и внеурочного

2022-02-11 21
Связь урочного и внеурочного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема. Россия участвует в нескольких международных тестах, которые позволяют сравнивать достижения учеников в разных странах. Например, есть два теста, которые изучают уровень ма­тематические знаний. В одном из них (TIMMS) Россия показывает довольно высокие результаты, а в другом (PISA) успехи учеников ниже среднего. Почему так? Есть предположение, что в TIMMS задания примерно похожи на типичные из учебников, а в задачах PISA задается особый контекст, приводятся лишние данные, нужно интерпретировать результаты. Российские школьники хуже своих сверстников из других стран решают задачи, которые в большей степени привязаны к опыту, к жизненным ситуациям.

Возможные решения

А. Гин предлагает три формулы выхода за пределы стандартного урока.

Выход за пределы учебника

Автор описывает пример, когда учитель физики задался вопро­сом, как лучше объяснить электромагнитные колебания. На помощь пришли ассоциации с Черным морем (дело происходило в Одессе) и «Песнь о Буревестнике». Они нужны для входа в урок, для пони­мания связанности реальности и абстрактных понятий.

Возможно, не очень легко и сразу, но практически для любой темы на предметах гуманитарного и естественно-научного цикла можно найти ассоциации с внешкольной жизнью.

Выход за пределы предмета

Хотя о межпредметности много говорится, не всегда понятно, как ее внедрять. Можно начать с малых и относительно несложных ша­гов. Учитель математики мог бы невзначай на уроке процитировать стихи, а учитель иностранного предложить решить математическую головоломку на изучаемом языке. Связать естественно-научный цикл с гуманитарным помогут Данте, Ломоносов, Брюсов, Гете, Свифт и другие.

Демонстрация знания молодежной субкультуры

А. Гин приводит в пример учителя физики, который начинает урок на тему «Резонанс» с вопроса, почему электронная гитара может иметь практически любую форму в отличие от акустической. И при этом демонстрирует фотографии причудливых инструментов рок- музыкантов.

Тем может быть много: от популярных компьютерных игр до вышед­ших сериалов. Как узнать, что актуально в современных субкультурах? Если учитель задает вопросы о личных интересах, то ученики сами легко рассказывают о том, что сейчас значимо и популярно в их мире.

Мини-проекты

Многие знания, которые дети получают на уроках, вполне приме­нимы в решении каких-то реальных задач. Например, тему писем и открыток на английском мы проходили с детьми, подписывая реальные открытки через сервис postcrossing.com. Детям можно предложить рассчитать необходимое количество продуктов для школьной столовой на математике. На русском языке делать газету…

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ УРОКА

Интерес к личности ребенка

Проблема. Некоторые учителя воспринимают свою работу излиш­не механистически: как будто бы единственная цель учителя — вло­жить знания в головы детей. В то же время часто дети хорошо учатся не столько из-за интереса к предмету, сколько из-за привязанности к учителю. Исследования показывают, что, когда ученикам позволяют раскрываться как личностям, они меняют свое отношение к учебе и достигают более высоких результатов. Невнимание к индивиду­альности может, наоборот, демотивировать ребенка.

Возможные решения

На уроке важны действия учителя, которые демонстрируют вни­мание к ученикам, к их личным интересам, стремлениям, особен­ностям, ценностям, сильным сторонам. Это может быть внимание к эмоциям и настроению.

Сложность этого пункта в том, что интерес сложно продемонстри­ровать, если его нет. Неискренность слишком уж сильно чувствуется и обижает.

 

Активное слушание

Проблема. Учителя так привыкают к роли рассказчика, что часто забывают слушать и слышать детей. В то же время активное слу­шание — это важнейший навык в работе учителя. В педвузах его формированию, к сожалению, не учат (хотя множество тренингов коммерческих компаний посвящены именно этому навыку). Умение выслушать ученика и дать ему понять, что его мнение важно, — это один из главных путей для создания доверия в классе.

Возможные решения

Активное слушание — это довольно проработанный теоретически и практически навык. Он включает в себя свод правил, как делать что-то и как не делать. Опишем основные из них.

 

 

Как надо? Как не надо?
1. Использовать слова, демонстрирующие вни­мание (это могут быть короткие слова и междо­метия: «да», «конечно», «так»). 2. Демонстрировать невербальные знаки вни­мания, то есть буквально слушать всем телом (идеальный портрет: присутствует визуальный контакт, лицо выражает внимание, позиция открытая и расслабленная, учитель полностью повернут к говорящему ученику). 3. Поощрять продолжение рассуждения (напри­мер, «То, что ты говоришь, очень интересно. Не мог бы ты развить мысль?», «Расскажи, пожа­луйста, подробнее», «Давай обсудим детальнее» …). 4. Задавать вопросы, чтобы продемонстриро­вать искренний интерес. 5. Использовать технику «эхо», то есть перефра­зировать сказанное учеником другими словами («Если я тебя верно поняла...», «Поправь меня, если я неправильно поняла твои слова…»). 6. Демонстрировать уважение к точке зрения ученика, высказывать согласие 1. Перебивать ученика или не давать ему высказаться. 2. Резко менять тему обсужде­ния. 3. Навязывать свою точку зре­ния как «более правильную» (часто учитель во время ответа продумывает свою версию ответа: это обычно читается по некоторой рассеянности и невнимательности к ответу, по желанию показать, что ответ учителя лучше). 4. Использовать фразы нео­добрения, критицизма, неуве­ренности («Ты уверен?», «Ты не должен так думать / иметь та­кую точку зрения», «Тебе лучше еще поразмыслить над этим», «Ну да, более-менее неплохо»). 5. Рассматривать посторонние предметы, отвлекаться

 

Принятие и выражение эмоций

Проблема. Часто все «человеческое» удаляется из процесса обу­чения, нужен только результат — знания. Студентов педагогических вузов, как правило, не учат выражать свои эмоции на уроке: это не оценивается и не поощряется. Не учат и работать с эмоциями детей (часто в школе можно услышать фразы типа: «Маша, чего это у тебя такое лицо недовольное? Твоя тройка заслуженная!»).

В то же время обучение в школе — это во многом общение подра­стающих детей и взрослого человека. Многое в обучении строится на эмоциях, на привязанностях («Почему ты старательно учишь химию?» — «Мне вообще-то не очень интересно, но я не хочу учи­тельницу расстраивать»).

Возможные решения

Чтобы создать положительную атмосферу в классе, учителю важно включать эмоциональность, принятие и выражение чувств в общий процесс обучения. Это не значит, что он обязан быть с детьми «на короткой ноге», обязательно дружить со всеми. Как правило, это невозможно и не всегда нужно. Речь идет о доброжелательной ат­мосфере в классе, которая, кстати, повышает успеваемость.

 

Невербальное поведение

Проблема. То, что мы говорим, лишь на 7–10% влияет на отноше­ние других людей к нам, на их восприятие. Наша интонация и то, как мы говорим, тоже может быть информативным. Эти факты дают нам 30% информации. Остальные 60% — это следствие невербального поведения (выражение лица, жесты, поза и т. д.). Довольно неожиданные цифры?

Как правило, люди не осознают, что на невербальном уровне де­лают что-то не так (например, никогда не улыбаются детям). Поэ­тому такие ошибки повторяются раз за разом. Многие проблемы на уроке (с дисциплиной, вовлеченностью) возникают не из-за низкого качества заданий, а из-за невысокого качества отношений.

Возможные решения

В первом разделе речь шла о важности проксемики, то есть расположения учителя в классе. Если ученик чувствует близость к педагогу, больше вероятность того, что он не будет ощущать себя потерянным на уроке.

Кроме проксемики есть и другие элементы невербального общения.

Слова вежливости

Проблема. Некоторые учителя не считают нужным быть вежливы­ми на уроке. Учитель часто находится в позиции главного, команду­ющего, который не благодарит и не просит прощения. Как правило, это негативно влияет на установление доверительных отношений с классом.

Возможное решение

Учителю важно самому использовать слова вежливости на уроке («Спасибо», «Извини», «Я прошу прощения», «Пожалуйста», «Рад(а) помочь», «Я вам благодарен(-на)»).

Чаще пояснять, с чем связаны слова вежливости («Я вам бла­годарна за то, что вы не поленились прочитать дополнительные статьи», «Я прошу прощения, что перепутал номер упражнения для домашнего задания»).

Положительная стратегия — создавать ситуации, когда учени­кам необходимо проявить вежливость друг к другу (например, при использовании групповой работы напоминать школьникам о необходимости благодарить одноклассников за хорошие идеи или извиняться, если вдруг ребенок перебивает другого).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.