Четкие инструкции и ожидания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Четкие инструкции и ожидания

2022-02-11 28
Четкие инструкции и ожидания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема. Часто проблемы с дисциплиной и непослушанием на уроке происходят не из-за того, что дети намеренно игнорируют задания учителя. Нередко педагог дает неконкретные указания, и не все дети сразу понимают, что делать. Ребенок крутится на стуле, от­влекает всех подряд, потому что учитель дал невнятные инструкции.

Возможное решение проблемы

В книге «Мастерство учителя» Дуга Лемова описываются четыре критерия правильных инструкций на уроке.

Четкость. Команды описывают ожидаемые действия и всегда четко формулируют ответы. Например, вместо «Будь внимательнее» учителю рекомендуется поставить задачу «Положи ручку на парту и смотри прямо на меня». Тогда ребенок понимает, какие действия нужно выполнить, чтобы стать внимательнее.

Конкретность. Инструкции содержат ряд легко выполнимых за­дач: «Отложите тетради в сторону, откройте учебник на странице 237, найдите там упражнение 12». Менее конкретно звучала бы задача: «Откройте книги на той теме, которую мы сейчас проходим».

Последовательность. Сложные задачи разбиваются на конкрет­ные шаги: вместо задания «Обсудите в группах» лучше описать по­следовательность действий: «Пускай каждый член группы выскажет свое мнение, потом выделите 3–4 основных идеи и подумайте, как их представить всему классу».

Наблюдаемость. Учитель разбивает задачу на несколько шагов и организует наблюдение за выполнением каждого шага. Кроме того, инструкции лучше давать в утвердительной форме (что делать), а не отрицательной (чего не делать). Вместо фразы «Не отвлекайся» продуктивнее использовать фразу «Посмотри на доску и перепиши все, что на ней написано, в тетрадь».

Чем занят учитель?

Проблема. Обычно при планировании уроков учителя недора­батывают в одном важном компоненте: даже если они продумали, какие задания получат ученики, педагоги редко думают о том, что они сами будут делать в этот момент. Часто учитель не особенно конструктивно использует время работы учеников на уроке.

Возможные решения проблемы

Советом для начинающего учителя было бы продумывание дейст­вий и учеников, и своих. Чем вообще может быть занят учитель во время урока? В книге уже упоминалась важность индивидуального подхода, создания атмосферы в классе, правильного расположения учителя. Поэтому педагог мог бы подходить к ученикам, чтобы уточнить, есть ли у них затруднения. Возможно, чтобы скорректировать задание. Возможно также записать следующее задание на доске, заполнить журнал, проверить работы. Такие действия тоже имеют право быть. Но всегда важно задавать вопрос: мог ли учитель выполнить рутинные, технические действия в другое время? Мог ли посвятить это время непосредственно педагогическим задачам?

Педагогу важно максимально эффективно использовать каждую минуту урока. Эффективное время — это то, которое посвящено ученикам и позволяет им учиться лучше, быть более вовлеченными в атмосферу урока.

Сколько времени съела рутина?

Проблема. Казалось бы, это простые операции: раздать тетради, листочки с заданиями, проследить, чтобы ученики записали домаш­нее задание. Тем не менее, если терять 3 минуты на каждом уроке, за неделю «съедается» почти два полноценных урока. Учителя редко задумываются над такими рутинными вещами. Однако для поддер­жания динамики урока важно, чтобы дети точно знали, как выполнять каждую из повседневных процедур и уметь делать это быстро.

Возможные решения

Есть несколько типичных рутинных практик, которые зачастую ис­пользуются на уроке. Казалось бы, на их выполнение уходит немного времени. Но когда дети четко не знают, как действовать в типичных ситуациях, это лишние отвлечения на уроке. А если посчитать, сколь­ко времени за год занимает что-нибудь вроде сдачи контрольных работ, получается, что можно пару полноценных уроков провести.

Вот типичные рутинные практики, используемые на уроке:

подготовка к уроку, поиск нужных вещей;

сбор и раздача тетрадей или листиков с контрольными рабо­тами;

формирование групп;

вопросы: «Можно выйти?», «Я забыл тетрадь для контрольных работ, что делать?»;

объяснение, можно ли пользоваться калькулятором, словарем.

 

Война против монотонности

Проблема. Для детей нет ничего страшнее скуки. Вы так не считаете? Исследователи мозга доказывают, что человек не может постоянно удерживать внимание на одном типе деятельности. Мозг ребенка в большей степени, чем мозг взрослого, подвержен отвлека­ющим факторам. Если задания монотонны, дети быстро устают и те­ряют интерес. Отсюда и нарушения дисциплины, и частые ошибки, и невнимательность — одним словом, букет негативных последствий.

Возможные решения проблемы

Задача учителя — менять типы занятости на уроке. Но важно не только содержание заданий, важен их темп и ритм. Например, ответ у доски — это медленное занятие (класс погружается в легкий гип­ноз и почти засыпает). А вот тотальный блиц-опрос — это скорость, адреналин. Учителю важно следить за тем, чтобы быстрые и мед­ленные способы работы сменяли друг друга. К слову, постоянно работать в сверхтемпе тоже нехорошо: для многих учеников это некоторый стресс, если в принципе нет возможности сконцентри­рованно подумать.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

Диагностика текущего уровня

Проблема. На уроке бывает сложно определить, кто из учеников понял новую тему, а кто нет. Насколько глубоко ученики поняли ма­териал? На основании этого учитель решает, что можно двигаться дальше. Как сделать так, чтобы слабые поняли, а сильные не заску­чали? Некоторые учителя тратят на это много времени (например, задавая одинаковые вопросы почти каждому), некоторые вообще не особенно задумываются и движутся в своем темпе, не обращая внимания на детей.

Возможные решения проблемы

Опытные учителя смогут привести достаточно большой список способов, как можно быстро оценить уровень понимания. Важен общий принцип: после любого введения новой информации или после самостоятельного изучения материала учителю важно понять, что происходит, прежде чем двигаться дальше.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.