Тобольский педагогический институт имени — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тобольский педагогический институт имени

2022-02-11 34
Тобольский педагогический институт имени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тобольский педагогический институт имени

Д.И.Менделеева (филиал) Тюмгу в г.Тобольск

Кафедра педагогики, психологии и социального образования

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Курс

Тобольск, 2017  год

Пояснительная записка

                                 

“Не в количестве знаний заключается

образование, а в полном понимании

  и искусном применении всего того,

что знаешь”

В системе профессиональной подготовки будущего учителя важнейшая роль принадлежит педагогической практике. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию будущего учителя, его самосознание, профессиональную компетентность.

Основными задачами педагогической практики являются:

- формирование педагогической компетентности, целостного представления о педагогической деятельности;

- формирование умений анализировать педагогическую действительность на основе теоретических знаний;

- развитие педагогических способностей (коммуникативных, суггестивных, дидактических, креативных и др.) как основы становления педагогического мастерства;

- развитие «Я-концепции» педагогической деятельности; индивидуальной траектории творческого становления будущего учителя;

- психолого-педагогическая адаптация студента в педагогическом коллективе;

- формирование умений проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; умений психолого-педагогической диагностики;

- углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;

- овладение современными технологиями обучения и воспитания.

 

.

 

Практика студентов дневного отделения

З а д а н и я

1. Разработать план проведения воспитательного мероприятия.

2. По мере необходимости создать временную инициативную группу по подготовке и проведению мероприятия.

3. Совместно с классным руководителем проанализировать проведенное воспитательное мероприятие, сделать краткую запись в дневнике, оценить мероприятие.

 

13 неделя. Подведение итогов практики.

З а д а н и я

1. Проведение педсовета по итогам практики.

2.Подготовка к сдаче документации по практике:

 

     1.Анализ воспитательного мероприятия (приложение 3).

     2. Характеристика класса (приложение 4).

     3. Разработка воспитательного мероприятия (приложение 9).

4.Характеристика работы студентов с оценкой за практику.

 

 

Приложение 1.

 

Задание для педагогической практики (классное руководство)

Используя различные методы диагностики (наблюдение, беседа, анализ письменных работ, специальные методики и т.д.), выявите ученика с трудностями в обучении, школьной и социальной дезадаптацией и составьте педагогическое представление на него для психолого-педагогического консилиума школы, медико-педагогической комиссии, психолого-медико-педагогической консультации.

Если студенты проходят практику в классе коррекционно-развивающего обучения или компенсирующего обучения, то необходимо выбрать одного ученика, на которого составляется педагогическое представление.

 

Приложение 2.

Приложение 3.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Приложение 4.

Приложение 5

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА

 

Ф____________________И____________О_________________________учителя/практиканта/

Дата проведения урока__________________________школа №______________

Города /района/______________________________________________________

Главная дидактическая цель урока______________________________________

Цель посещения урока проверяющим____________________________________

 

 

Текущее время урока Основные действия учителя по этапам урока (какие методы, приёмы, средства и формы использовал учитель на уроке Основные действия ученика (слушал, отвечал, выполнял задания, упражнения и т.д.) Замечания, выводы и предложения по уроку или воспитательному мероприятию    
       
       
       

 

 

ПЛАН КАБИНЕТА

 

О     + + - + +     -
               
  +     + + + +     +
               
О     + + + +   + +  
               
+     +     О        
               
    Х - -   Х Х

 

О - ответ у доски           

+ - ответ с места             

х – свободное место

┴ дополнение ответа с места 

- - отсутствие ответа

 

Приложение 6

КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

 

Дата________________ Класс_______Смена_________№ урока по расписанию____________

Предмет_____________________Учитель____________________________________________

Тема урока______________________________________________________________________

Цель посещения__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ

ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Оборудование урока

                              Оформление доски                 Схемы

                              ТСО                                          Картины

                              Таблицы                                   Литература

                               _______________                   _______________

1.2.  Мобилизующее начало

Класс к уроку                           готов                не готов

Тема урока                                дана                  не дана   

Цели, задачи урока                  даны                  не даны

Ход урока                                  дан                    не дан            

 

1.3.  Тип урока

Усвоения новых знаний                                   Обобщения и           

                                                                             Систематизации знаний

 Усвоения новых навыков и умений              Проверки и оценки ЗУН

Применения знаний и умений                       Комбинированный

 

1.4.  Средства активизации

 Живое слово учителя                                    Самостоятельная работа

 Использование доски                                    Индивидуальное занятие

 Компьютерные технологии                           Лабораторная работа

 Технические и аудиовизуальные                        Практическая работа

средства                                                           ________________________                           ____________________

                                               

1.5.  Выбор и применение методов и средств       

а) Формы работы

                      Фронтальная                  Индивидуальная

                      Групповая                       Парная

                      Ролевая игра                     коллективная

б) Дидактический материал

                      карточки с заданиями,                    

                      приборы, материалы, реактивы

                      спортивный инвентарь

                      Раздаточный материал

                      коллекция таблиц

                      схемы, таблицы, репродукции

                      видео-фрагменты

                      мультимедийные презентации

 и иные дидактические средства (см. Приложение 7)

в) какие методы обучения использовал педагог в работе с детьми

г) какие методы воспитания были использованы на уроке.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

Формы работы

                        Фронтальная                    Индивидуальная

                        Групповая                         Парная

                        Ролевая игра                     ______________

Наличие элементов

                          Традиционного урока

                          Нестандартного

 

Наличие элементов

                              Традиционного урока

                               Нестандартного

3.3 какие дидактические средства педагог использовал при проверке домашнего задания

3.4

 

Нравственные традиции   

                                    Присутствуют

                                    Отдельные элементы

                                    Отсутствуют

 

АКТИВНОСТЬ КЛАССА

 

 

             
         

 

         

 

         

 

         

 

         

 

         

 

         

 

         

 

 

О - ответ у доски     + - ответ с места               х – свободное место

┴ дополнение ответа с места               - - отсутствие ответа

ИТОГ УРОКА

                                      Подведен учителем

                                                      учащимися

                                       Не подведен

 

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УРОКА

Время, потраченное на опрос______мин

На формирование понятий, умений и навыков_____мин.

На закрепление_______мин.

На подведение итогов______мин.

На объяснение домашнего задания_______мин.

 

Приложение 7

Примеры дидактических (материалов) средств

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (к примеру, слайд-презентации);

Аудиальные средства - ϶ᴛᴏ средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателœей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, телœе- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телœевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры - ϶ᴛᴏ технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относится, к примеру, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. При этом в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанных выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

- технические средства обучения (ТСО);

- учебно-наглядные средства (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (к примеру: коллекции минœералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

- дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целœей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Приложение 8

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

1. Дата, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя.

2. Тема урока. Его место в системе уроков

3. Образовательная цель урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся, какие – расширить, углубить, закрепить)

4. Воспитательные и развивающие задачи урока (формирование мировоззрения, формирование нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов, развитие способностей и т.д.)

5. Тип, структура урока. Их целесообразность

6. Содержание урока:

- научная и гуманистическая направленность;

- системность, связь с предыдущими и последующими уроками;

- связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся;

- связь с другими предметами;

- полнота и доступность по содержанию и объему;

- соответствие материала образовательным и воспитательным задачам урока, его научно-теоретический уровень

7. Методы учебной работы:

- адекватность методов и приемов, которые использовал учитель для изучения нового материала, закрепления, контроля и оценки знаний, навыков и умений;

- эффективность использования наглядных пособий и ТСО;

- сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;

- разнообразие способов работы на уроке;

- соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;

- что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа, комбинированный опрос, составление плана и т.д.);

- методы и приемы формирования навыков учебной деятельности школьников (обучение приемам воспитания, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приемам чтения, ведения записей, проверки усвоения и т.д,);

- дифференцированный подход;

- полнота и глубина проверки;

- обучающий и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений;

- характеристика уровня знаний и умений учащихся на основе анализа проверки;

- логическая стройность и дидактическая законченность урока

8. Руководящая роль учителя на уроке:

- какие методы и приемы работы учителя способствовали организации положительного настроя, внимания и дисциплины учащихся в начале урока во время опроса, объяснения нового материала, домашнего задания и т.д.  

- были ли допущены ошибки учителем и какие;

- использование учителем знаний возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в  

управлении учебной деятельностью и поведением учащихся;

- умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся;

- как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся;

- характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю (доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, эмоциональность, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя):

отношение учащихся к учителю;

- педагогическая культура учителя

9. Общая оценка урока. Степень достижения целей. Элементы творчества учителя. Рекомендации 

учителю.  

Приложение 9

Требования к оформлению методической разработки

1. Методическая разработка выполняется на бумаге любого цвета и формата. Каждая страница текста нумеруется, кроме титульного листа, по порядку без пропусков и повторений. Все листы разработки должны быть скреплены или прошнурованы.  

2.  В структуру методической разработки входит:

а) Введение. Обосновывается актуальность проводимого дела, дается психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы, формулируются воспитательные, познавательные, развивающие задачи, цели и условия их реализации.

б) Подготовка: описывается деятельность практиканта (классного руководителя)  и школьников: объем и содержание работы, этапы подготовки, характер поручений, изучение литературы; оборудование, оформление, организация пространства.

в) Сценарий дела (мероприятия) с приложениями и дополнительными материалами: схемы, таблицы, рисунки, карточки с заданиями, фотографиями и т.д. В сценарии мероприятия указываются действующие лица и исполнители и расписывается их текст от слова “Здравствуйте...” до слова “До свидания...”, расписываются все вопросы и полученные (или предлагаемые) на них ответы, на все задания и вопросы должны быть даны правильные ответы.

г) Заключение. Список литературы включает все использованные при подготовке дела (мероприятия) материалы. Источники записываются в алфавитном порядке и в соответствие со стандартными требованиями.

3. Текст методической разработки пишется на одной стороне листа разборчивым почерком с соблюдением полей. Сокращение слов не допускается

 

 

                                                                             Приложение 10

Титульный лист

 

Министерство образования науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный университет»

Полностью Ф.И.О.,

                                                                                                     факультет, курс, группа

                                                    Методист:  Лицман Г.Н. преподаватель          

                                                                                кафедры педагогики, психологии и социального образования

Тобольск, 2017 год

Содержание педагогической практики

1.Характеристика детского коллектива класса (Приложение 4)

 2.Анализ урока (одного из всех посещённых уроков) (Приложение 5,6. 7, 8)

 3. Разработка воспитательного мероприятия (Приложение 9)

4. Анализ воспитательного мероприятия (приложение 3).

 5. Отчёт о педагогической практике (Приложение 11, 12)

6. Количество дней и даты посещения школы с подписью и оценкой за педагогическую практику классным руководителем.

Приложение 11

Примерная схема отчета студента-практиканта 1 курса

 

ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Студента_______группы___________________________________

факультета в школе___________в классе ___города________________области_____________

Ф.И.О._______________________________________________________

в период с__________ по __________2017_г.

 

1. Выполнение заданий педагогической практики. Какие отклонения имели место, что не выполнено, почему, что сделано сверх плана, особенности практики.

2. Анализ посещённых  уроков: количество посещённых уроков, какие типы уроков, познавательная активность детей на уроках, оценивание на уроках, мотивация обучения? Какие впечатления от увиденных уроков (использовать дневниковые записи)?

3. Индивидуальная работа с учащимися. Ее результаты.

4. Практическая помощь, оказанная школе, классному руководителю. Улучшение оборудования предметного кабинета, изготовление наглядных пособий, оформление классных газет и т.д.

5. Проведение воспитательного мероприятия по предмету (КТД).

6. Какие основные воспитательные задачи решались в период практики. Проведенные внеклассные мероприятия (тема, содержание, воспитательная действенность).

7. Коллективные дела с учащимися класса.

8. Оценка личных умений и навыков, приобретенных к концу педагогической практики. Практикант указывает, какими видами деятельности он овладел, а какие вызывают затруднения и почему.

9. Предложение по улучшению организации педагогической практики.

Отчет завершается общими выводами о практике, предложениями кафедрам по совершенствованию ее содержания и организации.

 

 

Приложение 12

Тобольский педагогический институт имени


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.