Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-02-11 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Беседу начинают с вопросов: Как тебя зовут? С кем ты пришел? На чем приехал в школу? Сколько тебе лет? С кем ты живешь дома? Кто старше, кто младше?
Проверяют, имеет ли ребенок понятие о частях тела и лица, для чего его просят назвать, показать их (глаза, уши, голова, руки, ноги, живот и т.д.), различает ли он правую и левую сторону тела.
Для выявления понимания речи смотрят, может ли ребенок выполнить речевую инструкцию, сначала односложную (простую): «Покажи стол; часы» и т.д., «Дай книгу» и т.д., затем двусложную (развернутую): «Возьми тетрадь и положи ее в шкаф». Объем активного и пассивного словаря выявляется сначала по предметным картинкам. Перед ребенком раскладывают 4—6 картинок (например, кукла, чашка, платье, мяч, собака, машина). Ребенка просят сначала назвать, что изображено на них, если же он затрудняется это сделать или называет предметы неверно, то педагог просит: «Покажи, где собака; где мяч» и т.д. Количество предлагаемых картинок и их содержание зависят от возраста и уровня развития ребенка. Для выяснения, понимает ли ребенок назначение предметов, изображенных на картинках, знает ли их характерные признаки, ему задают такие вопросы, как: «Покажи, из чего ты пьешь чай?», «Что девочки надевают на себя?», «Кто лает?» и т.д.
Затем ребенку предлагают сюжетные картинки с изображением знакомых детям действий людей и животных: мальчик сидит, мальчик стоит, девочка играет, девочка умывается, кошка пьет молоко, кошка прыгает за мышью и т.д. Ребенку предлагают сначала назвать, что нарисовано на картинке. Затем его спрашивают: «Где мальчик стоит? Покажи. А где сидит?» и т.д.
Если у ребенка есть фразовая речь, его просят ответить на вопросы по сюжетной картинке, на которой изображено, например, как девочка кормит куклу. Если ребенок сам затрудняется составить рассказ по картинке, взрослый задает ему вопросы: «Кто здесь нарисован? Кого девочка держит? Где она сидит? (за столом) Что стоит на столе? (тарелка, блюдце) Что девочка держит в руке? (ложку) Что девочка делает? (кормит куклу)». Ребенок по возможности должен отвечать полной фразой.
|
Затем ребенку можно предложить рассказать сказку («Репка»). При затруднениях взрослый помогает ему, подсказывая начало и отдельные моменты по ходу рассказа. Обращается внимание на связность высказываний, их соответствие содержанию сказки. Когда ребенок с помощью взрослого закончит рассказывать сказку, для проверки понимания ее смысла ему задают вопросы: «Куда дедушка посадил репку? (в землю) Кто вытащил репку? (все вместе)». Дети с тяжелым нарушением интеллекта часто, даже рассказав сказку, дают нелепые или ошибочные ответы: «Дедушка посадил репку на скамеечку», «Вытащила репку мышка».
Если ребенок удовлетворительно работает с картинками и имеет некоторый словарный запас, можно предложить ему задания на выявление способности к первичным обобщениям. Для этого перед ребенком раскладывают картинки с изображениями знакомых ему предметов одежды, фруктов, посуды (4 — 9 картинок в зависимости от возможностей ребенка). Сначала проверяется возможность обобщения по функциональному назначению изображенных предметов: «Покажи, что ты будешь кушать? Что можно надеть?». Ребенок должен выбрать соответствующие картинки. Если он выберет правильно 1 — 2 картинки, это уже положительный результат.
Более трудная ступень, когда ребенку предлагается назвать несколько картинок одним словом (категориальное обобщение): «Пальто, рубашка, платье — как это можно назвать одним словом?». Для тяжело умственно отсталых детей младшего возраста (дошкольников и младших школьников) это задание, как правило, непосильно, они не справляются с ним. Однако можно предложить им несколько более легкую задачу — выделить необходимые предметы по обобщающему слову: «Дай картинки, где нарисована одежда». В ряде случаев дети справляются с нею, что показывает некоторые потенциальные возможности умственного развития таких детей.
|
При оценке собственной речи ребенка отмечаются ее уровень и форма: наличие звукоподражаний, отдельных слов, отраженной речи, речи вопросо-ответной, самостоятельной фразовой (бедной, развернутой, малопонятной, понятной); оценивается грамматический строй речи (правильность согласования слов в роде, числе, падеже, построение предложений и др.). Отмечается также наличие эхолалии, резонерства.
При обследовании звуковой стороны речи выявляются правильность звукопроизношения, темп речи, наличие или отсутствие заикания, характер и сила голоса, наличие или отсутствие ринолалии, дизартрии, состояние артикуляционного аппарата.
У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительно чаще, чем в норме, отмечаются органические аномалии артикуляционного аппарата: дефекты гортани и резонаторов, неправильное строение зубов, макроглоссия (увеличенный язык), недостаточная подвижность языка, аномалии в строении и функциях мягкого и твердого нёба, нёбной занавески и др.
Все эти речевые особенности детей обследуются логопедом специальными методами.
Безречевой или почти безречевой ребенок обследуется по невербальным (предметно-практическим и игровым) методикам; ему предъявляются задания, в которых с использованием игрушек и картинок проверяется понимание речи (пассивный словарь): ребенок должен показать называемое педагогом (вербального ответа не требуется).
Особое значение при изучении детей с тяжелой умственной отсталостью имеет обследование уровня их сенсорного развития, предметно-игровой деятельности, восприятия, наглядного мышления — того, что является фундаментом и предпосылками умственного развития ребенка.
В процессе обследования названных психических функций фиксируются общие показатели уровня деятельности и интеллекта: принятие и понимание условий задания, характер деятельности и способы выполнения; обучаемость в ходе диагностического обследования; отношение к результату своей работы.
В специальных работах по психолого-педагогической диагностике умственно отсталых детей приводится много заданий по исследованию особенностей психических процессов, освещены методики их проведения и оценки действий ребенка. Эти материалы окажут большую помощь и при изучении детей с тяжелой умственной отсталостью.
Для обследования этих детей можно рекомендовать следующие задания.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!