Исследование представлений ребенка о себе и ближайшем окружении. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Исследование представлений ребенка о себе и ближайшем окружении.

2022-02-11 20
Исследование представлений ребенка о себе и ближайшем окружении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беседу начинают с вопросов: Как тебя зовут? С кем ты при­шел? На чем приехал в школу? Сколько тебе лет? С кем ты жи­вешь дома? Кто старше, кто младше?

Проверяют, имеет ли ребенок понятие о частях тела и лица, для чего его просят назвать, показать их (глаза, уши, голова, руки, ноги, живот и т.д.), различает ли он правую и левую сторону тела.

Для выявления понимания речи смотрят, может ли ребенок вы­полнить речевую инструкцию, сначала односложную (простую): «Покажи стол; часы» и т.д., «Дай книгу» и т.д., затем двусложную (развернутую): «Возьми тетрадь и положи ее в шкаф». Объем актив­ного и пассивного словаря выявляется сначала по предметным кар­тинкам. Перед ребенком раскладывают 4—6 картинок (например, кукла, чашка, платье, мяч, собака, машина). Ребенка просят сна­чала назвать, что изображено на них, если же он затрудняется это сделать или называет предметы неверно, то педагог просит: «По­кажи, где собака; где мяч» и т.д. Количество предлагаемых карти­нок и их содержание зависят от возраста и уровня развития ре­бенка. Для выяснения, понимает ли ребенок назначение предме­тов, изображенных на картинках, знает ли их характерные при­знаки, ему задают такие вопросы, как: «Покажи, из чего ты пьешь чай?», «Что девочки надевают на себя?», «Кто лает?» и т.д.

Затем ребенку предлагают сюжетные картинки с изображени­ем знакомых детям действий людей и животных: мальчик сидит, мальчик стоит, девочка играет, девочка умывается, кошка пьет молоко, кошка прыгает за мышью и т.д. Ребенку предлагают сна­чала назвать, что нарисовано на картинке. Затем его спрашивают: «Где мальчик стоит? Покажи. А где сидит?» и т.д.

Если у ребенка есть фразовая речь, его просят ответить на воп­росы по сюжетной картинке, на которой изображено, например, как девочка кормит куклу. Если ребенок сам затрудняется соста­вить рассказ по картинке, взрослый задает ему вопросы: «Кто здесь нарисован? Кого девочка держит? Где она сидит? (за столом) Что стоит на столе? (тарелка, блюдце) Что девочка держит в руке? (ложку) Что девочка делает? (кормит куклу)». Ребенок по воз­можности должен отвечать полной фразой.

Затем ребенку можно предложить рассказать сказку («Репка»). При затруднениях взрослый помогает ему, подсказывая начало и отдельные моменты по ходу рассказа. Обращается внимание на связность высказываний, их соответствие содержанию сказки. Когда ребенок с помощью взрослого закончит рассказывать сказку, для проверки понимания ее смысла ему задают вопросы: «Куда дедушка посадил репку? (в землю) Кто вытащил репку? (все вмес­те)». Дети с тяжелым нарушением интеллекта часто, даже расска­зав сказку, дают нелепые или ошибочные ответы: «Дедушка поса­дил репку на скамеечку», «Вытащила репку мышка».

Если ребенок удовлетворительно работает с картинками и име­ет некоторый словарный запас, можно предложить ему задания на выявление способности к первичным обобщениям. Для этого перед ребенком раскладывают картинки с изображениями знакомых ему предметов одежды, фруктов, посуды (4 — 9 картинок в зависимо­сти от возможностей ребенка). Сначала проверяется возможность обобщения по функциональному назначению изображенных пред­метов: «Покажи, что ты будешь кушать? Что можно надеть?». Ре­бенок должен выбрать соответствующие картинки. Если он выбе­рет правильно 1 — 2 картинки, это уже положительный результат.

Более трудная ступень, когда ребенку предлагается назвать не­сколько картинок одним словом (категориальное обобщение): «Пальто, рубашка, платье — как это можно назвать одним сло­вом?». Для тяжело умственно отсталых детей младшего возраста (дош­кольников и младших школьников) это задание, как правило, не­посильно, они не справляются с ним. Однако можно предложить им несколько более легкую задачу — выделить необходимые пред­меты по обобщающему слову: «Дай картинки, где нарисована одеж­да». В ряде случаев дети справляются с нею, что показывает некото­рые потенциальные возможности умственного развития таких детей.

При оценке собственной речи ребенка отмечаются ее уровень и форма: наличие звукоподражаний, отдельных слов, отражен­ной речи, речи вопросо-ответной, самостоятельной фразовой (бед­ной, развернутой, малопонятной, понятной); оценивается грам­матический строй речи (правильность согласования слов в роде, числе, падеже, построение предложений и др.). Отмечается также наличие эхолалии, резонерства.

При обследовании звуковой стороны речи выявляются правиль­ность звукопроизношения, темп речи, наличие или отсутствие заикания, характер и сила голоса, наличие или отсутствие ринолалии, дизартрии, состояние артикуляционного аппарата.

У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительно чаще, чем в норме, отмечаются органические аномалии артику­ляционного аппарата: дефекты гортани и резонаторов, неправиль­ное строение зубов, макроглоссия (увеличенный язык), недоста­точная подвижность языка, аномалии в строении и функциях мягкого и твердого нёба, нёбной занавески и др.

Все эти речевые особенности детей обследуются логопедом специальными методами.

Безречевой или почти безречевой ребенок обследуется по не­вербальным (предметно-практическим и игровым) методикам; ему предъявляются задания, в которых с использованием игрушек и картинок проверяется понимание речи (пассивный словарь): ре­бенок должен показать называемое педагогом (вербального ответа не требуется).

Особое значение при изучении детей с тяжелой умственной отсталостью имеет обследование уровня их сенсорного развития, предметно-игровой деятельности, восприятия, наглядного мыш­ления — того, что является фундаментом и предпосылками ум­ственного развития ребенка.

В процессе обследования названных психических функций фиксируются общие показатели уровня деятельности и интеллек­та: принятие и понимание условий задания, характер деятельно­сти и способы выполнения; обучаемость в ходе диагностического обследования; отношение к результату своей работы.

В специальных работах по психолого-педагогической диагнос­тике умственно отсталых детей приводится много заданий по ис­следованию особенностей психических процессов, освещены ме­тодики их проведения и оценки действий ребенка. Эти материалы окажут большую помощь и при изучении детей с тяжелой ум­ственной отсталостью.

Для обследования этих детей можно рекомендовать следующие задания.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.