Интеллектуальной недостаточностью — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Интеллектуальной недостаточностью

2022-02-11 51
Интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.Р.МАЛЛЕР, Г.В.ЦИКОТО

 

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛОЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Рекомендовано Ученым советом Академии повышения квалификации

и переподготовки работников образования

в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов

высших педагогических учебных заведений и слушателей курсов переподготовки,

обучающихся по специальности 031700Олигофренопедагогика

Москва

ACADEMA 2003

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Эффективность коррекционной работы с тяжело умственно от­сталыми детьми во многом обусловлена глубиной и объемом зна­ний, которые педагог имеет о ребенке. Для выявления необходи­мых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изу­чение детей, включающее первичное обследование, определение типа учреждения, в котором должен обучаться ребенок, последу­ющее изучение его в динамике развития. Укажем основные принципы, которыми следует руководствоваться специалистам при изучении ребенка.

Важнейший принцип — комплексность изучения ребенка. Уже с момента рождения дети, страдающие тяжелыми поражениями центральной нервной системы, обращают на себя внимание спе­цифическими особенностями. Сложность дефекта обусловливает необходимость исследования, в котором принимают участие це­лый ряд специалистов, причем такое изучение должно быть обес­печено на всех возрастных этапах ребенка. Оно начинается в психо­лого-медико-педагогической консультации (ПМПК), затем осу­ществляется в дошкольном учреждении и далее в условиях, в ко­торых ребенок находится в более старшем возрасте.

В состав психолого-медико-педагогических консультаций, ком­плектующих специальные учреждения для аномальных детей, вхо­дят врачи, педагоги, психологи, логопеды. Однако решение, вы­несенное на ПМПК, не означает, что изучение ребенка закончи­лось. Оно продолжается на протяжении всего его пребывания в детском учреждении. Комплексное изучение детей врачами и пе­дагогами дает возможность наметить наиболее эффективное лече­ние, а также систему коррекционно-воспитательного воздействия, максимально обеспечивающую психофизическое развитие ребен­ка. Совместная работа специалистов важна и потому, что позво­ляет своевременно заметить те изменения, которые происходят в детях, учитывать их в дальнейшем при лечении и воспитании. Так, в одних случаях педагог обратит внимание врача на усиливающу­юся у ребенка рассеянность, утомляемость, ухудшение памяти, плаксивость и пр. Врач поможет вскрыть причины этих проявле­ний и, если есть необходимость, своевременно проведет курс ле­чения. В других случаях врач обратит внимание педагога на тех де­тей, чье состояние требует особого к ним отношения со стороны воспитателей и детей, щадящего режима, и т.д.

Большое значение имеет соблюдение принципа всестороннего и целостного изучения ребенка. Следует выявлять не только своеоб­разие его познавательной деятельности, но и особенности всех сторон его личности: эмоционально-волевой сферы, поведения, физического развития. Эти знания важны, поскольку физическое и психическое состояние может существенно влиять на умствен­ную деятельность ребенка, так же как важно иметь в виду, что интеллектуальная недостаточность оказывает влияние на форми­рование эмоционально-волевой сферы.

При тяжелой умственной отсталости относительно более со­хранной является эмоциональная сфера, что следует использо­вать в коррекционных целях. Так, все яркое, красочное, краси­вое, радостное стимулирует внимание ребенка, дает толчок ум­ственной деятельности.

Много ценных сведений можно получить, наблюдая за детьми в процессе их деятельности. Когда ребенок играет, трудится в ма­стерских или занят хозяйственно-бытовыми работами, самооб­служиванием, можно выявить такие качества, которые не всегда проявляются при экспериментальном исследовании.

Принцип динамического изучения детей ориентирует исследо­вателей главным образом на получение представлений о потен­циальных возможностях ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготского о необходимости изучать «зону бли­жайшего развития» ребенка, учитывать не только то, что уже из­вестно ему и что он выполняет в момент исследования, но и то, чего сможет ребенок достичь, получая помощь со стороны взрос­лого, может ли он использовать эту помощь и как при этом улуч­шается его деятельность.

Указанными принципами руководствуются как при обследова­нии ребенка на ПМПК с целью определения специального учреж­дения, где он будет воспитываться, так и при текущем наблюдении.

ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1983.— Т. 6.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.

Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми деть­ми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготов­ка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М, 1988.

Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2001.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. — М., 1979.

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». — М., 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ре­бенку. — СПб., 2000.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М.Семаго. — М., 1999.

 

 

А.Р.МАЛЛЕР, Г.В.ЦИКОТО

 

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛОЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Рекомендовано Ученым советом Академии повышения квалификации

и переподготовки работников образования

в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов

высших педагогических учебных заведений и слушателей курсов переподготовки,

обучающихся по специальности 031700Олигофренопедагогика

Москва

ACADEMA 2003

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.