Индивидуальное первичное обследование ребенка — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальное первичное обследование ребенка

2022-02-11 21
Индивидуальное первичное обследование ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обследование начинается с тщательного изучения личного дела ребенка (всей имеющейся медицинской и педагогической доку­ментации). Порядок и характер непосредственного обследования ребенка зависят от его состояния. В тех случаях, когда дети доста­точно контактны, спокойны, обследование начинает врач, затем продолжает педагог-дефектолог. Если ребенок не вступает в кон­такт, ему нужно прежде всего дать возможность освоиться в но­вой обстановке, успокоить его, вызвать доверие к педагогу, а за­тем мягко переходить к обследованию, заинтересовав предлагае­мыми заданиями. Лучше всего для создания контакта в таких слу­чаях использовать игру.

Как уже говорилось, при обследовании ребенка важно выявить не только имеющийся у него уровень знаний, но и его возможно­сти к обучению, степень его обучаемости. Для этого при выполне­нии им предъявленных заданий педагог оказывает помощь ребен­ку в различной дозировке — от самой незначительной до прямого обучения, фиксируя при этом характер деятельности ребенка и восприятия им помощи.

Следует подчеркнуть, что вся деятельность специалистов, ра­ботающих с аномальными детьми, должна быть направлена на выявление положительных сторон личности ребенка, потенци­альных возможностей развития, которые в дальнейшем могут слу­жить опорой для коррекционно-воспитательной работы с ним. При обследовании ребенка на ПМПК, как и в дальнейшем, при изучении его в процессе обучения, необходимо находить силь­ные его стороны, выявлять сохранные механизмы психики, его компенсаторные возможности, индивидуальные психологические особенности. Эти факторы обязательно должны найти отраже­ние в протоколе ПМПК, содержащем заключительный диагноз и рекомендации.

Ход обследования детей ПМПК обязательно протоколируется: фиксируются вопросы и ответы ребенка, характер выполнения им заданий, поведение в период обследования и пр. Протоколы сохраняются в личном деле ребенка и служат точкой отсчета, по­зволяющей судить о ходе его развития в последующие годы.

Остановимся на содержании и методике индивидуального пси­холого-медико-педагогического обследования детей, которое про­водится как с пришедшими на ПМПК, так и с впервые поступа­ющими в специальное учреждение.

Фиксируются следующие све­дения:

1. Формальные данные и сведения о ребенке.

Отмечаются дата обследования, номер протокола, фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, домашний адрес и телефон.

Выясняется, обучался ли ребенок где-либо до настоящего об­следования: поступил из семьи, детского сада (массового или спе­циального), детского дома (также — какого), специальной (коррекционной) школы, сколько лет учился.

Отмечаются данные о родителях: их возраст, специальность, место работы.

2. Данные медицинского обследования (проводится врачом). Медицинские данные необходимы для выявления различных неблагоприятных факторов в анамнезе и статусе ребенка, влияю­щих на его развитие, и для учета их в дальнейшей работе.

В беседе с родителями врач устанавливает, имеется ли в семье наследственная отягощенность; не работал ли кто-либо из роди­телей на вредных производствах; наличие или отсутствие резус-конфликта; имеются ли в семье другие дети и здоровы ли они.

Подробно фиксируется история развития ребенка: как проте­кали беременность и роды, вес, рост при рождении, какие болез­ни перенес ребенок, когда начал держать головку, сидеть, сто­ять, ходить, реагировать на близких, на предметы (хватать, дер­жать), когда появились гуление, лепет, первые осмысленные зву­ки и слова.

Врач также отмечает соматическое состояние ребенка, а также состояние его физического развития и общей моторики: соответст­вуют ли показатели возрасту, устойчива ли походка, какова коор­динация движений. Принимаются во внимание результаты отола­рингологического и офтальмологического обследования, данные о состоянии слуха, зрения ребенка. Неврологическое и психиат­рическое обследования предоставляют объективные свидетельства о состоянии нервной системы и психики ребенка.

Принимается во внимание и фиксируется также диагноз на­правляющего учреждения.

3. Данные психолого-педагогического и логопедического обсле­дования.

Ребенок может бояться незнакомых людей, чувствовать себя стесненно в новой обстановке. Поэтому в начале обследования надо предоставить ему возможность поиграть с имеющимися в кабинете игрушками, при этом дефектолог наблюдает за его дей­ствиями: обращает внимание на его внешний вид, отмечает со­стояние общей и мелкой моторики, координированность движе­ний, ведущую руку. Более старшему ребенку можно вместо игру­шек предложить нарисовать что-либо по его желанию или поза­ниматься с детским конструктором.

В самостоятельных действиях ребенка с игрушками фиксирует­ся его реакция на них, характер его действий (не интересуется ничем; берет одну игрушку и держит ее; перебирает игрушки, одну за другой; совершает неадекватные действия: бросает игрушку, засовывает в рот, пытается сломать и т.д.; совершает манипуля­ции; выполняет осмысленные действия). Если ребенок не играет или обращается с игрушками неадекватно, педагог включается в его действия, стимулируя игру ребенка: предлагает покатать мяч друг другу, покачать куклу и др. Отмечает, меняется ли игровая деятельность ребенка при таких элементах обучения, использует ли он предлагаемую помощь.

Когда ребенок несколько освоился в новой обстановке и всту­пил в контакт, можно приступить к беседе с ним (если он не говорит, то вопросы ставятся так, чтобы он мог ответить жестом).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.