Экономические реформы в России — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Экономические реформы в России

2022-02-11 28
Экономические реформы в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переход к рыночной модели был одобрен в октябре 1991 года. В январе 1992 года была проведена либерализация цен при сохранившейся монополизации производства и рынка, что привело к росту цен к концу 1992 года в 150 раз. Правительство проводило жёсткую монетаристскую политику. К 1996 году удалось заметно снизить инфляцию. Произошло насыщение рынка потребительскими товарами, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования. Относительная финансовая стабильность сочеталась со значительным внешним долгом  Произошёл отказ от системы централизованного планирования. Сокращение дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к банкротствам и падению ВВП. Проводилась жёсткая налоговая политика. Либерализация внешней торговли усугубила кризис отечественной промышленности. В тяжелом положении оказались наукоёмкие отросли промышленности. Была реализована спорная программа по приватизации и разгосударствлению (процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности в экономике). Кредитно-денежная политика – с 1992 года государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля к другим валютам, из-за чего произошёл его обвал. В 1995 году государство ввело «валютный коридор», поддерживаемый ЦБ РФ. Положительные итоги реформ:

1) Насыщение потребительского рынка товарами

2) Создание рыночной инфраструктуры

3) Возникновение частного сектора экономики

4) Либерализация ценообразования и внешней торговли

5) Относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля

6) Процесс разработки правовой базы.

Отрицательные итоги реформ:

1) Не удалось остановить спад промышленности и сельского хозяйства

2) Не увеличились иностранные инвестиции

3) Несовершенство системы налогообложения

4) Гигантский разрыв между очень богатыми и очень бедными

5) Доходы 1/3 населения ниже прожиточного минимума

6) Рост безработицы.

В августе 1998 года – сильный экономический кризис. Правительство было вынуждено пойти на девальвацию национальной валюты, над страной нависла угроза национального дефолта. РФ оказалась не в состоянии выплачивать долги, а международные организации отказались предоставлять новые кредиты. В 2000 году произошел резкий скачок цен на энергоносители, давший возможность пополнить бюджет дополнительными доходами, были решены насущные социальные проблемы.

Реформы и институты: взгляд экономиста (К.Сонин). В 1990 г. понятийный аппарат был "смирительной рубашкой" в большей степени, чем цензура. Ключевые для мировой экономической науки конца 1970-х понятия – "информационная асимметрия" и "механизм, обеспечивающий правильные стимулы", – не встречаются в работах советских экономистов. Точно так же слово "инфляция" воспринималось (в отсутствие свободных цен) в 1990 г. вне связи с денежной политикой и бюджетным дефицитом. Полемика "рынок – не рынок" уже начинала выглядеть экзотикой (в 89-м это было еще не так). В то же время "индикативное планирование", предлагавшееся академиком Богомоловым (замена натуральных параметров регулирования экономики косвенными) было еще актуальной темой. Для статей и книг были характерны всеохватность, неспособность авторов сфокусироваться на конкретной экономической проблеме.

«Трудный путь к свободе» (Андрей ИЛЛАРИОНОВ). Распространенное описание ситуации кон. 80-х – нач. 90-х годов почти всегда включает указание на то, что “тогда перед страной стояла задача перехода к рыночной экономике”. Иными словами, внимание привлекается к важному, но тем не менее лишь к одному из необходимых переходов – переходу к рыночной экономике. Два других важнейших общественных перехода упоминаются меньше. Неизбежность для России осуществления тройного перехода была сформулирована С.Васильевым и Б.Львиным во время обсуждений в клубе “Синтез” и в московско­ленинградской группе экономистов во второй половине 80-х гг. Имелись в виду три перехода: 1) от централизованно планируемой экономики (командной экономики, экономики бюрократического торга) к свободной рыночной, 2) от тоталитарного (авторитарного) политического режима, оказавшегося на рубеже 80 – 90-х годов на стадии интенсивной демократизации, к демократической политической системе, и 3) от имперской формы государства к национальной. Все три перехода являлись составными элементами Большого перехода – продвижения российского общества от несвободного состояния к свободному, – продвижения, требовавшего освобождения как экономического, так и политического и национального.

Судьбоносные развилки истории. (интервью с Е.Гайдаром). Нам предстояло убедить Бориса Николаевича конвертировать свою популярность в проведение жесточайших мер, необходимых для предотвращения катастрофы в России. И мы его убедили. Хотя вряд ли он понимал в полной мере, какую цену ему придется заплатить и насколько это будет тяжело ему лично. В январе 1992 года, после либерализации цен – крайне непопулярной меры – он поехал по России. Приехал в Нижний Новгород, зашел в магазин поговорить с народом. Он привык, что его любят, а там сплошной ор. Президент пытается что-то объяснить – бесполезно. Потом, как рассказывал сопровождавший его Борис Немцов, вышел, сел в машину и сказал: “Господи! Что же я наделал!”. Тем не менее он и тогда не отрекся от сделанного и продолжал поддерживать рыночные реформы…

Кривая Лоренца

Проблема. Почему в России не любят «новых русских»?

Тема «Реформ» интересна сама по себе. Какие реформы удались? Какие – нет?

Вот пример интересной и жёсткой критики украинских реформ Кахой Бендукидзе (в материале Platfor.ma).

Говорят, надо послушать Европу, импортировать институты гражданского общества. Это бессмысленно. Это как импортировать взрослость. Нельзя же импортировать взрослость, правильно? Я хочу быть успешным. Сейчас я почитаю Большую советскую энциклопедию и стану взрослым. Так не бывает... Можно посчитать всю энергию, которую вы потребляете не в деньгах, а перевести на мегаджоули. Сколько энергии требуется, чтобы произвести 1$ ВВП по паритету покупательной способности, независимо от колебания курсов валют? Оказалось, тут есть страны хуже вас. Туркменистан имеет много газа и он бесплатный. Но все остальные страны, даже имеющие свой газ, например, Россия, более энергоэффективны. Вы можете решить, что европейские страны очень развиты, у них современные технологии. Но Грузия на первом месте среди стран бывшего СССР по энергоэффективности, потому что у нас тарифы рыночные, никто никого не субсидирует. Болгария, Литва, США, Киргизия, Молдова – все более энергоэффективны. Украина похожа на наркомана, которого барыга подсадил на товар, и все время из него выдаивает деньги. Экономика Грузии в десять раз меньше, чем экономика Украины. Мы потребляем 1,8 миллиардов кубометров газа. Украина могла бы потреблять в 20 раз больше, это составляет 36 миллиардов кубометров газа. Вы добываете 20 миллиардов, за транзит в денежном эквиваленте вы получаете 14 миллиардов кубометров. И никакой зависимости от «Газпрома» вообще не было бы, если бы проводилась внятная государственная политика, отсутствовали субсидии на газ. Больницы – еще один пример отсутствия реформ. Есть такое заблуждение, что экономика – это заводы, а больницы к ней никакого отношения не имеют. Экономика – это все вместе. Сколько коек было и есть на 1000 жителей? Современная медицина в силу экономических причин не требует много коек. Раньше люди лежали неделями, сейчас днями. Многие страны очень сильно сократили количество коек. Самые радикальные сокращения были в Новой Зеландии после двух волн реформ. Мы в результате медицинской реформы с 2006 по 2012 сократили их количество более чем в 2 раза. США сократили. Кто чемпион по несокращению коек? Украина. Допустим, вам нужно экспортировать товар из Украины. Для этого вам нужно 6 документов, в Грузии – 4. Оформить все для экспорта в Грузии займет 9 дней, в Украине – 29. Чтобы открыть фирму - 2 дня, у вас – 21. Чтобы зарегистрировать квартиру – 2 дня, а в Украине – 45. Больше законов – больше бандитов. Каждый занятый на госслужбе – это минус 5 рабочих мест в частном секторе. Необходимо действовать радикальнее. На самом деле вам вообще не нужен Национальный банк. Вам нужно последовать примеру эстонцев, литовцев, болгар - переходить на валютный совет. У вас очень плохая монетарная политика. Дело в том, что развивающиеся страны не способны выгодно для себя манипулировать таким сложным инструментом, как Центральный банк. Вам нужны нормальные качественные деньги.

Источники. П.А.Баранов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Экспресс-репетитор. Экономика aic-crimea. narod.ru.

Примеры. «Микроэкономика. Теория и российская практика» (учебник для ВУЗов под ред. Грязновой).

Трудные вопросы

Проблемные вопросы блока «Экономика». Содержательную линию «Экономика» составляют следующие элементы: экономика и экономическая наука; факторы производства и факторные доходы; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; переменные и постоянные затраты; финансовые институты, банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; рынок труда, безработица; виды, причины и последствия инфляции; экономический рост и развитие, понятие ВВП; роль государства в экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; рациональное экономическое поведение потребителя. Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» трудными для выпускников оказались задания на знание безграничности потребностей человека и общества в целом, распределения и использования факторов производства, а также понимание их ограниченности, признаков экономических систем. Основополагающими законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Задание в большинстве вариантов проверяет умение читать графики спроса/предложения и находить среди предложенных вариантов правильную интерпретацию этих данных. Сложными для выпускников оказались задания на объяснение и конкретизацию примерами влияния конкуренции на деятельность производителей, распознавание на конкретных примерах постоянных и переменных затрат фирмы, понимание экономических функций государства и умение распознать их конкретные проявления. Слабым местом в подготовке выпускников является знание о налоговой системе и государственном бюджете.Трудными для выпускников оказались задания, проверяющие понимание структуры банковской системы, умение различать функции центрального банка и коммерческих банков.

Раздел Экономика - теория по обществознанию для ЕГЭ.

· Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

· Тема 2. Экономическая культура

· Тема 3. Экономическое содержание собственности

· Тема 4. Экономические системы

· Тема 5. Многообразие рынков

· Тема 6. Измерители экономической деятельности

· Тема 7. Экономический цикл и экономический рост

· Тема 8. Разделение труда и специализация

· Тема 9. Обмен, торговля

· Тема 10. Государственный бюджет

· Тема 11. Государственный долг

· Тема 12. Денежно-кредитная политика

· Тема 13. Налоговая политика

· Тема 14. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

· Тема 15. Экономика потребителя

· Тема 16. Экономика производителя

· Тема 17. Рынок труда

· Тема 18. Безработица

Разделы_обществознания:экономика.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. Раздел «Экономика»
Факторы производства и факторные доходы
Экономические системы
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Постоянные и переменные затраты
Финансовые институты. Банковская система
Основные источники финансирования бизнеса
Ценные бумаги
Рынок труда. Безработица
Виды, причины и последствия инфляции
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
Роль государства в экономике
Налоги
Государственный бюджет
Мировая экономика
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина  

ЕГЭ (ege.edu.ru): демварианты КИМ ЕГЭ в разделе «Общие сведения»:

Скачать демоверсии ЕГЭ 2014 по обществознанию.

Обществознание (2013 г.)

Обществознание (2012 г.)

Обществознание (2011 г.)

Обществознание (2010 г.)

Обществознание (2009 г.)

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (раздел Экономика). Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших сдачу экзамена по обществознанию.

ЕГЭ — 2014: обществознание. Задачи. Ответы. Решения.

Задачи ЕГЭ по обществознанию - Бесплатная подготовка.

Задания C1–C4 в ЕГЭ по обществознанию - ЕГЭ портал (шаблон ответа).


«Нащупывание» проблемы

Образовательные технологии

Сперва перечислим некоторые прикладные «узкие» учебные приёмы, а затем – более общие и масштабные. В конце приложения – перечень уже не образовательных «инструментов», а техник.

Попробуем свести воедино в практическом пространстве дисциплины и технологии. Возьмём в качестве практического пространства – петербургский завод им. Климова (www.klimov.ru/). На заводе были сделаны моторы для большинства вертолётов марок «Ми» и «Ка», а также для самолётов семейств «МиГ» и «Ил». Завод также разработал двигатель для танка Т-80У, газотурбинные двигатели для морских судов, мобильные энергоустановки на их базе. Возьмём ряд учебных приёмов (о том, что они из себя представляют, легко узнать в Интернете). Затем сделаем выборку «смыслов» по нашей авиационной теме. А потом мы можем сопрягать эти два ряда в различных сочетаниях. Задание проиллюстрировать какой-либо из приёмов тематическим материалом может быть задано непосредственно школьникам. Некоторые из приёмов могут стать «сквозными» (т.е. воспроизводиться при обращении к другому практическому локусу (заводу, фирме, музею), а результаты – размещаться на сайте).

«Ромашка Блума». Таблица Д.Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ). «Схема Фишбоун» («рыбья кость», диаграмма Исикавы). Приём разработан: D. Balanca (The cooperative think tank, 1992 г.). «Понятийное колесо». « SWOT – анализ». «Оценочное окно».«Плюс–Минус–Интересно» (ПМИ), автор Эдвард де Боно. «Бортовые журналы». «Концептуальная таблица». «Перекрёстная дискуссия». «Метод углов». «Синквейн». «Диаманта». «Дерево предсказаний» Дж. Белланса. Модель Колба.

Темы. Тема: «Двигатель – это панорама знаний». Тема: «Бурное развитие авиации в России в начале XX века». Тема: «Вертолёт в жизни общества». Попробуйте приложить какой-нибудь из указанных методов к одной из тем.

Ещё приёмы и учебные методы

«Мозговой штурм». Выпишем всё, что мы знаем о вертолёте (факты, ассоциации, может быть даже – личные воспоминания). Приём разработан: Osborn A.F. Applied Imagination. – New York: Scribner’s Sons, 1963. Можно проводить в виде задания для команд. Напоминает «Облако мыслей» и «Лавинный опрос».

ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T. – «Interactive Notation System for Enhanced Reading and Thinking»). Значки, маркирующие текст (или сообщение): это я знал; новая информация; противоречит моим представлениям; информация непонятна или недостаточна.

«Ключевые слова»: составить текст по определённому набору слов.

Ключевые слова для машино-, вертолётостроения.

Приём «КУБИК» (разработан Нилдом в 1986 г.).

1. Опиши это (опиши цвет, форму, размеры) 2. Сравни это (на что похоже и от чего отличается?) 3. Проассоциируй это (что напоминает?) 4. Проанализируй это (как это сделано и из чего состоит?) 5. Примени это (что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи «за» и «против» (поддержи или опровергни это).

«Тонкий» (для краткого ответа) и «толстый» (для развёрнутого ответа) вопросы.

Метод фокальных объектов.

Модель формирования понятий Теннисона-Парка. Взаимосвязь одного понятия с другими. Материал объединяется вокруг несколь­ких ведущих идей (main ideas).

Диаграмма Венна: два столбца со сходными (в одном) и отличными (в другом) чертами двух предметов (ситуаций, событий).

Исследовательская модель по Гоулсону: модель трёх вопросов (п рименительно к текущим событиям: 1. Что произошло? 2. Почему это произошло? 3. Каковы возможные последствия?).

Анализ возможных проблемных ситуаций. Классификация проблем. Например, для завода, производящего вертолётные двигатели. Прибыльность предприятия. Неполадки во время полёта. И т.д.

«Двухчастный дневник» (разработан Анн Бертоф). Чтение и комментарий прочитанного.

«Мозаика проблем» (Иветта Силова). Составляется пронумерованная матрица проблем (например, на большом листе), которая потом разрезается, а проблемы решаются группами экспертов.

Развитие навыков прогнозирования. Оценка различных (технических, стоимостных и т.д.) характеристик того или иного вертолёта.

Статистические данные. Как их представить? Диаграммы? Круги?

Лингвистический анализ. Точное «понимание понятия».

Что такое « A ctivity table»? Новые форматы (обсуждения, дискуссии и т.п.) предполагают реорганизацию пространственной матрицы. Не только «перестановку» мебели, а «сдвиг» модели коммуникации. Если школа хочет активно использовать различные форматы, надо подумать о выделении специального помещения. Финские фирмы выпускают школьную мебель высокого качества, позволяющую трансформировать школьное пространство. Предложите свои идеи по трансформации  помещений  (например, ажурные перегородки для групповой работы). Это может стать проектным заданием для разных классов.

См.   Интернет-каталог дидактических приёмов обучения.

См. Методическая разработка на тему: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.

См. Knowledge representation, Visual thinking, Educational technology, Graph drawing и т. д. Мы упоминали Argument map, Mind map, Concept map и др.

См. Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе:

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Проблемная лекция

Лекция – визуализация

Лекция вдвоем

Лекция – пресс-конференция

Лекция – беседа

Лекция – дискуссия

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Лекция с применением техники обратной связи

Лекция – консультация

Программированная групповая лекция-консультация

Дистанционное обучение:

Видеолекции.

Мультимедиа лекции

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Групповые консультации

Дискуссия на семинаре

Семинар – развернутая беседа с обсуждением доклада

Семинар – обсуждение письменных рефератов

Пресс-конференция

Семинар – круглый стол

Семинар «малых полемических групп» или семинар-диспут

Консультационная работа преподавателя

Метод деловой поездки («Выездной семинар»)

ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

«Мозговой штурм» или «Мозговая атака»

Баскет-метод (разбор корреспонденции, деловых бумаг)

Метод проектов

Учебные тренинги

Дискуссия

Технология «Дебаты»

Игровые технологии

Деловая игра

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Ролевые игры (РИ)

Компьютерные игровые симуляции (game - based learning)

ИМИТАЦИОННЫЕ НЕИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Кейс-метод

Метод развивающейся кооперации

Проблемное обучение или технология «Обучение в сотрудничестве»


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.