Педагогические технологии авторских школ — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Педагогические технологии авторских школ

2022-02-11 58
Педагогические технологии авторских школ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)

Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)

Агрошкола А.А. Католикова

Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

Хазанкин, Роман Григорьевич

Р. Г. Хазанкин является создателем системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика»:

По каждой теме достаточно выделить несколько, обычно не более 7-8 «ключевых» задач; почти все остальные задачи можно свести к одной из них или их композиции.

Решение большинства довольно трудных задач даже на математических олимпиадах сводится в конечном итоге к  умелому распознанию небольшого числа идей, отраженных учителем в ключевых задачах.

Накануне урока-консультации ученики получают домашнее задание – подготовить карточки с условиями задач по теме, которые они не могли решить или решение которых интересует учащихся. Заметим, что такое задание не является неожиданным.

В ходе каждого зачета требуется постоянно возвращаться к одним и тем же вопросам, например: формулы сокращенного умножения, признаки равенства треугольников, действия над дробями, решение линейных уравненийи квадратных уравнений, теорема Пифагора и так далее.

Школьная программа сведена к некоторому мини­муму, за рамками которого остаются такие интереснейшие вопросы, как Принцип Дирихле, «Правило крайнего», «инварианты», метод математи­ческой индукции, сравнение по модулю, метод перебора и т.д. Постепенно было отобрано 75 таких тем – эти темы стали «ключевыми» в содержании внеклассной работы по математике.

school.khazankin.ru, Хазанкин Григорий:

Курсы для учителей математики. Решение задач по планиметрии, часть 3

Курсы для учителей математики. Решение задач по планиметрии, часть 2

Курсы для учителей математики. Решение задач по планиметрии, часть 1

Список видеоклипов (school.khazankin.ru/video/)

Р. Г. Хазанкин. «Чему и как учить детей в современной школе, и какой, при этом, должен быть результат»

Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)

Eidos.Ru > Дистанционное образование:

Основная цель исследований Научной школы – проектирование и реализация человекосообразного типа образования. Эта задача выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации:

В основе разработанной нами эвристической стратегии лежат следующие принципы:

• Принцип человекосообразности образования (в основе образования - потенциал, миссия и цели ученика, его индивидуальная образовательная траектория).

• Принцип продуктивности образования (смысл образования – создание образовательных продуктов – внутренних и внешних по отношению к ученику).

• Принцип метапредметных основ содержания образования (освоение фундаментальных образовательных объектов как метапредметных первосмыслов учебных предметов).

• Принцип ситуативности обучения (открытые задания с непредсказуемыми результатами по отношению к общим для всех метапредметным объектам).

• Принцип сопровождающего обучения (первичность образовательных результатов ученика и вторичность изучения культурных аналогов).

• Принцип презентации образовательных продуктов и телекоммуникаций учащихся по отношению к ним (на основе интеграции педагогических и ИКТ-технологий).

• Принцип образовательной рефлексии (соотношение миссии и целей ученика с его результатами).

Для разных субъектов телекоммуникаций мы разработали и реализовали на практике определённые виды их продукции и организационные формы дистанционной деятельности:

1. Школьники –> образовательная продукция –> дистанционная эвристическая олимпиада, дистанционный конкурс, дистанционный проект, дистанционный урок, дистанционная конференция с онлайн-защитой творческих работ.

2. Учителя школ, преподаватели вузов, методисты –> методическая продукция –>дистанционный оргдеятельностный курс, профессиональные конкурсы «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», «Современный урок», дистанционная стажировка, дистанционная педпрактика, Интернет-педсовет.

3. Ученые, соискатели, учителя-экспериментаторы –> научно-педагогическая продукция –> дистанционный методологический семинар, дистанционная научно-практическая конференция, очно-дистантные семинары и конференции, дистанционный Учёный совет.

Что такое современный урок:

7 ГЛАВНЫХ КРИТЕРИЕВ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1. Это урок самореализации ученика

2. Это урок открытия нового

3. Это урок создания образовательной продукции

4. Это урок развития компетентностей

5. Это урок коммуникаций – очных или дистантных

6. Это метапредметный урок

7. Это урок социального учёта

Компетенции успеха в образовании:

Успех – не только конечный статичный результат, успех – следование своему предназначению, своему Пути.

Успех – осознание личной эффективности, удовлетворённость результатом на определённом этапе, стимулирующий определение новых целей, отражающих осознание своего назначения, своей миссии.

Понятие успеха – относительно. То, что в одной педагогической системе успешно, в другой может быть наоборот. Например, сдать скачанный из интернета реферат – это норма успеха в традиционной системе обучения. С позиций человекосообразного образования содержание успеха иное.

Изобретение велосипеда:

Важным элементом эвристического обучения выступает деятельность учащихся по сопоставлению своих образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами. Перечислим этапы этой деятельности:

1 этап. Учитель задаёт культурный аналог вместе с его методологической структурой для того, чтобы каждый ученик мог выделить соответствующие элементы этой структуры в своём образовательном продукте и мог впоследствии сопоставить его с аналогом по определённым признакам. Например, для ученических продуктов типа "моя теория" задаются структурные элементы, присущие любой теории: исходные предпосылки, основные понятия, положения, законы, опытные подтверждения или доказательства теории, выводы теории, её применение; каждый ученик конструирует "свою теорию" с точки зрения наличия в нём указанных элементов.

2 этап. Ученики сравнивают свои образовательные продукты между собой и с введёнными учителем культурными аналогами по заданным признакам, например, по структурным элементам теории.

3 этап. Каждый ученик устанавливает не только сходство, но и отличие своего образовательного продукта с другими по обозначенным признакам.

4 этап. Ученик самоопределяется по отношению к сопоставляемым продуктам-аналогам, уточняет, видоизменяет или трансформирует свой первичный образовательный продукт.

5 этап. Учебная деятельность продолжается в одном из следующих направлений:

а) ученик утверждается в "правильности" своего образовательного продукта, развивает и дополняет его;

б) ученик модифицирует свой продукт;

в) ученик отбрасывает свой первичный продукт и берёт за основу иной продукт, например, культурный аналог.

6 этап. В ситуации неопределённости, вызванной сопоставлением разных точек зрения или подходов, происходит интенсивная методологическая работа ученика по формированию личной познавательной позиции, поиску форм дальнейшей деятельности. Одновременно с решением локальной познавательной задачи ученик выстраивает мировоззренческую платформу образовательной деятельности, которая помогает ему в дальнейшем решать встречающиеся образовательные проблемы.

7 этап. Познание объекта и продуктов-аналогов прекращается и внимание субъектов познания переключается на осознание выполненной деятельности и её результатов. Рефлексивная деятельность позволяет уточнить результаты по учебному предмету (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах); а также выявить результаты методологического типа, которые обнаруживаются в следующем:

а) выявляются способы эвристической деятельности, которые применялись коллективно и индивидуально, составляется классификация способов, или обозначается их перечень;

б) осознаются рождённые идеи, образы, подходы, обнаруженные принципы, закономерности, схемы и другие образовательные продукты, созданные как отдельными учениками, так и коллективно;

в) формулируются возникшие проблемы, анализируются пути и способы их решения;

г) выявляются трудности, условия и причины их появления; обозначаются результаты, полученные в ходе решения трудностей и проблем;

д) выявляются и конструируются основы дальнейших образовательных планов, программ и проектов, вытекающих из осуществлённой деятельности, в том числе и рефлексивной.

Человекосообразность сетевой педагогики: дидактический аспект:

Рассмотрим ряд дидактических аспектов проектирования содержания дистантных мероприятий. Временные рамки урока – формы образования – определяются смыслами и целями образования, его содержанием, которое на сегодня преимущественно монологично. Это означает, что время урока определяется интенсивностью и длительностью передачи информации (вертикальный канал связи «учитель-ученик»), осмыслением, запоминанием, воспроизводством информации. Исходя из данного тракта, рассчитывается: количество участников урока (20-30 учеников в классе), время его проведения (40-45 минут). Однако создание учащимся собственного образовательного продукта (например, целей урока, результата выполненного задания, рефлексии и пр.), возможность для его сравнения с продуктами других учащихся ставят новые вопросы: Каков оптимальный состав дистантного класса? Одинаковый ли возраст учащихся должен быть при проведении дистантных уроков? Какова продолжительность подобных уроков? Образовательный продукт каждого участника групповых дистанционных коммуникаций содержит в себе когнитивный, аффективный, рефлексивный (поведенческий) продукты. Получаемый в результате коммуникаций коллективный образовательный продукт имеет количественно и качественно большую значимость, нежели индивидуальный образовательный продукт каждого из участников дискуссии. Действительно, феномен групповой поляризации в социальной психологии свидетельствует, что коллективное обсуждение группы усиливает первоначальные установки каждого из членов этой группы. Следовательно, группа в результате коллективной дискуссии приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов. Например, согласно мнению американских психологов, групповое обсуждение порождает в два раза больше идей в сравнении с ситуациями, когда те же люди работают единолично (Э.Холл, Д.Моутон, Р.Блэйк). При этом коллективный продукт группы (например, какое-либо решение) отличается большей точностью, чем индивидуальные продукты (решения, суждения).

Eidos.Ru > Интернет-журнал «Эйдос». Методика в школе


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.