с профессиональной относительностью психического — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

с профессиональной относительностью психического

2022-02-10 25
с профессиональной относительностью психического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Склада человека

Разумеется, выше были приведены очень обобщенные харак­теристики человека как субъекта деятельности в разных типах про­фессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с от­дельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить. Это все равно, что костюм усредненного размера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще ожидать от него улыбку удоволь­ствия.

Вот почему оптант должен усвоить мысль, что ему совершенно необходимо проводить и самостоятельное углубленное изучение частных случаев — каких-то интересующих именно его профес­сий.

Для этого полезна некоторая схема-программа (перечень во­просов, на которые надо самостоятельным усилием поискать от­веты).

Она может быть такой:

196

Программа-схема ориентировочного изучения профессии для целей профессионального самоопределения

1. Что делают представители данной профессии:

а) в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, лепта — какая и во что);

б) особенности практической деятельности и перечень исполнитель­ных действий;

в) особенности познавательной деятельности и перечень гностиче­ских действий (что должен распознать, удержать в памяти, определить, придумать).

2. В чем состоят особенности знаний, элементов опыта, умений ус­пешных представителей данной профессии.

3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных про­цессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).

4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внима­ние, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).

5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-воле­вых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.

6. Каковы желательные особенности отношений личности (к окружа­ющему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).

7. Каковы желательные особенности направленности личности, си­стемы побуждений (что превыше всего ценят профессионалы, что лю­бят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

8. Каковы особенности творческости (креативности).

9. Каковы особенности саморегуляции.

10. Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психо­логические) к выбору профессий этого типа и какие качества данная профессия развивает у человека.

Когда человек покупает арбуз, картошку или селедку, он тут же проводит небольшое товароведческое исследование (не слиш­ком ли размяк товар, не отдает ли посторонним запахом и пр.). Что касается поворота на жизненном пути, выбора или смены профессии, то это факт построения судьбы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессио-ведческое исследование?

Ближайший круг взрослых профессионалов, которые могли бы быть удобным источником необходимой профессиоведческой ин­формации для учащихся — это родители, лица, их заменяющие.

Рекомендуем для изучения превосходную книгу для педагогов, обстоятельно излагающую систему и разнообразные формы так на­зываемой профинформационной работы со старшеклассниками: Система профинформационной работы со старшеклассниками / Под ред. Федоришина. — Киев, 1988. Эта книга не устарела и в наши дни. В ней обсуждаются вопросы организации и методики профинформационных уроков, профессиографических встреч, экс­курсий, а также и самостоятельных исследований профессий уча­щимися.

В связи с рассмотренными выше характеристиками разно­типных профессионалов возникает, в частности, один вопрос, важный для теории и практики профессионального самоопре­деления и педагогического руководства этим процессом. А имен­но: формирует ли у человека типичная профессиональная дея­тельность соответствующий психический склад или же, наобо­рот, человек, выстраивая свой профессиональный путь, пред­почитает определенные виды деятельности в соответствии со своим психическим складом? Психический склад — это, в час­тности, видение мира, тип миропонимания и мироотношения. Возможно, сообразно этому человек выбирает определенную профессию или «застревает» в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, «естественного профотбора»?

Скорее всего, здесь мы имеем некоторую диалектику того и другого факторов. Но в любом случае по отношению и к потенци­альным (будущим), и к функционирующим и развивающимся субъектам профессиональной деятельности возникают, в частно­сти, задачи их компенсаторной информационно-профессиовед-ческой поддержки и коррекции во многих ответственных ситуа­циях. А именно, в ситуациях обдумывания предстоящего профес­сионального пути, выбора учебного профессионального заведе­ния, при проектировании систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, при обдумывании очередных шагов на профессиональном трудовом пути. Например, в ситуации смены профессии или при вынужденной перемене труда, обусловлен­ной частичной утратой трудоспособности или безработицей, а также в социальной, организационно-хозяйственной, профессио­нально-педагогической работе по анализу, профилактике и прео­долению разного рода конфликтов.

Основные идеи

Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же целостности, и в результате он предстает им существенно различным образом (то, что у одних профессионалов — на переднем пла­не, другим просто может не приходить в голову).

Это не плохо и не хорошо, а просто факт. Его полезно учитывать, в част­ности, при проведении работы по профессиональному просвещению уча­щихся, при расширении их представлений о жизни общества, при контакте с профессионалами. Таковыми могут быть и родители учащихся, и люди, приглашенные в школу для бесед о тех или иных сферах труда (в частно­сти, бывшие выпускники), и представители организаций, шефствующих над школой.

198

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания

1. Побеседуйте (индивидуально) с представителями определенной специальности (например, педагогами), различающимися по опыту и стажу работы (скажем, с имеющими стаж не более одного-двух лет и имеющими более чем десятилетний стаж).

Предмет беседы — профессионально важные личные качества специ­алиста.

Проверьте при этом, одинаково или по-разному видят «комплекты» профессионально важных качеств начинающие работники, с одной сто­роны, и многоопытные — с другой; что сходно и что различно в виде­нии указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работ­ников?

Постарайтесь предположить, в чем состоят причины найденных раз­личий во мнениях работников.

2. Предложите студентам разных факультетов вашего вуза составить для целей профессионального просвещения школьников краткое описа­ние (на страничку-полторы) хотя бы одной какой-либо (одной и той же всем) распространенной профессии (скажем, продавца, проводника пас­сажирских вагонов дальнего следования, программиста, журналиста, пилота гражданской авиации и т.п.).

Проанализировав полученные описания, постарайтесь выяснить, есть ли неслучайные различия в видении студентами разных специализаций внутреннего мира профессионала и его поведения; есть ли различия в подробности описаний, в их информационных и мотивирующих состав­ляющих.

Постарайтесь сформулировать предположения о причинах найденных различий в образе мыслей обследованных студентов.

3. Как вы полагаете, жизненный путь человека чем-то жестко предоп­ределен (скажем, астрологическими факторами) или обычно есть вари­анты выбора и построения жизни по своему разумению?

Литература

Ваграмян М. В. Трудности в процессе становления профессионализма учителя. — М., 1999.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Матушкин С. Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски. — Че­лябинск, 1998.

Психодиагностика мотивации: Метод, пособие / Сост. Г.Н.Казанце­ва, К.Р.Сидоров. — Ижевск, 2002.

Система профинформационной работы со старшеклассниками / Под ред. Б. А.Федоришина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев, 1988.

 

 

Часть III

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА

ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Курс возрастной психологии в педагогических вузах традици­онно ориентирован на развитие человека от рождения до ранней юности (как бы до выпуска подрастающего человека из школы, что вполне оправдано профессиональными функциями обычного педагога). Но, конечно, наука о возрастном психическом разви­тии человека должна охватывать и периоды зрелости, взрослости и старения, поскольку человек всегда «помечен» некоторым воз­растом. В настоящее время в силу ряда причин эти периоды оказа­лись предметом других специальных областей знания — акмеоло-гии, геронтологии.

И как область научных исследований, разработок возрастная психология традиционно многие годы была фактически ориенти­рована на внутрисистемные цели дошкольного детского учрежде­ния, семьи (подготовка к школе) и школы (обеспечение успева­емости, дисциплины, хорошего «выпуска»), оставляя несколько в стороне, в частности, многие аспекты отдаленной стратегиче­ской цели — подготовки подрастающего человека как потенци­ального, будущего профессионала.

Могут сказать: «Как же так? А работа в области трудового вос­питания и обучения, профориентации и профконсультации! Раз­ве в течение ряда последних десятилетий было предпринято мало усилий в области теории и практики?»

Нет, их было не мало, и они давали положительный воспита­тельный эффект. Но приходится признать, что «классические» пе­дагоги подчас устранялись от работы по ориентированию молоде­жи в многоликом мире профессий, а вопросами ее подготовки к труду довольно часто занимались «неофиты», пришедшие из раз­ных отраслей народного хозяйства, но не взращенные в пед­институтах и поэтому не всегда хорошо видевшие собственно пе­дагогическую реальность. Это не чья-то вина, а нормальное, пре­одолеваемое противоречие развития системы образования, это факт.

Точно так же и основной массив психологических публикаций (не все, конечно) был в течение последних десятилетий далек от

200

конкретного рассмотрения мира профессионального труда: обхо­дился без представлений о разнообразии профессиональных общ­ностей, видов профессиональной деятельности и людей-профес­сионалов.

Хорошим исключением из этого ряда был учебник Б.М.Теп-лова для средней школы «Психология», выдержавший в 40 — 50-х гг. истекшего века много переизданий. Его автор вел с молодежью речь о выборе будущей профессии именно в аспекте самоопреде­ления: «Чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявля­ются. Высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя...»1.

Обращаясь с изложением курса психологии к старшеклассни­кам, Б.М.Теплов, несмотря на крайний недостаток в научной итературе необходимых профессиографических сведений, стре-ился буквально пронизать свой учебник примерами проявле-ия психики у представителей различных профессий. Напри-ер, новаторов сельского хозяйства, агрономов, биологов, трак-ористов, шахтеров, общественных организаторов, учителей, рачей, военнослужащих, людей, занятых переработкой зна-овой или художественной информации, — стенографисток, орректоров, наборщиков, машинисток, актеров, художников, исателей, музыкантов. В названном учебнике упомянуто более отни профессий.

Оставим напрашивающийся вопрос, насколько пострадало дело рофессионального самоопределения молодежи в связи с исклю-ением курса психологии из учебного плана средней школы пос­ле 1958/59 учебного года. Напомним слова Б.М.Теплова: «Психо­логия дает возможность понимать самого себя... А знать себя не­обходимо для самовоспитания... для того, чтобы сознательно выб­рать такую специальность, такую работу, в которой можно при­нести больше всего пользы родине и получить больше всего удов­летворения»2.

Но в целом и по сей день возрастно-психологическая, соци­ально-психологическая, медико-психологическая и общепсихо­логическая литература недостаточно культивирует проблематику именно профессионального статуса, развития, активности чело­века как профессионала.

1 Теплое Б.М. Психология: Учебник для средней школы. — М., 1953. — С. 230.

2 Там же. — С. 12.

201


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.