Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-02-10 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Склада человека
Разумеется, выше были приведены очень обобщенные характеристики человека как субъекта деятельности в разных типах профессий. А все типовое, как правило, не во всем совпадает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части может ему и противоречить. Это все равно, что костюм усредненного размера (причем не разбирая, мужской он или женский) пытаться надеть на реального человека, да еще ожидать от него улыбку удовольствия.
Вот почему оптант должен усвоить мысль, что ему совершенно необходимо проводить и самостоятельное углубленное изучение частных случаев — каких-то интересующих именно его профессий.
Для этого полезна некоторая схема-программа (перечень вопросов, на которые надо самостоятельным усилием поискать ответы).
Она может быть такой:
196
Программа-схема ориентировочного изучения профессии для целей профессионального самоопределения
1. Что делают представители данной профессии:
а) в чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, лепта — какая и во что);
б) особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;
в) особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий (что должен распознать, удержать в памяти, определить, придумать).
2. В чем состоят особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей данной профессии.
3. Каковы особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).
4. Каковы особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).
|
5. Каковы особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.
6. Каковы желательные особенности отношений личности (к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе).
7. Каковы желательные особенности направленности личности, системы побуждений (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).
8. Каковы особенности творческости (креативности).
9. Каковы особенности саморегуляции.
10. Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психологические) к выбору профессий этого типа и какие качества данная профессия развивает у человека.
Когда человек покупает арбуз, картошку или селедку, он тут же проводит небольшое товароведческое исследование (не слишком ли размяк товар, не отдает ли посторонним запахом и пр.). Что касается поворота на жизненном пути, выбора или смены профессии, то это факт построения судьбы. Чего же удивляться, если здесь в каждом случае рекомендуется небольшое профессио-ведческое исследование?
Ближайший круг взрослых профессионалов, которые могли бы быть удобным источником необходимой профессиоведческой информации для учащихся — это родители, лица, их заменяющие.
Рекомендуем для изучения превосходную книгу для педагогов, обстоятельно излагающую систему и разнообразные формы так называемой профинформационной работы со старшеклассниками: Система профинформационной работы со старшеклассниками / Под ред. Федоришина. — Киев, 1988. Эта книга не устарела и в наши дни. В ней обсуждаются вопросы организации и методики профинформационных уроков, профессиографических встреч, экскурсий, а также и самостоятельных исследований профессий учащимися.
В связи с рассмотренными выше характеристиками разнотипных профессионалов возникает, в частности, один вопрос, важный для теории и практики профессионального самоопределения и педагогического руководства этим процессом. А именно: формирует ли у человека типичная профессиональная деятельность соответствующий психический склад или же, наоборот, человек, выстраивая свой профессиональный путь, предпочитает определенные виды деятельности в соответствии со своим психическим складом? Психический склад — это, в частности, видение мира, тип миропонимания и мироотношения. Возможно, сообразно этому человек выбирает определенную профессию или «застревает» в какой-то профессии в порядке трудовых проб, профессиональных миграций, «естественного профотбора»?
|
Скорее всего, здесь мы имеем некоторую диалектику того и другого факторов. Но в любом случае по отношению и к потенциальным (будущим), и к функционирующим и развивающимся субъектам профессиональной деятельности возникают, в частности, задачи их компенсаторной информационно-профессиовед-ческой поддержки и коррекции во многих ответственных ситуациях. А именно, в ситуациях обдумывания предстоящего профессионального пути, выбора учебного профессионального заведения, при проектировании систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, при обдумывании очередных шагов на профессиональном трудовом пути. Например, в ситуации смены профессии или при вынужденной перемене труда, обусловленной частичной утратой трудоспособности или безработицей, а также в социальной, организационно-хозяйственной, профессионально-педагогической работе по анализу, профилактике и преодолению разного рода конфликтов.
Основные идеи
Представители разнотипных профессий выделяют в окружающем мире не одни и те же целостности, и в результате он предстает им существенно различным образом (то, что у одних профессионалов — на переднем плане, другим просто может не приходить в голову).
Это не плохо и не хорошо, а просто факт. Его полезно учитывать, в частности, при проведении работы по профессиональному просвещению учащихся, при расширении их представлений о жизни общества, при контакте с профессионалами. Таковыми могут быть и родители учащихся, и люди, приглашенные в школу для бесед о тех или иных сферах труда (в частности, бывшие выпускники), и представители организаций, шефствующих над школой.
|
198
Задания, упражнения, вопросы для обдумывания
1. Побеседуйте (индивидуально) с представителями определенной специальности (например, педагогами), различающимися по опыту и стажу работы (скажем, с имеющими стаж не более одного-двух лет и имеющими более чем десятилетний стаж).
Предмет беседы — профессионально важные личные качества специалиста.
Проверьте при этом, одинаково или по-разному видят «комплекты» профессионально важных качеств начинающие работники, с одной стороны, и многоопытные — с другой; что сходно и что различно в видении указанной субъектной реальности у начинающих и опытных работников?
Постарайтесь предположить, в чем состоят причины найденных различий во мнениях работников.
2. Предложите студентам разных факультетов вашего вуза составить для целей профессионального просвещения школьников краткое описание (на страничку-полторы) хотя бы одной какой-либо (одной и той же всем) распространенной профессии (скажем, продавца, проводника пассажирских вагонов дальнего следования, программиста, журналиста, пилота гражданской авиации и т.п.).
Проанализировав полученные описания, постарайтесь выяснить, есть ли неслучайные различия в видении студентами разных специализаций внутреннего мира профессионала и его поведения; есть ли различия в подробности описаний, в их информационных и мотивирующих составляющих.
Постарайтесь сформулировать предположения о причинах найденных различий в образе мыслей обследованных студентов.
3. Как вы полагаете, жизненный путь человека чем-то жестко предопределен (скажем, астрологическими факторами) или обычно есть варианты выбора и построения жизни по своему разумению?
Литература
Ваграмян М. В. Трудности в процессе становления профессионализма учителя. — М., 1999.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
Матушкин С. Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски. — Челябинск, 1998.
Психодиагностика мотивации: Метод, пособие / Сост. Г.Н.Казанцева, К.Р.Сидоров. — Ижевск, 2002.
Система профинформационной работы со старшеклассниками / Под ред. Б. А.Федоришина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев, 1988.
|
Часть III
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА
ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Курс возрастной психологии в педагогических вузах традиционно ориентирован на развитие человека от рождения до ранней юности (как бы до выпуска подрастающего человека из школы, что вполне оправдано профессиональными функциями обычного педагога). Но, конечно, наука о возрастном психическом развитии человека должна охватывать и периоды зрелости, взрослости и старения, поскольку человек всегда «помечен» некоторым возрастом. В настоящее время в силу ряда причин эти периоды оказались предметом других специальных областей знания — акмеоло-гии, геронтологии.
И как область научных исследований, разработок возрастная психология традиционно многие годы была фактически ориентирована на внутрисистемные цели дошкольного детского учреждения, семьи (подготовка к школе) и школы (обеспечение успеваемости, дисциплины, хорошего «выпуска»), оставляя несколько в стороне, в частности, многие аспекты отдаленной стратегической цели — подготовки подрастающего человека как потенциального, будущего профессионала.
Могут сказать: «Как же так? А работа в области трудового воспитания и обучения, профориентации и профконсультации! Разве в течение ряда последних десятилетий было предпринято мало усилий в области теории и практики?»
Нет, их было не мало, и они давали положительный воспитательный эффект. Но приходится признать, что «классические» педагоги подчас устранялись от работы по ориентированию молодежи в многоликом мире профессий, а вопросами ее подготовки к труду довольно часто занимались «неофиты», пришедшие из разных отраслей народного хозяйства, но не взращенные в пединститутах и поэтому не всегда хорошо видевшие собственно педагогическую реальность. Это не чья-то вина, а нормальное, преодолеваемое противоречие развития системы образования, это факт.
Точно так же и основной массив психологических публикаций (не все, конечно) был в течение последних десятилетий далек от
200
конкретного рассмотрения мира профессионального труда: обходился без представлений о разнообразии профессиональных общностей, видов профессиональной деятельности и людей-профессионалов.
Хорошим исключением из этого ряда был учебник Б.М.Теп-лова для средней школы «Психология», выдержавший в 40 — 50-х гг. истекшего века много переизданий. Его автор вел с молодежью речь о выборе будущей профессии именно в аспекте самоопределения: «Чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя...»1.
|
Обращаясь с изложением курса психологии к старшеклассникам, Б.М.Теплов, несмотря на крайний недостаток в научной итературе необходимых профессиографических сведений, стре-ился буквально пронизать свой учебник примерами проявле-ия психики у представителей различных профессий. Напри-ер, новаторов сельского хозяйства, агрономов, биологов, трак-ористов, шахтеров, общественных организаторов, учителей, рачей, военнослужащих, людей, занятых переработкой зна-овой или художественной информации, — стенографисток, орректоров, наборщиков, машинисток, актеров, художников, исателей, музыкантов. В названном учебнике упомянуто более отни профессий.
Оставим напрашивающийся вопрос, насколько пострадало дело рофессионального самоопределения молодежи в связи с исклю-ением курса психологии из учебного плана средней школы после 1958/59 учебного года. Напомним слова Б.М.Теплова: «Психология дает возможность понимать самого себя... А знать себя необходимо для самовоспитания... для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения»2.
Но в целом и по сей день возрастно-психологическая, социально-психологическая, медико-психологическая и общепсихологическая литература недостаточно культивирует проблематику именно профессионального статуса, развития, активности человека как профессионала.
1 Теплое Б.М. Психология: Учебник для средней школы. — М., 1953. — С. 230.
2 Там же. — С. 12.
201
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!