Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-02-10 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В профессиях типа П (обозначение раскрыто в главе 7) мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат этой области. Земля видится как носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода: площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ. Леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы. Это и подчищение лесных просек, и мытье доильных аппаратов, и добавки, обогащающие корма питательными и биологически активными веществами, и тонкости состояния мицелия, и тончайшие препараты ддя изучения под микроскопом, и допустимые заменители молока для телят и пр. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые. И представления об этих «чужих» объектах хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же незаметны в его речи.
Цивилизация, культура человечества мыслятся здесь как культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т. п. Люди видятся как потребители даров природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения мыслятся как все то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием ее даров и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.
|
Условия существования и развития человека представляются как все то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой. Истоки всего перечисленного видятся в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это здесь, прежде всего, то, что связано с использованием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на нашей планете.
Примеры типичных целостностей («гештальтов», «квантов»), мысленно выделяемых работниками в мире: стерильная вода; питательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свойства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасение их от уничтожения; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз.
Представители профессий рассматриваемого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом значении этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда (т.е. предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Специалисты создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве — это не просто механик-водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.
|
176
В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще недостаточно механизированной работы, и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками. Есть от чего утомиться, устать.
Но не следует недооценивать познавательной, умственной стороны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным законам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение плано-ерно наблюдать биологические объекты — будь то растения, житные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, о и предугадывать события в каком-то сложном биологическом роцессе, причем делать это своевременно, поскольку часто воз-ожны необратимые изменения — заболевание, гибельорга-измов, снижение удоя молока, привеса, нагула молодняка, поражение растений вредителями и т.п.
Профессионал здесь не только должен иметь необходимый кру-,зор в общих основах и узкоспециальной области растениевод-ва, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания (биологии, 'Чмии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенауч-ое, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое знание — с другой — знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Процессы и события, с которыми сталкивается ра-отник, сложны. Поэтому нельзя следовать вполне и часто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже неред-о в быту стереотипу подведения частного случая под общее по-ятие. Например, зная, что сахар растворяется в воде, я совершенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, например, оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требу-; ется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание. И притом очень большое по объему — ничуть не уступающее иной академической компетенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к данному типу виды производства не предполагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А. В. Суворова).
|
Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей рассматриваемого типа профессий разнообразны: от навыков рисования (уметь при необходимо сти зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управлении машинами и их комплексами.
В некоторых случаях требуются бережные движения (в обрашс нии с семенами, с новорожденным молодняком животных), и некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительные физп ческие нагрузки.
Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологи ческими объектами. Важны способность и умение своевременно принимать оптимальные решения.
Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Береж ность и аккуратность в отношении к живым объектам — непрс менное личное качество профессионала.
Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Работники должны любить природу, живое в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некото рых влечет к лабораторной работе, а некоторых к природной об становке. Например, истинный ботаник, флорист тот, кого тяне I в поле, лес, на луг, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустро енностью и пр.
Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблю дателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевид ная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся для человечества очередным аралом или чернобылем).
|
При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом. Культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биологических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосообразными — ограничениями. Разумеется, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т. п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений.
Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходь-
178
\ (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), фьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особо-) уважительного отношения к живому.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!